Научная статья на тему 'АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НИВЕЛИРОВАНИЯ'

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НИВЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС COVID-19 / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БРЕМЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троцковский Александр Яковлевич, Сабына Елена Николаевна

Пандемия коронавирусной инфекции оказывает влияние не только на заболеваемость и смертность от инфекционных заболеваний, но и на рост безработицы и падение доходов, а также на все сферы жизни вследствие режима самоизоляции и карантинных мероприятий. Во многих аналитических материалах представлен анализ состояния экономической сферы в нашей стране, но вместе с тем очень мало публикаций, которые касались бы социально-экономического положения региональной экономики. Пандемия прямо или косвенно оказала влияние на все организации, но особенно пострадали туризм, гостиничное дело, фармацевтика, перевозка пассажиров, общественное питание, спорт и культура. Сложившаяся ситуация потребовала от органов государственной власти и местного самоуправления значительных организационных и финансовых ресурсов, направленных на минимизацию потерь в экономике: поддержка малого и среднего бизнеса, населения, а также организация работы испытывающих повышенную нагрузку медицинских учреждений в части перепрофилирования коечного фонда, оснащения стационаров дополнительным оборудованием, расходными материалами. Авторами проанализированы основные меры, принимаемые как федеральными, так и региональными властями для поддержания предпринимательской активности и населения в текущей ситуации в Алтайском крае. В статье даны рекомендации, направленные на минимизацию последствий COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTAI TERRITORY: CONSEQUENCES OF THE COVID-19 PANDEMIC AND DIRECTIONS FOR THEIR LEVELING

The coronavirus pandemic has an impact not only on the morbidity and mortality from infectious diseases, but also on an increase in unemployment and drop in income, as well as on all areas of life as result of self-isolation and quarantine measures. Many analytical materials provide an analysis of the state of the economic sphere in our country, but, at the same time, there are very few publications that would relate to the socio-economic situation of the regional economy. The pandemic has impacted all organizations directly or indirectly, but tourism, hospitality, pharmaceuticals, passenger transportation, catering, sports and culture are particularly affected. The current situation demanded from the state authorities and local self-government significant organizational and financial resources associated with both minimizing losses in the economy: supporting small and mediumsized businesses, the population, and organizing the work of medical institutions experiencing an increased load in terms of reprofiling beds, equipping hospitals with additional equipment, consumables. The authors analyzed the main measures taken by both federal and regional authorities to maintain entrepreneurial activity and the population in the current situation in the Altai Territory. The article provides recommendations aimed at minimizing the consequences of COVID-19.

Текст научной работы на тему «АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НИВЕЛИРОВАНИЯ»

УДК 332.1:338.1 (571.150) Э01: 10.14258/ерЬ202128

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ НИВЕЛИРОВАНИЯ1

А. Я. Троцковский1,2, Е. Н. Сабына1

1Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) 2Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск, Россия)

Пандемия коронавирусной инфекции оказывает влияние не только на заболеваемость и смертность от инфекционных заболеваний, но и на рост безработицы и падение доходов, а также на все сферы жизни вследствие режима самоизоляции и карантинных мероприятий.

Во многих аналитических материалах представлен анализ состояния экономической сферы в нашей стране, но вместе с тем очень мало публикаций, которые касались бы социально-экономического положения региональной экономики. Пандемия прямо или косвенно оказала влияние на все организации, но особенно пострадали туризм, гостиничное дело, фармацевтика, перевозка пассажиров, общественное питание, спорт и культура.

Сложившаяся ситуация потребовала от органов государственной власти и местного самоуправления значительных организационных и финансовых ресурсов, направленных на минимизацию потерь в экономике: поддержка малого и среднего бизнеса, населения, а также организация работы испытывающих повышенную нагрузку медицинских учреждений в части перепрофилирования коечного фонда, оснащения стационаров дополнительным оборудованием, расходными материалами. Авторами проанализированы основные меры, принимаемые как федеральными, так и региональными властями для поддержания предпринимательской активности и населения в текущей ситуации в Алтайском крае. В статье даны рекомендации, направленные на минимизацию последствий С0УГО-19.

Ключевые слова: коронавирус С0УГО-19, экономические последствия, региональное развитие, социально-экономическое бремя заболевания.

ALTAI TERRITORY: CONSEQUENCES OF THE COVID-19 PANDEMIC AND DIRECTIONS FOR THEIR LEVELING

A. Ya. Trotskovskiy12, E. N. Sabyna1

1Altay State University (Barnaul, Russia) institute of Economics and Industrial Engneering SB RAS (Novosibirsk, Russia)

The coronavirus pandemic has an impact not only on the morbidity and mortality from infectious diseases, but also on an increase in unemployment and drop in income, as well as on all areas of life as result of self-isolation and quarantine measures.

Many analytical materials provide an analysis of the state of the economic sphere in our country, but, at the same time, there are very few publications that would relate to the socio-economic situation of the regional economy. The pandemic has impacted all organizations directly or indirectly, but tourism, hospitality, pharmaceuticals, passenger transportation, catering, sports and culture are particularly affected.

The current situation demanded from the state authorities and local self-government significant organizational and financial resources associated with both minimizing losses in the economy: supporting small and medium-sized businesses, the population, and organizing the work of medical institutions experiencing an increased load in terms of re-profiling beds, equipping hospitals with additional equipment, consumables. The authors analyzed the main measures taken by both federal and regional authorities to maintain entrepreneurial activity

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири» (0260-2021-0005).

and the population in the current situation in the Altai Territory. The article provides recommendations aimed at minimizing the consequences of COVID-19.

Keywords: coronavirus COVID-19, economic impact, regional development, socio-economic burden of disease.

Введение. По состоянию на 14 марта 2021 г. с начала пандемии новой коронавирусной инфекции общее количество заболевших составило в Алтайском крае 45242 чел., в том числе 3094 детей до 17 лет. Выздоровели 10437, летальный исход от новой коронавирусной инфекции зафиксирован у 1647 человек. По данным коммуникационного Центра Правительства Российской Федерации, Алтайский край не относится к регионам с наибольшим числом заболеваний, занимает 21-е место по количеству зараженных среди всех регионов Российской Федерации. Стоит отметить, в октябре 2020 г. ситуация была иная. С 5 февраля 2021 г. происходит постоянное снижение выявленных случаев заражения. Но количество умерших не сокращается и остается на уровне 10-13 человек в день [1, 2].

В числе центральных проблем, которые встали в процессе борьбы с коронавирусом, по признанию Губернатора Алтайского края В. П. Томенко, — обеспечение оперативности оказания медицинской помощи. Она многогранна: многочасовые задержки при вызове скорой помощи, нехватка врачей, а также финансовых средств на выплаты сотрудникам стационарных социальных учреждений за работу в условиях карантина, отсутствие в должном количестве лабораторий и тест-систем и т. д. [3].

Вместе с тем пандемия коронавируса вскрыла реальные масштабы существующих явных проблем системы здравоохранения, в целом проводимой в России ее реформы, а также выявила их скрытые формы. Во-первых, это недостаточная обеспеченность населения медицинскими организациями и врачами многих специальностей (хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, инфекционистов, рентгенологов и других). Укомплектованность врачами (физическими лицами) по таким специальностям составляла в июле 2020 г. не более 55%. Разреженность сети медицинских организаций в сельских районах края связана с закрытием поликлиник и больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. Во-вторых, в резкой форме проявилась проблема подготовки квалифицированных медицинских работников и оказания им социальной поддержки на этапе обучения.

Особо следует сказать о таком важном показателе, как наличие свободного коечного фонда: всего ковидных коек — 2366, резервных — 523 (22%).

Конечно, указанное количество резервных коек в крае не отражает реально остроты проблемы, поскольку не учитывает территориальный фактор. Наиболее остро необходимость в коечном фонде ощущается, прежде всего, в крупных городах — Барнауле, Бийске, Рубцовске. На новую коронави-русную инфекцию обследовано 1252358 человек, привито 72670, из них 41280 — полностью вакцинированы (данные на 14 марта 2021 г.)

Органами государственной власти Алтайского края были приняты меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции еще до первого случая заболевания. В связи с угрозой ее распространения с 18 марта 2020 г. в регионе был введен режим повышенной готовности, при этом первый заболевший был официально зарегистрирован 29 марта. 31 марта 2020 г. был подписан Указ Губернатора № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19», в который впоследствии, с учетом изменения эпидемиологической обстановки, неоднократно вносились изменения [4].

Регион получил значительные ресурсы из федерального центра на борьбу с коронавирусной инфекцией: на выплаты медикам, работающим с СОУГО-19, работникам соцучреждений за особые условия труда в карантине, на перепрофилирование коек, приобретение оборудования, средств индивидуальной защиты, лекарств (в том числе для лечения больных в амбулаторных условиях). Кроме того, регион получил от Правительства Москвы комплекты средств индивидуальной защиты на 1 млрд 300 млн рублей.

В период прохождения «второй волны» 26 октября 2020 г. для снижения нагрузки на систему здравоохранения было вновь временно приостановлено проведение плановой госпитализации пациентов, за исключением отдельных случаев, ограничена плановая медицинская помощь в ам-булаторно-поликлиническом звене.

Для снижения остроты кадровой проблемы в здравоохранении для оказания помощи были привлечены около 1200 студентов учебных заведений медицинского профиля.

Исследование. Влияние коронавирусной инфекции на социально-экономическое развитие края. В силу воздействия множества факто-

ров на развитие региональной экономики и социальной сферы выделить в «чистом виде» влияние одного из них (СОУГО-19) не представляется возможным.

Бесспорно, коронавирусная инфекция оказала заметное негативное влияние на развитие края (табл. 1). Снизились темпы развития отраслей материальной сферы; из 33 наблюдаемых статистикой видов экономической деятельности, относящихся к материальной сфере, в 18 произошло снижение оборота.

Индекс промышленного производства составил за январь-декабрь 2020 г. 99,9% (в 2019 г. — 101,9 %). Особое значение для экономики края имеют обрабатывающие производства, где индекс производства равен 100,1% (в 2019 г. — 102,6%). Ситуация заметно разнится в зависимости от вида обрабатывающих производств. В целом из 23 видов уменьшение индекса производства произошло в 12, в том числе производства одежды, мебели, текстильных изделий, лекарственных средств, ремонт и монтаж машин и др. [5]

Таблица 1

Основные экономические показатели Алтайского края (2018-2020 гг.)

Наименование показателей Январь-декабрь 2018 г.,% к январю-декабрю 2017 г. Январь-декабрь 2019 г.,% к январю-декабрю 2018 г. Январь-декабрь 2020 г.,% к январю-декабрю 2019 г.

Индекс промышленного производства 100,5 101,9 99,1

Продукция сельского хозяйства 103,3 99,6 96,3

Ввод в действие жилых домов1 124,8 96,3 105,1

Оборот розничной торговли 101,3 101,0 92,0

Оборот оптовой торговли 106,5 100,9 80,1

Оборот общественного питания * 100,1 78,8

Объем платных услуг населению 102,0 100,9 92,9

Перевозки пассажиров * 95,8 70,9

Среднемесячная реальная начисленная заработная плата 109,3 104,8 103,6

Индекс потребительских цен 104,1 103,3 100,4

Численность официально зарегистрированных безработных 93 98,2 В 2,1 раза

*нет данных.

1 без учета жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства.

Объем продукции сельского хозяйства всех ее товаропроизводителей в январе-декабре 2020 г. по данным Алтайкрайстата составил- 143,3 млрд руб., или 96,3 % к соответствующему периоду 2019 г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в организациях составил 97,9%, хозяйствах населения — 96,6%, крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей — 91,2% [6].

Строительные организации, судя по итогам их работы в январе-декабре 2020 г., нельзя отнести к наиболее пострадавшим. Объем работ по сравнению с предыдущим годом вырос на 11,9% (в 2019 г. по сравнению с 2018 г. — на 2,5%). В январе-декабре 2020 г. на территории края с учетом домов, возведенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, построены 12176 квартир. Всего введено в действие жилых домов на 5,1% больше, чем за аналогичный период 2019 г.

Судить о влиянии пандемии на строительную отрасль, в том числе на ввод жилых домов можно будет только спустя 2-3 года. Одной из отраслей, испытавших на себе сильное негативное влияние пандемии, является транспорт. В первую очередь это коснулось пассажирских перевозок. В январе-декабре 2020 г. объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом по автобусным маршрутам общего пользования (без учета перевозки пассажиров по заказам, туристско-экскурсион-ным маршрутам на коммерческой основе и легковыми такси) уменьшился по сравнению с 2019 г. на 29,1%, пассажирооборот — на 32,2%.

Заметный тормозящий эффект пандемии ко-ронавирусной инфекции был зафиксирован в отраслях и видах деятельности на рынке товаров и услуг. Оборот розничной торговли в январе-декабре 2020 г. был в товарной массе на 8% меньше, чем в январе-декабре 2019 г., в том числе торговли пищевыми продуктами, непродовольственны-

ми товарами меньше на 5,6%. Более существенно неблагоприятная эпидситуация сказалась на состоянии общественного питания, где потери оборота за двенадцать месяцев 2020 г. по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. составили 12,2%. Наибольшие потери по сравнению с организациями торговли и общепита понесли организации оптовой торговли. Ее оборот за январь-декабрь 2020 г. достиг 498,2 млрд руб., что на 18,8% меньше, чем за январь-декабрь 2019 г. (в сопоставимых ценах). Состояние рынка платных услуг населению в Алтайском крае в январе-декабре 2020 г. характеризовалось аналогичными тенденциями: сокращение к соответствующему 2019 г. на 7,1%.

Отметим, что сокращение объема платных услуг коснулось практически всех из них, кроме почтовой связи и курьерских. В числе наиболее пострадавших оказались организации, предоставлявшие услуги учреждений культуры, туристические агентства, туроператоры, транспортные, санатории и курорты, организации физической культуры и спорта, где объем услуг сократился более чем на четверть. Из 12 отслеживаемых органами статистики видов бытовых услуг снижение объема было характерно для всех видов деятельности. Объем бытовых услуг в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил 94,8%. Организации, предоставляющие услуги по изготовлению и ремонту мебели, снизили объемы работ на 22,4%, бань и душевых — на 24,5 %, прачечных и химчисток — на 19,6 %, по ремонту, окраске и пошиву обуви — на 17,3%.

Серьезная ситуация наблюдается на рынке труда края. В течение всего 2020 г. шел процесс роста безработицы. На конец декабря 2020 г., по данным Управления Алтайского края по труду и занятости населения, численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, составила 37,4 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных — 36,0 тыс. человек, из них пособие по безработице получали 25,7 тыс., или 71,5 %. Численность безработных граждан увеличилась по сравнению с декабрем 2019 г. на 18,9 тыс. человек, или в 2,1 раза. Уменьшилась потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости, на 11,3%.

Большинство организаций Алтайского края, отреагировав на ухудшение экономической конъюнктуры, не пошли по пути сокращения работников, а снизили фонд оплаты труда, отправив сотрудников в отпуск за свой счет, либо перешли на неполный рабочий день. Тем не менее ситуация на рынке труда Алтайского края обострилась: нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, в расчете на 100 заявленных вакансий составила в декабре 2020 г. 175,4 чел., увеличилась в 1,6 раза.

Для получения сравнительной информации нами было проведено исследование последствий влияния коронавирусной инфекции на экономическое положение не только Алтайского края, но и других регионов Юга Сибири [7, 8, 9, 10].

Таблица 2

Основные экономические показатели регионов Юга Сибири (2020 г. в% 2019 г.)

Наименование показателей Кемеровская область Бурятия Хакасия Республика Алтай Забайкальский край Тыва1

Индекс промышленного производства 96 107,4 103,1 121,4 97,6 61,7

Продукция сельского хозяйства 106,6 100 101,1 95,9 99 102

Ввод в действие жилых домов * 102,8 116 89,5 78,7 83,8

Оборот розничной торговли 97,7 98,3 99,6 96,6 96,1 91,6

Оборот оптовой торговли * 95 * * 108,6

Оборот общественного питания * 82,4 * * 83,6 71,4

Объем платных услуг населению 87,3 89,4 93,9 93,9 89,6 86,2

Перевозки пассажиров * -37,1 * * 81,3

Среднемесячная реальная начисленная заработная плата 99,6 99,42 103,5 105,4 102,7 106,13

Индекс потребительских цен 103,3 106 104,24 105,34 103,8

Численность официально зарегистрированных безработных в 1,5 р. в 7,1 в. в 5,3 р. в 5 р. в 4,5 р

-¿Отсутствуют данные за 2020.

1 январь-ноябрь 2020 к январю-ноябрю 2019. 4 декабрь 2020 к декабрю 2019.

2 ноябрь 2020 к ноябрю 2019.

3 октябрь 2020 к октябрю 2019.

Как мы видим, пандемия не нанесла в краткосрочном периоде тяжелых последствий на основные сферы экономики соседних регионов. Среди основных факторов мы можем назвать увеличение в разы численности официально зарегистрированных безработных. Объяснение этому мы приводили ранее. Объем промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции пострадали незначительно, так же как и объем платных услуг и оборот розничной торговли.

В вопросах ужесточения или смягчения ограничительных мер региональные власти Алтайского края, как правило, следовали подходам, обозначенных на федеральном уровне. Так, в период так называемой «первой волны» (апрель-май 2020 г.) введенные в Алтайском крае ограничительные меры в основном находились в логике соответствующих указов Президента Российской Федерации и в целом соответствовали практике большинства регионов.

В период с июня до середины сентября прошлого года региональные власти принимали решения, как правило, направленные на постепенное смягчение или отмену ограничительных мер с учетом методических рекомендаций санитарных властей Российской Федерации. 7 июня 2020 г. в регионе был введен так называемый «первый этап» снятия ограничений (отменяются ограничения по выходу граждан из дома, разрешается деятельность организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, за исключением особо обозначенных: на занятие физической культурой на открытом воздухе, торговлю непродовольственными товарами и др.).

7 августа регион перешел ко «второму этапу» снятия ограничений (открытие детских садов, возврат к оказанию плановой медицинской помощи, разрешение деятельности спортивных объектов и др.). 15 сентября был введен «третий этап», при котором разрешается работа всех организаций, а также проведение мероприятий.

Вместе с тем постепенно в связи с новым этапом роста заболеваемости вновь принимаются решения, направленные на ужесточение ограничительных мер. Так, 30 октября 2020 г. приняты изменения в указы Губернатора Алтайского края № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции СОУГО-19» и № 77 «Об использовании гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания». Они касались ужесточения масочного режима и запретов на проведение зрелищно-развлекательных и досуговых мероприятий в период с 23:00 до 06:00 часов. 12 октября принято реше-

ние о введении «длинных» школьных каникул (с 26 октября по 8 ноября), 6 ноября было принято решение о продлении школьных каникул еще на неделю, с 9 по 16 ноября.

Меры государственной поддержки экономики, занятости и населения. Алтайский край относится к числу регионов, не имеющих достаточных бюджетных средств для борьбы с корона-вирусом. Поэтому центральное место этой работы занимают мероприятия и ресурсы федеральных органов власти. В частности, Алтайскому краю, по данным Министерства финансов региона, в рамках антикризисных мероприятий предоставлены средства в объеме 41,7 млрд руб. Меры поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства через банковскую систему и Федеральную налоговую службу, составили 9,5 млрд руб. Также в край поступили денежные средства из Пенсионного фонда Российской Федерации на поддержку семей с детьми в сумме 13,6 млрд руб. На поддержку бюджетной системы Алтайского края из федерального бюджета выделено 18,6 млрд рублей, в том числе на предупреждение распространения коронавирусной инфекции — 7,4 млрд руб. (рис.).

Рассмотрим более детально меры государственной поддержки, оказанные как федеральными, так и региональными властями.

Поддержка региональной экономики. Учитывая ограниченность имеющихся ресурсов, администрация края в конце марта 2020 г. сформировала перечень организаций, требующих первоочередной помощи. Очевидно, что критериями отбора организаций послужили не принадлежность к наиболее пострадавшим отраслям, а значимость для социально-экономического развития края, прежде всего, влияние на региональный рынок труда и социальную ситуацию в целом.

На федеральном уровне были созданы условия для поддержки занятости населения и поддержки предпринимательской инициативы. За апрель-май 2020 г. прямые субсидии на заработную плату получили более 14 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, ведущих бизнес в пострадавших отраслях экономики в общей сумме почти на 1,2 млрд руб. (по состоянию на 31 июля). Более 400 предпринимателей получили беспроцентные кредиты на зарплатные проекты (из расчета 1 МРОТ на 1 работника на 6 месяцев) на сумму более 950 млн руб. (по состоянию на 31 июля 2020 г.). На сумму чуть более 4,8 млрд руб. получили кредиты под 2% на возобновление деятельности (с возможностью списания при сохранении занятости) более 2300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по состоянию на 1 августа 2020 г.).

На антикризисную поддержку 41,7 млрд. руб.

Субъектам малого и среднего предпринммате/1 ьсгеа 9,5 млрд. руб

Семьям с детьми 13,6 млрд. руб.

Бюджетной системы Алтайского края 1S.6 млрд. ру5.

б том числе на предупреждение распространение корон а вирусной инфекции

7,4 млрд. руб.

N

насгимулиреющие выплаты за выполнение оообоважных работ, особые условия труда, выплату отпускным медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам, у которым выявлена новая коронавирусная инфекция 1Б73 791,8

тыс. руб.

>-V

на оснащение (переоснащенне) коечного фонда, обеспечение работников медицинских организаций средствами индивидуальной защиты. приобретение аппаратов ИВ Л - 947 299.9 тыс. руб.

дотагшн бюджетам субъектов РФ на сбалансированность - 2 401 309,3 тыс. руб.

на увеличение пособий но безработице, частичное возмещение расходов по оплате труда сотрудников при создании временных рабочих мест — 1 644 024,5 тыс. руб.

на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы госгарантии в сеязн с короигширусом - 251 324,1 тыс. руб.

на стимулирующие выплаты отпускные работникам стационарных учреждении ссцобслуживажня, работающим в закрытом режиме - 1S4 710,3 тыс. руб.

С л,

на оказание неотложных мер подаеракн СМиСП. докапнтализацшо государственных микрофннансовых организаций, предоставляющих малому1 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среднему бизнесу7 льготные займы -1:>8 515,4 тыс. руб.

на пособня по нетрудоспособности н е связи с материнством —134 341,4 тыс. руб.

на мероприятия, связанные с непрерывной раоотон региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами — 104 303,6 тыс. руб.

Финансовые меры поддержки Алтайского края в период новой коронавирусной инфекции

Была предоставлена отсрочка на уплату арендных платежей арендаторам государственного или муниципального имущества (15 заявителям). Принято положительное решение об от-

срочке (рассрочке) по уплате налогов и страховых взносов для 41 организации из числа субъектов МСП, стратегических, системообразующих и градообразующих организаций из пострадавших от-

раслей. Кроме того, введены меры по снижению налоговой и кредитной нагрузки как для бизнеса, так и для граждан на период действия ограничительных мер.

Помимо федеральных мер поддержки, в Алтайском крае были предложены меры региональной поддержки, которые направлены на поддержку инвестиционной деятельности, уменьшение административной нагрузки, совершенствование работы региональных институтов развития. В частности, региональными фондами смягчены условия по выдаче займов, решения о субсидировании действующих инвестиционных кредитов, о предоставлении отсрочки по уплате аренды по краевому имуществу.

Были приняты местные законы о переносе сроков уплаты курортного сбора (взимается в городе-курорте Белокуриха), а также о приостановлении взимания курортного сбора до 31 декабря 2020 г. и снижении ставки сбора в 2021-2022 гг. Это позволило снизить как нагрузку на санатории и иные средства размещения в г. Белокурихе, так и стоимость проживания для туристов. Также на законодательном уровне введен новый для Алтайского края налоговый режим для самозанятых.

Были предусмотрены дополнительные меры поддержки туристического сектора края — субсидирование части затрат субъектам туристской индустрии, она предусмотрена за приобретенное с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. антибактериального оборудования и дезинфицирующих средств и за проведение соответствующих процедур на объектах проживания и размещения туристов, а также на затраты по оплате электроэнергии и аренды офисов, используемых для оказания услуг по реализации тур-продукта. Объем субсидии может составить до 80% от фактически понесенных затрат.

Вместе с тем в связи с ограниченностью бюджетных ресурсов и высокой дотационностью территории в регионе с осторожностью подходили к введению дополнительных мер государственной поддержки бизнеса за счет средств краевого бюджета. Обсуждение возможности установления дополнительных мер поддержки вызывало широкий резонанс в предпринимательском сообществе и обществе в целом.

В крае также применялись принятые на федеральном уровне меры по поддержке занятости и по социальной поддержке населения.

Работникам, уволенным и признанным безработными после 1 марта текущего года, пособие по безработице в апреле-августе 2020 г. установлено в максимальном размере вне зависимости от их уровня дохода на предыдущем месте — получателями стали 22,6 тыс. человек, объем выплаченных средств составил 777 млн руб. Кроме того, семьям, в которых родители являются безработны-

ми и потеряли работу после 1 марта 2020 г., в апреле-сентябре 2020 г. производились дополнительные ежемесячные выплаты в размере по 3000 руб. на ребенка на общую сумму 162,5 млн руб. (получателями стали 12 тыс. человек на 19,3 тыс. детей). Также в июне-сентябре осуществлены аналогичные выплаты на детей для безработных, потерявших работу до 1 марта 2020 г., на общую сумму 90,9 млн руб. (получателями стали 12,3 тыс. человек на 20,1 тыс. детей).

Поддержка населения. Масштабные меры поддержки оказаны наиболее уязвимой части населения — семьям, имеющих детей. Это и выплаты на детей от 3 до 7 лет по 5 тыс. руб., детям до 3 лет — по 5 тыс. руб. в течение апреля, мая и июня, выплаты по 10 тыс. руб. детям до 16 лет. Наиболее масштабными стали выплаты на детей до 16 лет, на которые было направлено более 8,1 млрд руб. и получателями которых стали более 314 тыс. семей. Выплаты на детей от 3 до 7 лет на общую сумму 4,4 млрд руб. получили 79 тыс. семей с низким доходом.

Более 500 получателям предоставлена отсрочка погашения суммы основного долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам (займам), объем высвобожденных средств составил 557 млн руб. Также более 1,1 тыс. человек получили отсрочку по погашению суммы основного долга и уплаты процентов по кредитам (займам).

Значительное влияние на экономику оказало предоставление ипотечных кредитов под 6,5% на приобретение жилья по договорам долевого строительства. По состоянию на начало ноября 2020 г. кредиты получили более 4 тыс. заемщиков, объем выданных кредитных ресурсов составил более 8,1 млрд руб.

Организация работы медицинских учреждений в условиях распространения коронавирус-ной инфекции СОУГО-19. Для обеспечения готовности медицинских организаций Алтайского края к оказанию первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи при возникновении случаев заболевания корона-вирусной инфекцией был принят ряд мер по укомплектованию специалистами медицинских организаций региона. Министерством здравоохранения Алтайского края во исполнение поручения Президента Российской Федерации определен перечень медицинских организаций региона, планируемых к перепрофилированию для оказания медицинской помощи пациентам с СОУГО-19. На 100% была выполнена нормативная потребность по подключению коек к кислороду.

В связи с распространением СОУГО-19 на территории края в июле было предусмотрено развертывание 16 медицинских госпиталей, в том числе

семь — в г. Барнауле (три из них — на базе городских больниц, три — на базе специализированных краевых медицинских центров или больниц, а также на базе Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования Министерства здравоохранения Российской Федерации) и по од-ному-два — в каждом городе края на базе городских или центральных районных больниц.

На 15 июня 2020 г. в крае был создан резерв специалистов, в который вошли 401 врач и 489 средних медицинских работника. В оказании медицинской помощи в этот период были задействованы 280 врачей, 724 средних и 426 младших медицинских работников. Помимо этого, для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным СОУГО-19 принимали участие специалисты скорой медицинской помощи (62 врача и 447 средних медицинских работников), а также специалисты, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (545 врачей и 1121 человек среднего медицинского персонала). Кроме того, в этот период в медицинские организации края в соответствии с действующими сертификатами были трудоустроены 98 преподавателей на условиях внешнего совместительства и 7 преподавателей по основному месту работы. Был сформирован резерв для трудоустройства из числа профессорско-преподавательского состава, студентов и ординаторов ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет», преподавателей и обучающихся на выпускных курсах в медицинских колледжах. Подготовлен также резерв из специалистов медицинских организаций других ведомств и частных медицинских организаций. Сформированный резерв медицинских кадров позволил более эффективно укомплектовать медицинские организации в соответствии с установленными Министерством здравоохранения РФ требованиями для госпиталей.

На начало июня 2020 г. 7055 специалистов с высшим медицинским образованием всех специальностей из медицинских организаций Алтайского края (89% от их общего состава) прошли дополнительное обучение по лечению коронавирусной инфекции СОУГО-19 путем дистанционного освоения интерактивных образовательных модулей на портале непрерывного медицинского образования Министерства здравоохранения России, на специально созданных специализированных

сайтах ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет». Ежедневно проводился мониторинг обеспеченности средствами индивидуальной защиты медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь больным СОУГО-19. Тем не менее медперсонал подвергался и подвергается значительному риску заражения. С начала пандемии коронавируса и до начала июля 2020 г. в Алтайском крае СОУГО-19 выявили у 412 медработников, работающих в 68 лечебных учреждениях, в том числе в четырех частных.

Для профилактики распространения корона-вирусной инфекции организовано изолированное проживание медицинских работников в четырех специально оборудованных и оснащенных инфекционных госпиталях: в КГБУ «Санаторий «Обь», КГБУЗ «Краевой психоневрологический детский санаторий», Клинический лечебно-реабилитационный центр «Территория здоровья», санаторий-профилакторий «Тонус».

Произошли значительные изменения в системе оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлены целевые выплаты компенсационного характера и дополнительные выплаты стимулирующего характера для медицинских и иных работников, оказывающих медицинскую помощь гражданам с СОУГО-19, либо участвующих в той или иной степени в ее оказании. Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 415 от 12 апреля 2020 г. и № 484 на 11 июня 2020 г. работникам, имеющим право на стимулирующие выплаты в соответствии с данными постановлениями, они были выплачены в мае 2020 г. в полном объеме.

Из приведенного анализа видим, что несмотря на сложившиеся обстоятельства и ограничения, бизнес с помощью мер федеральной и региональной поддержки отчасти адаптировался, принял новые бизнес-модели и формы организации производства. Многие компании были вынуждены либо сократить, либо уменьшить заработную плату своим работникам. Перестали существовать те предприятия и организации, которые и до этого периода времени испытывали трудности. Но изменения могут стать и выгодными, если их поддержит государство с помощью грантов, кредитных и налоговых льгот [11, 12, 13, 14].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. В Алтайском крае за прошедшие сутки зарегистрировали 117 случаев инфицирования COVID-19, выздоровели 85 заболевших. URL: https://www.altairegion22.ru/territory/regions/pospelrain/news/? ELEMENT_ID = 908002/

2. Стопкоронавирус.рф. URL: https://xn — 80aesfpebagmfblc0a.xn — p1ai/

3. Губернатор Томенко поручил оперативнее оказывать медпомощь в Алтайском крае. URL: https:// www.alt.kp.ru/online/news/4069771/

4. Указ Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19». URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/2200202003310007/

5. Социально-экономическая ситуация в Алтайском крае в январе-декабре 2020 года. URL: http:// econom22.ru/economy/se-monitoring/yanvar-dekabr-2020.php?clear_cache=Y

6. Мониторинг развития сельского хозяйства Алтайского края (за январь-декабрь 2020 года). URL: https://www.altagro22.ru/activity/analytics/monitoring-razvitiya-selskogo-khozyaystva-altayskogo-kraya-za-yanvar-dekabr-2020-goda/

7. Информация об итогах социально-экономического развития Республики Алтай за январь-декабрь 2020 года. URL: https://altai-republic.ru/economy_finances/social-economic-tuation/social_economic_ development_january_december_2020.pdf/

8. Общая оценка социально-экономической ситуации. Социально-экономическое положение Республики Тыва в январе-ноябре 2020 года Доклад, № 1.37.2РТ/ URL: https://krasstat.gks.ru/storage/mediabank/ jwlUUGQd/1%2037%202%D0%A0% D0%A2%2011.pdf/

9. Промышленность Хакасии теряет былой оптимизм, но остается в плюсе. URL: https://19rus.info/ index.php/ekonomika-i-finansy/item/146542-promyshlennost-khakasii-teryaet-byloj-optimizm-no-ostaetsya-v-plyuse

10. Социально-экономическое положение республика Бурятия. URL: https://burstat.gks.ru/storage/ mediabank/g7yfgeXE/of_sep_202012.pdf/

11. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ Высшая школа экономики № 2 | 21.05.2020. URL: https:// www.hse.ru/pubs/share/direct/435321435.pdf/

12. Как скоро экономика России сможет вернуться к росту. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/ 2020/11/17/5fabc9289a79476ec20f16cc//№ 093. — 2020. — https://www.rbc.ru/newspaper/2020/11/17/ 5fabc9289a79476ec20f16cc/

13. Оценка последствий COVID-19 для экономики России. URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/2020/10/otsenka-posledstvij-covid-19-dlya-ekonomiki-rossii-shirov-a.a..pdf

14. Приложение к докладу Президенту Российской Федерации COVID-19 последствия для бизнеса и экономики. URL: https://www.garant.ru/files/5/8/1376885/doklad_bizness_ombudsmen_covid_19./

REFERENCES

1. Over the past day, 117 cases of COVID-19 infection were registered in the Altai Territory, 85 cases recovered. URL: https://www.altairegion22.ru/territory/regions/pospelrain/news/? ELEMENT_ID = 908002/

2. Stopcoronavirus.p^. URL: https://xn — 80aesfpebagmfblc0a.xn — p1ai/

3. Governor Tomenko instructed to quickly provide medical care in the Altai Territory. URL: https://www. alt.kp.ru/online/news/4069771/

4. Decree of the Governor of the Altai Territory dated 03/31/2020 No. 44 «On certain measures to prevent the import and spread of the new coronavirus infection COVID-19. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/2200202003310007/

5. Socio-economic situation in the Altai Territory in January-December 2020. URL: http://econom22.ru/ economy/se-monitoring/yanvar-dekabr-2020.php?clear_cache=Y

6. Monitoring of the development of agriculture in the Altai Territory (for January-December 2020). URL: https://www.altagro22.ru/activity/analytics/monitoring-razvitiya-selskogo-khozyaystva-altayskogo-kraya-za-yanvar-dekabr-2020-goda/

7. Information on the results of the socio-economic development of the Altai Republic for January-December 2020. URL: https://altai-republic.ru/economy_finances/social-economic-ituation/social_economic_ development_january_december_2020.pdf/

8. General assessment of the socio-economic situation. Socio-economic situation of the Republic of Tuva in January-November 2020 Report, No. 1.37.2RT. URL: https://krasstat.gks.ru/storage/mediabank/ jwlUUGQd/1%2037%202%D0%A0%D0%A2%2011.pdf/

9. Khakassia's industry loses its former optimism, but remains in positive territory. URL: https://19rus.info/ index.php/ekonomika-i-finansy/item/146542-promyshlennost-khakasii-teryaet-byloj-optimizm-no-ostaetsya-v-plyuse

10. Socio-economic situation of the Republic of Buryatia. URL: https://burstat.gks.ru/storage/mediabank/ g7yfgeXE/of_sep_202012.pdf/

11. HSE Analytical Bulletin Higher School of Economics No. 2. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/ direct/435321435.pdf/

12. On individual measures to prevent the import and spread of the new coronavirus infection COVID-19. URL: http://docs.cntd.ru/document/570717512/

13. Assessment of the consequences of COVID-19 for the Russian economy. URL: https://ecfor.ru/wp-content/ uploads/2020/10/otsenka-posledstvij-covid-19-dlya-ekonomiki-rossii-shirov-a.a..pdf

14. Attachment to the report to the President of the Russian Federation COVID-19 consequences for business and economy. URL: https://www.garant.ru/files/5/8/1376885/doklad_bizness_ombudsmen_covid_19./

Поступила в редакцию: 08.04.2021. Принята к печати: 29.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.