РАЗДЕЛ V
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЛАТФОРМА ЕВРАЗИЙСТВА: СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
УДК [747:727.8]:027.022(5 71.150-21) Б01: 10.32340/2514-772Х-2020-1-78-82
Е. В. Балашова, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры, (Барнаул, Россия)
АЛТАЙСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЯХ: ДИЗАЙНЕРСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Острая проблема библиотечного дела - сохранение библиотечных зданий. В разных государствах мира, в том числе и в России есть памятники архитектуры, представляющие историческую и культурную ценность. Под эгидой ЮНЕСКО создан «Реестр Всемирного Культурного наследия». Присутствуют в нем и библиотеки. Реставрируются библиотеки не только в крупных столичных городах, но и в провинции. Памятник архитектуры «Дом Осипова» расположен в исторической части г. Бийска (Алтайский край). Проект реставрации здания (2002-2009 гг.) предусматривал воссоздание первоначального облика уличного фасада и приспособление объекта под читальные залы с книгохранилищем для Центральной городской библиотеки им. В. М. Шукшина.
Ключевые слова: библиотечные здания, реставрация, реконструкция, памятники архитектуры, эклектика, модерн, интерьер, читальные залы.
Одна из острых проблем библиотечного дела - сохранение библиотечных зданий, представляющих культурную ценность. В разных государствах мира существуют библиотеки, размещенные в старинных особняках, часто построенных специально для них.
Неизгладимое впечатление производит большинство библиотек Германии, чьи здания, сооруженные несколько веков назад, и сегодня радуют изысканностью и утонченностью форм (библиотека герцога Августа в Вольфенбютелле, Баварская государственная библиотека в Мюнхене, универсальная библиотека в Хайдельбурге, Немецкая библиотека в Лейпциге).
Очень интересна архитектура старинных монастырских библиотек. Особенно впечатляют библиотеки Австрии, Чехии, Венгрии. Для них характерны большие залы с широкими обзорами, причем книги выступают в качестве архитектурного элемента, организующего пространство. Известными примерами таких торжественных залов являются Мелк, Аолюнт, Сент-Флорион и Кренкмюнстер. Не уступают им по красоте залы библиотеки Страгова монастыря в Праге [1].
В России также есть величайшие памятники архитектуры, представляющие историческую и
культурную ценность. Например, величественный дворец в Алупке, принадлежащий князю М. С. Воронцову (1782-1856) - замечательный памятник зодчества первой половины XIX века. Его корпуса, в архитектуре которых сочетаются формы поздней готики и Востока, составляют единый ансамбль, отличающийся неповторимым своеобразием. Библиотечный корпус, как и другие помещения, украшены замечательным орнаментом. Гостиные дворца, парадный кабинет, библиотечные залы и др. - гармоничные творения архитектуры.
А. Бермилеева описывает еще один пример архитектурного творчества - роскошный старинный особняк, находящийся у метро «Бауманская» в Москве. Построен он в XVIII веке: красивый, просторный, с двумя флигелями, соединенными изящными арками с величественным центральным строением. Когда-то все здание принадлежало купцам Мухиным, но в 1912 году его приобрел за 180 тыс. рублей город для нужд просветительских учреждений. Здесь расположилась народная библиотека-читальня им. А. С. Пушкина, а попечителем ее стала старшая дочь поэта М. А. Гартунг-Пушкина. Старинный особняк сохраняет свое значение и сегодня. Он взят под защиту государства
как памятник архитектуры, о чем свидетельствует специальная табличка на его фасаде. Чтобы убе-долгие годы из-за сложности работ, недостатка средств и т. д. [2].
Бережное отношение к старинной библиотеке было продемонстрировано в городе Хильдесхейме (Северная Германия). Библиотека городского собора - старейшая из существующих средневековых немецких библиотек, к тому же единственная в Нижней Саксонии. Она основана в 815 году, имеет уникальные фонды, хранящие историю епископства вплоть до XIX века [3].
При разработке проекта реконструкции необходимо было учитывать возраст библиотеки и значимость оформления. Чтобы не нарушать исторический ансамбль собора, был предложен план строительства нового здания библиотеки на том участке возле входа в собор, которого не видно из города. Общие очертания здания и его высота должны были соответствовать предыдущему зданию, построенному в 1880 году в стиле неоготики. После археологических изысканий первоначальный проект было решено дополнить полукруглым строением, которое соединяло оба стоящих почти под прямым углом друг к другу флигеля в новый читальный зал [3].
В работе «Красиво, современно, технологично: архитектура и дизайн немецких библиотек» Е. М. Ястребова замечает, что местные и земельные власти при поддержке федеральных органов вкладывают немало средств в реставрацию и реконструкцию таких зданий [4].
Необходимость сохранения культурного наследия осознается во всем мире. Под эгидой ЮНЕСКО создан «Реестр Всемирного Культурно -го наследия» на основе «Конвенции об охране Всемирного Культурного и Природного Наследия». Присутствуют в нем и библиотеки, в частно -сти, из отечественных библиотек - Выборгская библиотека Алвара Аалто. Особенность представленного в ней архитектурного направления - интернационального модернизма (функционализма), позволяет рассматривать эту библиотеку не только «как объект архитектурного искусства, но и в качестве объекта библиотечной культуры» [5, с. 71].
Опыт составления проекта реконструкции библиотеки А. Аалто - пример того, как следует относиться к наследию прошлого, обращаясь к новейшим технологиям, то есть, как можно, думая о перспективах развития и роста библиотеки, помнить об уникальности ее здания. Тем более, что в России есть и другие библиотечные архитектурные шедевры, например, городская библиотека в Таганроге, построенная по проекту известного архитектора Федора Шехтеля, и к настоящему времени в значительной степени утратившая свое
речь его от разрушительного воздействия времени, была начата реставрация, которая затянулась на великолепие.
За рубежом гораздо раньше осознали необходимость научно-обоснованного, концептуального подхода к деятельности, связанной с предстоящей реставрацией или модернизацией библиотеки. В этом процессе максимальную активность должны проявлять библиотекари, предъявляя свои требования архитекторам, властям, и всем тем, кто принимает решение о проектировании и строительстве или реконструкции, утверждает Конрад Хайде, руководитель Государственного центра консультирования публичных библиотек г. Фрайбурга [3].
Принимая решение о восстановлении библиотечного здания как памятника архитектуры и культуры, необходимо исходить из проекта, разработанного создателем библиотеки, данных архивных изысканий, из современных закономерностей развития библиотек, нормативных правовых актов по библиотечному делу, международных принципов охраны всемирного культурного наследия. Восстановительная работа должна осуществляться не только по отношению к зданию и интерьерам библиотеки, но и к функциональному назначению библиотеки, ее технологиям.
Когда библиотека находится в историко-мемориальном здании, то невольно ощущается связь времен, роль библиотеки в мировом культурном и научном процессе, ее исконное назначение быть памятью человечества. Реставрируются библиотеки не только в крупных столичных городах, но и в провинции. Алтайский край тому не исключение.
С середины XIX века Барнаул и Бийск развивались как типичные торговые сибирские центры, архитектурный облик которых определялся заказчиками строительства - предпринимателями. Каждой купеческой гильдии соответствовал определенный тип здания - регламентировалось число этажей, общая площадь, количество оконных проемов на главном уличном фасаде и т. п. Большая часть строений возводилась в формах эклектики, реже встречались элементы модерна, зачастую строительство велось без архитекторского надзора, но под контролем городской управы.
Яркое выражение в бийских купеческих особняках нашла эклектика (фигурный аттик, граненные шатры, высокие купола, подоконные ромбовидные филенки, фриз консолей и зубчиков, арочки, металлические ажурные детали - наиболее характерные архитектурные приемы того времени). Зачастую именно в декоре купцы демонстрировали вкусы и доходы [6].
Памятник архитектуры «Дом Осипова» (ул. Л. Толстого, 150) расположен в исторической
части г. Бийска. Главным юго-восточным фасадом он выходит на красную линию основной торговой улицы города конца XIX в. - начала XX вв. - ули -цу Л. Толстого. Здание построено в 1897 году по заказу купца первой гильдии Александра Васильевича Осипова. Это было торговое здание конца XIX века, построенное по проекту архитекторов Томского губернского управления в оригинальных формах периода эклектики с использованием барочных мотивов. На первом этаже находился ма-нуфактурно-галантерейный магазин купца, на втором - жилые помещения и комнаты для обучающейся торговому делу молодежи.
В 1940-е годы (до войны) в здании располагался лесохимический техникум, в 1970-е - кинотеатр «Сибирь», в 1980-е - вечернее (сменное) профтехучилище №5. В 1984 году в здании произошел пожар, после которого (с 1984 по 2002 год) оно пустовало. Распоряжением Администрации города Бийска №1823-р от 27.10.2000 г. здание было передано Центральной городской библиотеке имени В. М. Шукшина для создания библиотечного комплекса из памятников архитектуры «Дом Осипова - Дом Хакина». В 2002 году началась реконструкция-реставрация Дома Осипова. В 2009 году, к 300-летнему юбилею города, при участии министра культуры РФ А. А. Авдеева и губернатора Алтайского края
A. Б. Карлина в Доме Осипо-ва открылась Центральная городская библиотека имени
B. М. Шукшина (далее - ЦГБ им. В. М. Шукшина [7].
Прямоугольное в плане, двухэтажное здание со сквозным проездом во двор выполнено из керамического кирпича, является образцом рядовой застройки улиц. С двух сторон вплотную к зданию примыкают постройки того же периода, купеческие дома. Архитектура отличается богатством эклектичных форм. Здание представляет интерес как один из ярких образцов архитектурной эклектики г. Бийска. Богатый кирпичный декор с применением многообразного лекального кирпича делает фасад здания торжественным и праздничным.
Проект реставрации здания (2002-2009 гг.) памятника архитектуры «Торговый дом А. В. Оси-пова» предусматривал воссоздание первоначального облика уличного фасада и приспособление объекта под читальные залы с книгохранилищем для Центральной городской библиотеки им. В. М. Шукшина. Проект разрабатывался специалистами Научно-производственного центра по сохранению
историко-культурного наследия Алтайского края (далее - НПЦ «Наследие»). Здание должно было войти в библиотечный комплекс вместе со зданием, памятником архитектуры «Торговый дом Хакина», расположенным смежно по ул. Л. Толстого, 148. Реставрация фасадов предусматривала следующие мероприятия: очистка кирпичных стен от набелов и накрасов масляной краски, воссоздание утраченного кирпичного декора; устройство оконных блоков и входных узлов по первоначальному образцу; устройство ограждения кровли [7].
Приспособление объекта предполагалось вести, сохраняя также поздние конструкции перекрытия и стен. Приспособление здания выполнялось с учетом заданной планировочной структуры. Центральный вход с улицы Л. Толстого продиктован композицией фасада. Первая очередь здания библиотеки была введена в эксплуатацию 8 апреля 2009 года.
Фасад памятника архитектуры «Дом Осипова» г. Бийска
Реставрация - реконструкция внутренних помещений исторического здания выполнена лишь частично. На первом этаже здания в читательской зоне выделено три помещения: гардероб, конференц-зал и Шукшинский зал. В оформлении гардероба преобладает классический подход. Ограждение (барьер) выполнено деревянными панелями простых прямолинейных форм с филенками рамочной конструкции с прямыми углами, выполненными из сибирского леса. Вешалки-стеллажи также выполнены из дерева в подчеркнуто строгом геометрическом стиле с преобладанием прямых углов. Темно-коричневый цвет оформления гардероба подчеркивает репрезентативный характер учреждения культуры.
Конференц-зал на 60 посадочных мест, с современным оборудованием (большая плазма, элек-
Оформление гардероба ЦГБ им. В. М. Шукшина г Бийска
Конференц-зал ЦГБ им. В. М. Шукшина г. Бийска
Читальный зал ЦГБ им. В. М. Шукшина г Бийска
Шукшинский зал ЦГБ им. В. М. Шукшина г. Бийска
трическое пианино, звуковая техника и др.), выполнен в современном стиле, стены оформлены полуколоннами, наполовину выступающими из стены, украшенными вертикальными рельефными полосами и верхними дорическими капителями, мягкие театральные кресла розового бархата, заказанные в московской мастерской, дополняют интерьер. Зал украшен бюстом писателя, выполненным художником Бийского драматического театра Г. И. Смертиным.
Шукшинский зал с начала разработки проекта реконструкции не предполагался, но в связи с 90-летием со дня рождения В. М. Шукшина и тем, что городская библиотека с 1975 года носит имя В. М. Шукшина, в 2009 году были внесены изменения в проект и принято решение его открыть. В библиотеке накопился богатый краеведческий материал: исследовательские работы по творчеству писателя, фонд его произведений, произведений о нем, мемуары современников, фотоальбомы, газетные материалы. «Изюминкой» фонда стал экземпляр сборника В. М. Шукшина «Сельские жители» с автографом, подаренный писателем лично, который находится в центральной части зала. «Шукшиниана» раскрывается и в постоянно обновляющихся выставочных экспозициях. Оформление зала в современном классическом стиле, мебель стандартная для оборудования библиотечных читальных залов, выставочные витрины с открытыми фасадами. В зале также представлен бюст писателя.
Особый интерес представляет читальный зал на 90 посадочных мест, расположенный на втором этаже. Интерьер зала представляет реплику классического «петербуржского» стиля и перекликается с оформлением Российской национальной библиотеки: простые прямолинейные формы и прямые линии, плавные изгибы, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора. Стены закрыты деревянными панелями с филенками рамочной конструкции с прямыми углами, выполненными из сибирского леса. В интерьере использован декор в виде деревянной балюстрады (балясины профилированные, волнистые, с круглыми и четырехугольными элементами формы). Балюстрада отделяет зону кафедры обслуживания читателей (служебное место библиотекарей) от основной читательской зоны. Специальные тумбы, выполненные из деревянных панелей и также украшенные балюстрадой, создают индивидуальные компьютерные рабочие места для читателей. Торец стены закрыт книжными шкафами от пола и до потолка. Двери застекленные, выполненные простыми прямолинейными формами с ограниченным набором элементов декора. Верхняя часть шкафов одинаковой формы, а нижняя представляет
Читальный зал ЦГБ им. В. М. Шукшина г Бийска
«игру» размеров и форм небольших дверок, создающую привлекательную атмосферу уютного «домашнего» интерьера.
К сожалению, реконструкция-реставрация памятника архитектуры «Торговый дом А. В. Оси-пова» для Центральной городской библиотеки им. В. М. Шукшина в городе Бийске была приостановлена в 2009 году из-за отсутствия финансирования.
Закономерно, что для редких, уникальных объектов, угроза утраты их самих и их ценностных свойств наиболее велика. Проблема охраны библиотечного архитектурного наследия связана с проблемой охраны того информационного потенциала, который содержат их фонды. Поэтому реконструк-
ция или реставрация библиотек становится крайне сложной, определяемой многими факторами.
Список литературы
1. Кроллер Ф. Применение стандартов при строительстве библиотек в Австрии // Библиотековедение и библиография за рубежом. 1985. № 94. С. 25-28.
2. Бермилеева А. Ни шатко, ни валко // Библиотекарь. 1990. № 1. С. 28-29.
3. Беплер Й. Строительство нового здания для соборной библиотеки в Хильдесхейме // Петербургская библиотечная школа. 1998. № 3/4. С. 45-51.
4. Ястребова Е. М. Красиво, современно, технологично: архитектура и дизайн немецких библиотек // Научные и технические библиотеки. 1994. № 3. С. 59-63.
5. Куликова Л. В., Могилевер Н. В. Организационно-технологический проект реконструкции библиотеки Алвара Аалто г. Выборга Ленинградской области // Петербургская библиотечная школа. 1998. № 3/4. С. 68-95.
6. Бийск, Бийский район. Памятники истории и культуры. Бийск, 1992. 119 с.
7. Степанская Т. М. Архитектура и искусство // История Алтая : [в 3 т.]. Т. 2 : Алтай в конце 1718 в. Барнаул, 2019. С. 76-86.
УДК 378.1:008(571.150)-057.87:316.48 Б01: 10.32340/2514-772X^020-1-82-85
Р. П. Потапова, кандидат социологических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
raisapotapova@mail. ги
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация. Низкий уровень конфликтологической грамотности населения не позволяет эффективно управлять социальными конфликтами. Конфликтологическая грамотность является частью общей культуры личности и включает, прежде всего, навыки конструктивного поведения в конфликте и владение основами конфликтологических знаний и умений. Тренинг является важнейшим средством и условием развития конфликтологической грамотности личности обучающегося в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология, конфликтологическая грамотность, тренинг, управление конфликтами, образование, библиотечно-информационная деятельность.
Конфликты являются типичной формой взаимодействия различных субъектов. В качестве таковых выступают отдельные индивиды, группы людей, социальные институты, то есть разнообразные формы социальности. В последние годы отмечен стихийный рост конфликтов в различных
сферах общественной жизни.
О высоком уровне конфликтности населения Алтайского края демонстрируют результаты социологического исследования, проведенного в рамках проекта «Рейтинг социальной напряженности в регионах России». Анализируя получен-