Научная статья на тему 'Алтайская литература в «Сибирских огнях»: проблемы критики'

Алтайская литература в «Сибирских огнях»: проблемы критики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЖУРНАЛ "СИБИРСКИЕ ОГНИ" / КРИТИКА / MAGAZINE "THE SIBERIAN LIGHTS" / ALTAI LITERATURE / CRITICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канарина Валентина Петровна

Литературная критика журнала «Сибирские огни» оказала значительное влияние на литературный процесс Сибири. Критические материалы по алтайской литературе начали регулярно появляться на страницах журнала с конца 20-х начала 30-х годов ХХ века. В данной статье прослежено развитие литературно-критической мысли о литературе Горного Алтая на страницах «Сибирских огней».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary critics of «The Siberian Lights» influenced the Siberian literature greatly. Critics on Altai literature began to appear regularly at the end of 20-s beginning of 30-s of XX century in this magazine. The article is devoted to the development of literary critics on Gorny Altai literature in «The Siberian Lights».

Текст научной работы на тему «Алтайская литература в «Сибирских огнях»: проблемы критики»

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В «СИБИРСКИХ ОГНЯХ»: ПРОБЛЕМЫ КРИТИКИ

В.П. Канарина

Ключевые слова: алтайская литература, журнал «Сибирские огни»,

критика.

Keywords: Altai literature, magazine «The Siberian Lights», critics.

О значительной роли журнала «Сибирские огни» в организации литературной жизни Сибири и, в частности, Алтая говорилось многими исследователями. Так, В. Зазубрин отмечал, что «с самого начала именно “Сибирские огни” сделались подлинным центром, который объединял и объединяет все живые писательские силы Сибири» [Зазубрин 1972, с. 226].

«Начиная с первого года издания «Сибирских огней», - пишет З.С. Казагачева, - редкие номера выходят без материала, посвященного Горному Алтаю» [Казагачева 1972, с. 59]. Критические материалы по алтайской литературе активно начали появляться на страницах «Сибирских огней» с конца 20-х - начала 30-х годов ХХ века. Прав был Е. Ярославский, говоря: «“Сибирские огни” дают возможность систематически освещать и художественно-литературным творчеством и в серьезных политико-экономических и исторических статьях разнообразные стороны сибирской действительности» [Ярославский 1922, с. 132].

В журнале с первых же номеров начали выходить статьи на политические темы. Критические статьи о произведениях П. Кучияка, об устном народном творчестве и литературе Ойротии начали публиковаться с 1932 года.

Нужно отметить, что преобладающим жанром в литературнохудожественной критике 30-40-х годов был очерк - жанр наиболее мобильный и доступный для читающей публики.

Своими дневниковыми наблюдениями о праздновании 10-летия Советской Ойротии в статье «Улу-Байрам» делится критик и писатель А. Л. Коптелов. Статья носит характер и репортажа с места событий, и материала для хронико-документального фильма. Первая часть статьи посвящена политическим событиям и культурному строительству на Алтае. Во второй части говорится о начале литературной деятельности

П. Кучияка, зарождении алтайского национального театра, первых постановках пьес П. Кучияка «Борьба» и Г. Токмашева «Последний зайсан».

Кратко передано содержание, затем дается оценка пьес. Например, о пьесе Кучияка А. Коптелов замечает: «Пьеса не сценична. Но она - лучшее из того, что имеется на алтайском языке. Автор любит песню, пишет стихи, понимает слово. Это даже при недостаточном знакомстве со сценой помогло ему написать вещь, которая принята алтайцами с большим интересом» [Коптелов 1932, с. 71].

Как известно, в 1930-е годы остро стоял вопрос несправедливой, предвзятой критике произведений П. Кучияка со стороны местных писателей. Верную критическую оценку его произведениям дали такие писатели, как А. Коптелов, С. Кожевников, А. Гарф и другие, тем самым поддержав писателя в трудный момент его творческой жизни.

Журнал постоянно печатал обзоры национальной литературы Сибири, очерки и научные статьи по истории, культуре, этнографии сибирских народов. В числе интересных и заслуживающих внимания можно назвать статьи С. Филиппыча «Нужна помощь в первых шагах национальной литературы Хакасии» [1931, № 1], А. Коптелова «Литература Советской Ойротии» [1934, № 6], «Откровения торопливых путешественников» [1936, № 1], С. Кожевникова «Литература, созданная народом» [1937, № 5-6], «Первые страницы алтайской литературы» [1939, № 4] и др.

Определенный интерес представляют статьи А. Коптелова и С. Кожевникова об алтайской литературе. В основу статьи «Литература Советской Ойротии» А. Коптелова положен доклад на краевом съезде советских писателей. Общепризнанный знаток и исследователь Горного Алтая, А. Коптелов дал обстоятельный обзор алтайской литературы начиная с ее истоков до 1930-х годов. Придавая сказкам, песням и другим жанрам фольклора огромную роль в развитии литературы, автор статьи приводит примеры из русской и зарубежной классики.

Коптелов-критик, отлично знавший быт и нравы алтайцев, не мог примириться с глубоко ошибочными и в корне неверными утверждениями отдельных ученых. «Многие буржуазные исследователи, - делает вывод автор, - подходили к собиранию алтайских сказок с определенным великодержавным предубеждением» [Коптелов 1934, с. 94].

Положительно отозвался критик лишь о книге Н.Я. Никифорова «Аносский сборник» (Омск, 1915) и алтайской поэме-сказке «Когутэй» (М., 1933).

Следует признать, что критическая деятельность А. Л. Коптелова в 30-40-е, да и в последующие годы двигалась в русле его творческой литературной деятельности. Его критика широкоохватна, местами описательна, но пронизана стремлением дойти до самой сути разбираемых фактов и явлений. Критические оценки носят ярко выраженную полемическую направленность, в то же время искренность и доброжелательность интонации. Выявив проблему, сразу предлагать возможные пути ее решения - это важная особенность творческой манеры А. Коптелова.

Обзору дореволюционной и советской литературы в Г орной Шо-рии и на Алтае в плане сопоставительного анализа посвящена статья С. Кожевникова. Значительное место в обзоре уделено анализу алтайских песен и сказок. Автором статьи отмечено много сходных моментов в фольклорном наследии Горной Шории и Г орного Алтая [Кожевников 1937, с. 144].

Следует отметить, что критика 20-30-х годов ХХ века в Сибири носила зачаточный характер. В ней преобладали жанры очерка, краткого отзыва, библиографического обзора. Научное описание зачастую превалировало над интерпретацией, широкими обобщениями и многоаспектным анализом.

На втором этапе, точнее с 40-х годов до 1953 года, несмотря на трудности развития литературно-критической мысли в условиях культа личности, роль «Сибирских огней» в освещении интернациональной темы оставалась главенствующей. Так, по-прежнему были верны теме литературы Горного Алтая писатели и критики А. Л. Коптелов, П.В. Кучияк, С.Е. Кожевников, Н.Н. Яновский и другие.

Примером освещения интернациональной темы в журнале является статья А. Коптелова «Литература народов Сибири» [1947, № 5]. Эта статья с подзаголовком «заметки» носит характер историкотипологического анализа эпического и литературного наследия народов Сибири - якутов, алтайцев, бурят-монголов, шорцев, эвенков, хакасов.

Статья интересна тем, что содержит богатый фактический материал о творчестве писателей названных народов. Автор со знанием дела, вдумчиво и объективно проанализировал литературу народов

Сибири. Им сделаны существенные замечания по поводу тематики пьес, некоторых важных деталей в произведениях. А. Коптелов обращает внимание на жанровую бедность многих литератур народов Сибири, в том числе и алтайской. Он заостряет внимание на развитии прозы, которая могла бы открыть большие возможности для отображения жизни народа, его труда и борьбы. Высказаны сожаления по поводу малого количества переводов на русский язык алтайской прозы.

Сибирская литературная критика первых послевоенных лет не могла быть свободной от тенденциозности и догматизма, преследуя «аполитичность», «низкопоклонство», «космополитизм», «буржуазный формализм» и др. Несмотря ни на какие трудности, ряд критиков по мере возможности стремился сохранить объективность в анализе литературного процесса. К таковым относятся С. Кожевников, А. Коп-телов, Б. Рясенцев, В. Вихлянский, Н. Яновский и др.

В 50-е годы продолжали публиковаться литературно-критические статьи об алтайской литературе, притом они стали более совершенными и отточенными как в жанрово-тематическом, так и в содержательном плане. Так, в первом номере за 1954 год опубликована статья «Молодая литература Горного Алтая» А. Коптелова в соавторстве с С. Суразаковым. Статья носит обзорный характер и приветствует быстрый рост писательских талантов и развитие молодой алтайской литературы. Авторы отмечают, что в развитии современной художественной литературы особенно важную роль играют устное народное творчество и русская классическая литература. Одним из факторов успешного развития алтайской литературы авторы считают глубокие дружеские связи с русскими писателями, образцовый перевод лучших произведений на русский язык.

Кардинальные вопросы литературно-критического процесса рассматривались в статьях Н. Яновского - организатора и собирателя критических сил Сибири. Его идейно-эстетические и организационные принципы изложены в многочисленных статьях данного периода. Например, в «Заметках о критике» [1954, № 5] им выработаны основополагающие критерии критики, такие как глубокое знание и понимание законов развития человеческого общества и умение применить их в любом конкретном случае. Считая литературную критику наукой, он истолковал ее специфику. В том числе Н. Яновский уловил важный момент: «нужен анализ ценного и лучшего, что есть в критике, чтобы

на этих традициях воспитывать новое поколение критиков» [Яновский 1954, с. 174, 177].

В условиях демократизации и гласности в Сибири и в Горном Алтае происходит оживление писательской критики и вместе с ней развитие профессиональной критики. В местной печати, в альманахе «В горах Алтая» (с 1947 года) и газетах начинают выходить статьи

С. Суразакова, М. Бочарова, С. Каташ, А. Бегаева, Ч. Чунижекова и других о творчестве алтайских писателей.

При этом важно отметить, что многие статьи печатались параллельно в журнале «Сибирские огни» и в местных альманахах. К числу таких могут быть отнесены статьи А. Бегаева «В горах голубого Алтая» [1952, № 5], «Недоброкачественная редактура» [1954, № 3] и другие.

О пристальном и зорком с критической точки зрения прочтении произведений П. Кучияка свидетельствует статья-обозрение А. Бегаева «Зачинатель алтайской литературы» (1958, № 8). Автор ведет речь о книге, вышедшей в Москве [Кучияк 1957]. Критик справедливо отметил: «В его первых рассказах нетрудно заметить ученические художественные просчеты». Далее он говорит о постепенном росте творческого мастерства писателя: «повесть «Аза-Ялан» и неоконченный автобиографический роман «Адыйок» уже создавал большой художник, большой мастер» [Бегаев 1958, с. 179].

С 1958 года журнал «Сибирские огни» преобразован в орган СП РСФСР и начал издаваться ежемесячно. Внимание критики уделялось вопросам художественного мастерства и индивидуального своеобразия писателей. Так, статья А. Кухно «С молодостью не прощаясь» [1959, № 6] посвящена переводну сборнику стихов под названием «Стихи» (1958) молодого алтайского поэта Л. Кокышева, где критиком дан положительный отзыв о талантливом, многообещающем поэте-лирике.

Этот период характеризуется ростом профессиональной критики. Все чаще выступают с литературно-критическими статьями наряду с известными российскими критиками представители критики национальных литератур Сибири, местные литературоведы: С. Каташ, С. Су-разаков, В. Чичинов, Р. Палкина, В. Дементьев, Г. Кондаков, К. Антошин, Н. Яновский, А. Никульков, Л. Якимова и др.

«Событием весьма знаменательным, заслуживающим внимания общественности и литературной критики», - по словам С. Каташ, -стало появление в печати первого алтайского романа «Арина». В ста-

тье «Первый алтайский роман» критик отмечал «незаурядные способности молодого писателя» Л. Кокышева и успех его романа. Вместе с тем указано и на недостатки романа - в плане композиции, событийного уровня и надуманности некоторых сцен. Отмечалась и незавершенность этого романа [1961, № 9, с. 188-189].

В 1970-90-е годы критический отдел журнала убедительно демонстрирует потенциал региональной литературы, ее органичную взаимосвязь с общесоюзной. Критические публикации этого периода отличались высоким профессиональным уровнем, активным вторжением в современность. К числу таковых смело можно отнести статьи Л. Якимовой, Н. Яновского, А. Никулькова, В. Яранцева, В. Одино-кова, Ю. Мосткова, Б. Попова, С. Каташ, В. Чичинова, Б. Бедюрова, Н. Киндиковой, Г. Кондакова и других. Они посвящены многосторонним вопросам развития литератур народов Сибири. Более подробно о них сказано в работе «Литературная критика журнала “Сибирские огни”. 1920-1980 годы» [Якимова 1994, с. 3 и др.].

Таким образом, литературная критика журнала «Сибирские огни» оказала действенное и эффективное влияние на развитие литературнокритической мысли Горного Алтая. «На страницах журнала “Сибирские огни” слиты время и пространство: древность в образе - символе праматери нашей, современность в произведениях писателей Сибири, и чувство будущего, неизменно оптимистического и позитивного» [Ангархаев 2007, с. 3].

Литература

Ангархаев А.Л., Базаржапова-Дашеева Г.Х. Поздравления к 85-летию журнала «Сибирские огни»! // Сибирские огни. - 2007. - № 4.

Бегаев А. Зачинатель алтайской литературы // Сибирские огни. - 1958. - № 8.

Зазубрин В. Писатели и Октябрь в Сибири // Литературное наследство Сибири. Т. 2. - Новосибирск, 1972.

Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы. - Горно-Алтайск, 1972.

Кожевников С. Литература, созданная народом // Сибирские огни. - 1937. - № 5-6.

Коптелов А. Литература Советской Ойротии // Сибирские огни. - 1934. - № 6.

Коптелов А., Суразаков С. Молодая литература Горного Алтая // Сибирские огни. - 1954. - № 1.

Коптелов А.Л. Улу-Байрам // Сибирские огни. - 1932. - № 7-8.

Кучияк П. В горах Алтая. Избранные произведения. - М., 1957.

Якимова Л.П., Соболевская Н.Н., Бальбуров Э.А., Юдалевич Б.М. Литературная критика журнала «Сибирские огни». 1920-1980 годы. - Новосибирск, 1994.

Яновский Н. Заметки о критике // Сибирские огни. - 1954. - № 5.

Ярославский Е. По Сибири (Внутреннее обозрение) // Сибирские огни. - 1922. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.