Научная статья на тему 'Аллелопатическое влияние растительных остатков озимой пшеницы на прорастание семян озимого рапса'

Аллелопатическое влияние растительных остатков озимой пшеницы на прорастание семян озимого рапса Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
150
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛЕЛОПАТИЯ / ОЗИМЫЙ РАПС / РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОСТАТКИ / ВСХОЖЕСТЬ / РОСТ ПРОРОСТКОВ / ALLELOPATHY / WINTER RAPE / CROP RESIDUES / GERMINATION / THE GROWTH OF RADICLES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Дридигер Виктор Корнеевич, Попова Елена Леонидовна

Изучено аллелопатическое влияние растительных остатков озимой пшеницы на энергию прорастания, всхожесть и темпы роста проростков озимого рапса. Оценку аллелопатической активности проводили методом А.П. Стаценко. Установлено, что при концентрации настоя растительных остатков 5 и 10% наблюдается очень слабое и слабое ингибирующее воздействие на процесс прорастания семян озимого рапса, а при концентрации 20% и выше – сильное и очень сильное. В засушливые годы не происходило промывание растительных остатков озимой пшеницы и не наблюдалось их отрицательное аллелопатическое воздействие на растения озимого рапса, поэтому преимущество по урожайности имели посевы по минимальной обработке почвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Дридигер Виктор Корнеевич, Попова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALLELOPATHIC IMPACT OF WINTER WHEAT CROP RESIDUES ON WINTER RAPE SEEDS GERMINATION

The allelopathic impact of winter wheat residues on the sprouting and germination capacity, as well as on winter rape sprouts growth rate has been studied. The allelopathic activity evaluation has been made by the A.P.Statsenko method. It is established that with the 5 and 10 % extract of plant residues a very weak and soft inhibiting impact on the process of winter rape seeds sprouting has been observed. During the arid years there was observed neither any washing out of winter wheat residues nor any negative allelopathic impact on the winter rape crops, hence, the yielding advantage was with crops, sown under the conditions of minimum soil cultivation.

Текст научной работы на тему «Аллелопатическое влияние растительных остатков озимой пшеницы на прорастание семян озимого рапса»

Биохимические параметры крови импортного скота при адаптации

А.П. Жуков, д.в.н., профессор, Г.Ю. Бикчентаева, аспирантка, Н.Ю. Ростова, к.б.н, Оренбургский ГАУ

Состояние обменных процессов является основным фактором, обеспечивающим высокий уровень продуктивности и продолжительности хозяйственного использования животного [1].

Существует множество отклонений или нарушений в обмене веществ, при которых заболевания протекают в субклинической форме и выявить их можно только путём проведения лабораторных биохимических анализов. В связи с этим важное значение имеет не только выявление клинически выраженной патологии, но и ранняя донозологическая диагностика развивающихся дисфункций, которая позволяет выявить метаболические изменения и назначить соответствующую профилактическую терапию, чтобы не допустить проявления клинических форм заболевания [2].

Материал и методы исследования. Учитывая актуальность проблемы адаптации импортных животных, нами в период с 2008 по 2012 г. проведены комплексные исследования по изучению гомеостаза организма голштинского скота немецкой селекции в условиях ООО «Имени 11-й Кавдивизии» Оренбургской обл. В первой декаде сентября каждого года формировали группы животных по 10 голов в каждой: в 1-й год — нетели в 6 и 9 мес. гестации; коровы —

через 5 и 30 сут. после отёла и телята — 1; 5; 30 сут. жизни (I гр.). Во 2-й и 3-й год — коровы в запуске — 9 мес. гестации, через 5 и 30 сут. после отёла, телята — 1; 5; 30 сут. жизни (II и III гр.). Комплектование групп подопытных животных вели с использованием бесповторного отбора и таблиц случайных чисел.

Кровь для исследований отбирали из хвостовой вены в вакуумные пробирки. Биохимические показатели определяли на анализаторах Osmetech OPTL CCA и Statfax 1904 с использованием тест-реактивов фирмы «ИФА-Вектор-бест» и ООО «Ольвекс Диагностикум».

Результаты исследований. Анализ полученных данных свидетельствует о достаточно стабильном уровне содержания кальция в крови животных первого года адаптации, который уменьшался у нетелей, перед и после отёла на 0,3—0,5 мМ/л, и нарастал у телят от рождения к месячному возрасту на 0,6 мМ/л.

У коров в последний месяц стельности уровень кальция в сыворотке крови уменьшился по сравнению с показателями предыдущего года на 11%, сразу после отёла — на 6,5%, через 30 дней — на 10,8%, аналогичные показатели коров третьего года были представлены в следующем порядке — 20,9; 19,2 и 19,4%. Разница в показателях у коров II и III групп была также достоверно значимой в пользу животных II группы, соответственно — 11,2; 9,4 и 8,7%. Степень насыщения

крови телят кальцием изменяется с возрастом, наименьшие значения она имеет при рождении, а максимальные — в месячном возрасте. Если в 1-й год концентрация за месяц увеличивается с 2,12±0,15 до 2,71±0,22 мМ/л, то на 2-й — с 2,02+0,13 до 2,46+0,17 мМ/л, на 3-й - с 1,92+0,14 до 2,21 мМ/л. Снижение уровня концентрации основных биоэссенциальных элементов в крови импортных животных, вне зависимости от возраста и физиологического состояния, является следствием их низкого содержания в кормах в течение длительного времени.

В клинической практике для оценки состояния углеводного обмена исследуется обычно кровь на содержание в ней глюкозы, пировино-градной (ПВК) и молочной (МК) кислот.

В первый год нахождения в новых условиях нетели на шестом месяце гестации имели максимальный уровень глюкозы в крови — от 2,72 до 3,51 мМ/л при среднем показателе 2,89+0,18. До и после родов концентрация глюкозы снижалась, но находилась на уровне референтных величин.

Признаки гипогликемии начали регистрировать у коров второй лактации в послеотельный период, когда уровень данного метаболита снизился до 2,06+0,13, а через 30 дней после отёла до 1,86+0,12 мМ/л. У животных третьей лактации концентрация глюкозы в эти периоды была равна соответственно 1,94+0,23, 1,88+0,19 и 1,74+0,16 мМ/л.

Концентрация глюкозы изменяется у телят всех групп однотипно, с максимумом на пятом дне жизни и минимумом при рождении, но с разной обеспеченностью метаболитом. Так, у телят, полученных от коров второй лактации, содержание глюкозы в крови было меньшим при рождении на 7%, через пять дней — на 1,5%, а через месяц — на 10%, чем у телят, полученных от нетелей. Ещё большая разница зарегистрирована у телят третьей репродукции с показателями соответственно — 9, 27, 18%.

Результаты проведённых исследований показали, что концентрация ПВК в крови животных первого года адаптации увеличивалась от шестого месяца гестации к раздою по нарастающей — с 0,36+0,05 до 0,52+0,07 мМ/л. Менее интенсивно, но с таким же градиентом направленности увеличивалась концентрация МК, а именно с 1,93+0,13 до 2,29 мМ/л. У телят достоверная разница в увеличении концентрации ПВК и МК была зарегистрирована в период с пятого по 30-й день жизни (р<0,01). Увеличение концентрации молочной кислоты в крови связано в основном с понижением способности печени превращать её в глюкозу и гликоген.

Лактатдегидрогеназа (ЛДГ) — фермент, обратимо катализирующий окисление МК в ПВК, но в зависимости от специфичности изофермента зависит преимущественный способ окисления

глюкозы в тканях: аэробный (до С02 и Н20) или анаэробный (до МК) [3].

Нами обнаружено, что максимальная активность ЛДГ в крови животных первого года нахождения в новых условиях присуща новорождённым телятам, что находит подтверждение у ряда авторов [4]. У нетелей на девятом месяце гестации выявлена высокая общая активность ЛДГ, которая превышала показатели предыдущего этапа почти в два раза, но после отёла и особенно в период раздоя уровень активности ЛДГ снизился до первоначальных показателей.

У коров второй лактации общая активность ЛДГ была высокой в конце стельности, причём она была выше, чем у нетелей, в 2,1 раза, после отёла активность уменьшилась — на 500 ед/л, а при раздое — на 1300 ед/л. У телят при рождении отмечена самая высокая активность ЛДГ, которая убывала к месячному возрасту.

Общая активность ЛДГ у коров третьей лактации превышает аналогичные показатели животных II гр. в конце стельности на 300 ед/л, после отёла она меньше на 600 ед/л, но выше при раздое на 1000 ед/л. Активность ЛДГ у телят также наивысшая при рождении.

Как правило, повышение концентрации МК в крови сопровождается уменьшением щелочного резерва. Полученные результаты действительно свидетельствовали о накоплении в организме нетелей, а затем и у коров кислых валентностей. Так, на шестом месяце гестации щелочной резерв крови нетелей свидетельствовал о комфортном состоянии животных, к концу стельности щелочной резерв уменьшился на 16%, а к 30-му дню раздоя ещё на 19%. У телят щелочной резерв крови уменьшался от рождения к месячному возрасту литически с недостоверной разницей результатов сравнения.

Индекс соотношения МК—ПВК в первый год нахождения животных в условиях Оренбургской области колебался от 3,72+0,29 до 5,09+0,48 у коров и нетелей и от 3,32+0,24 до 5,46+0,56 у телят; на втором году от 6,16+0,67 до 7,29+0,63 и от 4,23+0,41 до 5,09+0,46; на третьем — от 6,42+0,49 до 8,93+0,63 и от 4,41+0,32 до 5,17+0,51 соответственно. Полученные данные свидетельствуют о стабильном уровне пирувата и прогрессивном накоплении лактата в крови животных второй и третьей лактации. Всё это происходит на фоне снижения содержания глюкозы и нарастания анаэробного процесса окисления глюкозы.

Исследования показали, что самые низкие показатели активности ферментов были обнаружены в крови нетелей на шестом месяце стельности. В конце гестации уровень активности гамма-глутаминтранспептидазы (ГГТП) повысился на 10 ед/л, после отёла еще на 10 ед/л, а к 30-му дню раздоя стабилизировался с показателем, который превышал первоначальный

на 75%. У телят активность ГГТП удваивалась к месячному возрасту, не выходя за пределы референтной величины.

Наиболее значимые изменения активности произошли у коров после второго отёла, когда было зарегистрировано почти трёхкратное повышение концентрации фермента (с 43,83+2,86 до 112,17+4,78 ед/л) с последующим снижением активности до 73,32+3,64 ед/л (р 0,001). У телят, полученных от этих коров, максимум активности фермента отмечен на пятом дне жизни. Гиперферментемия отмечена у коров третьей лактации, фоновые результаты в конце стельности были самыми значимыми и превышали аналогичные показатели нетелей на 265,3%, сразу после отёла — на 409,3%, а у дойных коров — на 199,1%.

Принято считать, что активность ГГТП в сыворотке крови при деструкции печени увеличивается, как правило, параллельно увеличению активности щелочной фосфатазы (ЩФ).

Как свидетельствует анализ полученных данных, активность ЩФ у нетелей была высокой в конце гестации, а затем сразу после родов, но без выхода за пределы физиологической нормы. Повышенная активность ЩФ стала регистрироваться у коров второй лактации, когда в конце стельности и после отёла она превышала фоновые значения на 20%, а у дойных коров — на 25%. Активность ЩФ у коров III гр. превышала аналогичные показатели нетелей в конце гестации в 2,54 раза, после отёла в 2,45, а через 30 дней после отёла — в 2,66 раза. У телят выраженная активность ЩФ была зарегистрирована в месячном возрасте во II гр.

Учитывая, что ГГТП и ЩФ в большом количестве содержатся в печени, почках, костной ткани и поджелудочной железе, для определения источника повышения активности ферментов учитывают характер их изменений. Из анализа результатов следует, что ГГТП увеличивается раньше, держится на повышенном уровне более длительное время и относительное увеличение активности фермента в несколько раз выше, чем ЩФ, и таким образом, можно смело утверждать

о наличии гепатобилиарной патологии у исследуемых животных.

Креатинфосфокиназа (КФК) катализирует обратимую реакцию переноса остатка фосфорной кислоты с АТФ на креатин из креатининфосфата на АДФ. У животных I гр. активность общей КФК нарастает литически вплоть до отёла, при этом она превышает показатели нетелей в шесть месяцев гестации на 60%, а через месяц после отёла уменьшается на 40%. Активность КФК у телят месячного возраста превышает аналогичные у новорождённых в два раза.

МВ — изоферменты КФК имеют сходную тенденцию в проявлении активности как у ко-

ров, так и у телят. У нетелей она максимальна сразу после отёла, а у телят в месячном возрасте.

КФК-МВ у коров II гр. проявляла наивысшую активность в сыворотке крови после отёла, но она была ниже на 50—80 ед/л, чем у нетелей. У коров III гр. активность КФК-МВ была ниже, чем у стельных особей, на 30 ед/л, после отёла — на 80 ед/л и через 30 дней — на 40 ед/л, чем у животных I гр. Столь выраженное снижение активности КФК-МВ можно объяснить пониженной энергетикой в клетках мышц и головного мозга в силу гиподинамии и снижения мышечной массы.

Установлено, что уровень общих липидов в крови нетелей нарастал литически, достигая максимума к 30-му дню после отёла. За этот период концентрация липидов увеличивается на 70%. У телят I гр. за первый месяц жизни насыщение крови общими липидами прирастало более интенсивно в период вскармливания молозивом, а к месячному возрасту снижалось с 3,81+0,34 до 3,63+0,23 г/л.

Насыщение крови липидами у коров второй лактации имеет тенденцию к увеличению их концентрации на всех этапах исследования, с максимумом на 30-й день после отёла, причём разница у стельных и дойных коров превышает 60% в пользу последних. У телят повышение концентрации данного метаболита увеличивается на фоне выпойки молозива.

У коров третьей лактации уровень общих липидов понижен по сравнению с животными

I и II гр. на 8—20%, а у телят — на 10—15%.

По мнению ряда авторов, содержание холесте-рола в крови здоровых коров находится в прямой зависимости от молочной продуктивности [5].

Как показали исследования, самый высокий уровень холестерола отмечали у животных с максимумом удоя. Так, у животных I гр. при суточном удое 35 л уровень холестерола был равен 3,92+0,31 мМ/л, во II гр. — 28 л и 3,34+0,31 мМ/л, в III — 25 л и 3,14+0,23 мМ/л. У коров I и II гр. разница в насыщении крови холестеролом была незначительной и изменялась в строгой ритмике с показателями общих липидов. С коровами III гр. эта разница уже была существенной и достигала 15—20%.

Таким образом, нетипичные для импортированных голштинских коров эколого-хозяйствен-ные условия (круглогодовой стойловый период, корма с высоким содержанием структурных веществ, дефицит углеводов в кормах, резкоконтинентальный климат и пр.) вызывают изменения метаболического профиля, которые проявляются в снижении уровня биоэссенциаль-ных элементов, гипогликемии, гиполипидемии, увеличении концентрации лактата и пирувата, гиперферментации (ЛДГ, ГГТП, ЩФ) и снижении уровня КФК. Столь многообразные

изменения в функционировании центральной нервной системы, сердечной мышцы, печени, поперечно-полосатой мускулатуры приводят к потере живой массы тела, сокращению продуктивности и продуктивного долголетия, выбытию из стада из-за маститов, болезней конечностей, бесплодия, гепатозов и тд.

Следовательно, главными факторами, определяющими продуктивность и сохранность импортного скота в хозяйствах, являются компетентность и квалификация специалистов, участвующих в отборе скота, а также условия содержания и особенно кормления непосред-

ственно в хозяйстве, которое должно быть

полноценным и сбалансированным.

Литература

1. Донник И.М., Смирнов ГГН. Экология и здоровье животных. Екатеринбург: Издательско-редакционное агентство УТК, 2001. 214 с.

2. Абушинов Д.И. Эффективность голштинизации чёрнопёстрого скота в Восточной Сибири // Молочное и мясное скотоводство. 2006. № 3. С. 17—19.

3. Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарев Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных. М.: КолосС, 2004. С, 378-389.

4. Мищенко В.Л., Яременко Н.Л., Павлов Д.К. Основные причины выбытия высокопродуктивных коров // Ветеринария. 2004. С, 15-17.

5. Ковзов В.В. Диагностика нарушений обмена веществ у высокопродуктивных коров // Учёные записки УО ВГАМ. 2007. С, 109-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.