Научная статья на тему 'АЛЛЕГОРИЯ "ЧЕРНОЙ", НЕБЕЗОПАСНОЙ ПЕДАГОГИКИ В АНТИУТОПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ А.В. АФАНАСЬЕВА "ТЕ, КТО РЯДОМ"'

АЛЛЕГОРИЯ "ЧЕРНОЙ", НЕБЕЗОПАСНОЙ ПЕДАГОГИКИ В АНТИУТОПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ А.В. АФАНАСЬЕВА "ТЕ, КТО РЯДОМ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЧЕРНАЯ" ПЕДАГОГИКА / АВТОРИТАРИЯ / ТОТАЛИТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

Статья посвящена анализу аллегории «черной», небезопасной, авторитарной педагогики в антиутопии для детей А.В. Афанасьева «Те, кто рядом», анализу героев произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ALLEGORY OF "BLACK", UNSAFE PEDAGOGY IN A DYSTOPIA FOR CHILDREN A.V. AFANASIEV "THOSE WHO ARE NEAR"

The article is devoted to the analysis of the allegory of "black", unsafe, authoritarian pedagogy in A.V. Afanasyev "Those who are nearby", the analysis of the heroes of the work.

Текст научной работы на тему «АЛЛЕГОРИЯ "ЧЕРНОЙ", НЕБЕЗОПАСНОЙ ПЕДАГОГИКИ В АНТИУТОПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ А.В. АФАНАСЬЕВА "ТЕ, КТО РЯДОМ"»

4. Котенева, А.В. Деструктивная психологическая защита и пути ее преодоления / А.В. Котенева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №4-5. - С. 1002-1005.

5. Чиркова, В.С. Взаимосвязь иррациональных убеждений и эмоциональных схем в когнитивной сфере личности (теоретический анализ) / В.С. Чиркова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - Vol. 12-1 (51). -Рр. 107-100.

6. Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия : монография / А. Эллис, К. Макларен. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

АЛЛЕГОРИЯ «ЧЕРНОЙ», НЕБЕЗОПАСНОЙ ПЕДАГОГИКИ В АНТИУТОПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

А.В. АФАНАСЬЕВА «ТЕ, КТО РЯДОМ»

Аннотация. Статья посвящена анализу аллегории «черной», небезопасной, авторитарной педагогики в антиутопии для детей А.В. Афанасьева «Те, кто рядом», анализу героев произведения.

Ключевые слова: «черная» педагогика, авторитария, тоталитаризм.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the allegory of "black", unsafe, authoritarian pedagogy in A.V. Afanasyev "Those who are nearby", the analysis of the heroes of the work.

Key words: "black" pedagogy, authoritarianism, totalitarianism.

Введение. Фантастическое произведение, написанное в жанре антиутопии для детей «Те, кто рядом» А.В. Афанасьева [1], изданное в 1990 году и продолжающее традиции «Алисы в Стране Чудес» Л. Кэррола, «Незнайки на Луне» Н. Носова, «Волшебника Изумрудного города» А.М. Волкова, начинается с попадания главного героя книги мальчика Толи и его учительницы Варвары Петровны Кузьмищевой в мир, антиподный нашему (когда в одном мире происходит что-то хорошее, в другом мире - что-то плохое: «у вас родился хороший человек, у нас - плохой»). «Я это ты, а ты - это я», -говорит Глен Толе, иллюстрируя связь миров [1]. Посланники антиподного мира: мальчик Глен и Кудрявый Лист, зверек, похожий на белку, но не белка, являются в наш мир за Толей с просьбой о помощи: перейти в их мир и «разъединить» миры, убрать их зависимость друг от друга, антиподность (возможно, по аналогии расстановки сил в современном мире: багополучие «развитых стран» при капиталистической системе построено на выкачивании ресурсов из «развивающихся» стран).

Изложение основного материала статьи. Аналогичную картину мы наблюдаем с Элли из Изумрудного города, где собачка Татошка, подобно Кудрявому Листу для Толи, является причиной того, что девочка попадает в параллельный сказочный мир. Животные в этих мирах умеют разговаривать и помогают человеку справляться с трудностями. Идея существования и взаимовлияния параллельных миров или «мультивселенной» прослеживается в религиозных и научных трактатах. Материальность мыслей и помыслов восходит к христианству как понимание целостности материального и духовного в человеке [2; 6]. Мальчика Толю, по аналогии с «Алисой в стране Чудес», ведет в антиподный мир зверек Кудрявый Лист, похожий на белку, но не белка, в случае Алисы, она отправилась в Зазеркалье за кроликом. Толя попадает в антиподный мир через дыру, спрятанную в шалаше странного старика, «дремлющего в пустыне», в дыру Толя падает долго, так же, как и Алиса, попавшая в нее через дупло дерева. Элли с Татошкой уносит ураган. Элли, Толя и Алиса, каждый в «своем» произведении, попадают в свой «нижний» мир: тоталитарный и дремучий, построенный на полном контроле, на беззакании и на угнетении. Словами советника Балдоуса, правой руки тирана Бена Аморали, говорит автор, Афанасьев А.В.: «Наше государство - клубок предрассудков. И пока оно такое, а будет оно таким всегда, ибо на предрассудках держится власть ...» [1] сообщает нам о порядке, установившемся в большинстве стран современного мира тоталитарного толка, которые через низведение народа до скотского состояния, через разрушение образования, через пропаганду всего примитивного в человеке, добиваются подчинения народа. В результате, все чаще в современном образовании ведется речь уже об обеспечении его безопасности [8; 9; 10; 12]. Симптоматично также, что произведение было написано в 1989 году, а издано в 1990 году, - в год, предшествующий развалу СССР: книга является пророческой [6].

Примечательным является эпизод в начале книги, в котором описаны темные времена падения мира Рюмов и земледельцев, произошедшие примерно за три тысячи лет до описываемых в книге событий: на землю Рюмов приходит многодневная тьма и снег (затмение? смутные времена?), после того, как тьма уходит, по селениям Рюмов начинают ходить и просить подаяния Жеки, волосатые человекоподобные существа, не умеющие говорить (аллегория деградации человека). Рюмам и земледельцам жаль этих существ, они заботятся о них, с Жеками часто играют их дети. Затем, Рюмы начинают замечать, что дети, общаясь с Жеками, тоже начинают обрастать шерстью, деградировать. Вскоре, по аналогии с Гамельнским крысоловом, персонажем средневековой немецкой легенды, Жеки уводят изменившихся, обросших шерстью, деградировавших детей, из селений [4; 14; 15]. Потом выясняется, что они увели детей в Город, чудесным традиционно сказочным образом построенный за одну ночь. Город как метафора урбании - искусственной, созданной человеком среды, среды совершенной и технологичной, но приводящей к деградации Человека, среды небезопасной для человека. В дальнейшем, приспешники Бена Аморали, тирана, подвергают в условиях Города все новых и новых Рюмов «укомплектовке» - переформатированию мозга при помощи некоего аппарата, в результате чего человек деградирует физически и морально и интеллектуально. «Укомплектовка» - аллегория «черной», тототалитарной педагогики, которая обслуживает интересы полицейских, в основном, капиталистических государств, участвует в оскотинивании, примитивизации подрастающего поколения [11; 13].

В произведении А.В. Афанасьева есть и представитель гуманной педагогики, учительница Варвара Петровна Кузьмищева, которую, по мыслям Толи «. в десант бы посылать» [1], которая кинулась в антиподный мир вслед за Толей, преодолев все препятствия, что создал ей на пути проводник Толи Кудрявый Лист. Варвару Петровну дети любят за то, « . что она не умеет повышать голос» (не доминирует, не подавляет). Дети «.Только тем отличаются от взрослых - они не прощают притворства, с возрастом, пройдя через «укомлектовку» «черной педагогики», пользуясь термином, введенным А. Миллер [7], - педагогики бесчеловечной, авторитарной, находящейся на службе у тоталитаризма, многие выросшие дети теряют чувствительность ко лжи, принимают ее как данность.

Варвара Петровна понимает, что Жеки, которые выступают орудием в подавлении народа, - «Это не палачи, а чьи-то жертвы», - оболваненные, идеологически запрограммированные, намеренно доведенные до деградации. Поэт Бисау называет Жеков «деревянными куклами», на борьбу с которым тратят время Рюмы вместо того, чтобы приблизиться к «магическому кристаллу» Аморалли («сила Кощеева», «магический кристалл» - телевидение?).

«Черная педагогика» на службе тоталитарного государства «укомлектовывает» людей в существ, которыми правят те, «кто считает себя людьми, и даже незаурядными, а на самом деле - это животные совсем иного разряда» [1]. Толя и его друзья инопланетянка Софа, учитальница Варвара Петровна и медвежонок Гру-Гру, получив возможноть побега из подземелия, в которое их заперли приспешники Бена Аморали, решают все же остаться и встретиться с властями лично.

В произведении описана «желтая вода», которая «веселит сердца» и подачу которой жителям контролирует правительство, за что известный стихоплет Бисау критикует правительство, поскольку прием данной воды затрудняет «укомплектование» (форматирование, отупление). Что метафорично показывает эта желтая влага: инакомыслие?; алкоголь? (поскольку она «веселит»). Старик-стихоплёт Бисау сам, пройдя через пункт» [укоплектации] и практически не изменился, не деградировал, то есть, несмотря на идеологическую обработку и пропаганду капиталистичсекого потребленческого образа жизни, сохранил независимое нонконформистское мышление. «Теперь он одряхлел, и было принято считать, что он уже исчез, поэтому Жеки не обращали на него внимания» [1], то есть игнорировали инакомыслящих. Бисау покупал к вечеру на накопленную милостыню стаканчик желтой, веселящей воды, претворяясь пьяницей, потом выливал воду на землю, когда уходил от любопытных глаз, сохраняя, таким образом, свою легенду разведчика. Таким способом показано в произведении отупление населения при помощи алкогольной продукции до такой степени, что оно уже не годилось даже на укомплектовку, то есть до состояния ниже скотского, поэтому дозы, выдаваемые населению, старательно контролировались («культура пития») [3].

Бисау, как лидер Рюмов, неоднократно подвергался «двойному укомплектованию» (усиленной идеологической обработке) и проходил через железный колодец рюмов, откуда не возвращался ни одни Жек (заключение в лагере для политических»?).

В произведении упоминается «Тот, чьего имени нельзя называть» - часто применяемый троп, описывающий табуированных персонажей: всесильных или проклятых, подвергнутых забвению из-за своих преступлений, с данным персонажем должен сойтись в неравном бою Толя. Издревле под масками Кощеев Бессмертных описывались в сказках реальные тираны, вцепившиеся во власть. Древние сказания, сказки писались для думающих взрослых и были призваны учить самостоятельно мыслить детей, чтобы видеть пороки мира и совершенствовать его.

Конформизм населения в произведении «Те, кто рядом» достиг такого уровня, что, даже когда Жеки оставляют желтый фонтан без присмотра, погнавшийсь за лазутчиком Кудрявым Листом, земляной народец, столпившийся с ведрами вокруг фонтана, не решается без спросу брать веселящую воду, даже когда его подстрекает поэт Бисау. Один из народа говорит Бисау следующее: «... Зачем ты тратишь храбрые слова на тех, кто уже давно смирился?». «Черная педагогика» стоит на страже тоталитаризма, прошитые идеологически авторитарные педагоги, топят за кормящую их силу а, зачастую даже без идеологической подоплёки, черные педагоги - невротики, прошедшие через подобную воспитательную систему и яро трудящиеся над тем, чтобы лишить человеческого достоинства и способности думать очередное поколение. Бисау: «Новое время не придёт само по себе, за него надо бороться», «Мы на это не способны» - отвечают представители земляного народца, - в этом, собственно, и конечная цель «черной педагогики» - лишить человека воли, самости, самой личности. Власти в произведении даже ведут переписи неудокомплектованных, чтобы потом тех, кто не поддасться «укомплектованию», ликвидировать.

О гуманистической педагогике знают все, ее в наше время пропагандируют и «черные педагоги», - люди, больные морально, психосоматики, и, при этом, действуют строго в рамках «черной» педагогики, такие педагоги и принизили в глазах общественности роль учителя. Смутные времена в обществе, в умах плодят «черных» педагогов: невротиков, конформистов, приспособленцев, людей, не имеющих ничего святого, принципов. Педагоги часто неприспособленные, оторванные от реального мира люди. «Неприспособленная она к испытаниям. Все у нее по полочкам разложено. А чуть полочка покосилась - ей уже невмоготу» [1]. Они часто ненавидят детей, не пытаются их учить, а только занимаются дрессурой и запугиванием. Такие «горе-педагоги» боятся идти на контакт с родителями и любую критику и даже совет воспринимают в штыки. Администрация школы превратилась в этаких, недосягаемых «Гудвинов» из изумрудных дворцов (внешне благополучных заведений), которые сидят в своих тронных залах - бункерах, занимая, при этом, должностные государственные кресла и не участвуют в разрешении конфликтов педагог-ученик, педагог-родитель.

Толя в беседе с Аморали изрекает: «У меня по истории была четвёрка,. - Но я помню: чем реакционнее режим, тем глупее бывали правители. Они всегда пытались восполнить недостаток ума бессмысленной жестокостью» [1, С. 28], - это всё, что надо знать об основе тоталитаризма.

«Стыд, милая девочка, понятие условное. Для сильных не существует ни стыда, ни добродетели. Их закон - сила», -сообщает инопланетянке Софе Аморали. Такие «сильные» узурпируют власть, а за их спиной - «черные» педагоги, которые обеспечивают функционал идологической обработки, «укомлектовки». В большинстве современных стран государства тоталитарные, полицейские, контроль над народом в которых обеспечивается также «Жеками», незамутненными совестью и интеллектом силовыми структурами.

В тоталитарных режимах все держится на беззаконии и взятоимстве: Аморали предлагает детям сделать подарок Балдоусу, чтобы он их отпустил из города.

После сообщения о назначении поединка Толи с Тем (кого не называют), Варвара Петровна, заговорив ласково с Жеком, возвращает его в былое сознание, и он рассказывает от имени Жеков их историю о том, как, после «укомплектования» они творят жуткие дела, не давая себе в том отчета, и каждое новое поколение Жеков, становится агрессивнее предыдущего (они воспитываются ранее укомплектованными), в общем, описывается довольно типичная картира падени империй: высокие технологии и проседание в средневековую дикость сочатаются в Городе, в урбании.

Все жители в этом антиподном мире страдают инстинктом преследования как ответом на психическое расстройство, вызванное отсутствием «нужности» и любви. И Варвара Петровна умело использует технику «Хоопонопоно» (ее автором является психотерапевт Хью Лин), тактильно и вербально через объятия, ласковые поглаживания и добрые слова «Ах ты, бедная лапушка ..самый красивый, самый умный ...», возвращает Жекам ощущение любви. Слова сочувствия и сострадания превращает нелюдей в людей с чувствами, мыслями и эмоциями.

Далее по ходу действия, друзей из камеры выпускает переродившийся внешне в Жека, но сохранивший свое сознание («недоукомплектованный», - внешний конформист, то есть, изображающий конформизм) Кудрявый Лист.

Новый персонаж произведения генерал Кувалдыч, предпочитающий всем цветам оранжевый, был уникальным персонажем, которым сам потребовал «узаконивания» - «укомплектовки», был внутренним конформистом, то есть человеком, в мгновения ока отращивающим у себя идеологическую базу для служения любому режиму, психологическим

хамелеоном, который на службе режиму скоро представил план поголовного истребления, бывший принят властями весьма любезно. Реализацию подоного плана можно наблюдать в разных странах под самыми разными названиями.

Далее Бен Аморали объясняет Кувалдычу концепцию: «До появления людей [Толи и учительницы] наши враги отвечали на жестокость жестокостью, на хитрость хитростью. И были обречены, потому что наше зло неизмеримо злее их зла и наша жестокость во сто раз беспощаднее их жестокости. Наша победа казалась неизбежной. Приход мальчишки изменил ситуацию. Он играет не по нашим правилам и портит всю игру. Своим поведением он как бы отрицает моральную ценность зла. Это опасная тенденция. Зло, сталкиваясь со злом, порождало новое зло, и это было нам на руку. Но зло, наткнувшееся на презрение, вянет, как свежий лепесток под порывом ледяного ветра» [1, С. 34]. Аморали предлагает ... не просто искоренить, а сначала превратить его [Толю] в злобное животное, чтобы все убедились — зло всесильно» [1, С. 34], в результате: «Где нет зла, там нет и жизни. В каждом сознании эта мысль пусть будет высечена раскалёнными буквами» (распространение идеологии фашизма, к примеру). Аморали и Кувалдыч решают подвергнуть перед боем издевательствам учительницу, чтобы разъярить Толю, и, чтобы в порыве мести, он сам отдался Злу (осквернение святынь для обозления и примитивизации народа).

Николай Бердяев говорил, что человеку проще реализовать в себе звериный образ, чем духовный, Божий. Звериного в человеке гораздо больше, чем других более высоких составляющих. «Человек любит рабство и легко мирится с ним» [2, C. 137]. Но звериное начало в человеке не сравнивается со зверем, который лучше любого зверочеловека, «Ужасен не зверь, а человек ставший зверем» [2, C. 138]. Поэтому в сказках и антиутопиях так много разных зверей, которые разговаривают, помогают, учат человека. Звери в этих сказках никогда так низко не падают, как человек. Человек без духовности становится худшим животным, это ведет к его разложению как личности. Немцы, под влиянием фашисткой пропаганды, превратились в диких зверей, жестоких и кровожадных так же, как и Рюмы переродились в Жеков-нелюдей.

Интересен персонаж Мина, - начальник тюрьмы, который подвергался «укомплектованию» восемь раз, но не стал злобным, при этом: «Мин вёл строжайший учёт расходов и приходов. Его редкостная добросовестность сделала его более страшным цербером, чем мог им стать самый злобный, но бестолковый Жек. В государстве Бена Аморали все было устроено таким образом, что каждый приносил пользу помимо своей воли» [1, С. 34], так происходит и с гуманными учителями, которые поставлены на службу тоталитарным режимам. Далее Мин признается в организации побега: «Тебя обмануть нетрудно, Бен. Жестокость мнит себя зрячей, но она слепа» [1, С. 34], жестокость слепа, потому что не ведает человечности, Аморали не понятно поведение героев, оставшихся ради схватки, когда была возможность побега. Далее Аморали удивляется, почему Мин не убил его, хотя у него были возможности, а тот отвечает: «Уничтожить одного носителя зла не значит улучшить мир. Я хотел понять, на что ты опираешься и что дает тебе силу» [1, С. 34].

После уничтожения Толи, его деморализации, Аморали планирует земляной народ подвергнуть «укомплектовке», а тех, кого не удасться обработать, уничтожить: падение духовных лидеров народа (Толя) - сильный деморализатор, поэтому дискредитация конкурента - важное орудие в политической борьбе.

Перед поединком Толи с Тем, согласно замыслу, Аморали устраивает бой учительницы с тремя Жеками, Варвара Петровна «расколдовывает» Жеков ласковыми речами, поскольку под маской любого ожесточения и деградации в человеке всегда остается Дитя, которое жаждет ласки и заботы, понимания и принятия, - наш психологический исток. Аморали предлагает свободу героям за раскрытие ему секрета укрощения Жеков: тиранам нужны все новые технологии подавления, но «свободу не получают в обмен на что-то. Ее завоевывают» [1, С. 39].

Философы Ж.Ж. Руссо, св. Фома Аквинат считали природу человека доброй. Это позже она была испорчена обществом и государством. Но человек - существо свободное и всегда может сделать выбор. И каков будет его выбор, зависит от его морального и духовного окружения, от нетоксичных педагогов, способных внушить ему веру в справедливость, человека и добро.

После победы учительницы, после укрощения Жеков и падения Кувалдыча (главного силовика), народ начинает смеяться над последним: когда смеются над режимом, идеология режима дала трещину.

Во время поединка Толи с Тем, состоящим из энергетических шаров, он замечает, что Тот, реагирует лишь на страх (расстреливает лучом испугавшихся Жеков: «Почему он напал именно на них, - подумал он, - убегающих и вопящих? А что, если?..». От мгновенно озарившей его догадки Толя вздрогнул. «А что, если механическое чудовище нападает только тогда, когда жертва пугается или вообще испытывает какую-нибудь сильную эмоцию? Эмоция его подзаряжает и включает?.. » [1, С. 39]. Эмоции дают агрессору-манипулятору контроль над жертвой. Далее Толя навязывает свои правила роботу (соединившемуся из энергетических шаров): Тот будет убегать, а Толя - догонять его, далее Толя отказывается убегать от робота, а Софа, воспользовавшийсь всеобщим замешательством, выбирается из клетки и выключает робота.

Далее идет сражение между Рюмами и Жеками. Рюмы побеждают, а после этого на площадь у фонтана, где боролся Толя с Тем, врывается войско пустыни. И началась «вечная битва за свободу, исход которой, к сожалению, до сих пор не ясен» [1, С. 41]. Войны пустыни побеждают только тогда, когда им на помощь встают воодушевленные их примером, жители города. Когда поражение Аморали уже очевидно, он сбегает на портативном аппарате, напоминающем вертолет: «Увы! - сказал старец. - Аморали - это зло. Он вездесущ. Он обязательно появится снова, только неизвестно где и когда. Но сегодня он побеждён!» [1, С. 41]. - Тоталитаризм приходит снова и снова во всех обществах. А Кувалдыч и Балдоус, главные силовики, становятся пастухами, и эти внутренние конформисты искренне служат новой системе: таков удел конформистов-автоматов, они как автомобиль: управляя им, можно развозить продовольствие, а можно давить людей.

Выводы. Любой строй рано или поздно превращается в тиранию, на службу которого встают черные педагоги, и подточить основание которого могут только учителя, которые учат подрастающее поколение думать.

Литература:

1. Афанасьев А.В. Те, кто рядом. - М.: Детская литература, 1990. - 190 с. [Электронныйресурс]. https://mir-knigi.net/books/detskie/detskaya-fantastika/43111-te-kto-ryadom.html (дата обращения: 07.03.2022).

2. Бердяев Н.А. «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» Гл. VIII Человечность. http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/berdyaev_n_ekzistencialn/ (дата обращения: 07.03.2022).

3. Волобуева Е.В., Хилько О.В. Алкогольная псевдотрадиция: отражение в массовом искусстве // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 426-428.

4. Гамельнский крысолов: Википедия: свободная энциклопедия [Электронныйресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Гамельнский_крысолов (дата обращения: 07.03.2022).

5. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта. Изд-во Академический проект. - 2017. [Электронный ресурс]. https://bookscafe.net/read/dzheyms_uilyam-mnogoobrazie_religioznogo_opyta-157130.html#p1 (дата обращения: 07.03.2022).

6. Кузнецова Е.Н., Хилько (Швецова) О.В. Аллегория «черной», небезопасной педагогики в условиях тоталитарного общества в произведении А.В. Афанасьева «Те, кто рядом» // Образование: традиции и инновации: Материалы XXVII международной научно-практической конференции (14 октября 2021 года). - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2021. - 112 с. - С. 61-67.

7. Миллер В. Воспитание, насилие и покаяние. - М.: Независимая фирма «Класс» , 2010. - 296 с.

8. Погребная О.С., Францева Е.Н., Никабадзе О.С., Кольцова И.В., Хилько О.В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды. - Ставрополь, 2020. - 110 с.

9. Тинькова Е.Л., Артеменкова Л.Ф., Водолажский Г.И., Катилевская Ю.А., Кузнецова Е.Н., Торикова Е.Ф., Хилько О.В. Обеспечение комплексной безопасности участников образовательного процесса: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2020. - 120 с.

10. Тинькова Е.Л., Корлякова С.Г., Катилевская Ю.А., Кузнецова Е.Н., Хилько О.В., Торикова Е.Ф. Развития психологической компетентности учителя в области сохранения и укрепления тздоровья субъектов образовательного процесса. - Ставрополь: СГПИ, 2019. - 104 с.

11. Хилько О.В. Инфантилизаци населения: истоки и последствия // Педагогическая наука и практика - региону: Мат-лы XVI региональной научно-практической конференции ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». - 2016. - С. 225-230.

12. Хилько О.В. Роль учителя в сохранении и укреплении психологического здоровья населения // Прикладная психология и спихоанализ. - 2017. - № 3. - С. 12.

13. Швецова О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия // Актуальные проблемы современной науки: IV Международная научно-практическая конференция: в трех томах. - 2015. - С. 342-345.

14. Abraham Elder. Tales and Legends of the Isle of Wight. - Simpkin, Marshall, and Company, 1839. - P. 97-100. - 204 p.

15. Erica Bastress-Dukehart. The Zimmern Chronicle: Nobility, Memory, and Self-Representation in Sixteenth-Century Germany (2004).

Психология

УДК 159.92

кандидат педагогических наук, доцент Шевцова Антонина Бутовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент Бостанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие, особенности и роль джазовой музыки как классического искусства. Представлен анализ исследований положительного воздействия джазовой музыки на психику, сознание, поведение личности. Одной из приоритетных задач современного воспитания и образования является формирование у обучающихся в рамках учебного процесса необходимых компетенций. При создании определенных условий талант и потенциальные способности личности могут проявиться достаточно выразительно. И, напротив, при отсутствии подобных условий, если нет поощрения или одобрения, то талант может совсем не проявляться. Авторы поднимают актуальную проблему нехватки, либо отсутствия занятий по изучению джазовой культуры, джазового искусства, джазовой музыки. В статье рассматриваются особенности джаза как стиля, выступающего вектором в музыкально-эстетической ориентации молодежи. Здесь препарированы возможности джазовой музыки, которая оказывает положительное воздействие не только на когнитивные процессы и поведение, но и на общее развитие личности обучающегося. По мнению авторов, такой стиль музыки у современной молодежи развивает умение реализации творческого потенциала личности, ее музыкальных способностей, а также способствует стимулированию их познавательной активности. Отмечается роль образовательной среды в совершенствовании личности, в формировании ее духовной культуры. Данная статья обращает внимание читателя на воспитательно-эстетические возможности джазовой музыки. Поскольку эта музыка имеет глубокий смысл, который заключается в конкретном представлении о музыкальной культуре XX столетия. А приобретенные человеком знания о джазовой музыке, её понимание дают возможность личности расширить интересы, раскрыть внутренние мысли и идеи, грамотно позиционировать себя в обществе. В статье отмечена, как положительная, и «лечебная» функция джазовой музыки: она позитивно воздействует на мозговые структуры, на внутреннее состояние, даже на принятие решения, кроме того улучшает настроение, применяется для устранения тревожности. Раскрыта роль джазовой музыки, являющейся детерминантом не только в музыкально-эстетическом воспитании, но и в формировании психического здоровья личности.

Ключевые слова: искусство, творчество, музыка, классическая музыка, джаз, эстетическое воспитание, психология, личность, способности, настроение, эмоции.

Annotation. This article reveals the concept, features and role of jazz music as a classical art. The analysis of studies of the positive impact of jazz music on the psyche, consciousness, personality behavior is presented. One of the priority tasks of modern upbringing and education is the formation of the necessary competencies among students within the framework of the educational process. When certain conditions are created, the talent and potential abilities of a person can manifest themselves quite expressively. And, on the contrary, in the absence of such conditions, if there is no encouragement or approval, then talent may not manifest at all. The authors raise the urgent problem of the lack or absence of classes for the study of jazz culture, jazz art, jazz music. The article examines the peculiarities of jazz as a style that acts as a vector in the musical and aesthetic orientation of young people. Here the possibilities of jazz music are dissected, which has a positive impact not only on cognitive processes and behavior, but also on the overall development of the student's personality. According to the authors, such a style of music among modern youth develops the ability to realize the creative potential of a person, her musical abilities, and also helps to stimulate their cognitive activity. The role of the educational environment in the improvement of personality, in the formation of its spiritual culture is noted. This article draws the reader's attention to the educational and aesthetic possibilities of jazz music. Because this music has a deep meaning, which lies in a specific idea of the musical culture of the XX century. And the knowledge acquired by a person about jazz music, its understanding, enable a person to expand his interests, reveal inner thoughts and ideas, and position himself competently in society. The article notes the positive and "therapeutic" function of jazz music: it has a positive effect on brain structures, on the internal state, even on decision-making, in addition, improves mood, is used to eliminate anxiety. The role of jazz music, which is a determinant not only in musical and aesthetic education, but also in the formation of mental health of the individual, is revealed.

Key words: art, creativity, music, classical music, jazz, aesthetic education, psychology, personality, abilities, mood, emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.