Научная статья на тему 'Алкоголизм и наркомания - причины женской преступности'

Алкоголизм и наркомания - причины женской преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4657
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОСТИТУЦИЯ / БРОДЯЖНИЧЕСТВО / АЛКОГОЛИЗМ / НАРКОМАНИЯ / ANTI-SOCIAL BEHAVIOR / FEMALE CRIMINALITY / PROSTITUTION / VAGRANCY / CRIME / REASONS OF CRIMINALITY / ALCOHOLISM / DRUG ADDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанян Шушаник Усиковна

В статье автор подчеркивает, что возросшая социальная активность женщин, деморализация современного общества и ослабление семьи вызывают ослабление правомерного поведения женщин, способствуют появлению таких антиобщественных явлений, как наркомания, алкоголизм, а они в свою очередь все вместе к совершению преступления. Алкоголизм и наркомания оказывают более разрушающее влияние на женщин, чем на мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alcoholism and drug addiction as the reason of women's crime

Growing social activity of women, demoralization of modern society and weakening of the family cause weakening of lawful behavior of women, promote the appearance of such anti-social phenomena, as drug addiction, alcoholism, and they in the same turn all together promote commission of crime. In the basis of alcoholism and drug addiction lays that complex of social reasons that lays in basis of criminality. Absence of housing, caused by the loss of the work or impossibility of its receipt, social unscreenedness, crisis of many social institutes related to the negative affecting upon the psyche of human. Such state can urge on to the drinking, taking drugs, giving a chance to go away to the illusive world, seeking of oblivion, removal of tension etc., and as a result lead to demoralization of personality and commission of crime. Alcoholism and drug addiction has more destroying influence on women than on men.

Текст научной работы на тему «Алкоголизм и наркомания - причины женской преступности»

Ш.У. Степанян

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ - ПРИЧИНЫ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Преступное поведение женщин имеет ряд особенностей, заключающихся в более сильном восприятии отдельных явлений действительности на фоне повышенной чувствительности. Именно поэтому, как считают некоторые исследователи, женщины так легко поддаются вовлечению их в употребление спиртных напитков и наркотических средств [1].

Совершение преступлений в последнее время чаще всего связано с состоянием алкогольного или наркотического опьянения преступников. Из общего числа выявленных преступниц примерно 25-35 % совершают уголовно наказуемые деяния в состоянии опьянения. И хотя преступления, связанные с использованием наркотиков пока не приобрели еще больших масштабов, число совершающих эти преступления женщин растет [2, с. 71]. Т.М. Явчуновская и И.Б. Степанова отмечают, что участие женщин в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, стало актуальной проблемой: в стране за последние годы количество преступлений, совершенных ими в этой сфере, возросло почти в 20 раз [3, с. 102].

В современном обществе происходит процесс феминизации наркотизма. Н.В. Кастерина, изучив состав женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы в российских учреждениях Федеральной службы исполнения наказания РФ, указала, что только 38 % респондентов совершили преступление в трезвом и нормальном психическом состоянии, остальные - или в состоянии алкогольного (44 %) и наркотического опьянения (13 %), или в состоянии сильного душевного волнения (5 %) [4, с. 13-14].

В 2005 г. доля лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, составила 21,3 %, наркотического - 0,4 %. Чаще всего в состоянии алкогольного опьянения совершают преступления мужчины (их доля - 20,5 % из числа выявленных лиц). Доля женщин составила 14 %. Доля лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, у мужчин - 0,4 %, женщин - 0,4 % [5, с. 79-80].

Как мы видим, среди женщин, как и среди мужчин, алкоголизм значительно больше распространен, чем наркомания. Соответственно, сильнее и влияние алкоголизма на антиобщественное поведение.

Зарубежные и отечественные исследователи считают, что данные о распространенности алкоголизма у женщин занижены, поскольку сведения о заболеваемости алкоголизмом, в т.ч. женщин, основываются почти исключительно на обращаемости или данных госпитализации, а это не показывает, сколько женщин страдает алкоголизмом [6, с. 162]. Женщин с диагнозом «алкоголизм» больше, чем с диагнозом «наркомания», в том числе и среди преступниц. Следовательно, сильнее и влияние алкоголизма на антиобщественное поведение. Поэтому в общей проблеме алкоголизма и наркомании особое место занимает вопрос об алкоголизме и наркомании у женщин. В силу некоторых социально-психологических факторов, а также биологических особенностей женского организма, эти явления у женщин должны иметь определенную специфику.

Употребление алкоголя отрицательно сказывается на нервной системе женщины, дезорганизует важнейшие психологические процессы возбуждения и торможения. Это приводит к потере самоконтроля. Процесс алкогольной деградации у женщин происходит быстрее, чем у мужчин (женщины спиваются за 3-4 года), и носит более тяжелый характер. Неблагоприятная тенденция с употреблением алкоголя прослеживается особенно выразительно среди воровок и лиц, осужденных за грабежи и разбои, менее экспрессивно - у мошенниц и практически не наблюдается у женщин, совершающих присвоение и растрату. Но две последние категории женщин совершают свои преступления более хладнокровно, обдуманно, умышленно, спланированно, подготовленно, а не спонтанно в пьяном угаре. У лиц, употребляющих наркотические средства, заметны снижение интеллектуального и волевого развития, быстрая физическая и психическая утомляемость, отсутствие осмысленности в действиях, невозможность сосредоточиться на чем-либо. У них происходит потеря интереса, а в последствии и неспособность к учебе и труду. Социально полезные связи утрачиваются. Быстро прогрессирующее интеллектуальное и волевое падение делает их болезненно внушаемыми, легко подверженными воздействию более сильных личностей [5, с. 128-129]. У женщин, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, процесс развития заболевания приводит к тому, что появляется новый доминирующий мотив преступного поведения -алкоголь и наркотики. По мере деградации личности этот мотив начинает доминировать, подчиняя себе все остальные мотивы. Какие-либо сдерживающие факторы отсутствуют [5, с. 136].

Алкогольное и наркотическое опьянение ослабляет, а часто полностью устраняет контроль личности за собственным поведением, поэтому большинство насильственных преступлений

совершаются именно в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Для женщин в состоянии алкогольного опьянения достаточно незначительного повода для того, чтобы она взялась за нож.

Алкоголики и наркоманы обычно нигде не работают, а для того, чтобы добыть средства для покупки спиртных напитков и наркотиков совершают как имущественные преступления (как правило, не представляющие большой общественной опасности), так и тяжкие насильственные преступления.

Алкоголизм у женщин часто бывает эквивалентен депрессии. Н.Г. Шумский считает, что высказывание М. Keller (1960 г.) о том, что алкоголизм часто бывает симптомом хронической эмоциональной болезни, особенно правомерно в отношении женщин [6].

Поведение лиц в состоянии опьянения приобретает импульсивный характер, сметаются все ограничения, появляются чувства смелости, решительности, дерзости, проявляется агрессия и т.д. По данным И.В. Стрельчука, у 2/3 женщин в состоянии алкогольного опьянения наблюдают возбужденность, драчливость, плаксивость [6, с. 168]. Наркотик (алкоголь) оказывает и тормозящее воздействие, проявляющееся в отсутствии должной внимательности и реакции. В обоих вариантах психофизического действия наркотика (алкоголя) - растормаживающего и тормозящего, «он является мотивом-стимулом, сомотивом, тогда как доминантным, ведущим, смыслообразующим является мотив корысти, хулиганства, агрессивности личности, недисциплинированного эгоизма и т.п. криминогенные мотивы, которые и определяют социальное и уголовно-правовое содержание преступления» [8, с. 90]. В криминологической литературе такие наркотические сомотивы называются криминопровоцирующими [9, с. 491]. Под влиянием обычного действия алкоголя наступают часто и такие психические нарушения, что опьяневший может совершить всевозможные неадекватные, безмотивные, странные действия, а также такого рода поступки, которые находятся в резком противоречии со свойственными ему характерологическими особенностями, социальными и этическими установками, привычным жизненным укладом [10, с. 25].

В случаях же хронического заболевания, наркотической психической и социальной деградации личности потребность в наркотике входит в число равнозначных криминогенным и даже ведет их за собой. Если корыстное преступление совершается исключительно для приобретения наркотиков, спиртных напитков, служит проявлением болезненной потребности, не исключающей, однако, вменяемости субъекта, то следует признать, что наркотическая мотивация лежит в основе поведения лица, выступает в качестве криминогенного фактора, составляющего основу мотивов преступления.

Следовательно, можно сделать вывод, что место наркотизма и алкоголизма в генезисе преступности неоднозначно: с одной стороны, это сопричина, сомотив при доминирующей роли иных криминогенных факторов, с другой - это ведущее, определяющее место в мотивационной сфере личности, выступающее в качестве причины преступлений.

Учеными-психиатрами выявлены зависимости между особенностями течения хронического алкоголизма и склонностью к совершению различного рода противоправных действий. Тяжкие преступления, как правило, совершаются лицами с относительно небольшой длительностью заболевания в форме хронического алкоголизма с «преобладанием в синдроме деградации алкогольных изменений аффективности характера над явлениями морально-этического снижения личности», относительной сохранностью в общественно-трудовой и семейной сферах. Существенную роль в совершении тяжких преступлений играют случайные ситуационные факторы, пережитые в период опьянения, а также сам характер опьянения - с чертами вспыльчивости, склонности к агрессии. Значительную часть больных, совершающих нетяжкие преступления, составляли лица, социально деградировавшие, отличавшиеся значительной длительностью хронического алкоголизма. В синдроме деградации преобладали моменты социально-этического распада личности над алкогольными изменениями в аффективно-волевой и интеллектуальной сферах. В совершении нетяжких преступлений наибольшее значение имеет степень социальной деградации [11, с. 163-136, 173-176, 183-185].

Наступающая в результате употребления любого наркотического вещества физическая и психологическая зависимость заставляет наркомана идти на все, чтобы добыть зелье. Наркозависимые женщины занимаются проституцией, используют шантаж, прибегают к разного рода махинациям (например, подделка рецептов), совершают кражи и т.п.

Следует отметить, что в русле современных социально-экономических процессов алкоголизм и пьянство женщин будут оказывать более сильное влияние на состояние правонарушений среди них.

Из всего вышеизложенного следует закономерный вывод о том, что характер преступлений, совершаемых женщинами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией, определяется двумя обстоятельствами: некоторыми особенностями наркотической деградации и типом свойственного им наркотического опьянения. Распад социально значимых качеств и свойств личности женщин под воздействием наркотика способствует снижению жизненной активности в целом, что находит свое отражение и в видах совершаемых преступлений.

Преступная деятельность наркомана изначально связана с незаконным оборотом наркотических средств. С 1993 по 1998 гг. число женщин, совершивших преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, каждый год возрастало в среднем в 1,5 раза, увечившись за пятилетие в целом в 7,4 раза. В 1,7 раза (с 7,6 % до 12,9 %) вырос и удельный вес женщин в структуре преступников этой категории [12, с. 31]. В 2000 г. было выявлено 158,9 тыс. человек, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Это в 1,5 раза больше, чем в 1997 году. Из них более 70 % составила молодежь в возрасте до 30 лет. За эти годы доля женщин среди совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, возросла с 11 до 16 % [2, с. 73].

Среди лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, мужчины и женщины составляют почти близкие доли: соответственно, 55 и 45 %; две трети (66,7 %) - это молодые люди в возрасте 18-29 лет, из них женщин - 47,8 % [7, с. 774].

Следует отметить, что доля лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, создавших семью в период отбывания наказания за преступление, составила 2 %. Причем проблема создания семьи более остро стоит у женщин: только 0,9 % из них сумели это сделать. У мужчин таких почти в три раза больше (3 %). Между тем в системе ценностных ориентаций у многих преступников рассматриваемой категории семья играет отнюдь не главную роль [7, с. 775].

Многие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков совершаются в состоянии наркотического опьянения (35,4 %). При этом доля мужчин составляет 41,1 %, женщин - 12,4 %. Нельзя не отметить то, что среднее число судимостей у мужчин, совершивших преступление в сфере незаконного оборота наркотических средств, превышает среднее число судимостей у женщин почти в три раза и составляет соответственно 2,9 и 1,0. Доля женщин с одной судимостью достигает 88,6 %, мужчин - 36,5 %. Отсюда следует, что мужчины имеют большую склонность к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств после отбытия наказания, т.е. характеризуются повышенной рецидивностью [7, с. 776-777].

Литература

1. Баранов П.П., Кубатов В.И. Юридическая психология. Ростов н/Дону, 2004.

2. Щербакова Е.М. Нарконашествие в России. О чем говорит статистика // Социс. 2004. № 1.

3. Явчуновская Т.М., Степанова И.Б. Социальная характеристика женской наркопреступности // Социс. 2008. № 2.

4. Кастерина Н.В. Изучение причин агрессивных действий у впервые осужденных женщин // Психология. Пермь, 2007. № 13.

5. Состояние и тенденции преступности в Российской федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / Под общ. ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гирько. М., 2007.

6. Алкоголизм / Под ред. Г.В. Морозова, В.Е. Рожкова, Э.А. Бабаяна. М., 1983.

7. Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-изд., перераб. и доп. М., 2005.

8. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминалистической детерминации. М., 1984.

9. Криминология ХХ век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 2000.

10. Габиани А.А. Уголовная ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения. Тбилиси, 1968.

11. Актуальные вопросы социальной и клинической наркологии. Душанбе, 1979.

12. Явчуновская Т.М., Степанова И.Б. Тенденции современной преступности женщин // Государство и право. 2000. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.