Научная статья на тему 'Алим Азретович Алафаев: историк, поэт, педагог'

Алим Азретович Алафаев: историк, поэт, педагог Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Алафаев / современная поэзия / карачаево-балкарская литература / символ / архетип / A. Alafaev / modern poetry / Karachay-Balkar literature / symbol / archetype

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Р А. Керимова

В статье рассматривается творчество современного балкарского поэта, историка А. Алафаева, автора многочисленных поэтических сборников – «Учитель» (2009), «Ариука. Стихи о любви и дружбе» (2010), «Айран» (2021), «Посвящение на камне» (2012), «Крылатый мой Эльбрус» (2017), «Дорога любви. Путь поэта» (2021). Цель статьи – осветить основные этапы жизни и творчества А. Алафаева, выявить идейно-тематические особенности произведений, а также обозначить его вклад в балкарскую литературу. Реализация поставленной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач: опираясь на поэтические сборники и материалы, опубликованные в периодической печати, раскрыть основные мотивы лирики, основополагающие ценностные ориентации и нравственные устремления поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alim Azretovich Alafaev: historian, poet, teacher

The article studies the work of the modern Balkar poet, historian A. Alafaev, the author of numerous poetry collections – "Teacher" (2009), "Ariuka. Poems about love and friendship" (Nalchik, 2010), "Ayran", "Dedication on the stone", "My winged Elbrus" (2017), "The Road of Love. The path of the poet" (2021). The purpose of the article is to highlight the main stages of the life and work of A. Alafaev, to identify the ideological and thematic features of the works, as well as to outline his contribution to Balkar literature. The implementation of this goal necessitated the formulation and solution of the following tasks: relying on poetry collections, materials published in periodicals, to reveal the main motives of the lyrics, fundamental value orientations and moral aspirations of the poet.

Текст научной работы на тему «Алим Азретович Алафаев: историк, поэт, педагог»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН Том 26 № 4 2024

- ФИЛОЛОГИЯ =

УДК 82-14 Научная статья

DOI: 10.35330/1991-6639-2024-26-4-175-179 EDN: JTTXQQ

Алим Азретович Алафаев: историк, поэт, педагог Р. А. Керимова

Институт гуманитарных исследований -филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук 360000, Россия, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

Аннотация. В статье рассматривается творчество современного балкарского поэта, историка А. Алафаева, автора многочисленных поэтических сборников - «Учитель» (2009), «Ариука. Стихи о любви и дружбе» (2010), «Айран» (2021), «Посвящение на камне» (2012), «Крылатый мой Эльбрус» (2017), «Дорога любви. Путь поэта» (2021). Цель статьи - осветить основные этапы жизни и творчества А. Алафаева, выявить идейно -тематические особенности произведений, а также обозначить его вклад в балкарскую литературу. Реализация поставленной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач: опираясь на поэтические сборники и материалы, опубликованные в периодической печати, раскрыть основные мотивы лирики, основополагающие ценностные ориентации и нравственные устремления поэта.

Ключевые слова: А. Алафаев, современная поэзия, карачаево-балкарская литература, символ, архетип

Поступила 17.07.2024, одобрена после рецензирования 05.08.2024, принята к публикации 07.08.2024

Для цитирования. Керимова Р. А. Алим Азретович Алафаев: историк, поэт, педагог // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2024. Т. 26. № 4. С. 175-179. DOI: 10.35330/1991-6639-2024-26-4-175-179

Original article

Alim Azretovich Alafaev: historian, poet, teacher

R.A. Kerimova

Institute of Humanitarian Researches -branch of Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences 360000, Russia, Nalchik, 18 Pushkin street

Abstract. The article studies the work of the modern Balkar poet, historian A. Alafaev, the author of numerous poetry collections - "Teacher" (2009), "Ariuka. Poems about love and friendship" (Nalchik, 2010), "Ayran", "Dedication on the stone", "My winged Elbrus" (2017), "The Road of Love. The path of the poet" (2021). The purpose of the article is to highlight the main stages of the life and work of A. Alafaev, to identify the ideological and thematic features of the works, as well as to outline his contribution to Balkar literature. The implementation of this goal necessitated the formulation and solution of the following tasks: relying on poetry collections, materials published in periodicals, to reveal the main motives of the lyrics, fundamental value orientations and moral aspirations of the poet.

Keywords: A. Alafaev, modern poetry, Karachay-Balkar literature, symbol, archetype

Submitted 17.07.2024, approved after reviewing 05.08.2024, accepted for publication 07.08.2024

© Керимова Р. А., 2024

For citation. Kerimova R.A. Alim Azretovich Alafaev: historian, poet, teacher. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2024. Vol. 26. No. 4. Pp. 175-179. DOI: 10.35330/1991-6639-2024-26-4-175-179

Введение

Алим Азретович Алафаев - русскоязычный балкарский поэт, кандидат исторических наук, профессор Академии военных наук, член Союза журналистов России, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса переводов тюркоязычной поэзии «Ак Торна» (Уфа, 2011). Имеет республиканские награды: Почетную грамоту Минкультуры КБР «За большой вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарии и в связи с 20-летием со дня основания журнала «Литературная Кабардино-Балкария» (2011), Почетную грамоту Парламента КБР «За активную общественно-политическую деятельность» (2012) [1]. Некоторые аспекты жизни и творчества А. Алафаева освещаются в работах Е. Куянцевой, С. Моттаевой, Л. Мокаевой.

Основные результаты

Алим Алафаев родился в 1948 году в Киргизии, учился в Наукатской средней школе. После возвращения на родину совмещал учебу с работой токаря в Советском районном объединении «Сельхозтехника». После окончания школы начал работать в районной газете «Колхозная жизнь» («Черекские вести»). Стихи начал писать в 14 лет. Юношеские стихотворения Алима были опубликованы в газете «Черекские вести», там же периодически печатались его очерки и статьи о сельской жизни. Во время службы в армии написал одно из программных стихотворений «Письмо к матери» (1967). Оно наполнено глубоким нравственным содержанием и характеризуется саморефлексией, уходом в свой внутренний мир.

После службы в армии А. Алафаев поступил на заочное отделение исторического факультета КБГУ. Большое внимание уделял общественной деятельности. В начале 1973 года редактор районной газеты Б. К. Батчаев обратился к Алиму Алафаеву с просьбой создать при газете «Колхозная жизнь» литературно-художественное объединение для оптимизации публикационной деятельности и выявления талантов среди молодежи. А. Алафаев организовал литературный кружок «Вершина». В нем приняли активное участие учителя и ученики из средних школ Советского района КБАССР.

В 1974 г. А. Алафаев окончил учебу в университете и поступил в аспирантуру Института истории СССР АН СССР. После защиты кандидатской диссертации по истории русского либерализма был приглашен на должность младшего научного сотрудника в академический институт. Алим Азретович принимал активное участие в миротворческой деятельности по урегулированию осетино-ингушского конфликта осенью 1992 года, часто бывал в командировках в Осетии, Ингушетии, Чечне, Дагестане и родной Кабардино -Балкарии. В том же году А. Алафаев возглавил отдел национально-культурной реабилитации репрессированных народов Министерства по делам национальностей и федеративной политике РФ.

После 33 лет научно-педагогической деятельности в Москве (1976-2009) А. Алафаев вернулся в Нальчик. Здесь продолжил преподавать историю в Кабардино-Балкарском госуниверситете им. Х. Бербекова. Публиковался в периодической печати Нальчика и Москвы. Итогом творческих исканий А. Алафаева стало издание сборников «Учитель» (2009), «Ариука. Стихи о любви и дружбе» (2010), «Айран» (2011), «Балкария» (2014), «Неразлучные друзья» (2012) (книга для детей в соавт. с А. Алафаевой), «Посвящение на камне» (2021), «Колчан» (2016), «Крылатый мой Эльбрус» (2017), «Дорога любви. Путь поэта» (2021) и др.

Поэзия А. Алафаева разнообразна, в его произведениях отражается народная, песенная лирика, а также наблюдается стремление к классическому стиху; несмотря на простоту языка, в них вложено индивидуальное мироощущение поэта. В национальный контекст, в природные (эстетические) ориентиры вплетаются и общечеловеческие ценности, главная из которых - любовь. В стихах чувствуется легкая романтичность, непринужденность: «Из всех на свете горных рек / Люблю бушующий Черек. / Я здесь, судьбу держа в руке, / В любви признался Ариуке» [2, с. 16]. Стихи А. Алафаева эмоциональны, при этом поэт использует незамысловатые художественные средства. Произведения отличаются музыкальностью, проявляющейся в благозвучном использовании повторов (частичных или полных): «Лаская волнами тебя, / Лучами косы теребя, / Я ветерком прильну к руке... / Ты приходи всегда к реке». В любовной лирике воспевается ценность красоты духовной, искренних чувств: «Всех наград земных дороже / Сердце юной Ариуки... / Шлет Эльбрус мне, став моложе, /Две лучистые строки!» [2, с. 14].

В лирике Алфаева женскому образу отведено особое место («Дочь Балкарии», «Балкарка», «Ариука», «Песня о балкарке», «Молочая сестра», «Имя любимой», «Кабардинка» и др.) [3]. Данный образ обладает широким смыслом, то есть это не только любимая женщина, но и мать, просто женщина-горянка. Любовь к матери передается в стихотворениях «Письмо к матери», «Песнь о матери» [4]. Образ матери связан с малой родиной, с ее природой, культурой: «Меня встречает, улыбаясь, мама, /Подснежника весеннего светлей, / Айраном угощает, хичинами.../ Я благодарен матери моей» [2, с. 35]. Мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга, благодарности также сопряжены с образом матери. Так в поэзию А. Алафаева глубоко проникает тема родины, лирическое воплощение ее образов, став одной из важных граней его творческой индивидуальности. Любовь к Родине, к национальным истокам выражена выпукло: «Горжусь тобой, крылатый мой Эльбрус, /Вершина и Европы, и России. / С восходом солнца всей душой молюсь, / Чтоб ты всегда парил на небе синем» [2, с. 78]. Мотив родины пересекается с внутренними переживаниями героя, национальной идентификацией.

Тема родины и природы раскрывается в традиционных для карачаево-балкарской литературы образах: камня, горы, реки, дерева, орнитогенной символики. Мотив родины коррелирует с традиционными мотивами и образами дома, семьи, родного очага («Песня о Каш-хатау», «Вершины Эльбруса», «Двуглавый Эльбрус», «Весеннее утро», «Блудный сын», «Бабугент», «Отец») [5]. Природа в поэзии А. Алафаева органична и неотделима от жизни лирического героя: «Душою к Эльбрусу я прикован!»; «О, колыбель вершин и бурных рек, /Хочу остаться на века с тобою, / Чтоб о любви мне пел родной Черек, / Своей весенней звонкою зурною» [2, с. 56]. Кавказский ландшафт - источник вдохновения, представляющий собой духовную и интеллектуальную ценность для автора. В. Н. Топоров, описывая многофункциональность мифологемы горы, отмечал, что «гора выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Гора часто воспринимается как образ мира, модель вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства» [6, с. 311]. Так, одним из важнейших концептов в системе пространственных и эстетических координат А. Алафаева являются пространственные образы гор, скал (в текстах наблюдаются частые отсылки к Эльбрусу). Гора в поэзии А. Алафаева выступает не только практическим материальным ресурсом, она обладает духовной значимостью. Культурные ландшафты наполнены символикой, что предопределяет его многозначность. При этом одно значение (природное, общекультурное, поэтическое и др.) не отменяет другого, они присутствуют одновременно. Часто поэт придает пространственным символам оригинальный смысл и наполняет самобытной лирической окраской.

Патриотические чувства художественно оформлены в сборнике стихов «Айран». Айран -уникальный карачаево-балкарский самобытный напиток, передаваемый из поколения в поколение. На протяжении долгих лет айран является частью повседневной жизни карачаевцев и балкарцев. Гастрономическая культура может рассматриваться в качестве своеобразного культурного кода, маркера национальной идентичности [7, с. 9]. Неслучайно Омар Хайям воспевал вино, японский поэт Оттомо Табито посвятил сакэ тридцать песен. Так и А. Алафаев вкладывает в айран, именуя его «святым напитком древним» [8], некий сакральный смысл, который содержит национально-культурную информацию, служит важнейшим средством осознания культурной идентичности.

Поэт не обходит стороной и традиционную для карачаево-балкарской литературы проблему адресации. В лирике А. Алафаева много стихотворений-посвящений («Мой путь» (А. Г. Гилони); «Айран» (Деду Мазану Туменову); «Возвращение» (С. К. Башиевой); «Песня о Кайсыне» (Жанне Кулиевой); «В краю отцов» (А. И. Тетуеву); «Цветы» (Фатиме Кулиевой); «Танзиля» (Т. Зумакуловой); «Двуглавый Эльбрус» (З. Кучуковой); «Песня о Нальчике» (А. Борову); «Народине Кайсына» (Х. Тетуеву); «О высоком» (Р. Кучмезовой) [5]. В них автор выражает свое отношение к адресату, иногда выстраивает диалог в виде поэтических посланий, рассуждает о месте и роли поэта в судьбе народа. Некоторые тексты посвящены знаменательным датам в жизни друзей, коллег, знакомых. Стихи философского характера посвящены родине, дружбе, любви.

В общем можно отметить, что поэзия А. Алафаева содержит позитивное, светлое восприятие мира, что нашло выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления, в художественной форме стихотворений. Данные особенности реализуются на уровне языка и образной системы произведений.

Другая грань личности А. Алафаева раскрывается в качестве ученого, занимающегося актуальными историческими проблемами, такими как депортация и реабилитация балкарцев («Негасимая боль народа», 2012). Им написан ряд монографий по истории либерализма в России XIX века и национального вопроса в КБР («Скрытые цели сталинских депортаций», 2011).

Заслуживает внимания его переводческая деятельность. А. Алафаев перевел на русский язык стихи Абдуллаха Бегиева, Аскера Додуева, Мурадина Ольмезова.

Труды А. Алафаева представляют определенную ценность и вносят вклад в развитие карачаево-балкарской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мокаева Л. Историк и поэт // Черекские вести. 7 августа 2010. [Электронный ресурс]. URL:https://www.smikbr.ru/2010/rgazeta/chervest/08/62.pdf;https://www.sknews.ru/rubriki/raz noe/39754-istorik-i-poyet.html (дата обращения: 13.06.2014).

2. Алафаев А. Ариука. Нальчик: Эльбрус, 2010. 130 с.

3. Алафаев А. Крылатый мой Эльбрус. Нальчик: Эльбрус, 2017. 114 с.

4. Алафаев А. Посвящение на камне. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2012. 188 с.

5. Алафаев А. Учитель: стихи, поэма. М.: МГОУ, 2009. 120 с.

6. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1995. 624 с.

7. Молчанова Г. Г. Традиции гастики как отражение национальной и региональной идентичности // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 9-19.

8. Алафаев А. Айран. Нальчик: Эльбрус, 2011. 216 с.

REFERENCES

1. Mokayeva L. Historian and poet. Cherekskiye vesti [Cherek News]. 7 avgusta 2010. [Электронный ресурс]. URL:https://www.smikbr.ru/2010/rgazeta/chervest/08/62.pdf; https://www.sknews.ru/rubriki/raznoe/39754-istorik-i-poyet.html (date of access: 13.06.2014). (In Russian)

2. Alafaev A. Ariuka [Ariuka]. Nal'chik: El'brus, 2010. 130 p. (In Russian)

3. Alafaev A. Krylatyy moy El'brus [My winged Elbrus]. Nal'chik: El'brus, 2017. 114 p. (In Russian)

4. Alafaev A. Posvyashcheniye na kamne [Dedication on a stone]. Nal'chik: Poligrafservis i T, 2012. 188 p. (In Russian)

5. Alafaev A. Uchitel': stikhi, poema [Teacher: poems, poem]. Moscow: MGOU, 2009. 120 p. (In Russian)

6. Toporov V.N. Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovaniya v oblasti mifopoeticheskogo. Izbrannoye [Myth. Ritual. Symbol. Image: Studies in the field of mythopoetic. Favorites]. Moscow: Izd. gruppa «Progress-Kul'tura», 1995, 624 p. (In Russian)

7. Molchanova G.G. Gastic Traditions as a Reflection of National and Regional Identity. VestnikMoskovskogo universiteta. No. 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya. 2013. Vol. 2. P. 9-19. (In Russian)

8. Alafaev A. Airan [Airan]. Nal'chik: El'brus, 2011. 216 p. (In Russian)

Финансирование. Исследование проведено без спонсорской поддержки. Funding. The study was performed without external funding.

Информация об авторе

Керимова Раузат Абдуллаховна, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. сектора карачаево-балкарской литературы, Институт гуманитарных исследований - филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук;

360000, Россия, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18;

k.roza07@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1964-4511, SPIN-код: 1548-5430 Information about the author

Rauzat A. Kerimova, Candidate of Philological Sciences, Senior Researcher of the Karachay-Balkar Literature Sector, Institute of Humanitarian Researches - branch of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the RAS;

360000, Russia, Nalchik, 18 Pushkin street;

k.roza07@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1964-4511, SPIN-code: 1548-5430

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.