Научная статья на тему 'АЛИ ШАРИАТИ – «КРАСНЫЙ» ИДЕОЛОГ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ'

АЛИ ШАРИАТИ – «КРАСНЫЙ» ИДЕОЛОГ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шариати / ислам / революция / марксизм / исламизм. / Shariati / Islam / revolution / Marxism / Islamism.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Г. Евстратов

Данная статья рассматривает идеи и связанный с ними жизненный путь одного из ключевых идеологов Исламской революции в Иране – Али Шариати. Здесь освещены основные проблемы взаимоотношений Шариати с другим ключевым революционным идеологом – Р. Хомейни, а также влияние его идей на революционеров Ирана, Ближнего Востока и мира в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALI SHARIATI – “RED” IDEOLOGIST OF THE ISLAMIC REVOLUTION IN IRAN

This study examines the ideas and associated life path of one of the key ideologists of the Islamic Revolution in Iran, Ali Shariati. The article high lights the main problems of Shariati's relationship with another key revo lutionary ideologist R. Khomeini, as well as the influence of his ideas on the revolutionaries of Iran, the Middle East and the world as a whole.

Текст научной работы на тему «АЛИ ШАРИАТИ – «КРАСНЫЙ» ИДЕОЛОГ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ»

Б01 10.24412/с1-37234-2024-1-319-326

АЛИ ШАРИАТИ - «КРАСНЫЙ» ИДЕОЛОГ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ИРАНЕ

А.Г. Евстратов1

Российско-Армянский Славянский) университет Институт Гуманитарных наук (ИГН) anton_nastoyashiy@mail. ги

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает идеи и связанный с ними жизненный путь одного из ключевых идеологов Исламской революции в Иране -Али Шариати. Здесь освещены основные проблемы взаимоотношений Шариати с другим ключевым революционным идеологом - Р. Хомейни, а также влияние его идей на революционеров Ирана, Ближнего Востока и мира в целом.

Ключевые слова: Шариати, ислам, революция, марксизм, исламизм.

«Каждый месяц - мухаррам. Каждый день - Ашура. Каждое место - Кер-белла». Этот лозунг, как и десятилетиями ранее, остается популярным как в Исламской республике Иран, так и в среде шиитских революционеров по всему Ближнему Востоку и миру в целом. Прозвучав изначально в ходе Исламской революции, а затем - на многих демонстрациях в честь ее победы, он был придуман одним их главных идеологов освободительной, революционной борьбы иранского народа, доктором Али Шариати.

Уроженец города Сабзевар, он соединил в себе как левые, революционные взгляды своего отца, известного левого активиста Мухаммада-Таки Шариати, так и деда, религиозного ученого [1], развив и те и другие в невиданную доселе концепцию красного, революционного шиизма, воспринятую как революционной интеллигенцией, студенчеством и научной элитой страны, так и религиозными лидерами, улемами и факихами, а также, что особенно важно, многомиллионными народными массами2. Взгляды Али Шариати стали формироваться в молодости - в период его обучения в педагогическом училище города Мешхед, где молодой человек познакомился с сочинениями мусульманских религиозных модернистов - Джамалуддина аль-Афгани и Мухам-

1 Евстратов Антон Геннадьевич - к.и.н., преподаватель кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения РАУ.

2 Сочинения Али Шариати читали и воспринимали даже полуграмотные, малообразованные иранцы, видя в них однозначное и понятное руководство к действию.

мада Икбала [1], а также с западными философами, историками и социологами. Именно в тот период он вовлекся в политику, основав студенческий революционный кружок и даже получив опыт пребывания в местах заключения. С 1953 года Шариати - студент Мешхедского университета и активист Национального фронта Ирана, поддерживавшего премьер-министра Мосаддыка, сделавшего важную попытку национализации иранской нефти и боровшегося с английской монополией. После свержения премьер-министра Али Шариати продолжает оппозиционную деятельность уже в Движении национального сопротивления, в итоге вновь оказавшись в тюрьме.

Вскоре после освобождения молодой активист получает возможность обучаться по стипендиальной программе во Франции - в знаменитой Сорбонне, где не только слушал лекции Э. Фромма, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Маркузе, Л. Массиньона, Ж.-П. Сартра, А. Лефевра3, но и по-прежнему ведет активную политическую деятельность [4, 78]. Это - 60-е годы, и участия в студенческих волнениях человеку склада Шариати, пожалуй, невозможно было избежать. Во Франции он продолжает страдать и терпеть всяческие лишения за свои политические взгляды - его избивают полицейские, затем он снова попадает в тюрьму4, но, впрочем, достаточно быстро выходит на свободу и продолжает обучение. Будучи аспирантом Сорбонны, он переводит на персидский труды Жан Поля Сартра и показавшийся ему крайне актуальным для иранских условий труд Че Геварры «Партизанская война» [2].

Получив степень доктора истории, Али Шариати возвращается в Иран, где ему также припоминают революционное французское прошлое и вновь арестовывают. Он снова выходит на свободу и получает должность преподавателя в Мешхедском университете, а затем - в Тегеранском [Там же]. С тегеранским периодом жизни Шариати связана его работа в «Хосейние Эршад» -основанном им совместно с другими светскими интеллектуалами антиимпериалистических взглядов5 образовательном центре, фактически, готовившем кадры для будущей Исламской революции. Шариати преподает исламскую историю и философию, но делает это не с традиционных, клерикальных позиций, активно использует современную методологию, привлекая наработки эк-

3 Причем, был знаком со многими из них лично, а Массиньону даже помогал в исследовании, посвященном жизни и личности дочери Пророка Мухаммада и жены Имама Али Фатимы.

4 Это происходит после акции в поддержку Патриса Лумумбы.

5 Например, будущим премьер-министром Исламской республики Иран Мехди Базар-ганом.

зистенционалистов, и даже марксизм, что делает лично его и Хосейние, в целом, исключительно популярными в народе. Это была, фактически, попытка реформы религиозного образования «снизу». Лекции Али Шариати стабильно слушают полные залы студентов и всех желающие, причем, там же делаются видеозаписи, которые затем распространяются по всему Ирану - как правило, подпольно [6].

Шариати получил постоянное место в Хосейнийе-йе Эршад в 1969г. и оставался там до 1972г., когда, по требованию шахской спецслужбы САВАК, этот религиозно-культурный центр был закрыт. Примечательно, что не только шахский режим рассматривал Хосейнийе-йе Эршад как очаг распространения революционных идей, но и традиционное мусульманское духовенство - поскольку Шариати в своих лекциях опирался на западную методологию, прежде всего, марксистскую социологию - видело в нем «логово неверных» [2].

В своих выступлениях и сочинениях Шариати развивает идеи «красного шиизма» - как религии борьбы с социальной несправедливостью, притеснением и тиранией, противопоставляя их традиционному его времени «черному шиизму», контролируемому монархами и духовенством, которые навязывают его массам. По утверждению Шариати, пророк Мухаммад был послан не просто для того, чтобы принести людям новую религию, но для того, чтобы создать динамическое общество, находящееся в состоянии перманентной революции. Имам Али восстал против халифов не потому, что они узурпировали власть, а потому что они предали истинную сущность ислама. А имам Хусейн трагически погиб под Кербелой, сражаясь за восстановление исходного посыла новой религии.

Мыслителя привлекает фигура Абу Зарра - одного из сподвижников Му-хаммада. Вслед за арабскими левыми мыслителями, Шариати называет его «первым социалистом». Также Шариати придает новое звучание привычной, казалось бы, мусульманской терминологии: в его учении «джихад» - война за веру, превращается в революционную борьбу, а «моджахед» становится воином революции. Термин «мученик», шахид, означает не просто погибшего на пути веры, но героя революции. Он описывает имама Хусейна как Че Гевару первых веков ислама, дочь пророка Фатиму как первую отрицательницу искажения ислама и верную соратницу своего мужа - имама Али, а сестру Хусейна - Зейнаб, как женщину, сохранившую и передавшую дело революции. Шари-ати называет ислам не просто верой или религией, но политической, революционной идеологией [7, 53]. «Необходимо пояснить, что мы подразумеваем под исламом. Под этим мы подразумеваем ислам Абу Зарра, а не халифов.

Ислам справедливости и праведного руководства, а не правителей, аристократов и высшего класса. Ислам свободы, прогресса и сознательности, а не смирения, рабства и угнетения. Ислам моджахедов, а не духовенства. Ислам борьбы за веру, общество и научное знание, а не капитуляции, догматизма и некритического подражания духовенства», - говорил Шариати [2].

Ислам в трактовке шариате - середина между идеализмом и материализмом, социализмом и капитализмом. Тем не менее, философ очевидно кренился влево, утверждая, что исламу присуща идея построения бесклассового общества. Целый ряд исламских символов и архетипов был истолкован Шариати сквозь призму освобождения, уничтожения капитализма, частной собственности и классового расслоения. Так, обряд хаджа, в ходе которого верующие мусульмане побивают камнями трех идолов, по мнению иранского философа, символизирует побивание камнями капитализма, религиозного лицемерия и деспотизма. Более того, благодаря Шариати в исламском общественно-политическом дискурсе появилась оппозиция «угнетатели-угнетенные», выраженная присутствовавшими в Коране терминами мустакбирин («надменные») и мустадафин («обездоленные»). Ислам, по Шариати - срединный путь между материализмом и идеализмом, социализмом и капитализмом, но которому, по его мнению, присуща идея построения бесклассового общества [1].

Философ был горячим сторонником сотрудничества шиитов с суннитами на основе их общих проблем, задач и ответственности за судьбу мусульманской общины. Ключевое место в концепции Али Шариати занимает идея «Таухида» - единобожия. Однако она оформлена наряду с несколькими своими следствиями. Прежде всего, Таухид влечет за собой социальное равенство, а, значит, ликвидацию эксплуатации человека человеком и установление бесклассового общества. Кроме того, Таухид диктует необходимость реализации принципа интернационализма, т.к. ни один народ не может угнетать другой в силу равенства всех людей перед единым богом.

Положение женщины также неизменно оказывалось в фокусе внимания Ша-риати. Мыслитель доказывал, что традиционное в исламском мире бесправие женщины и индифферентность ее к социальным и политическим процессам противоречит Таухиду и является опасным пережитком еще языческих времен. Вместе с тем, недопустимым он считал и положение женщины на Западе, где она, фактически, превратилась в товар, лишаясь своей личности и ценности как человек и гражданин. Политически активным мусульманкам, не желающим в своей жизни идти ни по одному из вышеназванных путей, философ предлагал в качестве примера и модели поведения путь таких важных для ислама женщин, как дочь пророка Фатима и ее дочь - сейида Зейнаб.

Еще одним отличием таухидной религии Шариати считал отсутствие в ней института церкви как инструмента угнетения. По мнению иранского мыслителя, Таухид не может порабощать человека, он не внушает ему сознание беспомощности и покорности, а, наоборот, сподвигает его на борьбу, революцию и ниспровержение несправедливых устоев, правил и обычаев. Именно борец за правду, революционер является, по Шариати, идеалом верующего мусульманина. Первым таким революционером стал, согласно его идеологии, Адам, отказавшийся от рая, подобного капиталистическому обществу потребления ХХв. Затем по пути революции шли все авраамические пророки [3, 100].

Капиталистические страны, согласно Али Шариати, преследуя свои цели, пользуются рядом определенных методов колонизации стран «третьего мира»:

• Навязывание модернизации потребления, что ведет к продаже на Восток и в другие угнетенные регионы товаров как необходимого атрибута «цивилизованности» и «прогрессивности». Это связано с кризисом перепроизводства в индустриальных западных странах и стремлением найти дополнительные рынки сбыта.

• Разжигание этнических конфликтов, культивирование национализма, а также этнической, религиозной и культурной нетерпимости.

• Использование наиболее сложной и изощренной пропаганды для отвлечения людей от истинных проблем их общества и их причин и направления их по ложному следу. Здесь в качестве примера приводились попытки представить при шахском режиме в качестве причин отсталости Ирана ислам, персидский алфавит и отсутствие сексуальной свободы [5, 160].

Таким образом, Али Шариати разработал проект модернизации левого толка на исламской почве - без вестернизации. Он представил исламскую религию в качестве универсального проекта революции и социального, политического, культурного и даже экономического переустройства общества, а также доказал необходимость взаимодействия исламского революционного движения с левыми силами на Западе, а также выступил против клерикализма - в том числе и мусульманского. Такого рода деятельность не могла не привлечь внимание к философу шахских правоохранительных органов и спецслужб, прежде всего, САВАК. В 1973 году центр был закрыт властями, а Али Шариати был арестован по обвинению в «антиправительственной пропаганде». Аресты следовали один за другим, причем, в последний раз в заключении Али Шариати провел более года. Он бы пробыл там и дольше, если бы не массовые выступления за его освобождение, буквально захлестнувшие Иран. К требованиям присоединился и ряд международных правозащитных организаций. В итоге, мыслитель был отпущен, после чего переехал в Лондон,

где три недели спустя, в 1977 году, умер при странных обстоятельствах. Несмотря на официальную версию о сердечном приступе, крайне релевантна и популярна версия о причастности к гибели Шариати уже упомянутой спецслужбы САВАК [2].

Но дело Шариати продолжало жить и после его смерти. Во время Исламской революции он, бесспорно, стал самым популярным светским автором Ирана. Записи его лекций были широко распространены даже среди неграмотных. Его произведения часто переиздавались. Его лозунги часто можно было увидеть на уличных демонстрациях. И его идеи свободно обсуждались революционерами, особенно радикально настроенными студентами. Фактически, на некоторых этапах революции его идеи были гораздо более известны, чем идеи аятоллы Хомейни. Таким образом, Шариати действительно можно охарактеризовать как идеолога Исламской революции в полном смысле этого слова.

Из-за этой беспрецедентной популярности имя Шариати стало своеобразным брендом, за который боролись соперничающие политические группы. Священнослужители, возглавлявшие Исламско-республиканскую партию, превозносили его, произносили проповеди о его жизни и часто цитировали его работы, касающиеся шиитских корней, культурных революций, недостатков коммунистических и либеральных движений и необходимости борьбы с иностранным империализмом. Вместе с тем, эта группа нередко цензурировала его антиклерикальные взгляды и отрицала западное влияние на его творчество.

Левые исламские революционеры, из которых позже выйдет организация «Моджахедин-э-Халк», с другой стороны, подчеркивали его призывы к социальной революции и преуменьшали - особенно после того, как лидер моджахедов Масуд Раджави бежал в Париж, - упор Шариати на национальное единство против постоянно существующей империалистической опасности.

Примечательно, что, в целом, идеи Шариати не принял лидер Исламской революции - аятолла Хомейни. Вне сомнения, в их концепциях много общего - оба они воспринимали ислам как революционную идеологию интернационального характера, теологию освобождения, призванную служить обездоленным и угнетенным людям всего мира, а также руководство по борьбе с угнетателями, систему, предназначенную сделать мир справедливым. Причиной неприятия стал даже не антиклерикализм Шариати, тем более, что он, во избежание разлада в среде оппозиции шахскому режиму, время от времени одобрительно и позитивно характеризовал некоторых революционных уле-мов, а в том, что сам Хомейни не доверял весьма значительному числу имамов

и ахундов. Речь шла, скорее, о пантеистическом характере концепции Шариати, показавшейся Хомейни очень уязвимой с точки зрения формальной шиитской теологии. Кроме того, он считал опасной имам и идею ревизии ислама, высказываемую Шариати.

Хомейни крайне трепетно относился как к первичным, так и ко вторичным предписаниям мусульманской религии. Объектом его критики были порочные ахунды и имамы, однако лишь как отдельные люди. Система же религиозного образования и руководства духовенства, в целом, виделась ему идеальной, а изменения в них недопустимыми. Шариати, напротив, стоял за изменение системы в целом, а не за наказание отдельных «шахских агентов», отступников и преступников. По мнению Хомейни, идеи Шариати де-факто дезавуировали концепцию велаяте-ль-факих, на которой базировалась его собственная идеология, а затем - и Исламская республика. Не могли вызвать симпатии великого аятоллы и отсылки Шариати к марксизму, даже невзирая на то, что философ отринул марксистский материализм. Сама идея бесклассового общества мыслилась Хомейни как противоречащая исламу. Впоследствии именно на этой почве возникло противостояние идеологов Исламской республики с группировкой Моджахеддин-э-халк, вылившееся в серию терактов и разгромов моджахедов на территории ИРИ [1].

Крайне сложно сегодня сказать, где бы стоял сам Шариати, если бы был жив сегодня. Многие из его поклонников присоединились к моджахедам, но многие другие, несмотря на оговорки, продолжают поддерживать Исламскую Республику. Эта поддержка режима мотивирована несколькими важными факторами: необходимостью консолидации антиимпериалистической революции, опасением военной контрреволюции, агрессией соседнего Ирака. Надо отметить популярность идей Шариати и за пределами Ирана - прежде всего, среди шиитских политических активистов Ливана, Ирака и Сирии.

Философ и похоронен в Сирии, в Зейнабии, близ мемориального комплекса Сейиды Зейнаб - одной из главной героинь его творчества. В ходе боев за населенный пункт в 2015 году данный факт тоже вдохновлял шиитских защитников Зейнабии, остановивших салафитских боевиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Али Шариати - вдохновитель Исламской революции [Эл. ресурс]: URL: https://www.tebyan.net/index.aspx?pid=249764 (дата обращения: 11.11. 2022).

2. Алонцев М. Али Шариати: шиитский марксист и вдохновитель Исламской революции [Эл. ресурс]: URL: http://iransegodnya.ru/post/view/2899 (дата обращения: 20.12.2022).

3. Богдан С. «Всевышний создал тебя свободным»: путь Али Шариати к исламской революции и республике // «Минбар», №1 (5), 2010. СС. 94-103.

4. Ежова А. Ислам Али Шариати - единственная универсальная революционная идеология // Исламская интеллектуальная инициатива в XXb. М.: УММА, 2005.

5. Исламская интеллектуальная инициатива в XXв. М.: УММА, 2005. 336с.

6. Котов А.Н. Иранская интеллигенция и Исламская революция 1978-1979гг. // Интеллигенция и мир, №4, 2012. [Эл. ресурс]: URL: https://cyberleninka.m/article/n/iranska-ya-intelligentsiya-i-islamskaya-revolyutsiya-1978-1979-gg (дата обращения: 12.10.2022).

7. Михель Д.В. «Красный шиизм» Али Шариати: философия «срединной школы» и исламская революция в Иране // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.: 9. Востоковедение и африканистика: реферативный журнал, 2021. СС. 48-66.

8. Доктрина революционного ислама Али Шариати [Эл. ресурс]: URL: https://new-skif.su/2015/%D0% (дата обращения: 20.10.2022).

ALI SHARIATI - "RED" IDEOLOGIST OF THE ISLAMIC REVOLUTION IN IRAN

A. Evstratov6

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of the Humanities (IHS)

ABSTRACT

This study examines the ideas and associated life path of one of the key ideologists of the Islamic Revolution in Iran, Ali Shariati. The article highlights the main problems of Shariati's relationship with another key revolutionary ideologist - R. Khomeini, as well as the influence of his ideas on the revolutionaries of Iran, the Middle East and the world as a whole. Keywords: Shariati, Islam, revolution, Marxism, Islamism.

6 Evstratov Anton Gennadievich - Ph.D. in history, lecturer at the Department of World History and Foreign Regional Studies of the RAU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.