Научная статья на тему 'АЛГОРИТМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ'

АЛГОРИТМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
УДАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / IMPACT INTERACTION / NUMERICAL SIMULATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Голдовский Андрей Александрович, Фирсанов Валерий Васильевич

В данной работе приведены результаты исследования ударных взаимодействий в авиационных конструкциях. Как правило, анализ ударных процессов происходит уже после совершившегося факта, например, обнаруженных вмятин, трещин, сколов и т.п. Данная задача является актуальной по причине необходимости стопроцентного обеспечения безопасности во время эксплуатации летательных аппаратов. Целью статьи является обобщение инженерных походов к исследованию причин, которые могут привести к ударному процессу в авиационных конструкциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Голдовский Андрей Александрович, Фирсанов Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT INTERACTION STUDY ALGORITHMS IN AVIATION STRUCTURES

The presented article reflects the problem of studying impact interactions in aviation structures. Engineering techniques development on studying the causes of highly-dynamical processes occurrence is a topical task from the viewpoint of application and operation safety of these or that aviation structures. The above appointed techniques are aimed to studying conditions, at which contact interaction of the two elastic-plastic bodies occurs. This article purpose consists in generalizing engineering approach to the processes studying, which could lead to impact process in aviation structures, and it, in its turn, to the hazardous or emergency situation. Impact interaction of the two elastic-plastic bodies, i.e. internal impact of the metallic plug on the fuselage load-bearing element of the “stringer” type, act as a subject of studies. Due to the contact of the two bodies, stressed-strain state of the load-bearing element is being considered to obtain qualitative estimation of the power factors, impacting on the colliding elements. The article presents the algorithm for studying impact interaction, as well as numerical modelling of the two elastic-plastic bodies’ impact. Based on the numerical modelling results, operation of the algorithms for impact interaction study is shown, and displacement and deformation values matching criterion in the damaged area nodes was refined.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ»

УДК 531.663:539.3 DOI: 10.34759/trd-2020-111-6

Алгоритмы исследования ударного взаимодействия элементов

авиационных конструкций

Голдовский А.А.*, Фирсанов В.В.**

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, 125993, Россия

*e-mail: gold4545@list. ru **e-mail: k906@mai.ru

Статья поступила 10.02.20

Аннотация

В данной работе приведены результаты исследования ударных взаимодействий в авиационных конструкциях. Как правило, анализ ударных процессов происходит уже после совершившегося факта, например, обнаруженных вмятин, трещин, сколов и т.п. Данная задача является актуальной по причине необходимости стопроцентного обеспечения безопасности во время эксплуатации летательных аппаратов. Целью статьи является обобщение инженерных походов к исследованию причин, которые могут привести к ударному процессу в авиационных конструкциях.

Ключевые слова: ударное взаимодействие, численное моделирование.

Введение

Как правило, анализ причин и исследование ударных процессов в авиационных конструкциях происходит при обнаружении реальных повреждений в

конструкциях, таких как вмятины, трещины, сколы и прочее. Для оценки причин,

приведших к возникновению вышеуказанных процессов, как правило, применяют

экспериментальные методы. Экспериментальные исследования по оценке ударной

прочности приводит к значительным материальным затратам (разработка и

производство оснастки, изготовление ударных моделей, а также защитных

элементов). В связи с этим, для сведения к минимуму материальных затрат

возникает проблема разработки методов моделирования ударных процессов.

Цель данной работы состоит в обобщении методики исследования

пораженных участков и разработке численных моделей прогнозирования

разрушения контактных зон в авиационных конструкциях.

Постановка задачи

Постановка задачи об исследовании ударного взаимодействия в авиационных конструкциях включает следующие этапы [1]:

1. Формулировка начальных условий.

2. Определение сил, приводящих к ударному взаимодействию.

3. Определение положения элементов соударения относительно друг друга.

В части начальных условий выбираются результаты контактного взаимодействия -замеренные при испытаниях пластические деформации и перемещения. Для определения сил, приводящих к ударному взаимодействию, используются уравнения теории упругости и пластичности для решения обратной задачи, а также

определения сил, приводящих к аналогичным значениям перемещений и

деформациям (при условии наличия данных о физических свойствах материала).

Для определения положение ударного элемента относительно авиационной конструкции, используется критерий сходимости площади пораженной области и площади проекции ударного элемента на недеформированную плоскость.

Численное моделирование

Рассматривается ударное взаимодействие металлической заглушки (рис. 1а) с алюминиевым элементом фюзеляжа летательного аппарата (рис. 1б). При этом металлическая заглушка имеет начальное ускорение, направленное перпендикулярно к продольному силовому элементу фюзеляжа, а твёрдая преграда, в свою очередь, жёстко закреплена по контуру.

Начальное условие моделирования принято в виде поля перемещений (рис. 2а) и деформаций (рис. 2б), расчитанных предварительно.

а) б)

Рис. 1

V

а) б)

Рис. 2

Для определения точного расположения заглушки относительно элементов фюзеляжа проводится сравнение площади поверхности со значительным пластическим деформированием (рис.3) и площади проекции заглушки на недеформированную поверхность элемента фюзеляжа. Следует отметить, что заглушка имеет выступающие поверхности, и на рис. 3 видно, что площадь скола существенно меньше любой площади проекции заглушки. Поэтому далее рассматривается площадь проекции шляпки заглушки. При моделировании выбирается 5 или более положений наиболее близких по площади поверхности. Для проведения численного моделирования используется решатель с явной схемой интегрирования. Длительность ударного процесса составляет не более 0.001 сек.

Рис. 3

После получения условий взаимного расположения элементов фюзеляжа и

заглушки, а также силы, действующей на заглушку, с целью наиболее точного

повторения физического процесса проводится численное моделирование, рис.4.

Критерием точности является различие, не более чем на 10%, значений

перемещений и деформаций в узлах модели.

Рис. 5 - сопоставление результатов моделирования с начальным условием (поле

перемещений)

Рис. 6 - сопоставление результатов моделирования с начальным условием (поле

деформаций)

На рисунках 5 и 6 приведено сопоставление результатов моделирования с начальными условиями (рисунки слева - моделирование, справа - начальное

условие). При этом при увеличении угла контакта более чем на 5 градусов критерий

точности не выполняется (отличие значений перемещений и деформаций в узлах

модели более чем на 10%).

Заключение

Построены конечноэлементные модели ударного процесса с учётом различных положений и начальных условий моделирования. Получены численные результаты расчёта НДС конструкции. Решена обратная задача по определению сил, действующих на ударный элемент (заглушка).

Предложены алгоритмы для исследования ударных взаимодействий в авиационных конструкциях с целью исследования пораженных участков в авиационных конструкциях.

Библиографический список

1. Голдовский А.А. Численные модели прогнозирования контактных зон в результате ударного взаимодействия авиационных конструкций с преградой при аварийных ситуациях // Труды МАИ. 2019. №107. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=107833

2. Власов В.З. Общая теория оболочек. - М.: Гостехиздат, 1949. - 784 с.

3. Тишков В.В., Фирсанов В.В. Многоуровневый подход при построении расчётных моделей динамического состояния объектов авиационной техники при среднескоростном ударе о твёрдую преграду // Научный вестник МГТУ ГА. 2010. № 161. С. 74 - 84.

4. Тишков В.В., Фирсанов В.В. Комбинированная аналитическая модель

динамического состояния объекта авиационной техники при ударе о твёрдую преграду // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. № 123. С. 58 - 67.

5. Тишков В.В., Фирсанов В.В. Расчётный метод для прогнозирования безопасности авиационных объектов при внештатных ситуациях // Труды МАИ. 2007. № 26. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=34028

6. Сидоренко А.С. Динамическое деформирование конструкции авиационного изделия при ударе о преграду // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. № 123. С. 48 - 57.

7. Вербицкий А.Б. Сидоренко А.С. Динамическое состояние конструкции авиационного носителя при аварии на этапах взлета и посадки // Труды МАИ. 2013. № 67. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=41442

8. Вербицкий А.Б. Сидоренко А.С. Динамическое деформирование конструкции авиационного изделия при аварийном соударении с преградой // Труды МАИ. 2014. № 78. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=53502

9. Зенкевич О. Метод конечных элементов в технике. - М.: Мир, 1975. - 543 с.

10. Зенкевич О., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация. - М.: Мир, 1986. -318 с.

11. Формалев В.Ф., Ревизников Д.Л. Численные методы. - М.: Физматлит, 2004. -400 с.

12. Чигарев А.В., Кравчук А.С., Смалюк А.Ф. ANSYS для инженеров - М.: Машиностроение-1, 2004. - 512 с.

13. Лукьянова А.Н. Моделирование контактного взаимодействия деталей. - Самара:

Самарский государственный технический университет, 2012. - 86 с.

14. Филоненко-Бородич М.М. Теория упругости. - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959. - 364 с.

15. Малинин Н.Н. Прикладная теория пластичности и ползучести. - М.: Машиностроение, 1968. - 400 с.

16. Качанов Л.М. Основы механики разрушения. - М.: Наука, 1974. - 311 с.

17. Работнов Ю.Н. Ползучесть элементов конструкций. - М.: Наука, 1966. - 752 с.

18. Flores P., Ambrosio J., Claro J.C.P., Lankarani H.M. Influence of the contact-impact force model on the dynamic response of multi-body systems // Journal of Multi-body Dynamics, 2006, no.220(1), pp. 21 - 34. DOI: 10.1243/146441906X77722

19. Bathe K.J., Wilson E.L. Large Eigenvalue Problems in Dynamic Analysis // Journal of the Engineering Mechanics Division, 1972, vol. 98, pp. 1471 - 1485

20. Abrahamson G.R., Lindberg H.E. Peak load-impulse characterization of critical pulse loads in structural dynamics // Nuclear Engineering and Design, 1976, vol. 37(1), pp.35 -46. DOI: 10.1016/0029-5493(76)90051-0

21. Xing YuFeng, Zhu DeChao. Analytical solutions of impact problems of rod structures with springs // Computer Methods in Applied Mechanics and Engineering, 1998, vol. 160, issue 3-4, pp. 315 - 323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.