Научная статья на тему 'Алгоритмизация обучения как один из методов осуществления внутрипредметных связей при изучении математики'

Алгоритмизация обучения как один из методов осуществления внутрипредметных связей при изучении математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ААЛГОРИТМИЗАЦИЯ / ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / МЕТОД ПРАВИЛ / АЛГОРИТМ / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачева Лариса Антоновна, Богус Валид Ахмедович

Статья посвящена одному из разделов методики преподавания математики в средней школе алгоритмизации обучения математике. Через алгоритмизацию обучения учитель добивается целенаправленной работы по осуществлению достаточно гибкой системы последовательных шагов для перехода от незнания к знанию, от неумения к умению, применять теоретические знания на практике. Приводятся примеры формирования алгоритмов работы над содержанием, поиска решения геометрической задачи, которые начинаются с первых уроков геометрии в VII классе, продолжаются в VIII, IX классах и при изучении стереометрии в старших классах, тем самым осуществляется внутрипредметная связь. Приводится пример алгоритма поиска решения планиметрической задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домрачева Лариса Антоновна, Богус Валид Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритмизация обучения как один из методов осуществления внутрипредметных связей при изучении математики»

УДК 373.1.02:372.8 ББК 74.262Я73

Д 66 __________

Л. А. Домрачева, |В.А. Богус

Алгоритмизация обучения как один из методов осуществления внутрипредметных связей при изучении математики

Аннотация:

Статья посвящена одному из разделов методики преподавания математики в средней школе - алгоритмизации обучения математике. Через алгоритмизацию обучения учитель добивается целенаправленной работы по осуществлению достаточно гибкой системы последовательных шагов для перехода от незнания к знанию, от неумения к умению, применять теоретические знания на практике. Приводятся примеры формирования алгоритмов работы над содержанием, поиска решения геометрической задачи, которые начинаются с первых уроков геометрии в VII классе, продолжаются в VIII, IX классах и при изучении стереометрии в старших , .

.

:

Аалгоритмизация, внутрипредметные связи, эффективность, интенсификация, метод правил, алгоритм, -.

В настоящее время в практике обучения математике недостаточно обеспечена взаимосвязь между знаниями, умениями и навыками. Одной из причин такого положения является неотчетливое осознание основных алгорит-

,

математических методов при изучении явлений и объектов. Недооценка обучения алгоритмам сделала формальными знания и умения учащихся по использованию математических методов познания. За последнее время обострилась проблема обучения алгоритмам в связи с изучением программирования в школе. Для ограниченного слияния процесса обучения математике с процессом внедрения идейных основ программирования в школу необходимо строить такую линию обучения алгоритмам, реализация которой обеспечила бы повышение эффективности и интенсификации учебно-воспитательного процесса на всех уроках математики. Явно видна актуальность раз, , методики алгоритмизации обучения. Нельзя забывать, что алгоритмизация обучения математике, например, является логическим продолжением и совершенствованием «метода правил», который существовал ранее в методике и практике преподавания математики в школе, но который был постепенно вытеснен из обучения.

Что мы подразумеваем под алгоритмизацией обучения?

В методической литературе за основу определения алгоритмизации обучения берется понятие алгоритмической культуры и под формированием алгоритмической культуры понимается формирование и развитие у учащихся некоторых специфических представлений, умений ,

.

Алгоритмическая культура учащегося должна содержать следующие компоненты: 1) понимание сущности алгоритма и его свойств; понимание сущности языка как средства для записи алгоритма; 2) владение приемами и средствами для записи алгоритмов; 3) понимание алго-

ритмического характера методов математики и их приложений; владение алгоритмами школьного курса математики; 4) понимание элементарных основ программирования на ЭВМ.

Мы обобщаем опыт внедрения алгоритмической линии в процессе изучения геометрия 9-летней м средней школы. Эта проблема всегда актуальна Ввиду того, что учащиеся не умеют работать над условием задачи и вести поиск её решения. Представленные в статье алгоритмы дают больший эффект при работе со слабыми учащимися, так как учитель и ученик получают

Средства для управления процессом усвоения знаниями этим учеником, а сильному - помогает найти рациональное решение задачи или доказательство теоремы.

Первый этап алгоритмизации начинается с того, что учитель сам предлагает алгоритмы работы с некоторыми понятиями и объектами. Например, на первых уроках геометрии VII класса при решении задачи учитель формирует алгоритм работы над содержанием, алгоритм по.

Задача №118. [1] На основании равнобедренного треугольника ABC отмечены точки M и N так, что BM=CN.

Докажите, что а) ДВАМ= A CAN; б) треугольник AMN - равнобедренный.

L Алгоритм работы над содержанием

1. , -

ясь на каждом геометрическом понятии и перечисляя для него определение, свойства, теоремы и формулы.

Л основании ВС равнобедренного треугольника ABC ...». - Определение равнобедренного треугольника, свойства равнобедренного треугольника.

«...отмечены точки М и N, так что BM=CN...» -Me ВС и Ne В С, то можно применить свойство измерения отрезка; «... a) A АВМ= A CAN» - определение рав-

, ; «. A M4N - равнобедренный» - определение равнобедренного треугольника и его свойства, определение равных треугольников (дае стороны равны, углы при осно-,

).

2. Записать кратко что «Дано», что Доказать».

Дано: ДАВ С: АВ=АС.

М и N лежат на ВС, BM=CN

Доказать: a) A ВАМ= A CAN

б) AAMN - равнобедренный.

3. Схематически выполняем чертеж к задаче, отмечаем на нем равные отрезки равным числам черточек, равные углы - равным числом дуг.

Замечание. Пункты 2 и 3 можно менять местами или .

LL Алгоритм поиска решения задачи

■S 1. Найти треугольники, в которые входят искомы ( ) - A , A , A N, A N.

Какие они по форме? Что в них дано?

1°. A АВС: равнобедренный, так как АВ=АС, тогда АВ = АС (по свойству равнобедренного треугольни-).

2. A АВМ= A ACN (по двум сторонам и углу между

), .

1°. . .

2°. Что требуется еще доказать? A AMN - равнобед-.

3°. . ?

Какой можно сделать вывод?

( )

1. AABС: АВ=АС (по определению равнобедренного треугольника и по условию), АВ = АС (по свой).

2. A АВМ= A ACN (по двум сторонам и углу ме-

), . . = , = N ( ),

А = А ( ).

а) Вывод: AAB М= AACN.

3. -

, . . = N.

4. A AMN: AM=AN (по доказанному), тогда он рав-

( ).

б) Вывод: A AMN - равнобедренный.

Аналогичная работа проводится при решении других задач и в следующих классах, тем самым осуществляется внутрипредметная связь. Когда соответствующий алгоритм усвоится учениками, они легче отыскивают рациональные способы решения задач.

Задача 124. [1] Высота прямоугольного треугольника, проведенного из вершины прямого угла, делит гипотенузу на отрезки, один из которых на 11 см больше другого. Найдите гипотенузу, если катеты относятся как 6:5.

Алгоритм работы над содержанием задачи

1. . « -

,

прямого угла»...- определение прямоугольного треугольника, высоты треугольника, теорему Пифагора, ,

, , «. отрезки, один из которых на 11 см больше другого.» -

; «. -угольника относятся как 6:5» - свойство пропорции.

2. « », « ».

Дано: МВС; АС = 90о ; ВС : АС = 6:5 СЫ1ЛБ; МВ. > АМ на 11см.

Найти: АВ.

3. .

В

Замечание: пункты 2 и 3 выполняем одновременно.

Алгоритм поиска решения задачи

^ 1. Найти в какой треугольник входит искомая величина, какой он по форме, что в нем известно, что является искомой величиной.

Можно ли его решить?

- Дав с, АС = 90"; ВСАС=6:5; СМЫВ. АВ=АМ+МВ, АМ, МВ=?.

2. ?

- .

3. ?

- .

вм? Дасм ~ Дав с,

?.

вс см , л

-----=---- (по определению подобных треуголь-

АС АМ'

)

4. Применим алгебраический метод: пусть СМ =с, так как СМ входит в прямоугольные треугольники, подобные Д АВС и ВС:АС=6:5.

5. .

.

1) Дав С: АС = 90“, МВ-АМ=11; ВСАС=6:5 (по условию, СМ^АВ., пусть СМ=х,. АА = а).

2) ДАСМ ~ ДАВС (как прямоугольные с общим острым углом а),

ВС х А,/ 6

тогда-----=-------отсюда следует, что АМ = — х.

АС АМ 5

Схема 1.

3) ДАВС ~ ДСВМ (как прямоугольные с общим острым углом), так как из Д АВС А5 = 90° - а, тогда

в ДСВМ АС = а.

ВС ВМ 5

----=-------=> ВМ = — х.

АС х 6

4) Ме АВ, тогда АВ=АМ+МВ (по свойству измерения отрезка), таким образом АВ= 5х - 6х = .^1 х; х=?

6 5 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) - =11 ,

6 х - - х = 11 => х = 30, АВ=61 (см).

5 6

: 61 .

, -

реннее ведут поиск решения задачи и само решение, когда пользуются представленными алгоритмами.

,

той или иной задачи - это замена данной задачи системой нескольких более простых подзадач. Следовательно, алгоритмизация обучения ведет к усилению аналитикосинтетического метода в обучении математике и готовит к моделированию жизненных ситуаций.

Аналогичная работа по формированию выше упомянутых алгоритмов продолжаем и при решении задач по планиметрии до 9 класса включительно.

При решении задач по стереометрии мы каждый раз применяем алгоритм работы на содержание задач и поиск , .

, , алгоритм распознавания вида пирамиды, алгоритм поиска решения задач на пирамиду и т.д.

, -вает интерес и у студентов к учению, они стремятся заменить предложенный алгоритм более простым и обосновать целесообразность такой замены, что развивает их творческое и конструктивное мышление. Ясно, что переход от стандартного к конструктивному мышлению не , . , неудачная конструкция приносит больше пользы, чем работа по шаблону. Умело организованное обучение алгоритмам и есть первая ступень к творческому конструированию. Приучить студентов, будущих учителей, к тому, чтобы они каждый раз выбирали оптимальную систему действий для эффективного решения любой возникаю-

щей жизненной проблемы - основная задача методической и теоретической подготовки, а алгоритмизация обучения студентов - одно из направлений для качественного решения дела подготовки творчески мыслящего учите, -метных связей при обучении учащихся в школе.

Примечание: при формулировке алгоритмов мы используем следующие обозначения.

-

.

- .

, -

ся легче ориентироваться при решении задачи.

Приведем пример одного из алгоритмов.

Алгоритм поиска решения задачи

© 1. Читаем внимательно текст задачи, останавливаясь на каждом геометрическом понятии и перечисляя для него определение, свойства, теоремы, формулы.

^ 2. Найти треугольник в который входит искомая (данная) величина, перечисляя какой он по форме, что в нем дано, что является неизвестной и искомой вели.

3. Рассуждения вести по схеме 1.

Примечания:

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: учебник для 7-9 классов, М.: Просвещение, 1991.

2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2003.

3. Мордкович А Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителей математики в пед. институтах. - М.: Просвещение, 1985.

4. Пойа Д. Математическое открытие. - М., 1970.

5. Пойа Д. Как решать задачу. - М., 1961.

6. А.В. Погорелов. Геометрия: учебник для 7-11 классов СШ. -М., 1991.

7. Скопец ЗА., Хабиб РА. Преподавание геометрии в 9-10 классах. Сб. статей. - М.: Просвещение, 1980.

8. Б.В. Гнеденко. Формирование мировоззрения в процессе обучения математике. - М.: Просвещение, 1985.

9. Ю.М.Колягин. Актуальные проблемы современного обучения математике. - М.: Просвещение, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.