Во всем мире растет интерес к проблеме недостаточности витамина D у спортсменов. За последние 5 лет опубликовано множество научных статей об изучении уровня 25(OH)D или кальцидиола у различных групп атлетов. Становится очевидно, что спортсмены подвергаются высокому риску недостаточности и дефицита витамина D из-за ускоренного метаболизма, в настоящее время изучается потенциальное влияние статуса витамина D на работоспособность и спортивные результаты. Существуют данные о результатах коррекции уровня кальцидиола крови спортсменов стран Центральной Европы. Так, например, в исследовании польских элитных спортсменов прием высоких доз препарата витамина D в зимнее время повысил концентрацию 25(OH)D до нормальных значений. В тоже время нет единого мнения о методах определения производных витамина D в организме человека.
Цель: проанализировать и обобщить современные данные о методах определения D(OH) и изучить уровень кальцидиола крови у атлетов зимних видов спорта на протяжении осенне-весеннего периода спортивной подготовки.
Материалы и методы: В исследовании участвовало 28 спортсменов зимних видов спорта высокой квалификации (кандидаты в мастера спорта, мастера спорта РФ) в возрасте от 18 до 23 лет (21 мужского пола и 7 женщин). I группа - биатлон (10 мужчин), II группа - лыжные гонки (7 женщин и 11 мужчин). Определяли концентрацию 25(OH)D в сыворотке, полученной из венозной крови спортсменов в осенний (ноябрь) и весенний периоды. Все участники исследования принимали активное участие в соревнованиях и тренировались преимущественно на открытом воздухе. Были использован автоматизированный иммунохимический анализ, оборудование, реагенты и контрольные материалы одного производителя.
Результаты и обсуждение: на первом этапе были проанализированы результаты контроля качества различных методов определения кальцидиола крови, включая иммуноферментный анализ, высокоэффективную жидкостную хроматографию с масс-спектрометрией, хемилюминисцентные методы с использованием оборудования различных производителей. Без сомнения, хроматографический метод в сочетании масс-спектрометрией позволяет по отдельности оценивать производные витамина D2 и D3, обладает высокими аналитическими характеристиками. Однако, автоматизированный им-муноанализ позволяет добиться отличных характеристик качества при массовых обследованиях пациентов.
На втором этапе исследования было обнаружено, что в анализах крови на кальцидиол осенью в обеих группах атлетов достоверных различий не было. Однако уже в это время у спортсменов наблюдается небольшой недостаток холекальциферола (биатлонисты 28,4±2,2 нг/мл; лыжники-гонщики 25,7±1,5 нг/мл). У 90% атлетов концентрация в начале ноября была ниже нормального уровня (30 нг/мл). Так как все они активно тренировались и принимали участие в соревнованиях мы предположили, что их потребность в витамине D выше, чем у обычных здоровых людей. Было принято решение назначить группе лыжников-гонщиков дополнительный приём витамина D в высокой профилактической дозе 2000 МЕ в сутки. В марте у данной группы уровень кальцидиола в крови не изменился относительно результатов анализа осенью (25,7±1,5 нг/мл - осенью, 25,2±2,6 нг/мл - весной). В группе биатлонистов, которые не принимали витаминных препаратов, наблюдалось резкое снижение концентрации D(OH), в среднем на 47% относительно уровня метаболита осенью (16,5±2,1 нг/мл).
Выводы: автоматизированные иммунохимические методы определения кальцидиола крови имеют ряд весомых преимуществ перед другими лабораторными методами, позволяют добиться коэффициента вариации теста менее 8%.
У спортсменов зимних видов спорта весной наблюдается резкое снижение концентрации кальцидиола крови. Ежедневный прием препарата витамина D спортсменами в дозе 2000 МЕ в сутки позволяет поддерживать уровень производных холекальциферола на достаточном уровне, что способствует поддержанию хорошей физической формы и улучшению спортивных результатов.
Анализ уровня кальцидиола в крови у спортсменов высокой квалификации является полезным для контроля и коррекции приема препаратов витамина D, требует широкого внедрения в медико-биологическое сопровождение спортивных сборных команд РФ.
АЛГОРИТМ ВЫДЕЛЕНИЯ ГРУПП НИЗКОЙ МЫШЕЧНОЙ МАССЫ У МОЛОДЫХ ВЗРОСЛЫХ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 -ГО ТИПА
Дыдышко Ю.В.12, Шепелькевич А.П.1, Васильева Н.А.2, Лобашова В.Л.23, Бруцкая-Стемпковская Е.В.1, Водянова О.В.3
Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» 2Госудастсвенное учреждение «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения» 3Госудаственое учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
В настоящее время эксперты Всемирной организации здравоохранения одной из наиболее значимых проблем современной медицины выделяют хронические неинфекционные заболевания, профилактика и ранняя диагностика которых имеет высокую социальную и экономическую значимость.
Согласно данным эпидемиологических исследований в последнее десятилетие отмечается рост числа пациентов с СД 1-го типа, как в мире, так и в Республике Беларусь. Медико-социальная значимость СД определяется в первую очередь развитием хронических осложнений, ассоциированных с потерей трудоспособности, ростом инвалидности и смертности пациентов, в том числе трудоспособного возраста. Финансовые затраты, связанные с СД и его последствиями составляют значимую часть бюджета здравоохранения развитых стран. В настоящее время существуют
46 | Остеопороз и остеопатии / Osteoporosis and Bone Diseases
СБОРНИК ТЕЗИСОВ
убедительные данные о том, что уменьшение количества мышечной массы является прогностически неблагоприятным фактором в отношении развития хронических осложнений диабета.
Экспертами ВОЗ для оценки композиционного состава тела рекомендовано использование двойной рентгеновской абсорбциометрии, которая позволяет оценить содержание и характер распределения минерального, жирового и мышечного компонентов тела.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей мышечного компонента композиционного состава тела у пациентов с СД 1-го типа молодого возраста.
Материалы и методы. Рандомизированное одномоментное исследование проведено на базе ГУ «Республиканского центра медицинской реабилитации и бальнеолечения» (ГУ «РЦМРиБ»). Исходно было обследовано 124 пациента с СД 1-го типа. С учётом критериев включения и исключения в исследование включено 95 пациентов с СД 1-го типа и 55 практически здоровых лиц, составивших контрольную группу.
Критерии включения: пациенты с СД 1-го типа, длительность заболевания более 2-х лет, возраст до 45 лет.
Критерии исключения: женщины в период менопаузы; женщины в период беременности и лактации; мужчины и женщины старше 45 лет; пациенты с выраженными стадиями хронических осложнений диабета (болевая форма диабетической нейропатии, синдром диабетической стопы); c заболеваниями опорно-двигательного аппарата III и IV функциональных классов; хронических заболеваний внутренних органов выше II степени недостаточности; с сопутствующими заболеваниями и состояниями, ассоциированными со снижением минеральной плотности кости и дегенеративно-дистрофическими изменениями мышечной системы. В исследование не включались пациенты с СД 1-го типа, использующие системы непрерывного подкожного введения инсулина. Проведено комплексное клиническое обследование с оценкой антропометрических данных (рост, вес, ИМТ, ОТ), анкетирование, в ходе которого оценивалось наличие факторов риска ОП, уровень физической активности. В период обследования пациенты не получали препараты кальция и витамина Д.
Экспертами Международного общества клинической денситометрии (The International Society for Clinical Densitometry, ISCD) в 2019 г. для оценки состояния мышечной массы у молодых взрослых рекомендовано использовать индекса мышечной массы (ИММ). Понятие «низкая мышечная масса» определяется с учетом сравнения ИММ сопоставимых по полу и расе людей молодого возраста.
Результаты и обсуждение. Обследованные пациенты с СД 1-го типа и лица контрольной группы были сопоставимы по полу, возрасту, параметрическим данным. Средний возраст составил 31,61±7,98 и 29,7±6,04 года соответственно для пациентов с СД 1-го типа и лиц контрольной группы, что позволяет отнести пациентов к популяции лиц молодого возраста. Средняя длительность заболевания - 13 лет (от 2 до 35 лет), возраст манифестации в среднем -17 лет. С учетом наличия гендерных различий в антропометрических параметрах оценка данных композиционного анализа тела проводилась в подгруппах мужчин и женщин с СД 1-го типа и контрольной группы.
Установлены сопоставимые значения параметров тощего компонента у пациенток с СД 1-го типа молодого возраста по сравнению с женщинами контрольной группы: тощий компонент ног Lean Legs (13455 (12396 - 15109) vs 13704 (12285 - 14676)г, U=843; p=0,547), суммарное количество Lean (Arms + Legs) (18327±2730 vs 17471±2153г, p=0,133), Lean Gynoid (5977±774 vs 5793±642г, p=0,261), Lean Total Body (41444±4735 vs 39682±3853г, p=0,078). В тоже время, полученные данные свидетельствуют о достоверном снижении аппендикулярной мышечной массы (АММ) у мужчин с СД 1-го типа по сравнению с группой контроля: мышечная масса ног 18418±2599 vs 0768±2705 г, p=0,002; мышечная масса рук - 6912±1439 vs 7715±1209г; p=0,03; суммарное количество Lean (Arms + Legs) - 25330±3871 vs 28483±3754г; p=0,003. Снижение общего (55759±8012 vs 59924±6872г; p=0,045) и гиноидного тощего (8059±1187 vs 8841±1096г; p=0,014) компонентов у пациентов с СД 1-го типа подтверждают наличие снижения количества АММ у данной группы пациентов.
С учетом достоверных различий ИММ (8,03+0,89 vs 8,89+0,897 кг/м2, p<0,001) у мужчин с СД 1-го типа и лиц контрольной группы и отсутствия общепринятого порогового значения нормы ИММ для людей молодого возраста, был проведен ROC-анализ по данному параметру.
Определено пороговое значение ИММ, равное 8,44 кг/м2, для которого AUC=0,75±0,064, р=0,008; чувствитель-ность=69,7%, специфичность=70,8%. Определено значимое (р=0,008) пороговое значение ИММ - 8,44 кг/м2, позволяющее выделить группу мужчин молодого возраста с СД 1-го типа со снижением АММ (ИММ<8,44 кг/м2) и лиц с нормальным количеством АММ (ИММ>8,44 кг/м2)
В настоящее время предложены значения ИММ, соответствующие уменьшению мышечного компонента у лиц старшего и пожилого возраста, именно Европейской рабочей группой (2012), R. Baumgartner и соавт. (1998) - менее 7,26 кг/м2; Интернациональной рабочей группой (2011) - <7,23 кг/м2; EWGSOP (2010) - менее <7,25 кг/м2. Учитывая физиологические потери мышечной массы после 45 лет и молодой возраст обследуемых нами пациентов, полученное пороговое значение ИММ 8,44 кг/м2 больше предложенных ранее.
Для оценки вероятности снижения АММ у мужчин с СД 1-го типа молодого возраста проведен расчет отношения шансов снижения ИММ - определена вероятности потери АММ у пациентов с СД 1-го типа по отношению к группе контроля.
С учетом ОШ=5,59 (2,88-10,84) вероятность уменьшения количества скелетной мускулатуры у мужчин молодого возраста с СД 1-го типа в 5,59 раз выше, чем у лиц контрольной группы.
Таким образом, нами предложен алгоритм выделения групп снижения АММ, включающий следующие этапы:
1. проведение ДРА с приложением «body composition» мужчинам молодого возраста с СД 1-го типа.
2. расчет ИММ по формуле ИММ =тощая масса (верхних + нижних конечностей, кг) /рост (м)2
3. учитывая пороговое значение ИММ - 8,44 кг/м2, выделение группы мужчин со снижением АММ (ИММ<8,44 кг/м2)
и лиц с нормальным количеством АММ (ИММ>8,44 кг/м2).
Выводы. Таким образом, установлены различия в содержании и распределении мышечного компонента у пациентов молодого возраста с СД 1-го типа по половому признаку. Определено пороговое значение низкой мышечной массы (ИММ - 8,44 кг/м2) для мужчин молодого возраста с СД 1-го типа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Информация об авторах
1,2Дыдышко Юлия Васильевна, доцент кафедры эндокринологии, врач-эндокринолог, консультант центра метаболический остеопатий и остеопороза, секретарь БОМО «Эндокринология и метаболизм», тел +375296363826
1Шепелькевич Алла Петровна, профессор кафедры эндокринологии, председатель БОМО «Эндокринология и метаболизм», тел +375297749127
2Васильева Наталья Алексеевна, зав. кабинетом рентгеновской денситометрии, тел. +375296747228
2,3Лобашова Вероника Львовна, доцент кафедры общей врачебной практики, врач-эндокринолог,
1Бруцкая-Стемпковская Елена Веньяминова, доцент кафедры общей врачебной практики, тел +375293030545
3Водянова Ольга Владимировна, доцент кафедры лучевой диагностики, тел. +375291304280
Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» 220116, г. Минск, пр. Дзержинского, 83, Тел: +375 17 252-12-01. 2Госудастсвенное учреждение «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения», Республика Беларусь, г. Минск, ул. Макаёнка, 17, Тел. +375 (17) 215-27-70
3Госудаственое учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», Республика Беларусь 220013. г. Минск ул. П. Бровки д. 3, к. 3, Тел. +375 17 311-27-26.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПЕРЕЛОМОВ»
Евстигнеева Л.П.1, Белова К.Ю. 2, Гладкова Е.Н. 34, Лесняк О.М.34
ТАУЗ СО «СОКБ №1», г. Екатеринбург 2фГБОУ ВО ЯГМУ, г. Ярославль
3СПб ГБУЗ «Клиническая ревматологическая больница 25»
4ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Наиболее эффективной и экономически выгодной организационной структурой, позволяющей снизить частоту переломов, является система Служб по профилактике повторных переломов (СППП). СППП - это модель скоординированной помощи пациентам, получившим низкоэнергетический перелом. СППП представляют собой мульти-дисциплинарные системы оказания медицинской помощи, целью которых является организация систематического выявления, диагностики, лечения (либо в рамках самой службы, либо путем направления к соответствующим специалистам) всех пациентов, перенесших низкоэнергетический перелом, для снижения частоты повторных переломов.
Профилактика повторных переломов включена в клинические рекомендации по остеопорозу, падениям, а также в методические рекомендации «Комплекс мер, направленных на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста». Методические рекомендации «Организация службы профилактики повторных переломов» созданы на основе проведенных качественных исследований с учетом международного и Российского опыта. Проект данных рекомендаций одобрен на заседании Правления Российской ассоциации геронтологов и гериатров 19 мая 2022 г.
Целью создания СППП является обеспечение взаимодействия между травматологической, терапевтической, гериатрической службами, а также вовлечение специалистов первичного звена для снижения частоты повторных переломов у всех пациентов пожилого и старческого возраста, перенесших низкоэнергетический перелом. Задачами СППП являются:
1. Выявление всех пациентов 60 лет и старше с низкоэнергетическими переломами и обратившихся за медицинской помощью в медицинскую организацию.
2. Оценка риска последующих переломов, падений и старческой астении.
3. Проведение необходимого лабораторного обследования для поиска вторичных причин остеопороза и определения безопасности назначения антиостеопоротических препаратов.
4. Назначение антиостеопоротических препаратов (включая патогенетическое лечение, кальций и / или витамин Р) пациентам, имеющим высокий риск последующих переломов.
5. Направление пациента с высоким риском падений в гериатрический кабинет или кабинет профилактики падений или разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение данного риска, в рамках самой СППП.
6. Направление пациента с риском старческой астении в гериатрический кабинет.
7. Проведение групповых и индивидуальных образовательных программ с целью повышения приверженности к лечению, включающих физическую активность и рекомендации по питанию.
8. Интеграция пациента в дальнейшее длительное систематическое наблюдение для оценки соблюдения рекомендаций, эффективности и переносимости терапии, основных исходов, повышения приверженности к лечению.
9. Регистрация, внесение данных пациентов, передача информации в вертикально-интегрированную медицинскую информационную систему.