Научная статья на тему 'Алгоритм выбора поставщиков сырья при производстве тест-систем в биохимии и биотехнологии'

Алгоритм выбора поставщиков сырья при производстве тест-систем в биохимии и биотехнологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОСТАВЩИКИ / ТЕСТ-СИСТЕМЫ / РЕЙТИНГ / SMALL INVESTMENT COMPANY / SUPPLIER / TEST-SYSTEM / RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухоедова Анастасия Владимировна, Богомолов Борис Борисович

Тема создания предприятий имеет важное место в мире в настоящее время, каждое предприятие имеет свои особенности. В данной работе рассмотрена методика создания малого инвестиционного предприятия на примере производства тест-систем в области биохимии и биотехнологии со своими особенностями. Предложен алгоритм выбора поставщиков сырья для такого рода предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM FOR SELECTING SUPPLIERS OF RAW MATERIALS FOR PRODUCTION OF A TEST-SYSTEM IN A SMALL INVESTMENT ENTERPRISE

The theme of creating enterprises has an important place in the world at present, each enterprise has its own characteristics. In this paper, the method of creating a small investment enterprise is considered, with the example of the production of test systems in the field of biochemistry and biotechnology with its own characteristics. An algorithm for selecting suppliers of raw materials for such enterprises is proposed.

Текст научной работы на тему «Алгоритм выбора поставщиков сырья при производстве тест-систем в биохимии и биотехнологии»

УДК 658.7.01

Сухоедова А.В., Богомолов Б.Б.

АЛГОРИТМ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ СЫРЬЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТЕСТ-СИСТЕМ В БИОХИМИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Сухоедова Анастасия Владимировна, студентка 1 курса магистратуры факультета инженерной химии; Богомолов Борис Борисович, к.т.н., доцент , e-mail: bb [email protected]; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д.9

Тема создания предприятий имеет важное место в мире в настоящее время, каждое предприятие имеет свои особенности. В данной работе рассмотрена методика создания малого инвестиционного предприятия на примере производства тест-систем в области биохимии и биотехнологии со своими особенностями. Предложен алгоритм выбора поставщиков сырья для такого рода предприятий.

Ключевые слова: малое инвестиционное предприятие, поставщики, тест-системы, рейтинг.

ALGORITHM FOR SELECTING SUPPLIERS OF RAW MATERIALS FOR PRODUCTION OF A TEST-SYSTEM IN A SMALL INVESTMENT ENTERPRISE

Sukhoedova A.V., Bogomolov B.B.*

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The theme of creating enterprises has an important place in the world at present, each enterprise has its own characteristics. In this paper, the method of creating a small investment enterprise is considered, with the example of the production of test systems in the field of biochemistry and biotechnology with its own characteristics. An algorithm for selecting suppliers of raw materials for such enterprises is proposed.

Keywords: small investment company, supplier, test-system, rating.

Многие биотехнологические производства реализуются в виде малых предприятий, что связано с небольшими объемами производимых продуктов и разнообразием технологических решений. Малое инвестиционное предприятие (МИП) - это коммерческие организации с численностью сотрудников до 100 человек, осуществляющие практическую реализацию технологий (продуктов), содержащих конфиденциальные сведения технического, экономического, административного, финансового или иного характера и получающие наибольшую долю доходов от производства и реализации инновационной продукции [1].

Рассматривая методику создания малого инвестиционного предприятия на примере производства тест-систем в биохимии, необходимо учитывать особенности объектов биотехнологии, каждая из которых играет немаловажную роль в процессе создания и функционирования предприятия. Начальными этапами создания МИП являются: анализ рынка; выбор организационно-правовой формы; государственная регистрация предприятия. После регистрации предприятия и набора соответствующего персонала начинаются работы по реализации проекта создания предприятия, включающие научные исследования, разработку спецификации продукта, выбор и оценку организационно-технологических ресурсов

производства, технологический маркетинг и т.д.

Одной из важнейших задач при обеспечении ресурсами биотехнологического производства является задача поиска поставщиков сырья, что связано с особыми требованиями к качеству сырья, срокам и объемам поставки, принципам хранения и транспортировки [2].

Процесс выбора поставщика включает следующие этапы: - определение потребностей; -формирование требований; - решение «делать или покупать»; - определение типов закупки в зависимости от сроков и характера поставки (установившиеся закупки, модифицированные закупки, новые закупки); - выявление потенциальных поставщиков; - анализ возможных поставщиков; -оценка принципов доставки; -контроль поставок [3].

Для анализа качества поставщиков предлагается алгоритм расчета рейтинга, включающего различные ключевые параметры (надежность, цена, качество, время доставки и т.д.). Предложенный алгоритм выбора поставщиков универсален, но обязательно должен учитывать особенности поставляемых продуктов и потребляющей технологии.

В данной работе рассматривается создание МИП по производству тест-систем для иммуноферментного анализа (ИФА), где одними из основных сырьевых ресурсов для реагентов являются серная кислота и хлорид натрия [2]. В первую очередь необходимо выбрать критерии, по

которым будут оцениваться поставщики (ключевые параметры), после чего следует определить вес каждого из критериев и провести оценку итогового рейтинга (Д), с учетом значимости каждого критерия для предприятия. Весовые критерии выбираются таким образом, чтобы их сумма была равна единице

[3].

R = (Тц х В + Тн.к. х С + Тср.з х Тн.п.) х Уп (1),

где В - показатель цены;

С - показатель качества товара;

Тср.з. - показатель средней задержки поставщика;

Тц - показатель средневзвешенного темпа роста цен;

Тн.к - показатель темпа роста поставок ненадлежащего качества по каждому поставщику;

Тн.п. - показатель темпа роста среднего опоздания по каждому поставщику

Уп - объем поставки.

Для каждого поставщика сырья определяются характеристики, включаемые в таблицу базы данных (таблица 1), используемую как исходная информация алгоритма выбора поставщиков. Источниками информации являются как нормативная информация о поставщиках, так и результаты мониторинга их деятельности.

Таблица 1. Фрагмент массива таблицы исходных данных.

ПОСТАВЩИК МЕСЯЦ ТОВАРЫ ОБЪЕМ ПОСТАВКИ (Уп), КГ ЦЕНА (В), РУБ. ТОВАРЫ НЕНАДЛЕЖА ЩЕГО КАЧЕСТВА (С) СРЕДНЯЯ ЗАДЕРЖКА ОДНОЙ ПОСТАВКИ (Тср.з.), ДНЕЙ

Трнаскемикл-экспресс январь Серная кислота 1000 11000 3 3

Январь Хлорид натрия 1000 17500

Неокем Январь Серная кислота 1000 8500 4 3

Январь Хлорид натрия 1000 13700

Арчиба Январь Серная кислота 1000 10500 4 3

Январь Хлорид натрия 1000 16500

Трнаскемикл-экспресс Февраль Серная кислота 1000 10000 2 3

Февраль Хлорид натрия 1000 15500

Неокем Февраль Серная кислота 1000 6500 4 4

Февраль Хлорид натрия 1000 13500

Арчиба Февраль Серная кислота 1000 12500 5 3

Февраль Хлорид натрия 1000 16500

Для расчёта рейтинга (1), учитывающего тенденцию изменения показателей, по которым производится оценка поставщиков, используются соотношения, представленные ниже.

1. Средневзвешенный тем роста цен (2):

Тч = 2Г=1Тцгхф, (2) где Тц - тем роста цены на ью разновидность поставляемого товара;

- доля ьой разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

п - количество поставляемых разновидностей товаров. [3]

2. Темп роста цены на ью разновидность поставляемого товара (3):

Тц. — ~~ х 100, (3)

р.0 , V/

где Р(1 - цена ьой разновидности товара в текущем периоде;

Рг0 - цена ьой разновидности товара в предшествующем периоде. [3]

1. Доля ьой разновидности товара в общем объеме поставок (4):

(4)

где 5г - сумма на стоимость товара ьой разновидности в текущем периоде, руб. [3]

3. Темп роста поставок ненадлежащего качества по каждому поставщику (5):

Тн.к. = *Н±Х 100, (5)

где d н.к.1 - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме текущего периода;

d н.к.0 - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода.[1]

4. Темп роста среднего опоздания по каждому поставщику (6):

Тн.п. = — X 100, (6)

ОспО ' 4 '

где Осп1 - среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Осп0 - среднее опоздание в предшествующем периоде, дней. [3]

Весовые коэффициенты показателей цена, качество и надежность поставки равны соответственно: 0,5; 0,3; 0,2. Подобная методика расчета хороша тем, что можно менять вес каждого критерия в зависимости от желания лица, принимающего решение (директор, технолог, экономист и т.д.).

Таблица 2. Расчёт рейтинга поставщиков

Поставщик Темп роста цен Тем роста количества товаров ненадлежащего качества Тем роста поставок Рейтинг поставщика

Трнаскемикл-экспресс 89,49 66,67 100,00 84,74

Неокем 82,05 100 133,33 97,69

Арчиба 114,70 125 75,00 109,85

ХимПро 112,09 75 33,33 85,21

Профхим 104,59 100 75,00 97,30

Таким образом, предложенный алгоритм составления рейтинга позволяет решить такие задачи как: сопоставление поставщиков и выявление лучшего поставщика, оценка динамики улучшения качества, выявление и анализ проблем качества. Качество товара, как и конкурентоспособность, напрямую зависит от качества работы поставщиков. Некачественная продукция ведет либо к неоправданным затратам, либо к

неудовлетворенности потребителей. И то, и другое сказывается на результатах деятельности предприятия. Поэтому задача выбора поставщика является достаточно сложной и непростой, а предложенный алгоритм позволяет её упростить. При составлении рейтинга поставщика только по ключевым критериям, мы получим недостаточно точную картину, поэтому важно использовать именно алгоритм расчета рейтинга, учитывающий

тенденции изменения показателей, предложенный в данной работе.

Список литературы

1. Меньшиков В.В., Аверина Ю.М., Зубарев А.М. Технологический маркетинг, коммерциализация и принципы реализации инноваций, Учеб. Пособие/ -М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2017. - 140 с.

2. Сухоедова А.В., Меньшиков В.В. Технология использования антигенов в производстве тест-систем для иммуноферментного анализа. «Успехи в химии и химической технологии»: Сборник научных трудов. Том XXX, №2 - М. : РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2016. с. 75 - 76.

3. Ельдештейн Ю.М. Логистика: электронный учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] URL: http://www.kgau.ru/distance/fub 03/eldeshtein/logistika /02 01 prakt.html (дата обращения 15.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.