УДК 338.2:637.1
АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОЛОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Красильникова Анастасия Алексеевна, магистрант, Научный руководитель: Леонов Олег Альбертович, доктор технических наук,
профессор;
ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация
Аннотация: В настоящее время для поддержания конкурентоспособности на рынке агропромышленного сектора необходимо постоянно оптимизировать производство и улучшать качество выпускаемой продукции. В данной работе был разработан алгоритм реализации процессного подхода в рамках создания СМК предприятия машиностроения. Предложен алгоритм внедрения процессов СМК на разных уровнях управления организацией. В результате внедрения процессного подхода повышается качество и увеличивается объем реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. В свою очередь, это позволит сократить затраты, повысить конкурентоспособность услуг, оптимизировать процессы и повысить их результативность и эффективность, улучшить работу в цепи поставок, сократить сроки освоения новых видов услуг, а также обеспечить существенный финансовый и экономический эффект.
Ключевые слова: процессный подход; СМК; управление качеством; бизнес-процесс; алгоритм реализации процессного подхода.
ALGORITHM FOR THE IMPLEMENTATION OF A PROCESS APPROACH WHEN DEVELOPING A QMS AT A DAIRY EQUIPMENT MANUFACTURING ENTERPRISE
Krasilnikova Anastasia Alekseevna, master's student, Scientific supervisor: Leonov Oleg Albertovich, Doctor of Technical Sciences, Professor; Timiryazev Russia State Agrarian University, Moscow, Russia
Abstract: At present, in order to maintain competitiveness in the agro-industrial sector, it is necessary to constantly optimize production and improve the quality of products. In this work, an algorithm was developed for the implementation of the process approach within the framework of the creation of a QMS of a mechanical engineering enterprise. An algorithm for introducing QMS processes at different levels of organization management is proposed. As a result of the implementation of the process approach, the quality is improved and the volume of sales of services for the maintenance and repair of equipment increases. In turn, this will reduce costs, increase the competitiveness of services, optimize processes and increase their efficiency and effectiveness, improve work in the supply chain, reduce the time required to master new types of services, and provide significant financial and economic benefits.
Keywords: process approach; QMS; quality control; business process; process approach implementation algorithm.
Для цитирования: Красильникова, А. А. Алгоритм внедрения процессного подхода при разработке СМК на предприятии по производству молочного оборудования / А. А. Красльникова. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2021. - № 2 (54). - С. 29-36. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/ №-2-54-2021/2-54-2021/
For citation: Krasilnikova A.A. Algorithm for the implementation of a process approach when developing a QMS at a dairy equipment manufacturing enterprise // Scince without borders, 2021, no. 2 (54), pp. 29-26.
Качество продукции и услуг является важнейшей составляющей их конкурентоспособности. Особую актуальность и социальную значимость имеет качество продукции и услуг в агропромышленном секторе экономики и, в частности, в агроинженерной сфере АПК.
Одной из задач Государственной программы развития сельского хозяйства является техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного оборудования. Национальная программа развития АПК, наряду с мерами обновления техники, призвана, в первую очередь, поддержать и модернизировать сервисную систему.
Формирующаяся в современных условиях система удовлетворенности потребителя требует новых подходов к обеспечению качества продукции машиностроительных предприятий по производство молочного оборудования [1, 2]. Одним из наиболее значимых направлений совершенствования указанной деятельности является внедрение систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 [3].
Качество производства специальной техники, в том числе и молочного оборудования, складывается из множества составляющих, и решить вопросы брака без программ современного эффективного менеджмента в области качества невозможно. В ряде научных работ [4-6] доказано, что при функционировании СМК на предприятии АПК возникает экономическая эффективность от снижения внутренних и внешних потерь. Мероприятия по применению инструментов контроля качества [7, 8] и оптимизации
метрологического обеспечения производства [9, 10] существенно дополняют этот эффект. Особенности функционирования СМК по процессам производства определены в виде организации системы контроля затрат на качество [11], а процессный подход рассмотрен подробно в работе [12]. Особенно важно обеспечить качество входного контроля на машиностроительном предприятии [13, 14]. Важным элементом при функционировании СМК является разработка методики проведения внутреннего аудита системы [15]. Особенно опасно появление внешних потерь, так как они уменьшают число потребителей [16].
Для построения эффективной инфраструктуры машиностроительного предприятия необходимо знать его фактическое состояние и сформировавшиеся тенденции изменений по видам ремонтно-обслуживающих работ, затратам средств на технический сервис и другим показателям. Это позволит сформировать принципы повышения эффективности машиностроительных и ремонтно-обслужива-ющих предприятий в АПК.
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе и положенная в основу стандартов ИСО серии 9000, является концентрированным обобщением накопленного мирового опыта в области управления качеством продукции и охватывает все основные требования стандарта ИСО 9001, не детализируя их.
Процессный подход фокусируется в первую очередь не на организационной структуре предприятия, а на процессах, которые в конечном итоге направлены на создание услуг, представляющих ценность для потребителей. Процессный подход позволяет
определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности предприятия, а также, интегрировать часто разрозненные действия функциональных отделов и направлять их усилия на единый результат.
В рамках процессного подхода предприятие рассматривается как система, представляющая собой связан-
Управление
ное множество процессов, конечными целями которых является предоставление качественных работ и услуг. Процессы СМК внедряются на разных уровнях управления организацией. Обычно для описания отдельных процессов СМК, используются блок-схемы, которые содержат алгоритмы деятельности по этому элементу (рис. 1).
Входы
Бизнес-процесс
Выходы
Ресурсы
Рисунок 1 - Процессная модель управления качеством
В рамках проводимого исследования разработан алгоритм реализации процессного подхода в рамках создания СМК машиностроительного предприятия, представленный на рис. 2
Алгоритм состоит из следующих пунктов:
1. Выявить (задать) полную систему процессов, требуемых для менеджмента качества.
2. Определить последовательность и взаимосвязь в этой системе процессов.
3. С позиций стратегических целей и планов определить ключевые процессы.
4. Принятие решения об описании и регламентации бизнес-процесса (принимает потребитель бизнес-процесса). На основании этого решения будут внесены соответствующие дополнения в план разработки нормативно-методических документов для обеспечения
управленческой деятельности. Следующие моменты согласовываются с руководителем службы качества:
• Объект и цели описания и регламентации бизнес-процессов;
• Создание и состав рабочей группы;
• Назначение руководителя рабочей группы;
• Определение сроков разработки и утверждения программы и календарного плана описания и регламентации.
5. Планирование и организация работ по постановке бизнес-процесса.
Планирование бизнес-процессов используется для оптимизации деятельности компании. Планирование и организацию работ осуществляет руководитель рабочей группы на основании полученной предварительной информации.
После предварительного обсужде-
ния руководитель службы качества организует сбор и анализ документов бизнес-процессов с участием руководителей бизнес-процессов. Начнется
изучение имеющихся материалов и других действующих нормативных документов, касающихся описываемого бизнес-процесса.
Выявить всю систему процессов *
Опр еде лить п о еле до в ате льн о сть процессов
I
Определи-ть ключевые процессы 1
Решение об описании и регламентации БП ;
Процессное планирование
Наеначение владельца БП
I
Определить потребителя БП
I
Определить поставщиков БП Определить используемые ресурсы
I
Определить операции бизнес-процесса 1
Формирование графических схем бизнес-процесса
Описание модели бизнес-процесса *
Разработать критерии оценки результативности и
эффективности БП +
Оценка, мониторинг и анализ данных, относящихся к
ппопессу +
Ответственность руководства и постоянное улучшение
Рисунок 2 - Алгоритм реализации процессного подхода на предприятии
Любые разногласия должны быть разрешены до начала проекта. Ответственность за выделение ресурсов для проекта берет на себя потребитель описания бизнес-процесса.
6. Определение и назначение владельца бизнес-процесса (выполняет потребитель описания бизнес-процесса). Обычно владельцем назначается руководитель структурного подразделения.
7. Определение заказчика или потребителя процесса и описание выхода, т.е. требования к качеству результатов.
8.Определение поставщиков процесса и требования к элементам входа процесса, то есть, к ресурсам.
9. Определение используемых ресурсов.
Определение ресурсов бизнес-процесса осуществляется на основе информации, полученной участниками рабочей группы при проведении интервью, содержащейся в действующей нормативной документации, регламентирующей деятельность компании и подразделения, а также полученной от заказчика и владельца.
10. Определение операций бизнес-процесса.
11. Формирование графических схем бизнес-процесса.
12. Описание модели бизнес-процесса в выбранном формате.
13. Разработка критериев оценки результативности и эффективности бизнес-процессов.
14. Ведение регулярной оценки, мониторинга и анализа данных, относя-
щихся к процессу.
15. Ответственность руководства и постоянное улучшение.
Высшее руководство доводит до сведения всего коллектива предприятия потребности и ожидания потребителей, которые используются при разработке стратегического плана и нормативных документов предприятия, а также планов корректирующих и предупреждающих действий.
На основе анализа полученных данных постоянно происходит внесение корректив в деятельность предприятия, то есть постоянное совершенствование деятельности.
Возможные области улучшения обсуждаются на заседании службы качества, а затем включаются в планы работы службы качества и других подразделений предприятия.
Таким образом, разработан алгоритм реализации процессного подхода в рамках создания СМК машиностроительного предприятия. Внедрение процессного подхода позволит повысить качество и увеличить объем реализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сельскохозяйственной техники. В свою очередь, это позволит сократить затраты, повысить конкурентоспособность услуг, оптимизировать процессы и повысить их результативность и эффективность, улучшить работу в цепи поставок, сократить сроки освоения новых видов услуг, и таким образом, обеспечить существенный финансовый и экономический эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерохин, М. Н. Ремонт сельскохозяйственной техники с позиции обеспечения качества / М. Н. Ерохин. - Текст : непосредственный // В сборнике: Экология и сельскохозяйственная техника. Материалы 4-й научно-практической конференции. - 2005, С. 234-238.
2. Леонов, О. А. Обеспечение качества ремонта унифицированных соединений сельскохозяйственной техники методами расчета точностных параметров: дис... докт. техн. наук: 05.20.03. М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2004. - 324 с.
3. Бондарева, Г. И. Построение современной системы качества на предприятиях технического сервиса / Г. И. Бондарева. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2017. - № 8. - С. 34-35.
4. Бондарева, Г. И. Эффективность внедрения системы качества на предприятиях технического сервиса АПК / Г. И. Бондарева. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2016. - № 4. - С. 34-35.
5. Бондарева, Г. И. Оценка экономической эффективности функционирования системы менеджмента качества на ремонтных предприятиях / Г. И. Бондарева. - Текст : непосредственный // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. -2016. - Т. 2. - № 1 (7). - С. 51-56.
6. Леонов, О. А. Методика расчета эффективности функционирования системы менеджмента качества / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Н. Ж. Шкаруба, Ю. Г. Вергазова.
- Текст : непосредственный // Компетентность. - 2020. - № 3. - С. 26-31.
7. Леонов, О. А. Управление качеством : учебник / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Ю. Г. Вергазова. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2019. - 180 с. - Текст : непосредственный.
8. Леонов, О. А. Экономика качества, стандартизации и сертификации : учебник / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Н. Ж. Шкаруба ; под общ. ред. О. А. Леонова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 251 с. - Текст : непосредственный.
9. Леонов, О. А. Метрология и технические измерения / О. А. Леонов. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2015. - 239 с. - Текст : непосредственный.
10. Шкаруба, Н. Ж. Результаты экономической оптимизации выбора средств измерений при контроле качества технологических процессов в ремонтном производстве / Н. Ж. Шкаруба. - Текст : непосредственный // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина».
- 2007. - № 5. - С. 109-112.
11. Темасова, Г. Н. Организация системы контроля затрат на качество на предприятиях технического сервиса АПК / Г. Н. Темасова. - Текст : непосредственный // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». - 2009. - № 8-1. - С. 56-59.
12. Леонов, О. А. Управление качеством производственных процессов и систем / О. А. Леонов. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2018. - 182 с. - Текст : непосредственный.
13. Леонов, О. А. Организация и метрологическое обеспечение входного контроля на предприятиях технического сервиса / О. А. Леонов. - М., 2017. - 129 с. - Текст : непосредственный.
14. Леонов, О. А. Статистические методы управления качеством / О. А. Леонов, Г. Н. Темасова, Н. Ж. Шкаруба. - СПб. Издательство «Лань», 2019. - 144 с. - Текст : непосредственный.
15. Карпузов, В. В. Стандартизация / В. В. Карпузов, Г. Н. Темасова. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2015. - 191 с. - Текст : непосредственный.
16. Бондарева, Г. И. Оценка внешних потерь на предприятиях технического сервиса в АПК / Г. И. Бондарева. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2020.
- № 9. - С. 34-35.
REFERENCES
1. Erohin M.N. Remont sel'skohozyajstvennoj tekhniki s pozicii obespecheniya kachestva [Repair of agricultural machinery from the point of view of quality assurance]. V sbornike: Ekologiya i sel'skohozyajstvennaya tekhnika. Materialy 4-j nauchno-prakticheskoj konferencii, 2005, pp. 234-238.
2. Leonov O.A. Obespechenie kachestva remonta unificirovannyh soedinenij sel'skohozyajstvennoj tekhniki metodami rascheta tochnostnyh parametrov [Ensuring the quality of repair of unified joints of agricultural machinery by methods of calculating accuracy parameters]. Doctor's degree dissertation. Moscow, 2004, 324 p.
3. Bondareva G.I. Postroenie sovremennoj sistemy kachestva na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa [Building a modern quality system at technical service enterprises]. Sel'skij mekhanizator, 2017, no. 8, pp. 34-35.
4. Bondareva G.I. Effektivnost' vnedreniya sistemy kachestva na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa APK [Efficiency of implementation of the quality system at the enterprises of technical service of the agroindustrial complex]. Sel'skij mekhanizator, 2016, no. 4, pp. 34-35.
5. Bondareva G.I. Ocenka ekonomicheskoj effektivnosti funkcionirovaniya sistemy menedzhmenta kachestva na remontnyh predpriyatiyah [Evaluation of the economic efficiency of the functioning of the quality management system at repair enterprises]. Nauchnyj rezul'tat. Seriya: Tekhnologiya biznesa i servisa, 2016, vol. 2, no. 1 (7), pp. 51-56.
6. Leonov O.A., Temasova G.N., Shkaruba N.Zh., Vergazova Yu.G. Metodika rascheta effektivnosti funkcionirovaniya sistemy menedzhmenta kachestva [Methodology for calculating the effectiveness of the quality management system]. Kompetentnost', 2020, no. 3, pp. 26-31.
7. Leonov O.A., Temasova G.N., Vergazova Yu. G. Upravlenie kachestvom : uchebnik [Quality Management: Tutorial]. 3rd ed, ster. Saint-Petersburg, Lan', 2019, 180 p.
8. Leonov O.A., Temasova G.N., Shkaruba N.Zh. Ekonomika kachestva, standartizacii i sertifikacii : uchebnik [Economics of quality, standardization and certification: textbook]. Ed. O.A. Leonov. Moscow, INFRA-M, 2019, 251 p.
9. Leonov O.A. Metrologiya i tekhnicheskie izmereniya [Metrology and technical measurements]. Moscow, Izdatel'stvo RGAU-MSKHA, 2015, 239 p.
10. Shkaruba N.Zh. Rezul'taty ekonomicheskoj optimizacii vybora sredstv izmerenij pri kontrole kachestva tekhnologicheskih processov v remontnom proizvodstve [Results of economic optimization of the choice of measuring instruments for quality control of technological processes in repair production]. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina», 2007, no. 5, pp. 109-112.
11. Temasova G.N. Organizaciya sistemy kontrolya zatrat na kachestvo na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa APK [Organization of the quality cost control system at the enterprises of technical service of the agroindustrial complex]. Vestnik federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V.P. Goryachkina», 2009, no. 8-1, pp. 56-59.
12. Leonov O.A. Upravlenie kachestvom proizvodstvennyh processov i sistem [Quality management of production processes and systems]. Moscow, Izdatel'stvo RGAU-MSKHA, 2018, 182 p.
13. Leonov O.A. Organizaciya i metrologicheskoe obespechenie vhodnogo kontrolya na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa [Organization and metrological assurance of the
input control at the enterprises of technical service]. Moscow, 2017, 129 p.
14. Leonov O.A., Temasova G.N., Shkaruba N.Zh. Statisticheskie metody upravleniya kachestvom [Statistical methods of quality management]. Saint-Petersburg, Izdatel'stvo «Lan'», 2019, 144 p.
15. Karpuzov V.V., Temasova G.N. Standartizaciya [Standardization]. Moscow, Izdatel'stvo RGAU-MSKHA, 2015, 191 p.
16. Bondareva G.I. Ocenka vneshnih poter' na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa v APK [Assessment of external losses at technical service enterprises in the agro-industrial complex]. Sel'skij mekhanizator, 2020, no. 9, pp. 34-35.
Материал поступил в редакцию 26.01.2021 © Красильникова А.А., 2021