Научная статья на тему 'Алгоритм управления выручкой, прибылью и рентабельностью продаж горнодобывающего предприятия с использованием показателя удельного объема проведения горных выработок'

Алгоритм управления выручкой, прибылью и рентабельностью продаж горнодобывающего предприятия с использованием показателя удельного объема проведения горных выработок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм управления выручкой, прибылью и рентабельностью продаж горнодобывающего предприятия с использованием показателя удельного объема проведения горных выработок»

------------------------------------- © О. П. Тюфякова, 2004

УДК 658.1.011.4: 622.33 О.П. Тюфякова

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ВЫРУЧКОЙ, ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРОДАЖ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОКАЗАТЕЛЯ УДЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК

Семинар № 12

~П настоящее время на горнодобываю-

-Я-М щих предприятиях планирование показателей проведения подготовительных выработок имеет существенный недостаток: при оценке развития горных работ в качестве критерия успешного развития горного хозяйства используется только показатель выполнения плана проведения подготовительных выработок, а показатель удельного объема проведения выработок на 1000 т добычи полезного ископаемого (У Пр) практически не учитывается.

Тем не менее, при подземном способе добычи угля увеличение этого показателя способствует подготовке дополнительных запасов угля на перспективу, но в то же время ухудшает текущее финансовое состояние компании и замораживает средства, вкладываемые в выполнение дополнительных объемов подготовительных работ. При снижении его величины экономические показатели угледобычи улучшаются. Однако невыполненные объемы подготовительных работ переносятся на более поздние периоды, что осложняет перспективы развития предприятия.

В этой связи в условиях рынка актуальной становится задача обоснования постоянного мониторинга и, при необходимости, корректировки величины удельного проведения выработок с учетом рыночных факторов.

Кроме того, изменяя величину удельного объема проведения выработок, компания может управлять своей выручкой, прибылью от продаж и рентабельностью.

Представим зависимость выручки и прибыли от продаж от соотношения переменных и постоянных затрат в базисном периоде и последующих изменений цен и натурального объема продаж в общем виде. Поскольку структура издержек, суммарные постоянные

издержки и удельные переменные издержки неизменны лишь в краткосрочном периоде, то за период при осуществлении расчетов принимается квартал.

Введем условные обозначения:

ВП - выручка от продаж базисного периода,

тыс. руб.; Зпер - переменные затраты базисного периода, тыс. руб.; Зпжт - постоянные затраты базисного периода, тыс. руб.; Ин - индекс изменения натурального объема продаж (соотношение прогнозного и базисного периодов в единицах); Иц - индекс изменения цен (соотношение прогнозного и базисного периодов в единицах).

Увеличение выручки от продаж в следующем за базисным периоде возможно только при соблюдении неравенства:

впр • ич • Ик > ВПр , (1)

что означает:

И • И >1. (2)

Ц И ' '

При росте спроса неравенства выполняются. Если происходит падение спроса на продукцию предприятия, неравенства, как правило, не соблюдаются, и выручка от продаж снижается.

Практическое значение формулы (1) и (2) имеют в случаях, когда предприятию необходимо сохранить выручку от продаж, маневрируя и ценами, и натуральным объемом продаж таким образом, чтобы при снижении цен было бы возможно увеличить натуральный объем продаж или при сокращении натурального объема продаж можно было бы повысить цены.

Увеличение прибыли от продаж достигается при выполнении следующего неравенства:

впр ■ ич ■ ин - зпер ■ ин - зпхт >

впр - Зпер - Зпхт, (3)

или, после алгебраических преобразований: ВПр •(ИЧ • И„ -1)- Зпер •(И„ -1) >0. (4)

Неравенство (4) показывает, что, кроме индексов цен и натурального объема продаж, на величину прибыли оказывает практическое влияние соотношение переменных затрат и выручки в базисном периоде.

При снижении цен и росте натурального объема продаж опасность уменьшения прибыли достаточно реальна. Однако чем ниже доля переменных затрат в выручке, тем эта опасность меньше. Пользуясь неравенством (4), можно определить, при какой доле переменных затрат те же Ин и И могут обеспечить рост

прибыли от продаж.

Неравенство (4) необходимо использовать во всех случаях, когда предполагается одновременное изменение цен и натурального объема продаж. Оно позволяет определить динамику выручки и прибыли от продаж при предполагаемых индексах цен и натурального объема продаж, а также рассчитать необходимый уровень одного из индексов, если известен второй, чтобы исключить потери выручки и прибыли от продаж.

Переменная часть себестоимости угледобычи в пересчете на 1 т угля (З1™ ) может быть пред-

ставлена

но

через

пер -

величину

удель-

Подг у Оч эпер пр

зы = 3' -'пер -'пер

Пр.подз Поверх Общешахтн

Зпер + Зпер + Зпер

«Прочие подземные работы», руб./т; 3

Поверх

пер

- удельные переменные затраты на процессе

«Поверхностные работы», руб./т;

„■Общешахтн _

Зпер - удельные переменные обще-

_ , Внепроизв шахтные расходы, руб./т; Зпер

удельные внепроиз-водственные расходы,

руб./т.

Обозначим через З'пер сумму всех удельных переменных затрат предприятия, за исключением удельных переменных затрат на процессе «Подготовительные работы»

, Подг

(Зпер ), то есть:

<Оч „Пр.подз „Поверх „Общешахтн -*пер ~ пер + пер + -*пер + -*пер +

+3,

Внепроизв пер •

Тогда выражение (5) примет вид: „Подг у ?1т _ '’пер ' упр

пер = п ^ + 1000 ,

(6)

(7)

(5) „Оч

где Зпер - удельные переменные затраты на

процессе «Очистные работы», руб./т; -

удельные переменные затраты на процессе «Подготовительные работы", руб./м;

- удельные переменные затраты на процессе

Меняя величину У, можно изменять ве-

31т

пер и, соответственно, долю переменных затрат в выручке, тем самым оказывая влияние на прибыль предприятия.

Подставив выражение (7) в неравенство (4), получим условие повышения прибыли от продаж через величину удельного объема проведения горных выработок:

у < (Ц ■( Ич ■ И„ -1)-3:Р\ИЯ -1))-1000 ч’ 3™ \ИИ -1) ,ы

гдеЦ - рыночная цена 1 т угля, руб./т. Она определяется по формуле:

Ц = Ц„ • (1 + а, \Зр - Зф ) + а2 •(Вр - Вф ) + а, {с„ - Сф )), (9)

где Цр - расчетная цена 1 т угля; Зр, Вр, С -

соответственно расчетная норма зольности, влажности и содержания серы в угольной продукции; Зф, Вф, Сф - соответственно фактическая зольность, влажность и содержание серы в горной массе; а1, а2, а3 - коэффициенты корректировки прейскурантной (расчетной) цены за каждый процент изменения соответственно зольности, влаги, серы: = 0,025; а2 = 0,013; а3

= 0,05.

Кроме динамики выручки и прибыли от продаж важно определить факторы, влияющие на изменение рентабельности продаж. Пользуясь прежними обозначениями, выразим условие повышения рентабельности продаж следующим неравенством:

1000

ВПР ■ Ид ■ Иц - Здер ■ Ид - здост >

ВИр■Ид■Ид

ВПр - Зпер - Зпост (10)

впр .

После алгебраических преобразований получаем:

Зпер • Ид -(1 - Ид )<зпост ■ (ин ■ иц -1) (11)

Подставив выражение (7) в неравенство (11), получим условие повышения рентабельности продаж через величину удельного объема проведения горных выработок:

У < {Зт„ ■ Ц ■(и, ■и, -1)- З'„р ■ впр ■и, ■(! - и„ )) -1000

3^ ■ ВПр ■ И„-(1 -ич) '

(12)

Исходя из неравенства (11), можно сделать следующие выводы:

1. при снижении цен на угольную продукцию и росте объема продаж рентабельность продаж растет, если:

а) переменные затраты меньше постоянных;

б) натуральный объем продаж увеличива-

з

Я. пост

<-------;

“ 3

пер

в) произведение И ■ Ии >1.

Только совокупность трех названных условий обеспечивает в данном случае повышение рентабельности продаж.

2.при росте цен на угольную продукцию и снижении объема продаж рентабельность продаж увеличивается, если:

а) переменные затраты больше постоянных;

б) натуральный объем продаж снижается, но Ии > Зпост ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зп£р

в) произведение Иц ■ Ии <1.

Т.е. уменьшая или увеличивая величину У (и соответственно переменные затраты),

можно оказывать влияние на рентабельность, а неравенство (11) позволяет в пределах имеющихся возможностей маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, а также отношением базисных постоянных затрат к переменным, с тем, чтобы в условиях конкретной рыночной ситуации обеспечить рост рентабельности продаж.

Таким образом, определение удельного объема проведения выработок при ведении подземных горных работ, традиционно считавшееся задачей, главным образом, технической, в рыночных условиях хозяйствования приобретает выраженный экономический характер.

— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------

Тюфякова Оксана Петровна - аспирант кафедры экономики и управления горным производством, Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк.

------------------------------------------------ ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Зелинская Елена Валентиновна Теоретическое обоснование и разработка технологий селективного извлечения щелочных и щелочноземельных металлов из подземных рассолов 25.00.13 д. т. н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.