Том XXXVI
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ 2005
№ 1—2
УДК 629.735.33.065.063.6
АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ ПРИ ДОЗАПРАВКЕ В ВОЗДУХЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
В. М. ПОЕДИНОК
Рассматривается возможность полностью автоматического управления движением заправляемого самолета при дозаправке в воздухе на этапе контактирования в предположении, что имеется вся необходимая информация о взаимном расположении заправляемого самолета и заправочного конуса. Определены структура и параметры алгоритмов автоматического управления заправляемым самолетом. Путем математического моделирования управляемого движения оценена эффективность этого алгоритма при наличии начальных отклонений координат и при воздействии атмосферной турбулентности.
При современном уровне развития измерительной техники (глобальные системы навигации NAVSTAR(GPS)/ГЛОНАСС, лазерные измерители, миниатюризация) становится возможным получать информацию о взаимном положении заправляемого самолета и заправочного конуса и использовать алгоритмы автоматического управления движением заправляемого самолета на режимах дозаправки в воздухе. С учетом перспективы внедрения беспилотных ЛА с высоким уровнем автономности в настоящее время проводятся исследования по выполнению автоматической заправки [1]. Автоматизация на этом режиме для пилотируемых летательных аппаратов будет считаться успешной, если с ее помощью удастся повысить вероятность осуществления заправки, снизить нагрузку на летчика и понизить требования к его квалификации.
1. Алгоритмы автоматического управления на участке контактирования. В
предположении о наличии всей необходимой измерительной информации о взаимном расположении заправляемого самолета и заправочного конуса рассматривается возможная реализация алгоритма автоматического управления при дозаправке на этапе контактирования, когда осуществляется сближение, стыковка и удержание в контакте заправочной штанги заправляемого самолета и заправочного конуса самолета-заправщика на период заправки. В настоящей работе определяются структура и параметры алгоритмов автоматического управления движением заправляемого неманевренного самолета на этапе контактирования. Оценивается эффективность полученных алгоритмов при начальных отклонениях координат и при воздействии атмосферной турбулентности. Предполагается, что этап контактирования начинается, когда расстояние между самолетами становится порядка 15 — 25 м. При математическом моделировании используются характеристики гипотетического неманевренного самолета. Поскольку на этапе контактирования углы атаки, тангажа, скольжения, наклона траектории малы, для целей математического моделирования движения заправляемого самолета и синтеза алгоритмов управления используются линеаризованные уравнения движения:
Да = ДаДа + (Д ^ /тУ)Да + ю2 + Д5а,
у = Ар(3 + А&х&х + Дйу а у + А^,
у - ВрР + ВЮх ах + Вау а у + В{ 5І ,
где
Да- ^, д.- ,
4 V
. - аг . - ч^ь
Ааг - г Vmz , А - Т т, ,
1г
Асх - Да + Да,
№
У
а № -^-, №у
№ V У
вертикальная составляющая скорости ветра,
гх Ті
- а - т^
2 ’ ах і
і Юл: і Ь'
1 А - тх У 1 А - тху Ці
" , Лох - . , -
гу Т
гх Ті
т
Т -
1 psV'
2т
р.і
41х
ті2
гу -
4/у
ті і
т - -
2т
р.^
ВР-
т
у Ц1
‘У 4
Вт -
т,
гу Т
1 В - ту
-, % - —
.1 В, - т^ ц
гу Т
'у 4
Остальные обозначения являются общепринятыми для аэродинамических и инерционномассовых характеристик самолета.
При выводе уравнения продольного движения учитывается приращение подъемной силы от угла атаки, а приращение подъемной силы от отклонения руля высоты считается малым и не учитывается. Кроме того, скорость заправляемого самолета на участке контактирования предполагается постоянной. Предполагается также, что расстояние между заправляемым
Рис. 2. Угол визирования в горизонтальной плоскости
самолетом и заправочным конусом уменьшается с постоянной относительной скоростью -0.5 м/с.
В качестве регулируемой координаты в продольной плоскости используется угол визирования E и, а в боковой плоскости — угол визирования Еу (рис. 1, 2). На рисунках Lл — расстояние от центра тяжести самолета (ц.т.) до кабины летчика, Lшт — расстояние от кабины летчика
до конца заправочного штока, Dл — расстояние от кабины летчика до конца заправочного конуса, ДH — расстояние по высоте между центром тяжести самолета и осью заправочного конуса, ^ — расстояние между центром тяжести самолета и осью заправочного конуса в боковом направлении, — боковое смещение заправочного штока от оси симметрии самолета. Уравнения для углов визирования и их производных имеют вид:
£„ = (1 + ^-) Д9 + — дн,
9 Де Де
= (1 + ^) Д3 + А_ ДН, 9 V Dë ’ Еи=-(1 + ^) Ду+^- ДZ,
Да
Ls
Да
\,= (1 —-) Ду+—ДZ, у д д.
(1)
£а =
D¡
ю.
е
(
-----ДН =
Dе ,
Еу = ■
1 +—— 1 ( Аг, Дсх + Аа Да ■
Д,
АЮ
+ Аюу »у + ^7 + А 51 ,
■ А5^а ) ■
----ДН,
Ds ’
где
А =
ГГ
1 Lë
1 + —
д
4 =
1 Lë
1 + —е-
д
е
л
е У
Бп +-----------
"г
д 2т,
А». =-
1 Lë
1 + —
д
Л
Б»
е
А» у
1 Lë
1 + —^
д
Л
Б»
е
Б; , ДН = Н - Нк, Н — отклонение высоты центра тяжести заправляемого
самолета от номинального положения, Нк — отклонение высоты центра заправочного конуса от номинального положения. ДZ = Z - Z0 6 - , Z — отклонение боковой координаты самолета,
— боковое отклонение центра заправочного конуса от номинального. При получении выражений для вторых производных углов визирования используются линейные уравнения движения, приведенные выше.
Как видно, углы визирования являются функциями переменных состояния самолета и конструктивных параметров заправочного устройства и могут быть измерены непосредственно или вычислены по измеренным переменным состояния самолета и конуса.
Для синтеза алгоритмов управления углами визирования воспользуемся методом, основанным на решении обратных задач динамики [2], [3], в предположении, что параметры, используемые для описания объекта управления, известны точно. Согласно этому методу желаемое управление находится из условия равенства высшей производной регулируемой координаты, полученной из уравнений, описывающих объект управления, и из уравнения, описывающего желаемую динамику изменения ошибки управления по этой координате. При этом порядок этого уравнения определяется той производной регулируемой координаты, которая содержит управление.
При построении управления в продольной плоскости принимаем во внимание, что вторая производная угла визирования Еи содержит вторую производную приращения угла атаки и,
следовательно, согласно уравнениям движения, содержит управление 5в. Поэтому в процедуре синтеза уравнение желаемой динамики ошибки в этом случае имеет вид:
Еа = 2^юа Еа ю»2 Еа,
(2)
где Е — желаемое демпфирование переходного процесса по углу визирования Еа , а значение определяет желаемую длительность переходного процесса по углу визирования. Длительность переходных процессов по углам визирования должна быть меньше длительности сближения конца заправочной штанги с заправочным конусом, чтобы обеспечить окончание переходного процесса даже при возможной ошибке в относительной скорости сближения. При принятом начальном расстоянии от кабины летчика до конца заправочного конуса Дл = 21 м длительность сближения составляет 32 с, а желаемая длительность переходных процессов по углам
визирования выбрана равной 20 с. Из равенства значений Еа и Е^, определяемых уравнениями (1)
и (2), получаем алгоритм управления, обеспечивающий желаемую динамику ошибки по углу визирования в вертикальной плоскости:
Как видно из (3), в алгоритме автоматического управления в продольном канале при дозаправке на этапе контактирования используется информация об угле визирования в вертикальной плоскости и его производной, угловой скорости тангажа и об угле атаки. Закон управления имеет переменные коэффициенты обратной связи, которые являются нелинейными функциями от дальности до заправочного конуса, и часть из них определяется параметрами математической модели самолета, которые предполагаются известными.
Считая углы атаки, скольжения и угловые скорости малыми, будем использовать раздельные законы управления креном и курсом на заправляемом самолете. Тогда целью управления по крену будем считать стабилизацию угла крена вблизи нулевой величины, а целью управления по курсу — уменьшение до нуля угла визирования в боковой плоскости.
При построении управления по углу крена принимаем во внимание, что согласно уравнениям движения вторая производная угла крена содержит управление 5э. Поэтому в процедуре синтеза уравнение желаемой динамики ошибки в этом случае имеет второй порядок. Кроме того, необходимо обеспечить астатическое управление по углу крена. Используя прием, применяемый в подобных случаях в [3], получим:
Здесь А\ и А2 — коэффициенты, выбором которых обеспечивается желаемое качество переходного процесса, юу определяет желаемую длительность переходного процесса по у. Путем
математического моделирования установлено, что желаемую динамику ошибки обеспечивают выбранные параметры А! = 2.7, А2 = 3.5 и юу = 4 рад/с.
( ( т Л
^ Те
(3)
Из равенства высших производных у = у находим управление, реализующее желаемую
динамику переходного процесса по регулируемой координате у:
~ '№7
где (3 = Р + Р№, Р№ =---7, w7 — боковая составляющая скорости ветра.
При построении управления по курсу вторая производная угла визирования Еу содержит
вторую производную по углу рыскания, и, следовательно, в силу уравнений движения, содержит управление. Уравнение, описывающее желаемую динамику ошибки управления, в этом случае будет иметь вид:
Еу = -2ЕуюуЕу-юу Еу,
где юу определяет желаемую длительность переходного процесса по у.
* * *
Из равенства высших производных Еу = Еу находим управление, реализующее желаемую динамику переходного процесса по регулируемой координате Еу :
=-А~ (2ЕУЮУ Еу+юу2 Еу + АрР + Аюх юх + Аюу юу + А у)- (5)
А1
2. Результаты статистического моделирования. Поскольку кинематические параметры Да, Р, у при рассматриваемом методе синтеза не являются управляемыми переменными, требования к качеству переходных процессов по этим переменным не учитывались при синтезе. При математическом моделировании для получения приемлемых переходных процессов по Да, Р, у оказалось необходимым изменить параметры приведенных выше алгоритмов.
В (3) коэффициент Аа умножен на 0.5, а А» — на 0.01. В (4) коэффициент при юх
умножен на 10, коэффициент при у - на 0.3, а коэффициент при интеграле — на 0.05. В (5) коэффициент Ар умножен на 0.3. В (3), (4) и (5) используется значение углов Да, (3,
пропущенное через апериодическое звено с постоянной времени 0.2 с.
Параметры, определяющие желаемую динамику ошибки при управлении углом визирования в вертикальной плоскости, выбраны равными Е = 0.9, юа=0.3баа/п, а в горизонтальной плоскости — Еу = 125, юу = 0.4 баа /п.
При оценке эффективности алгоритма управления методом статистического моделирования рассматривался режим полета, соответствующий высоте 6700 м и скорости 150 м/с при начальном расстоянии между летчиком и заправочным конусом 21 м. Атмосферная турбулентность моделировалась с помощью формирующих фильтров, соответствующих модели Драйдена с масштабом турбулентности Ту г = 750 м и со среднеквадратическими отклонениями aw = 0.25,
0.5 и 1 м/с.
При моделировании используется положение конуса, отсчитываемое от точки, соответствующей равновесному положению точки подвеса (движение самолета-заправщика не моделировалось). При этом предполагается, что влияние движения точки подвеса на самолете-заправщике незначительно, поскольку ее колебания происходят на меньшей частоте, где спектральная характеристика колебаний конуса мала. Отклонения координат заправочного конуса от точки крепления (в предположении, что она находится в центре тяжести самолета-заправщика) при воздействии атмосферной турбулентности определяются с помощью полученных в [4] формирующих фильтров, на вход которых подаются обусловленные турбулентностью приращения углов атаки и скольжения:
Нк = 22.22р2 + 89.02р +186.6
а w р4 +1.659р3 + 6.891р2 + 6.969р + 8.924’
7^ =_________-68.44р4 -118ръ - 465.4р2 -188.3р - 7.997___________
Рw р6 +1.891 р5 + 9.885р4 + 9.926р3 + 22.55р2 + 8.765р + 0.3715 '
где р — оператор Лапласа.
Статистическое моделирование производилось при отсутствии начальных отклонений координат заправляемого самолета и заправочного конуса. Предполагалось отсутствие ошибок измерения в используемых координатах самолета и заправочного конуса. Статистические характеристики точности выполнения процесса контактирования при дозаправке определялись по 100 реализациям процесса дозаправки. Номинальный радиус заправочного конуса принят равным Я = 0.25 м. Моделирование одной реализации процесса контактирования считается завершенным, когда расстояние между летчиком и заправочным конусом Дл становится меньше
5 м. Контакт заправочной штанги с заправочным конусом считается успешным, если конец заправочной штанги попадает в круг радиуса Я с центром по оси конуса. При моделировании использовались значения Ьл = 1 м, Ьшт = 4 м, 2шт = 0 м.
Кроме того, для повышения точности попадания заправочным штоком в заправочный конус в условиях воздействия турбулентности при определении углов визирования используются значения координат заправочного конуса, пропущенные через апериодические фильтры с постоянной времени 7/. Путем статистического моделирования оценено влияние величины Т/ на точность выполнения контакта в условиях воздействия турбулентности атмосферы и определено его значение, используемое при моделировании в дальнейшем. В табл. 1 проиллюстрировано влияние постоянной времени фильтров углов визирования Т/ на вероятность успешного контакта с заправочным конусом.
Таблица 1
Влияние постоянной времени фильтра
Ту, с 0,2 1 10 20 40 50 60
Р 0.27 0.28 0.27 0.31 0.32 0.32 0.32
В дальнейшем используется значение Т/ = 50 с.
На рис. 3 приведены результаты математического моделирования для случая отсутствия воздействия турбулентности атмосферы при наличии только начальных отклонений по высоте и боковому отклонению, равных 10 м. Видно, что изменение регулируемых координат - углов визирования в вертикальной и боковой плоскости близко к апериодическому и заканчивается до момента контакта с заправочным конусом, а возникающие при этом колебания по углам атаки, скольжения и курса быстро затухают.
В табл. 2 приведены результаты статистического моделирования при различных значениях интенсивности турбулентности <5w . Там же, в отдельно выделенном столбце, представлены
У,2
результаты моделирования для гипотетического случая, когда отсутствует воздействие атмосферной турбулентности на заправочный конус. Этот случай позволяет оценить влияние воздействия атмосферной турбулентности только на заправляемый самолет.
В таблице Р — вероятность успешного контакта заправляемого самолета с заправочным конусом, гтах, гтП, гтеап, ог — максимальное, минимальное, среднее и среднее квадратическое расстояние точки контакта конца заправочного штока от центра заправочного конуса.
Таблица 2
Статистические характеристики точности контакта при различной интенсивности
атмосферной турбулентности
м/с №У, г 0,25 0,5 1 1
м 0.26 0.52 1.00 0.25
^тіт м 0.01 0.10 0.03 0.00
^0^ м 0.10 0.20 0.41 0.08
а„ м 0.06 0.11 0.23 0.06
Р 0.99 0.67 0.32 1
Видно, что для рассмотренного гипотетического случая рассеивание точки контакта незначительно и все точки контакта находятся внутри окружности радиуса заправочного конуса (вероятность контакта равна 1).
На рис. 4 по результатам статистического моделирования при воздействии атмосферной турбулентности интенсивностью <5w = 1 м/с как на заправляемый самолет, так и на
У
заправочный конус, приведена гистограмма реализованных расстояний от центра заправочного конуса:
г = ^у0д2 +^0б2, 5у0б = ( А,6 +Ц)и + АН, Ь2ао = -(Х0б + /ё)У + А,
N — число реализаций, попавших в определенный диапазон.
На рис. 5 показаны реализованные отклонения от центра заправочного конуса 5у0 6 и Ъ2а 6 для этого же случая.
с с
Рис. 3. Переходные процессы при начальных отклонениях углов визирования
%,г = 11 /п гтах = 1.0І, гтт = 0.03i, гтеап = 041> , ^ = 0 23 1
-0.5 0 0.5 1 1.5 г, М
Рис. 4. Гистограмма реализованных отклонений от центра заправочного конуса при интенсивности турбулентности = 1 1/п
У,2
0.6
0.4
0.2
-0.2
-0.4
-0.6
. _
*
в о " *
! е « в в ■ (■ * / » •. О ' * о \ « •
1 в * \ "*■ '*•' * о •
* • в * *!„. ■
1 і I * * ■ ■ •
і -
-0.8
-0.6
-0.4
-0.2
02
0.4
0.6
0.8
^'пгг» М
Рис. 5. Реализованные отклонения от центра заправочного конуса при интенсивности турбулентности uw = 1 1 /п
у,2
Таким образом, при принятых условиях математического моделирования и при наличии всей необходимой измерительной информации синтезированный алгоритм автоматического управления заправляемым самолетом при дозаправке в воздухе на этапе контактирования обеспечивает выполнение контакта с заправочным конусом при воздействии атмосферной турбулентности с вероятностью 0.99 при слабой турбулентности (интенсивность оw = 0.25 м/с)
y,z
Влияние радиуса заправочного конуса на вероятность контакта
и с вероятностью 0.32 при средней турбулентности (интенсивность оw = 1 м/с).
У,2
~ , ,, Вероятность успешного контакта при воз-
1 аблица 3 г г
действии турбулентности можно повысить путем
увеличения конструктивных размеров заправочного конуса. В табл. 3 показано влияние величины радиуса заправочного конуса на вероятность успешного контакта при ^ = 1 м/с.
Видно, что влияние радиуса заправочного конуса существенно и должно быть учтено при определении конструктивных размеров конуса.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 04-01-00231).
R, м 0.25 0.35 0.45 0.55
P 0.32 0.39 0.62 0.75
ЛИТЕРАТУРА
1. Andersen C. M. Three degrees of freedom compliant motion control for robotic aircraft refueling // Air Force Institute of Technology, WPAFB OH, AFIT/GAE/ENG/90D-01, 13 DEC 90.
2. Бойчук Л. М. Метод структурного синтеза нелинейных систем автоматического управления. — М.: Энергия — 1971.
3. Крутько В. П. Обратные задачи управляемых систем. Нелинейные модели. — М.: Наука — 1988.
4. Ярошевский В. А. Методика моделирования движения шланга с заправочным конусом в процессе дозаправки самолета в воздухе // Ученые записки ЦАГИ. — 2003. Т. XXXIV, № 3 — 4.
Рукопись поступила 10/IX 2002 г.