Научная статья на тему 'Алгоритм управления прибылью фирмы-продавца на товарных рынках в условиях глобальной сетевой экономики'

Алгоритм управления прибылью фирмы-продавца на товарных рынках в условиях глобальной сетевой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / УРОВЕНЬ СРЕДНИХ ЦЕН / МУЛЬТИПЛИКАТОР ЦЕНЫ / ПРИБЫЛЬ / МУЛЬТИПЛИКАТОР ПРИБЫЛИ / GLOBAL NETWORK ECONOMY / PRICE DISCRIMINATION / THE LEVEL OF AVERAGE PRICES / BID MULTIPLIER / PROFIT / PROFIT MULTIPLIER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощегулова И. Р., Стрельцов М. А.

В статье рассматривается модель определения уровня средней цены и величины прибыли, а также алгоритм управления прибылью фирмы-продавца, функционирующего на товарном рынке в условиях глобальной сетевой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The control algorithm for profit company-seller in the markets in the global network economy

The paper presents a model of determining the level of the average price and profit margins, as well as the control algorithm profitable company-seller, operating in the commodity market in the global networked economy.

Текст научной работы на тему «Алгоритм управления прибылью фирмы-продавца на товарных рынках в условиях глобальной сетевой экономики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 330.101

И. Р. Кощегулова, М. А. Стрельцов

АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ФИРМЫ-ПРОДАВЦА НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматривается модель определения уровня средней цены и величины прибыли, а также алгоритм управления прибылью фирмы-продавца, функционирующего на товарном рынке в условиях глобальной сетевой экономики. Гповальная сетевая экономика; ценовая дискриминация; уровень средних цен; мультипликатор цены; прибыль; мультипликатор прибыли

Глобальные сети порождают качественно новое взаимодействие субъектов экономических отношений, которое начинает вытеснять традиционные формы экономики в обществе. Развитие сетевых форм организации экономики, базирующееся преимущественно на горизонтальных связях и присущих им отношениях, приводит к эволюции современных экономических систем и требует адекватных механизмов их использования в интересах общества и государства [1]. Условия глобальной сетевой экономики, а именно, широкое распространение сетевого блага, способствуют применению на глобальных товарных рынках механизма дискриминации цен, обусловленного возможностью охвата фирмой-продавцом всех групп потребителей товара (от высокодоходных до низкодоходных). Идея дискриминационного метода заключается в том, что цена на один и тот же товар для разных покупателей является различной. Сетевые технологии повышают не только осведомленность покупателя о ценах, но и осведомленность производителя о готовности покупателя платить. В традиционной экономике такая ситуация является практически невозможной или достаточно редкой [2].

Для определения выигрыша в доходе от повышения объема товарооборота у фирмы-продавца при применении плавной дискриминации цен мы предлагаем использовать следующую модель. Область определения модели, т. е. допущения и условия, при которых возможно ее применение:

• распределение числа покупателей по величине приемлемой для них цены на товар считается нормальным;

• число покупателей предполагается достаточно большим, т. е. товар продается на развитом конкурентном сетевом рынке.

Итоговый вид модели:

Рпе! = Рг '«,

ке, = к ь,

а =

2

1п

РПНЛ

с

(1)

(2)

(3)

0,5 --

1п

с

р=-

Р„

с

0,242 -

0,4

Ртах

с

(4)

где Рпе - средний уровень цены товара в условиях сетевой экономики при применении ценовой дискриминации; Р1г - величина средней цены на тот же самый товар в условиях традиционной экономики (определяется, исходя из стандартных традиционных методов ценообразования); Кпе - величина прибыли фирмы-продавца в условиях сетевой экономики при применении ценовой дискриминации; К - величина прибыли фирмы-продавца в традиционной экономике; а - мультипликатор цены в условиях сетевой экономики; Ртах - уровень максимальной цены в условиях сетевой экономики; С - себестоимость единицы условного товара; Ь - мультипликатор прибыли, показывающий во сколько раз фирма-продавец может увеличить свою прибыль в условиях сетевой экономики, применяя ценовую дискриминацию.

Данная модель позволяет определить уровень средних цен и величину прибыли фирмы-продавца в условиях глобальной сетевой экономики при применении ценовой дискриминации. На основании модели мы предлагаем алгоритм

Контактная информация: 8-905-004-11-70

И. Р. Кощегулова, М. А. Стрельцов • Алгоритм управления прибылью фирмы-продавца.

189

управления величиной прибыли в условиях глобальной сетевой экономики.

Согласно модели, прибыль фирмы-продавца, применяющей ценовую дискриминацию, будет определяться мультипликатором прибыли (Р), значение которого для нормального распределения вычисляется по следующей формуле (4). Видно, что значение мультипликатора прибыли зависит от величины ценового диапазона. Фирма-продавец в условиях сетевой экономики, при использовании механизма ценовой дискриминации и сохранении среднерыночной цены товара на одном и том же уровне (Рпе = Рц, а = 1), получает прирост прибыли по сравнению с традиционной экономикой в 2,1 раза, т. е. ртт = 2,1 (см. рис. 1). На рис. 1 Рг(^) -функция нормального распределения экономических субъектов по уровню цены, которую они готовы заплатить за товар в условиях сетевой экономики; Ртт(Л') - функция нормального распределения экономических субъектов по уровню цены, которую они готовы заплатить за товар в условиях сетевой экономики, обеспечивающая фирме-продавцу увеличение прибыли в 2,1 раза; Ртах(Л^) - функция нормального распределения экономических субъектов по уровню цены, которую они готовы заплатить за товар в условиях сетевой экономики, обеспечивающая фирме-продавцу максимально возможное для конкретного вида товара увеличение прибыли; РХг - значение функции, соответствующее средней цене условного товара в традиционной экономике; С - значение функции, соответствующее себестоимости товара; N - количество покупателей.

Максимальное значение мультипликатора прибыли (Ртах) будет различно для каждого отдельного вида товара, а именно будет определяться значением максимальной цены товара и значением его себестоимости. Снижение себестоимости товара является во многих случаях труднодостижимым. Как правило, для этого фирме требуется переходить на новые, более дешевые способы производства товара. Это чревато для фирмы огромными затратами на научные исследования или приобретение патентов. Поэтому в условиях сетевой экономики фирме для расширения ценового диапазона проще управлять именно уровнем максимальной цены. Для этого ей необходимо иметь лишь информацию о присутствии на товарном рынке групп высокодоходных покупателей. Чем большее количество высокодоходных покупателей имеется на рынке, тем выше может быть уста-

новлен уровень максимальной цены и увеличен размер прибыли. И, наоборот, если на рынке высокодоходных покупателей недостаточно, то фирма может снизить максимальную цену, при этом величина ее прибыли также возрастет, но уже за счет увеличения объема продаж.

Рис. 1. Увеличение размера прибыли фирмы-продавца в условиях сетевой экономики

Таким образом, в условиях глобальной сетевой экономики при применении ценовой дискриминации фирма-продавец может регулировать величину получаемой прибыли, «подстраиваясь под рынок». Для этого ей необходимо изменять соотношение максимального уровня цены к себестоимости товара Ртах / С.

Используя предложенный алгоритм, фирма-продавец для определения величины прибыли в условиях сетевой экономики должна выполнить следующие действия:

• Определить фактические значения наименьшей допустимой цены единицы товара (за значение наименьшей допустимой цены товара мы предлагаем считать величину себестоимости), среднего уровня цены товара и величины прибыли. Рассчитать значение максимального уровня цены в условиях сетевой экономики по формуле:

Ртах = -7=^. (5)

л/2лс

• Рассчитать максимальное значение мультипликатора прибыли Р (минимальное значение которого составляет 2,1) и мультипликатора цены (а), которые позволят определить максимально возможное увеличение прибыли в условиях сетевой экономики по сравнению с традиционной экономикой и на сколько процентов для этого придется изменить среднюю цену товара.

Зависимость величины прибыли в сетевой и традиционной экономике от ширины диапазона ценовой дискриминации

Автомобили ВАЗ-11173

Традиц. экономика Глобальная сетевая экономика

Значение мультипликатора прибыли (Р,) 1 2,1 2,3 2,4 2,5 2,7 2,9

Значение мультипликатора цены (а,) 1 1 1,143 1,179 1,204 1,211 1,247

Диапазон ценовой 234300 187440 187440 187440 187440 187440 187440

дискриминации, руб. 284100 313772 321948 326868 334330 345572 359721

Ожидаемая прибыль (Я,), млн руб. 1673,6 3347,2 3849,28 4016,6 4184 4518,7 4853,4

Сотовые телефоны «Кокіа 1100»

Традиц. экономика Глобальная сетевая экономика

Значение мультипли- 1 2,1 2,2 2,4 2,5 2,6 2,72

катора прибыли (Р,)

Значение мультипликатора цены (а,) 1 1 1,130 1,179 1,204 1,208 1,216

Диапазон ценовой 1770 1325 1325 1325 1325 1325 1325

дискриминации, руб. - - - - - - -

3000 3275 3334 3573 3761 3881 4104

Ожидаемая прибыль (Я,), млн руб. 748,8 1497,6 1647,4 1797,1 1872 1946,9 2036,7

• Выбрав желаемое значение мультипликатора прибыли из интервала [ртт - ртах], рассчитать величину прибыли в условиях сетевой экономики, умножив прибыль в традиционной экономике на мультипликатор прибыли.

Разработанный алгоритм был апробирован на примере продаж двух товаров российского товарного рынка: автомобилей ВАЗ-11173 «Калина» и сотовых телефонов марки «КоИа». Полученные диапазоны цен и величины прибыли, формирующиеся при продаже товаров, для традиционной и сетевой экономики приведены в таблице.

Таким образом, в условиях глобальной сетевой экономики фирма-продавец, применяя ценовую дискриминацию, может существенно увеличить размер прибыли, расширяя ценовой диапазон товара. Повышая максимальную цену, фирма-продавец будет увеличивать прибыль в основном за счет высокодоходных покупателей. В случае снижения максимальной цены, увеличение прибыли будет обусловлено расширением количества продаж товара группам покупателей со «средним» и «низким» уровнем дохода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стрельцов М. А. Влияние развития информационных технологий на современную экономику // Технологии управления социально-экономическим развитием региона: материалы II всероссийск. науч.-практ. конф. с международн. участием. 2009. С. 76-81.

2. Кощегулова И. Р., Стрельцов М. А. Особенности функционирования товарных рынков в условиях глобальной сетевой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2012. № 1. С. 94-100.

ОБ АВТОРАХ

Кощегулова Ильмира Рустемовна, зав. каф. финансов и экономического анализа. Д-р экон. наук.

Стрельцов Максим Александрович, ст. преп. той каф. финансов и экономического анализа. Дипл. специалист по матем. методам в экономике (УГАТУ, 2007). Иссл. в обл. сетевой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.