Научная статья на тему 'Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи'

Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1663
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Ключевые слова
социальное становление / нарушения речи / коррекционнопедагогическая помощь / social formation / speech disorders / correctional and educational help

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Игорь Станиславович

Социальное развитие детей с речевой патологией представляет значимый вопрос адресной коррекционно-педагогической помощи. Данная статья предлагает рассмотрение алгоритма социального развития детей означенной категории в аспекте системы общей коррекционнопедагогической работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зайцев Игорь Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF SOCIAL DEVELOPMENT CHILD WITH SPEECH DISORDERS

Social development of children with speech pathology represent a significant issue address correctional and educational assistance. This article offers a review of the algorithm social development of children of the aforesaid categories in the general aspect of the system of correctional and educational work with them.

Текст научной работы на тему «Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи»

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2016. № 1.

УДК 376

И.С. Зайцев

АЛГОРИТМ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Академия последипломного образования

Аннотация: Социальное развитие детей с речевой патологией представляет значимый вопрос адресной коррекционно-педагогической помощи. Данная статья предлагает рассмотрение алгоритма социального развития детей означенной категории в аспекте системы общей коррекционнопедагогической работы с ними.

Ключевые слова: социальное становление, нарушения речи, коррекционнопедагогическая помощь.

UDC 376

I.S. Zaitsev

ALGORITHM OF SOCIAL DEVELOPMENT CHILD WITH SPEECH

DISORDERS

Academy of Postgraduate Education

Abstract: Social development of children with speech pathology represent a significant issue address correctional and educational assistance. This article offers a review of the algorithm social development of children of the aforesaid categories in the general aspect of the system of correctional and educational work with them.

Keywords: social formation, speech disorders, correctional and educational help.

Социальное становление человека в условиях окружающего мира происходит в процессе социализации, который не сводится к одностороннему воздействию педагога или окружающей среды на ребенка, а является многогранным процессом создания и реализации условий полноценного развития, в полной мере «окрашенного» индивидуальными характеристиками ребенка, выступающего на позиции центрального участника данного процесса. В социализации как процессе приспособления индивида к условиям социума [4] принимают участие семья, образовательные учреждения и сам ре-

бенок в равнодолевом соотношении [3]. Отмеченное есть показатель многогранности социализации как процесса и с позиции ожидаемого конечного результата -социальной адаптации, и с позиции полного приспособления к условиям жизни в социуме [4], и с позиции представленности только самых активных участников означенного процесса - ребенок, семья, образовательное учреждение. Означенное положение активирует потребность своеобразной алгоритмизации, то есть определения предписанной последовательности действий [13] процесса развития ребенка с речевой патологией в социуме.

14

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2016. № 1.

В условиях расстройств речевого развития проблема социализации носителей дефекта стоит более остро, что, в первую очередь, обусловлено наличием нарушения общения в качестве центральной позиции в структуре отмеченной патологии. Социальное положение представленной категории требует от взрослых, в первую очередь, - педагогов, актуализацию таких условий развития, которые были бы ориентированы на компенсацию недостатков личностного формирования, обусловленных ограниченностью коммуникативных связей. Первостепенно, следует принять во внимание, что ребенок с любыми психофизическими недостатками находит источник своего развития именно в коллективе сверстников. Отмеченная позиция наиболее актуальна в отношении детей с речевыми дефектами, для которых специальные образовательные учреждения есть основная модель социума. Первая модель социума для любого ребенка - семья. В данном отношении нецелесообразно говорить об общепринятых образцах развития, поскольку в каждой семье присутствуют собственные воспитательные позиции, заданные множеством выраженных субъективных факторов, зависимых от исключительно родительских (а потому и субъективных) представлений не только о ребенке с позиции «не подлежащего пересмотру» представления о выборе средств воспитания, но и внутрисемейного сформированного и прочно устоявшегося понимания, что необходимо для собственного ребенка.

Картина значимо начинает видоизменяться при приходе в образовательное учреждение. Пройдя первые шаги процесса социализации в семье, ребенок с патологией речевого развития существенно расширяет рамки социального общения в специальных учреждениях. Необходимость взаимодействия с более широким кругом людей выступает и мотивом, и фактом необходимости овладения навыками сотрудничества как неотъемлемым условием актуализации процесса активного вхождения в социаль-

ную среду. Наблюдается своеобразное количественное нарастание агентов социализации, то есть лиц, задающих ребенку определенные образцы поведения в наиболее типичных ситуациях взаимодействия с окружающим социальным миром [3]. С этого момента значимость приобретает необходимость решения вопроса и согласованности действий участников общего процесса направленного развития ребенка, и обеспечение его (ребенка) психологической безопасности, а именно состояния, гарантирующего успешное психофизическое развитие. Решение вопроса о психологической безопасности достижимо посредством правильной организация взрослыми общения с детьми, как в семейном кругу, так и условиях государственного образовательного заведения. Правильная реализация линии общения основана на заинтересованности делами ребенка и предполагает полное отсутствие авторитарности при создании партнерской атмосферы. В различных ситуациях общения реализаторы этого процесса в структуре материализации вербальных контактов преследуют значимые именно для них цели. Такого свойства цели или совпадают по содержательной позиции, или имеют отличия. Однако независимо от этого факта достижение таких целей предполагает организацию эффективного группового взаимодействия. На основе учета возможности полноценного развития ребенка только в среде себе подобных через непосредственное общение с ними (Л. С. Выготский [1], Р. Заззо [2], А.В. Запорожец [5], М.И. Лисина [7], М. Перре [10], К.Л. Печора [11] и др.), необходимо обеспечение процесса вербального взаимодействия с направленностью на успешную социализацию. А возможность реализации полноценного процесса общения реальна лишь при условии принятия взрослыми и, в первую очередь, родителями к исполнению роли организатора данного социального действа. Приоритетность родителей в активации означенной образовательной деятельности обусловлена фактом, что их (родителей) взаимоотношения - первичная модель социума для каждого ребенка. В связи со

15

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2016. № 1.

сказанным следует принять во внимание, что при неблагополучии семейных отношений дети лишены возможности приобретения достаточного опыта для реализации ситуации положительного взаимодействия в коллективе. В условиях расстройств речи при наличии охарактеризованной обстановки возможно приобретение детьми таких негативных личностных проявлений, как отказ от взаимодействия с окружающими, беспомощность в трудных жизненных ситуациях, неумение при необходимости самоутверждаться через выдвижение собственных требований, а не беспрекословного выполнения в самостоятельной жизни требований других людей. Актуализация означенных характеристик есть свидетельство неадекватности процесса социализации. Налицо дефицит социальных навыков. Очерчен один из элементов адекватного социального развития при нарушениях речи - обеспечение полноценности вербального общения. Для реализации означенной номинации важна работа по развитию восприятия речи. Начинать такую работу необходимо с раннего периода развития ребенка. Успех в развитии полноценного восприятия речи окружающих во многом определен созданием естественной речевой среды (И.С. Кон [6], А.С. Марголис [8], Е.И. Морозова [9], К.Л. Печора [11], R. Laslett [15], D.K. Oller [16], H.C. Parker [17]). Через организацию речевого общения дети направленно используют уже накопленные речевые умения в простейших коммуникативных ситуациях. Передача пусть пока и небогатого социального опыта посредством вербальных контактов обеспечивает установление межличностных отношений. Это позволяет сделать вывод, что формирование межличностных отношений и становление социального опыта - два взаимосвязанных процесса в социальном развитии. Следовательно, для правильного понимания становления ребенка в условиях социума важно рассмотреть процесс формирования межличностных отношений.

Благодаря общению ребенок начинает открывать для себя понимание сложности требований социальной среды к любому человеку, многообразие общественных явлений и их взаимозависимость. Актуальным становится осознание многозначности в отношениях социума и индивида с позиции совпадения/несовпадения коллективных и личных интересов. Ребенок начинает осознавать социальный смысл коллективных и индивидуальных поступков. Именно в этот момент происходит познание нравственной ценности взаимопомощи на собственном опыте. Так происходит зарождение осознания значимости и необходимости организации положительных межличностных отношений. Тут опять следует обратиться к важности нормализованного речевого общения с окружающими, которое уже в дошкольном возрасте является основным фактором, определяющим весь ход социального развития человека.

Именно через речевое общение происходит приобщение к системе межличностных отношений, опосредующих детский социальный опыт, источником приобретения которого являются речевые контакты с взрослыми и сверстниками, поскольку именно благодаря им ребенок начинает осознавать, как следует вести себя в различных жизненных ситуациях. Если же в силу недостаточного овладения социальным опытом ребенок нарушает правила межличностного общения, то он ставит себя перед вероятностью возведения искусственного препятствия на пути естественного желания быть понятым и принятым другими людьми. Здесь, в первую очередь, следует принять во внимание, что без полноценного речевого общения как необходимого условия совместного бытия людей (нормализованных межличностных отношений), невозможно в реалиях полноценное формирование личности в целом, т. к. человек действенно проявляет себя как личность в умении общаться с социальным окружением. В условиях речевой патологии имеет место стремление ребенка к общению со сверстниками и взрослыми на фоне неумения самостоятельно организо-

16

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2016. № 1.

вать это действо в силу двух причин: ограниченности жизненного опыта и нарушения общения как центрального дефекта при расстройствах речи. Отмеченная ситуация является вероятностью активации проявлений конфликтных отношений в коллективных данностях социума. Отмеченное есть показатель деструктуризации межличностных отношений. Следовательно, нормализация межличностных отношений есть еще одно важное условие полноценного социального развития при расстройствах речи.

Нормализация межличностных отношений в коллективе сверстников предполагает усвоение и реализацию каждым участником коллектива заданных социальных норм, принципов совместного общежития и правил коллективного поведения, то есть формирование навыков социального поведения - поведения среди людей, поведения участника межличностных отношений при выполнении общественно значимых дел [4]. Первоначально на ранних этапах своего развития ребенок удовлетворяет собственные, исключительно естественные потребности, обеспечивающие комфортное проживание на уровне любого живого существа. Это стремление к теплу, сытости, хорошему физическому самочувствию. С возрастом происходит становление подлинно человеческих социальных качеств, определяемых потребностью к общению с окружающими.

В структуре коллективного проживания происходит вовлечение в коллективную форму деятельности, которая, будучи для ребенка новой, качественно изменяет весь ход социального развития, что определено необходимостью реализации все усложняющихся с возрастом и, как следствие, изменением социального статуса задач. Ребенок переходит на более высокую по социальной сущности ступень развития, становясь полноправным участником совместной с обществом деятельности. Чтобы совместная деятельность была продуктивной, ее участники должны четко представлять что, ко-

когда и как следует делать, то есть руководствоваться социальными нормами. Именно социальные нормы поведения объединяют отдельных индивидов в группы на основе выполнения совместной деятельности и являются руководством для реализации личных интересов при условии их непротиворечия интересам коллектива.

Социальные нормы определяют поведение индивида в коллективной ситуации лишь при условии принятия их обществом. Первоначально возникнув как средства организации отдельных людей в группу, нормы при условии непротивления им окружающих становятся средством организации деятельности каждого человека [14]. При условии удовлетворения поступков и действий интересам общности в целом и каждого отдельно, поведение имеет выраженную общественную направленность, т.е. является социальным. В случае противоречия оценки поведения со стороны общества и со стороны самого индивида, оно (поведение) характеризуется асоциальной направленностью [12].

При построении поведенческой линии субъект ориентируется на определенные личные цели. Если они удовлетворяют интересы и устремления окружающих, то выступают в роли социально адекватных. При разногласиях «личного» и «общего» достижение желаемого индивидом проявляется в социальной неадекватности поведения. Отмеченное позволяет рассматривать формирование навыков адекватного социального поведения как еще одну важную составляющую социального развития. Для формирования навыков социального поведения в условиях нарушений речи необходима педагогическая работа по коррекции особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для индивида и затрагивающих его отношения с другими людьми, что позволит самосовершенствоваться в личностном плане.

На основании представленных материалов можно предложить следующий алгоритм социального развития ребенка с речевой патологией (Рисунок 1).

17

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2016. № 1.

Обеспечение полноценности вербального общения

Нормализация межличностных отношений

Формирование навыков адекватного социального поведения

Рисунок 1. Алгоритм социального развития ребенка с речевой патологией

Вынесенные на рассмотрение номинации имеют лишь значение общей формы поэтапности социального развития. В рамках каждой составляющей возможно различное содержание, определяемое непосредственно руководителем процесса социального развития ребенка с рече-

вой патологией. Рассмотрена социальная направленность коррекционнопедагогической работы, которая эффективна только при условии параллельной специальной помощи по устранению речевого дефекта.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка: учебное пособие. М.: Академия 2006. 512с.

2. Заззо Р. Психологическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии.

1967. № 2. С. 111-134.

3. Зайцев И. С. Воспитание и социализация детей с нарушениями речи. Минск: АПО, 2015. 136 с.

4. Зайцев И.С. Актуальные вопросы диагностики и коррекции нарушений речи // Территория науки. 2015. № 6. С. 79-85.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. С. 233-258.

6. Кон И. С. Открытия «Я». М.: Изд. политич. лит., 1978. 367 с.

7. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

8. Марголис А. С. Работа с родителями // Воспитание и обучение детей с расстройствами речи: под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. М.: Просвещение,

1968. С. 232-239.

9. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. 56 с.

10. Перре М. Психологические факторы: влияние социализации // Клиническая психология. СПб., 2002. С. 281-320.

11. Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 96 с.

12. Покрасс М. Л. Залог возможности существования. Четвертая категория психологии. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. 456 с.

18

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2016. № 1.

13. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. С. 15.

14. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.

15. Laslett R. Educating Maladjusted Children. Canada Publishing Limited in Crosby Lockwood Staples, 1977. 265 p.

16. Oller D. K. The emergence of the speech capacity. New Jersey, London: Lawrence Erlbaun ass., 2000. 428 p.

17. Parker H. C. The ADD Hyperactivity: Workbook for parents, teachers and kids. Acad. Press, N.Y., 1998. 186 p.

Информация об авторе:

Information about author:

Зайцев Игорь Станиславович,

кандидат педагогических наук, доцент, Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», г. Минск, Республика Беларусь

Zaitsev Igor Stanislavovich,

Associate Professor, Candidate of Pedagogy State Institution

of Education «Academy of Postgraduate Education», Minsk, Belarus

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.