Научная статья на тему 'Алгоритм регионального стратегирования на основе матрицы конфликта интересов'

Алгоритм регионального стратегирования на основе матрицы конфликта интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИРОВАНИЕ / МАТРИЦА КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / REGIONAL STRATEGY / MAKING REGIONAL STRATEGY / THE MATRIX OF A CONFLICT OF INTEREST / THE SEMANTIC MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каверзин И. Л., Червяков С. С.

В статье описывается алгоритм регионального стратегирования, основанный на разработанном авторами инструментарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF MAKING REGIONAL STRATEGY BASED ON MATRIX OF CONFLICT OF INTEREST, SEMANTIC AND COLOR MODELS

The algorithm for making regional strategy briefly describes, based on the authors tool.

Текст научной работы на тему «Алгоритм регионального стратегирования на основе матрицы конфликта интересов»

Каверзин И. Л., канд. экон. наук, профессор Российской академии естествознания, проректор по науке и инновациям АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса», [email protected]

Червяков С. С., аспирант АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса»,

[email protected]

АЛГОРИТМ

регионального стратегирования на основе матрицы конфликта интересов

В статье описывается алгоритм регионального стратегирования, основанный на разработанном авторами инструментарии.

Ключевые слова: региональная стратегия, региональное стратегирование, матрица конфликта интересов, семантическая модель.

Введение

Определение стратегии развития представляет собой необходимое условие для достижения взаимопонимания и социального согласия между разными слоями населения, которое проживает на территории конкретного региона и консолидируется во имя достижения единой цели, а также другими целевыми аудиториями. Сформированная при участии всех сил влияния стратегия развития стабилизирует политическую обстановку в регионе, является основой экономического созидания, определяя направления трансформации региональной социально-экономической системы в целях повышения качества жизни населения и обеспечения для субъектов хозяйствования благоприятных условий функционирования и развития.

Теория анализа и управления конфликтами интересов наиболее тщательно разработана в психологии и коммуникативных науках, в экономике исследование конфликтов в основном сводилось к анализу борьбы за ограниченные ресурсы и в этом аспекте рассматривалось под разными углами представителями классической, кейнсианской и других школ. В менеджменте управление конфликтами обрело отдельную методологию, тем не менее, полностью заимствованную из психологии и семантически адаптированную под управленческую специфику.

Матрица конфликта интересов

В рамках данной работы был использован инструмент под названием «матрица конфликта интересов» (МКИ), совершенствованный и адаптированный под исследование социально-экономических процессов.

Таблица 1

Общий вид инструмента: матрица конфликта интересов

Субъект 1 Субъект 2 Субъект п Субъект п + 1 Субъект N

Субъект 1 + + / + + / + + / + + / +

Субъект 2 + / - + + / + + / + + / +

Субъект п + / - + / - + + / + + / +

Субъект п + 1 + / - + / - + / - + + / +

Субъект N + / - + / - + / - + / - +

В общем виде матрица конфликта интересов выглядит, как это показано в табл. 1 (при исследовании интересов N субъектов социально-экономических отношений).

В таблице 1 субъекты 1 - N — субъекты социально-экономического взаимодействия, задействованные в конфликте. Ячейки (+) находятся на главной диагонали матрицы и заполняются факторами благоприятствования для соответствующего субъекта, находящегося в заглавии строки и столбца. Клетки (+/+) располагаются выше главной диагонали и заполняются факторами (событиями), удовлетворяющими благоприятствованию двух соответствующих субъектов. Клетки (+ / -) в соответствии с методологией размещаются ниже главной диагонали и включают конфликтные предложения и инициативы, которые соответствуют интересам одного из субъектов, но вступают в конфликт с другим.

Авторы видят в матрице конфликта интересов универсальный инструмент, с помощью которого возможно не только осуществлять прогнозирование, оценку и управление конфликтами между стейкхолдерам и целевыми аудиториями региональной социально-экономической системы — матрица может стать основой алгоритма регионального стра-тегирования. Авторы исследования определяют семантическую модель целевых региональных стратегий как динамическую информационную модель, позволяющую целевым образом распределить приоритеты ориентации на различные целевые аудитории. Эта

модель формируется на основе принципов МКИ и целевого стратегического профиля региона и основывается на схожих принципах, но несет уже другой смысл, нежели достижение взаимопонимания, решаемое через поиск точек соприкосновения между целевыми аудиториями. Одинаково значимы научная обоснованность, предполагаемый практический эффект от формируемой целевой стратегии и четкость формулировок в программных документах, которая решается с помощью представленного инструмента.

На вертикали (заголовки строк) модели расположены пять стратегических приоритетов, где первый является точкой наибольшего фокуса стратегии на целевой аудитории, а пятый, наоборот, имеет наименьший вес в выстраиваемой стратегии. Пять приоритетов позволяют выстроить семантический ряд региональной стратегии для каждой целевой аудитории, который станет основой для проектных команд, работающих в рамках предлагаемого алгоритма. Авторы исследования ставили цель помочь сформулировать целевую стратегию, но не составить ее окончательный вариант, поэтому направления, цели и задачи для первого приоритета — это лишь возможные примеры.

Модель формулировки целевых региональных стратегий

Семантическая модель формулировки целевых региональных стратегий — основа одного из последних этапов стратегиро-

вания, финальным же станет приобретение стратегией имени — завершающим смысловой цикл распределения приоритетности целевых аудиторий. задача формулировки названий решалась с помощью перечислительной комбинаторики — перечисления количества различных конфигураций, перестановок, образуемых элементами конечных множеств, в данном случае пяти целевых групп воздействия, общее число ко-

торых 5 факториал (5!), т. е. 120 подвидов, в зависимости от приоритета.

В итоге был разработан алгоритм поэтапного регионального стратегирова-ния, включающий как классические векторы деятельности, равно необходимые для успеха стратегического планирования: «Координация», «Разработка», «Экспертиза» и «Продвижение», так и этапы, связанные с разработкой целевой региональной стра-

_%_

Формирование/анализ стратегического профиля

Не соответствует

Выбор приоритетного вида стратегии

Построение матрицы конфликта интересов

Л

Соответствует

Комплекс адаптированных стратегий

Определение ключевых факторов стратегии

Факторы модели маркетинг-миксдля ЦА региональной социально-экономической системы

ш

Определение целевой стратегии для региона (цветовая гамма стратегий)

М

База лучших практик регионального стратегирования

Наполнение стратегического профиля проектными решениями

Окончание очередной итерации стратегирования

Рис. 1. Алгоритм регионального стратегирования

тегии и соответствующего стратегического профиля региона (рис. 1).

При этом с помощью циклических операторов в алгоритме предусмотрена возможность как первоначальной разработки стратегии территории, так и ее корректировки, в том числе в контексте целевой ориентации.

Авторами были разработаны рекомендации по реализации предложенного алгоритма с использованием инструментария регионального бенчмаркинга. Выделяется две стадии реализации: концептуальная, основанная на построении желаемой матрицы конфликта интересов и соответствующего ей стратегического профиля региона и проектная, основа которой — база лучших практик регионального стратегирования, сформированная одним из авторов, включающая более ста кейсов, структурированных в соответствии с целевыми группами воздействия и концепцией маркетинг-микс.

Заключение

На основе изложенного алгоритма целевого регионального стратегирования авторы рекомендуют формулировать программу развития региона. Опираясь на нее, создаются руководства для реализации отдельных составляющих программы: поиск средств, выделение территорий, обеспечение ресурсами и т. д. Важный документ — календарное планирование, где оговариваются сроки

реализации отдельных этапов программы. Под каждый проект создается техническая и экономическая документация, которая может быть представлена в виде моделей, эталонов.

Имеются разные способы оценки завершенности или незавершенности целей, но ни один из них не является единственным (экспертная оценка, стратегический итоговый анализ, сопоставление результатов с поставленными целями).

Довольно часто подведение итогов программы — не окончание ее действия, а переход к новой фазе реализации, тогда полученный результат фигурирует как факторы развития в новой концепции.

Список литературы

1. Родионова И. А. Региональная экономика. М., 2003. — 170 с.

2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / пер. с англ. / под. ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. — 304 с.

3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2010. — 133 с.

4. Дойль П. Менеджмент: Стратегия и тактика. СПб.: Питер, 2009. — 118 с.

5. Принципы современного менеджмента в условиях модернизации социально-экономических систем: монография / Ю. А. Дмитриев, О. П. Звягинцева, И. Л. Каверзин, К. В. Хартанович. Владимир: ВИБ, 2010. — 27 с.

I. Kaverzin, Ph. D, Vice President for Science and Innovation, Vladimir Institute of Business, [email protected]

S. Chervyakov, Postgraduate student, Vladimir Institute of Busines, [email protected].

ALGORiTHM OF MAKING REGiONAL STRATEGY BASED ON MATRiX OF CONFLICT OF INTEREST, SEMANTIC AND COLOR MODELS

The algorithm for making regional strategy briefly describes, based on the authors tool. Key words: regional strategy, making regional strategy, the matrix of a conflict of interest, the semantic model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.