Научная статья на тему 'Алгоритм работы системы автоматического горизонтирования опорной платформы строительной машины'

Алгоритм работы системы автоматического горизонтирования опорной платформы строительной машины Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1172
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТФОРМА / ГОРИЗОНТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / АЛГОРИТМ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / A PLATFORM / HORIZONTAL / SYSTEM / ALGORITHM / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Щербаков В. С., Корытов М. С., Григорьев М. Г.

В статье описывается алгоритм работы системы автоматического горизонтирования опорной платформы строительных машин с выносными гидравлическими опорами. Проводится анализ условий, которые необходимо соблюдать при горизонтировании платформы, указываются недостатки существующих систем горизонтирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Щербаков В. С., Корытов М. С., Григорьев М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF WORK OF SYSTEM OF AUTOMATIC ALIGNMENT OF SUPPORT TH OF THE PLATFORM OF THE BUILDING CAR IN THE HORIZONTAL PLANE

In article the algorithm of work of system automatic horizontal a basic platform for building cars with portable hydraulic support is described. The analysis of conditions which is carried out it is necessary with-bljudat at horizontalizing platforms and lacks of existing systems horizontal are specified

Текст научной работы на тему «Алгоритм работы системы автоматического горизонтирования опорной платформы строительной машины»

УДК 621.87

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО ГОРИЗОНТИРОВАНИЯ ОПОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ

В.С. Щербаков, М.С. Корытов, М.Г. Григорьев

В статье описывается алгоритм работы системы автоматического горизонтирования опорной платформы строительных машин с выносными гидравлическими опорами. Проводится анализ условий, которые необходимо соблюдать при горизонтировании платформы, указываются недостатки существующих систем горизонтирования

Ключевые слова: платформа, горизонтирование, система, алгоритм, автоматизация

Существующие системы горизонтирования опорных платформ строительных машин позволяют посредством гидрозолотников вручную управлять выдвижением гидравлических опор в соответствии с показаниями креномера. Недостатками данных систем являются: невозможность автоматически производить выравнивание в горизонтальной плоскости опорной платформы и значительное время, затрачиваемое на приведение машины в рабочее положение. Оператор не имеет возможности вручную управлять сразу тремя или четырьмя опорами, он вынужден устранять крен сначала в продольном направлении относительно опорного контура платформы, а затем в поперечном направлении. При этом возможны: неравномерное нагружение опор, а также возникновение ситуации выдвижения штоков на максимальную длину либо касания колесами машины опорной поверхности [1, 2, 3].

При вывешивании платформы строительной машины на выносных гидравлических опорах, необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

1) отрыв всех ходовых элементов (пневмоколес) опорной платформы от грунта (рис. 1);

2) горизонтирование платформы (обеспечение нулевых углов наклона осей платформы ах, ау относительно горизонтальной плоскости);

3) предотвращение отрыва выносных опор от грунта (обеспечение определенной минимальной нагруженности каждой опоры по силе нормальной реакции со стороны грунта на шток гидроцилиндра) [4, 5].

Кроме того, для повышения управляемости углами наклона платформы, предлагается добавить четвертое, дополнительное условие:

4) непрерывное автоматическое поддержание платформы в заданном интервале высот, за счет этого достигается предотвращение ситуации выдвижения штоков на максимальную длину, а также касания колесами машины

Щербаков Виталий Сергеевич - СибАДИ, д-р техн. наук, профессор, тел. (3812) 65-04-55

Корытов Михаил Сергеевич - СибАДИ, канд. техн. наук, доцент, тел. (3812) 65-03-18

Григорьев Максим Геннадьевич - СибАДИ, аспирант, тел. (3812) 65-04-55

опорной поверхности, повышается запас управляемости углами наклона платформы. Реализация алгоритма при помощи бортовой системы автоматического управления строительной машины на базе промышленного микроконтроллера позволяет выполнять полностью в автоматическом режиме вывешивание платформы на выносных, выдвижных или откидных гидравлических опорах, ее горизонтирование, поддержание на заданной высоте в горизонтальном положении во время работы машины. При этом предотвращаются ситуации отрыва опор от грунта, выдвижения штоков гидроцилиндров опор на максимальную длину, а также касания колесами машины опорной поверхности. Это повышает запас управляемости углами наклона платформы.

Алгоритм относится к области строительства, и предназначен для использования в устройствах горизонтирования опорных платформ грузоподъемных, сваезавинчивающих, буровых и других машин с выносными, выдвижными или откидными гидравлическими опорами.

Предлагаемый алгоритм может использоваться только для горизонтирования платформ с гидравлическими опорами в виде гидроцилиндров, при количестве опор, равном четырем.

Функциональная схема реализующего алгоритм устройства с логическими элементами (рис. 2) имеет в качестве входов первичные информационные параметры, измеряемые с помощью датчиков: /ь /2, 13, 14 - длины гидравлических опор (гидроцилиндров) от нижней поверхности подпятника гидроцилиндра до плоскости опорной платформы; ах, ау

- углы наклона опорной платформы относительно горизонтальной плоскости, измеренные в двух диагональных вертикальных плоскостях платформы;

Рп1, Рш1, Рп2, Рш2, Рп3, Рш3, Рп4, Рш4 - давления в поршневых и штоковых полостях гидроцилиндров опор 1-4 соответственно (рис. 2).

Кроме того в алгоритме используются следующие константы: Бп, 8ш - площади поршневой и штоковой полостей гидроцилиндра каждой опоры соответственно; Ла - предельная погрешность измерения углов наклона платформы; ЛЯ - предельная погрешность косвенного измерения силы реакции на любой из опор; ЯтЫ - минимальное предельное значение силы реакции на любой из опор (порядка 10 % от расчетной доли силы веса платформы, при-

ходящейся на один гидроцилиндр); Л1 - предельная погрешность измерения длин опор; 1тП конт - минимальная длина отдельной гидравлической опоры, при которой обеспечивается условие отрыва пнев-

матических ходовых элементов машины от грунта; 1тсх констр - максимальная длина отдельной гидравлической опоры, при которой шток выдвинут на максимально допустимую конструкцией гидроци-

Рис. 1. Опорная платформа строительной машины

Рис. 2. Функциональная схема реализующего алгоритм устройства

линдра длину; 1тт_пргд - минимальная предельно допустимая длина отдельной опоры в рабочем режиме машины; 1тахпред - ма^^^ЙЙМЪн&Кпредельно допустимая длина отдельнвйропйрМОШрйбочем режиме машины (рис. 3). параметры

Внутренними переменными параметрами алгоритма являются: Яь Я2, Я3, Я4 - силы реакций на

и “ I

опорах 1, 2, 3, 4 соответственно; 1тах_\234 - максимальная из 4-х длин гидроцилиндров в текущий мо, „,ци-

конст

мент; 1тщ_\2и - минимальная из 4-х длин гидшци

лждров°в текущема#0^ т

Выходные переменные функциональной схемы с логическими элементами: хь х3, х5, х7 принимают значение «1», что соответствует выдвижению штока

пт \т=л^Щ\ Ыъ4]) 1пт ]23А^пт

и

гидроцилиндра опоры 1, 2, 3, 4 соответственно, значение «0» соответствует отсутствию выдвижения; х2, х4, х6, х8 принимают значение «1», что соответствует втягиванию штока гидроцилиндра опоры 1, 2,

3, 4 соответственно, значение «0» соответствует отсутствию втягивания; х9 принимает значение «1», что соответствует сигналу аварийной остановки и значение «0», соответствующее нормальной работе системы.

-тт конт

тах_констр

тах_пред

тіп_пред

Рис. 3. Линейные постоянные длин гидравлических опор, используемые в алгоритме

На рис. 4 приведена схема алгоритма системы автоматического горизонтирования платформы. Алгоритм однотактный, без необходимости хранения данных предыдущих тактов в памяти, работает следующим образом. На основе текущих значений первичных информационных параметров рассчитываются силы нормальных реакций на опорах Яь Я2, Я3, Я4, определяются максимальные и минимальные

длИНЫ Ітах_1234 и 1тіт_1234*

Я1, Я2, Я3, Я4 рассчитываются, исходя из поршневых и штоковых площадей Эп, Эш гидроцилиндров и давлений в поршневых и штоковых полостях:

Я1 Рп1 Эп Рш1 (Эп Эш);

Я2 рп2 Эп рш2 (Эп Эш); (1)

Я3 рп3 Эп рш3 (Эп Эш);

Я4 рп4 Эп рш4 (Эп Эш)-

1тах_1234 и Ітт_1234 определяются на основе текущих значений І1 121314:

Ітах_1234 тах([І1 І2 І3 І4]); (2)

Ітт_1234

=тіт([І1 І2 Із /4]). (3)

Затем полученные по (1) - (3) значения параметров сравниваются с константами, получаются промежуточные логические переменные со значениями 0 и 1, которые обрабатываются при помощи блоков логических операций. В результате получаются выходные переменные х1. х9, которые также принимают значения 0 и 1.

Блоки логических операций соединены таким образом, чтобы предотвратить возможность одновременного выдвижения и втягивания любой из опор (перекрестные связи), то есть выходные переменные х1 и х2, х3 и х4, х5 и х6, х7 и х8 соответственно не могут одновременно принимать значение, равное «1».

Главным отличительным признаком алгоритма является то, что измерительные оси датчиков наклона расположены перпендикулярно диагональным вертикальным плоскостям платформы. Этим обеспечивается независимое одновременное горизонти-рование платформы в двух ее диагональных плоскостях, причем возможно горизонтирование одновременным выдвижением одной диагональной опоры и втягиванием другой, что ускоряет процесс.

Ґ* Начало ^

, I

/ Э» Эш, Ятт, Аа, ЛЯ,

/АІ, ^т^онт? ^тах^онстр-. ^тт^ред’ Ітах_пред

/ І1’ І2 І3’ І4 Ох а» / рпЬ рш1 рп2 рш2 рп3’ рш3’ рп4’ рш4

[=

Задание

постоянных

параметров

Измерение текущих значений первичныых информационным параметров

Определение текущих значений сил нормальные реакций Яъ Я2’ Я3, Я4 на опорах

Л

Определение Ітах_1234

I

Определение Ітт_1234

Рис. 4. Схема алгоритма устройства управления

X1=0 X1=1 X2=0 X2 = 1 X3=0 X3=1

і t T і V

X4=0 X4=1 X5 = 0 X5 = 1 X6=0 X6=1

1 T T \f V t ..

v—1 л

Формирование сигналов

X1 X2 X3 X4 X5, X6 X7 X8

на исполнительное устройство

Рис. 4. Схема алгоритма устройства управления (продолжение)

Алгоритм достаточно прост для реализации и в то же время выполняет все поставленные задачи. Он сохраняет работоспособность в том числе и /при различных значениях скоростей движения щуоков гидроцилиндров выносных опор строительной машины,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

ALGORITHM OF WORK OF SYSTEM OF AUTOMATIC ALIGNMENT OF SUPPORT TH OF THE PLATFORM

OF THE BUILDING CAR IN THE HORIZONTAL PLANE

что может иметь место в реальных условиях эксплуатации.

Литература

1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и кранов-манипуляторов: ПБ 10382-00 и ПБ 10-257-98. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 335 с.

2. Котельников В.С. Комментарий к правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) / В.С. Котельников, Н.А. Шишков. -М.: МЦФЭР, 2007. - 720 с.

3. Правила техники безопасности при эксплуатации

стреловых самоходных кранов: ВСН 274-88. - М.: Строй-Инфо, 2007. - 22 с. V V А

4. Ра^ев А.В., Корелин В.ф., Жаворонков А.В. Строительные машины: Справочник: В1 2 т. Т.1: Машины для строительства промышленных, гражданских сооружений и дорог / Под общ. ред. Э.Н. Кузина. - М.: Машиностроение, 1991. - 496 с.

5. Пат. 2342310 Российская Федерация, МПК В 66 С 5/00, В 66 С 23/78. Устройство автоматического выравнивания опорной платформы / Великанов А.В., Иванищев П.И., Танчук П.В., Нилов В.А.; заявитель и патентообладатель Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище. - N 2007115362/11; заявл. 23.04.07; опубл. 27.12.08, Бюл. N 36.

- 5 с.

V V А V А А

А—IV—1 А А —, V V

V.S. Shcerbakov, M.S. Korytov, M.G. Grigoriev

In article the algorithm of work of system automatic horizontal a basic platform for building cars with portable hydraulic support is described. ThVanalysis of conditions which iscarried out it\is necessary with-bljudat at horizontalizing platforms and lacks of\sxrating\&ystems\horizontal are specified\ —1 V V

Key words: a platform, horizontal, system, algorithm, automation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.