Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЦЕССА'

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ / ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дашкевич Я.В., Панков А.В., Хвастионок А.В.

В статье предложен оригинальный подход к разработке алгоритма функционирования универсального программного модуля, позволяющего осуществить построение сетевой модели любого исследуемого процесса, с визуализацией результатов выполнения каждого из этапов. Целью реализации разрабатываемого программного модуля является повышения эффективности информационно-аналитического обеспечения выработки информационного решения в органах государственного (военного) управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дашкевич Я.В., Панков А.В., Хвастионок А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЦЕССА»

расти быстрыми темпами и дальше, так как интернет-экономика намного облегчает жизнь простому населению и помогает развиваться как ведущим отраслям производства, так и второстепенным.

Использованные источники:

1. Максиянова, Т.В. Инновационные технологии в современной экономике : учеб. Пособие [Текст] / Т.В. Максиянова. - СПб. : Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб.», 2010. - 316 с.

2. Васильева, Т.В. Предпринимательская деятельность в сфере интернет-коммерции [Текст] / Т.В. Васильева // Экономика и управление. - 2006. - № 3(24). - С. 33-36.

3. Васильева, Т.В. Особенности функционирования интернет-компаний в сфере интернет-коммерции [Текст] / Т.В. Васильева // Инновации. - 2006. -№ 6. - С. 120-122.

Дашкевич Я.В. начальник учебного командного пункта

Панков А.В., к. в. н.

доцент

кафедра информационно-аналитической работы

Хвастионок А.В. курсант 2-го курса Военно-космическая академия имени А. Ф.Можайского

Россия, г. Санкт-Петербург АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: В статье предложен оригинальный подход к разработке алгоритма функционирования универсального программного модуля, позволяющего осуществить построение сетевой модели любого исследуемого процесса, с визуализацией результатов выполнения каждого из этапов. Целью реализации разрабатываемого программного модуля является повышения эффективности информационно-аналитического обеспечения выработки информационного решения в органах государственного (военного) управления.

Ключевые слова: государственное управление, информационно-аналитическая деятельность, модель, алгоритм, программный модуль.

Информационно-аналитическая деятельность в сфере государственного управления в настоящее время играет не менее важную роль, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. Информационное обеспечение органов государственного управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими. В этой связи меняются методы и средства

информационной поддержки деятельности государственных органов. На смену традиционным способам обработки информации приходят технологии комплексирования разнородных данных, оперативного моделирования текущей обстановки в различных сферах, прогнозирования развития ситуаций и состояний объектов контроля, вариантов решений и др. [1].

Реализация процедур принятия решений в организационных системах управления требует специального информационно-аналитического, правового, организационного и технического обеспечения. Все перечисленные виды обеспечения жестко взаимосвязаны и в совокупности составляют систему поддержки решений [2].

Основу государственного управления составляет информация, которую мы определим как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму. Поэтому базу информационно-аналитических систем обеспечения принятия решений в организационных системах управления составляют информационные модели, которые отражают имеющуюся систему знаний предметной области. В общем виде информационные (идентификационные) модели представляют собой каким-либо образом упорядоченную совокупность сведений о связях показателей функционирования объектов (явлений) наблюдения с состояниями объекта.

Разработка информационных моделей призвана снизить риски влияния случайных факторов на управляемые процессы, сформировать массив исходной информации необходимой для выработки решения руководителем органа власти [3].

Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления.

Иначе говоря, обследование системы управления в рамках выбранного метода формализованного описания должно выявить оптимальные варианты построения, организации и функционирования реальной системы.

Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать в конечном итоге созданию четких организационных механизмов управления, используемых объектов.

Необходимость создания таких механизмов обусловлена внедрением новых методов хозяйствования, которые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.

Существует много разновидностей моделей: графики и таблицы, физические модели, логические и математические выражения, машинные модели, имитационные модели.

Выбор конкретного метода формализованного описания, системы управления зависит от того, в каких условиях осуществляется обследование, какова ответственность исполнителей за принимаемые решения и какова степень регламентации управления в обследуемом органе.

Обобщенно, можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие госорганы и госслужащих на выполнение каких-то действий в обозначенном времени и направлении;

б) обращения граждан в госорганы по реализации своих законных интересов субъективных прав;

в) обязательные указания вышестоящих органов, подлежащие выполнению нижестоящими;

г) факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, различных проверок;

д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве госорганов и должностных лиц.

Такие кризисные ситуации требуют выработку заранее соответствующих алгоритмов управленческих действий. Хотя такие ситуации неповторимы, все равно по каждой из них должны быть продуманы и отрепетированы модели быстрого и энергичного вмешательства конкретных госструктур и должностных лиц.

В настоящее время разработан и опробован целый ряд различных методик обследования и формализованного представления систем управления. Они, как правило, существенно отличаются одна от другой и соответствуют разной глубине исследования и поставленным целям [4,5].

Широкое применение для решения задач по управлению сложными системами получили методы сетевого моделирования (планирования). Сетевой метод формализованного представления систем управления сводится к построению сетевой модели процесса для решения комплексной задачи управления им. Основой сетевого планирования является информационная динамическая сетевая модель, в которой весь комплекс расчленяется на отдельные, четко определенные операции (работы), располагаемые в строгой технологической последовательности их выполнения. При анализе сетевой модели производится количественная, временная и стоимостная оценка выполняемых работ. Параметры задаются для каждой входящей в сеть работы их исполнителем на основе нормативных данных либо своего производственного опыта.

Реализация сетевых моделей исследуемых процессов возможна в следующих вариантах:

- сетевые модели, построенные в терминах мероприятий (работ), при этом события вершины определяют мероприятия необходимые для осуществления моделируемого

процесса, а связи между проводимыми мероприятиями отображаются виде стрелок;

- сетевые модели, построенные в терминах мероприятий и событий, при этом стрелками изображаются выполняемые в ходе моделируемого процесса мероприятия (работы), а кружками - события (результаты выполненных мероприятий).

Если сетевая модель построена только в терминах мероприятий, она может быть информативна и точно отражать содержание управленческой деятельности, но моделировать во времени такую деятельность затруднительно, хотя в этом также есть большая необходимость.

Наиболее полной является сеть построения в терминах работ и событий. Она фиксирует состав управленческой деятельности, фиксирует определенные ее стадии, взаимосвязи между стадиями и их результаты. В то же время такая сеть не позволяет исследовать информационное содержание управления на уровне документов, поскольку каждая из работ, указанная в сети, как правило, оформляется многими документами. Тем не менее, недостаток сетевой модели во многом компенсируется возможностью качественного анализа управленческой деятельности и ее моделированием во временном масштабе вручную или с использованием ЭВМ.

Обобщенно, последовательность этапов разработки сетевой модели исследуемого процесса, может включать следующие действия:

1. Подготовка исходных данных для моделирования.

2. Построение сетевой модели исследуемого процесса в терминах мероприятий.

3. Выявление и устранение циклически повторяющихся последовательностей мероприятий и лишних взаимосвязей между мероприятиями.

4. Упорядочение полученной сетевой модели в терминах мероприятий.

5. Преобразование сетевой модели в терминах мероприятий в сетевую модель в терминах мероприятий и событий.

6. Оптимизация исходной сетевой модели в терминах мероприятий и событий.

7. Упорядочение полученной сетевой модели в терминах мероприятий и событий.

Формализованное описание данных этапов и создает возможность разработки программного модуля построения сетевой модели исследуемого процесса в целях автоматизации информационно-аналитического обеспечения выработки управленческого решения в органах государственной власти.

Алгоритм работы данного программного модуля может быть представлен следующей последовательностью операций (рис.1).

Нынешний этап информатизации государственного управления

характеризуется резким возрастанием информационных потоков и созданием таких информационных средств и технологий, которые в корне изменили все информационные процессы и интеллектуальное представление о них. Поэтому к сегодняшнему дню все ведущие страны уже определили свою политику и стратегию движения к информационному обществу. Неотъемлемым элементом реализации информационно-аналитических систем обеспечения принятия решений в организационных системах управления составляют информационные модели. Сложность, трудоемкость и значительные временные затраты связанные с разработкой данных моделей требуют создания эффективных инструментов, реализуемых в виде специализированных программно-аппаратных средств.

Определение способа формирования исходных данных для моделирования исследуемого процесса

Выбор способа формирования перечня исходных мероприятий (в ручном режиме или загрузка — из файла)

Упорядочивание мероприятий по последовательности выполнения

Принятие решения на завершение

формирования слоев сетевой модели в терминах мероприятий

Принятие решения на завершение устранения лишних взаимосвязей в сетевой модели

Рис. 1. Алгоритм работы программного модуля разработки сетевой модели исследуемого процесса

Использованные источники:

1. Безрук Г.Г., Панков А.В. Сотник Д.С. Информационно-аналитическая работа в органах государственного и муниципального управления. Уч.пособие. - ВКА. СПб.. 2013. - 150 с.

2. Демидов А.А., Захаров Ю.Н. Информационно-аналитические системы поддержки принятия решений в органах государственной власти и местного самоуправления. Основы проектирования и внедрения. Учебное пособие.-СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 100 с.

3. Колесов В.А., Панков А.В. Статья: Подход к совершенствованию системы управления средствами мониторинга. Научно-технический журнал «Информация и космос», №3 - СПб.: Институт телекоммуникации Общероссийской академии наук им. А.М.Прохорова, 2008. - С. 80-84.

4. Кузнецов И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. - М.: Яуза, 2001 г.- 98 с.

5. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. - М.: РУСАКИ, 2004 г. - 541 с.

Дворянинова А.А. студент 4 курса факультет бизнеса и сервиса Институт экономики НИУ «БелГУ»

Курач Е.В. ассистент

кафедра туризма и социально-культурного сервиса

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ПРИМЕНЕНИЕ ГИС В ПРОЕКТИРОВАНИИ НОВОГО КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА Геоинформационная система (ГИС) дает возможность оперативного реагирования на любую возникающую ситуацию на какой-либо территории с получением по ней всей необходимой картографической и тематической информации. Она представляет собой картометрическое исследование с одновременным построением любых карт, планов и схем. На основе ГИС можно моделировать различные процессы, явления и изучать изменение их состояния во времени. Например, изменение экологической ситуации, стихийные бедствия и др. [1].

Структура и наполнение ГИС определяются решаемыми в ней научными и прикладными задачами, среди которых важнейшая задача -инвентаризация ресурсов (кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений. Интегрированные ГИС, ИГИС (integrated GIS, IGIS) совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде. Следует отметить, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.