Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА'

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / УГРОЗЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / SWOT - АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зворыгина В.С.

В данной статье рассматривается понятие ситуационного анализа, как одного из самых эффективных способов самоанализа и самоконтроля деятельности коммерческого предприятия и управления в целом, на примере методики SWOT - анализ. Выделены специфические особенности и характерные проблемы, на решение которых направлено проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании. Делается вывод о том, что в полном объеме методика SWOT - анализа доступна только очень крупным компаниям.In this article the concept of situation analysis as one of the most effective ways of introspection and self-checking of activity of the commercial enterprise and management in general is considered. Specific features and characteristic problems to which solution it is directed carrying out complex situation analysis of the internal and external environment of the company are marked out. The conclusion that in full SWOT technique - the analysis is available to only very large companies is drawn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА»

http://economy. gov.ru/minec/about/ structure/depmacro/20151026

2. Статистический сборник «Россия в цифрах» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm

3. Инвестиции в основной капитал: виды и источники. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.syl.ru/article/177418/new_investitsii-v-osnovnoy-kapital-vidyi-i-istochniki

УДК 005.3

Зворыгина В.С. студент 4 курса факультет менеджмента Волкова И.А., доктор экономических наук научный руководитель, заведующий кафедрой коммерции и

менеджмента, профессор Нижневартовский государственный университет

Россия, г. Нижневартовск АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ

МЕТОДОМ SWOT-АНАЛИЗА

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие ситуационного анализа, как одного из самых эффективных способов самоанализа и самоконтроля деятельности коммерческого предприятия и управления в целом, на примере методики SWOT - анализ. Выделены специфические особенности и характерные проблемы, на решение которых направлено проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании. Делается вывод о том, что в полном объеме методика SWOT - анализа доступна только очень крупным компаниям.

Ключевые слова: внешняя среда, внутренняя среда, сильные стороны, слабые стороны, угрозы, возможности, SWOT - анализ, стратегическое управление.

Summary: In this article the concept of situation analysis as one of the most effective ways of introspection and self-checking of activity of the commercial enterprise and management in general is considered. Specific features and characteristic problems to which solution it is directed carrying out complex situation analysis of the internal and external environment of the company are marked out. The conclusion that in full SWOT technique - the analysis is available to only very large companies is drawn.

Keywords: the external environment, the internal environment, strengths, weaknesses, threats, opportunities, SWOT - the analysis, strategic management.

Данная тема пользуется большой популярностью на современном этапе развития предприятий. Причиной тому служит анализ внешней и внутренней среды предприятия, который позволяет решить широкий круг

производственных задач, начиная от выполнения планов и обеспечения нормального функционирования подразделений предприятия, и заканчивая выработкой наиболее эффективной современной системой работы с клиентами и увеличением объемов производства востребованной рентабельной продукции.

Несомненным преимуществом данной методики является также то, что она позволяет повысить уровень мотивации сотрудников, определить направления для их развития, а также стимулировать потребность в обучении и повышении квалификации29.

Рост профессионализма на рынке, как среди сотрудников, так и самой организации, является еще одной несомненной составляющей ситуационного анализа (схема 1).

Личные качества

Навыки

Умения

Знания

Кругозор

Схема 1 - Составляющие профессионализма

Стремительность развития и высокая степень неопределенности факторов внешней среды и внутренней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Исходя из чего многие руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий ощущают явную потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях во внешней среде. Стоит добавить, что в реальной практике большинство российских предприятий «не обращает внимания» на факторы внешней среды, что обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организацииЗО. Отсутствие исследований в организации с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики также замедляет процесс анализа внешней среды.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. Вместе с тем, в комплексном исследовании внешней среды на основе интеграции

29 Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций. Гриф МО РФ. - М.: Инфра-М, 2014, 371 с.

30 Козлова О.А. Внешние факторы, определяющие кадровую политику компаний в будущем // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-1. с. 180-182

разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов нуждается современная рыночная ситуация.

Системный подход является важной составляющей анализ внутренней и внешней среды организации (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Развитие системного подхода

Понятие система трактуется в науке, как набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в порядке, позволяющем воспроизвести целое. Каждый элемент организации выполняет свои определенные функции. Для результативного функционирования организации между всеми ее подразделениями и отделами должен осуществляться процесс интеграции. Он реализуется путем координации всех уровней иерархии управления, посредством прямого наблюдения, правил и процедур. Подсистемами в рамках более крупных систем являются, в свою очередь, сами организации.

Ситуационный анализ или SWOT-анализ (strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — угрозы) - понятие, обозначающее один из эффективных способов управления, самоконтроля и самоанализа деятельности коммерческого предприятия31. Целью, которого является демонстрация руководству положения, в котором находится предприятие на данный период времени.

Являясь достаточно, простой методикой оценки организации, SWOT -

31 Гвозденко А. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях. //Маркетинг и маркетинговые исследования, 2012, № 2, с. 45 - 47

анализ позволяет оценить различные последствия, решений принимаемых менеджером.

Качественно осуществленный ситуационный анализ помогает руководству даже благополучного предприятия отойти от существующего мнения и пересмотреть положение предприятия, а также сформулировать новые программы, которые позволят определить необходимые направления действий, включая определение перспективного бизнес-плана, маркетингового плана и стратегической программы.

Факторы внутренней и внешней среды предприятия отображены таблице 1 и разделены на четыре категории. Они составляют основное содержание SWOT-анализа.

Таблица 1 - Визуальное представление SWOT - анализа

Наименование Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда Strengths (явные преимущества перед другими в отрасли) Weaknesses (харктеристики, ослабляющие проект)

Внешняя среда Opportunities (внешние факторы, дающие определенные возможности по достижению поставленной цели) Threats (внешние факторы, которые могут затруднить достижение поставленной цели)

Для того чтобы получить соответствующий результат от данного метода, нужно применить построение вариантов действий, составленных по пересечению полей. Для этого методично сопоставить сочетание внешних и внутренних факторов, учитывая все возможные парные комбинации и выделяя те, которые возможны при создании стратегии (таблица 2)32.

Таблица 2 - Матрица SWOT - анализа

Наименование Возможности Угрозы

Сильные стороны СИВ СИУ

Слабые стороны СЛВ СЛУ

Под силами и возможностями понимается поле СИВ. Для того чтобы, получить отдачу от возможностей во внешней среде, необходимо разработать стратегию по использованию сильных сторон предприятия.

Комбинации, оказавшиеся на поле под названием СЛВ, должны быть стратегически направлены так, чтобы в силу возможностей внешней среды преодолеть имеющиеся на предприятии слабые стороны.

Поле СИУ является силами и угрозами организации, а также наглядно показывает, что что нужно использовать предприятию, чтобы преодолеть угрозы.

32 Панкрухин А.П. Краудсорсинг - соблазнительный маркетинговый агрессор: принципы, содержание, технологии/ А.П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2015. - № 1. - с. 3-10

Слабости и угрозы, или СЛУ, предполагает построения стратегии, которая избавит предприятие от нависшей угрозы.

Из чего следует основная цель ситуационного анализа. Под которой понимается оценка стратегической ситуации для конкретной организации и получение ответа на определенные вопросы. Основными, из которых являются следующие: хорошо ли работает используемая ныне стратегия; что является для организации сильными, слабыми сторонами, благоприятными возможностями и угрозами; может ли организация конкурировать по стоимости; насколько сильны конкурентные позиции организации; какие стратегические действия создают лицо организации (Рисунок 2).

Определение предгкятотельиьк стратегических действий Рисунок 2 - Методы ситуационного анализа компании

Для осуществления оценки применяемой стратегии, прежде всего, следует понять, какой же стратегии придерживается сама организация: низко ценового лидерства, отличий от соперников, фокусировки на узких группах потребителей или маркетинговых нишахЗЗ.

Следствия ситуационного анализа в дальнейшем используются при построении планов маркетинга и стратегических планов.

В заключении хотелось бы добавить, что существует множество модификаций метода SWOT-анализа, например метод разработки и анализ целей. Общезначимость метода SWOT- анализа заключается в том, что его можно применять при работе с ситуациями не только в качестве элемента исследования, но и при разработке ситуации в качестве первоначально структурирующего фактора. К сожалению, большинство организаций, используя методику SWOT - анализа, редко доводят исследования по ней до логического завершения, не вникая в анализ деталей маркетинга.

Использованные источники:

1. Волкова И.А. Выбор стратегии технологического развития организации: методология ресурсно-целевого подхода // Дискуссия. 2012. № 7. С. 30-35.

2. Гвозденко А. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях. //Маркетинг и маркетинговые

33Волкова И.А. Выбор стратегии технологического развития организации: методология ресурсно -целевого подхода // Дискуссия. 2012. № 7. С. 30-35

исследования, 2012, № 2, с. 45 - 47 .

3. Козлова О.А. Внешние факторы, определяющие кадровую политику компаний в будущем // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-1. С. 180-182.

4. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций. Гриф МО РФ. -М.: Инфра-М, 2014, 371 с.

5. Панкрухин А.П. Краудсорсинг - соблазнительный маркетинговый агрессор: принципы, содержание, технологии/ А.П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2015. - № 1. - С. 3-10.

УДК 338

Иванаева О. В. старший преподаватель кафедра экономики и финансов Институт экономики и управления Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Миколайчук А. А. студент 4-го курса направление подготовки «Экономика»

Россия, г. Ялта ИНФОРМАТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье были рассмотрены пути совершенствования качества предоставляемой информации пользователям финансовой отчетности. Также были рассмотрены основные источники информативности финансовой отчетности. Были также представлены основные требования предъявляемые к финансовой отчетности.

Ключевые слова: информация, финансовая отчетность, пользователь, система, уровень существенности.

Abstract. The article discussed ways of improving the quality of information provided to users of financial statements. It was also considered the main sources of informativeness of financial statements. Also represented were the main requirements to financial statements.

Keywords: information, financial statements, user, system, the level of significance

Введение. Целью формирования финансовой отчетности является отражение финансового результата деятельности организации. С ее помощью пользователи получают необходимую им информацию относительно финансового состояния, реальной стоимости активов и пассивов организации. Финансовая отчетность является публичной, и должна формироваться по принципу достоверности, понятности и информативностидля детального изученияпользователями, и принятия ими инвестиционных или управленческих решений. В связи с этим, совершенствование системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.