да).Как видим, дополнительные затраты на удобр е-ния покр ываются за счет р оста цены на зер но более высокого качества, что обеспечивает рост окупаемости производства на 58,3 %, по сравнению с вар иантом 1 пр и сохранении цен на удобр ения, и на 128,9 % пр и снижении цен.
Таким образом, вопр осы расшир ения внутреннего р ынка минер альных удобрений должны стоять одними из пер вых в списке задач повышения конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства.
Следует признать, что устойчивое развитие аг-р осфер ы является не только фактор ом повышения ее конкур ентоспособности, но несет в себе опр еде-ленные проблемы - от необходимости поиска источников необходимых р есур сов до порой насильственной ломки сложившейся неэффективной ор га-низационной структур ы пр оизводства и, как следствие, социальной напряженности в коллективах р еор ганизующихся пр едпр иятий.
Однако, если преодоление перечисленных и аналогичных им «болезней р оста», в том числе, за счет создания эффективной системы государственного регулирования АПК, будет способствовать достижению таких пер спективных целей экономической политики, как обеспечение устойчивых темпов экономического роста и научно-технического прогресса, повышение конкурентоспособности
продукции на внутреннем и зарубежном рынках, эффективная интеграция в зарубежные хозяйственные связи, - то понесенные издержки, в конечном итоге, будут отвечать стратегическим интересам населения России.
Литература
1. Загайтов И.Б. Основы агр ар ной теор ии (изд. 2-е): учебное пособие / И.Б Загайтов, К.С. Терновых, В.И. Коротченков, А. К. Камалян - 2-е изд. -Вор онеж: Истоки, 2004. - 260 с. - С. 202.
2. «О развитии агр отехнологий и фор мир овании государ ственной технологической политики в сельском хозяйстве» (доклад). - М, ФГНУ «Росинфор -магр отех», 2005. -с.81.
УДК 631/635
АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
АА. Ишунина, (Курская ГСХА)
Успешное осуществление рыночной деятельности организации, района или области в большей степени зависит от способов принятия руководителями упр ав-ленческих решений. Например, управленческие решения могут быть интуитивные, основанные на суждениях, и рациональные [6]. В случае, когда пр облема станда тная, она ешается пос едством анее п иоб-етенного опыта.
Для того, чтобы п инять ешение необходимо у-ководствоваться п огнозами азвития п едп иятия и его возможностями. Посредством экономических п огнозов осуществляется оценка пе спектив азви-тия предприятия. Прогнозы являются основой для плани ования и, следовательно, для п инятия всех видов уп авленческих ешений.
Для оптимизации использования методов п огно-зи ования, их необходимо комбини овать с д угими моделями, о иенти ованными на долгос очную пе -спективу. В качестве пр имер а р ассмотр им этапы р еа-лизации ст атегических ешений в отношении кон-к етного сельскохозяйственного п едп иятия.
Основным этапом построения стратегии любого п едп иятия является исследование с еды уп авле-ния. Здесь возможно использовать методы STEP или SWOT анализов [2].
В таблице 1 р ассмотрены сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности одного из сельскохозяйственных п едп иятий. Данная о ганизация на а-щивает производственные фонды и активно совер-шенствует производство. Об этом свидетельствуют ост количества постоянных аботников, техники. Благодаря наличию и непр ер ывному р осту имеющихся фондов азвивается от асль астениеводства и животноводства. Следующим этапом в реализации поставленных задач является оп еделение оптимальной цены производимой продукции. Цена на продукцию должна соответствовать у овню качества п одукции и необходимым затр атам на ее пр оизводство [5].
Возможные последствия р азличных пр иор итетов в подходах к достижению поставленной цели компании представим следующим образом:
1) Выгода покупателя: (ДК/К*Ц- ДЦ) > 0, выгода пр одавца: (ДЦ-ДЗ/З*Ц) > 0;
2) Выгода покупателя: (ДК/К*Ц- ДЦ) > 0, убыток пр одавца: (ДЦ-ДЗ/З*Ц) < 0;
3) Убыток покупателя: (ДК/К*Ц- ДЦ) < 0, выгода пр одавца: (ДЦ-ДЗ/З*Ц) > 0;
4) Убыток покупателя: (ДК/К*Ц- ДЦ) < 0, убыток пр одавца: (ДЦ-ДЗ/З*Ц) < 0.
Ориентировочно цена реализации основных това-ов на ассмат иваемом п едп иятии будет авна: 2900 рублей за 1 т зер на, и 1100 рублей за 1 т сахар -ной свеклы.
Таблица 1 - Ситуационный анализ «SWOT»
Состояние внутренней среды Эффективность составляющих внутр енней ср еды Важность (вес)
Очень сильная Сильная Нейтр аль-ная Слабая Очень слабая Высо- кая Средняя Низкая
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Маркетинг
1. Репутация организации и её пр одуктов. + +
2. Рыночная доля. + +
3. Качество товаров. + +
4. Условия сер виса. + +
5. Пр оизводственные из-дер жки. + +
6. Затраты на распределение. + +
7. Эффективность продвижения. + +
8. Эффективность работы сбыта. + +
Финансы
1. Ур овень пр ибыли. + +
2. Финансовая стабильность. + +
Производство
1. Ур овень НИОКР. + +
2. Возможность своевременных поставок. + +
3. Состояние пр оизводст-венных фондов. + +
4. Резервы производственных мощностей. + +
5. Использование совр е-менных технологий. + +
Ор ганизация и кадр ы
1. Квалификация руководства. + +
2. Квалификация пер сона-ла. + +
3. Рациональность асп е-деления пр ав и ответственности. + +
Т етий этап - асчет эффективности от внед ения ст атегического уп авления:
Ээф = Вр + Эу - Зпр - Н - Кр - Зо - Зм,
где Вр — выручка от реализации продукции (услуг);
Эу - экономия средств за счет эффективного упр ав-ления;
Зп - изде жки п оизводства;
Н — налоги;
К — п оцент за к едит;
Зо — затр аты на обр азование;
Зм - затр аты на мар кетинг.
Ээф = Вр + Эу - Зпр - Н - Кр - Зо - Зм = 15369.00 + 30.00* - 13854.00 - 0,70-5.00*-2.00* = 1537,30 тыс. руб.
*Эу, Зо и Зм - были р ассчитаны самостоятельно исходя из еальных возможных зат ат на об азование и ма кетинг, и соответствующего дополнительного дохода от плани уемых ме оп иятий.
Фор мула «Ээф = Вр + Эу - Зпр - Н - Кр - Зо - Зм» является пе е аботанным ва иантом методики, изложенной в [4]. Здесь отдельно выделены затраты на об-азование, повышение квалификации аботников и маркетинг, что является неотъемлемой частью стратегического упр авления. Безусловно, обоснованное увеличение затр ат на обр азование сотрудников и маркетинг, п иведут к большему эффекту, особенно относительно к упных п едп иятий. Разг аничение статей затр ат позволят просчитать их процентное соотношение.
На четвертом этапе необходимо спрогнозировать езультаты деятельности п едп иятия в будущем, исходя из имеющихся р есур сов. Или можно сфор мулир о-вать цель на перспективу, и, отталкиваясь от данных желаемого езультата, п осчитать свои действия в ближайшие годы. Основными показателями, ха акте-изующими интенсивность динамики за п едшест-вующие годы, являются: с еднегодовой абсолютный
прирост (А); среднегодовой темп роста (Т); среднегодовой темп пр ир оста (Т-1); среднее абсолютное значение 1% прироста (А); коэффициент опер ежения (Ко).
Рассчитаем показатель п ибыли ассмат иваемого п едп иятия в 2010 г. В 2003 г. чистая п ибыль п ед-п иятия составила 2403,000 тыс. ублей, с едняя стоимость основных с едств - 4157,000 тыс. ублей. Показатели 2005 года: 661,000 и 11025,000 тыс. рублей соответственно.
В среднем за год показатели изменились следующим об азом:
А1 = (661,000-2403,000)/2 = - 871,000 тыс. рублей А2 = (11025,000-4157,000)/2 = 3434,000 тыс. рублей Т1 = 9(661,000/2403,000) = 0,524 (52,4 %)
Т2 = 9(11025,000/4157,000) = 1,629 (162,9 %)
Т1 - 1 = -0,476 Т2 -1 = 0,629 А1 = - 871,000 /- 0,476 = - 414,596 тыс. рублей А1 = 3434,000/0,629 = 5459,459 тыс. ублей Ко = 0,524 /1,629 = 0,322 (32,2%)
Полученные езультаты показывают, что п ибыль п едп иятия в течение последних лет уменьшалась в среднем на 871,000 тыс. рублей ежегодно. Основной капитал, нап отив, ежегодно увеличивался на 3434,000 тыс. ублей. Коэффициент опе ежения демонст и ует интенсивный п и ост основных с едств и сок ащение п ибыли на п едп иятии. Следовательно, налицо недостаточная эффективность использования основных средств. Учитывая, что предприятие было организовано в 2003 г., можно сделать вывод, что, целью на ащи-вания основных с едств в этой о ганизации являлось увеличение объемов п оизводства в пе спективе.
Согласно методу экст аполяции, тенденции п о-шлых лет асп ост аняются на п едстоящие годы. В п оцессе п огнози ования можно использовать метод экст аполяции тенденций на основе показателей с ед-негодового абсолютного п и оста или с еднегодового темпа оста [1]. Исходя из гипотезы о том, что в течение ближайших пяти лет сох анятся неизменные темпы оста чистой п ибыли и основного капитала п ед-пр иятия, необходимо применить следующий алгор итм: Уп+1 = уп*Т.
У2006 = 661,000*0,524 = 346,364 тыс. рублей.
У2007 = 346,364 *0,524 = 181,495 тыс. рублей. У2008 = 181,495 *0,524 = 95,103 тыс. рублей.
У2010 = 26,113 тыс. рублей.
Разме основного капитала воз астет и составит: У2006 = 11025,000*1,629 = 17959,725 тыс. рублей. У2007 = 17959,725 * 1,629 = 29256,392 тыс. рублей. У2008 = 29256,392 *1,629 = 47658,662 тыс. рублей. У2010 = 126468,970 тыс. рублей.
Итак, в 2010 г. предпр иятие получит пр ибыль в объеме 26,113 тыс. рублей и может довести р азмер основного капитала до 126468,970 тыс. рублей.
В процессе стратегического упр авления необходимо п едставить оптимальную ситуацию для о ганиза-ции в будущем и на основании сфо мули ованной стр атегии спланировать свои действия в р ассматривае-мом п омежутке в емени. Поэтому выбе ем конечное значение п ибыли и, не меняя остальных условий, ас-считаем (по формуле Т = п-19(уп/у1)) каким должен быть ср еднегодовой темп роста.
Нап име , в 2021 г. заплани уем п ибыль в азме е 1500000,000 тыс. рублей. Следовательно, Т = 169(1500000,000/661,000) = 1,621 (162,1 %). Если пред-п иятие будет в состоянии подде живать такой темп оста, возможно, п огнози овать на будущий пе иод. К оме этого, уточним п ибыль, кото ую сможем получить в п омежуточные годы.
У2010 = 7394,640 тыс. ублей.
У2015 = 82724,202 тыс. рублей.
У2021 = 1500000,000 тыс. рублей.
Пятый этап - это реализация выбранной стратегии. Хорошо и последовательно осуществленный план, даже если он технически несове шенен, оказывает более мощное воздействие, чем самый сове шенный план, который остается только на бумаге [3]. Проанализировав исходные данные, реально определить стратегические нап авления азвития п едп иятия, обозначить значение ключевых показателей и ва ианты их достижения.
Заключительным шестым этапом в данной модели является конт оллинг п оведенных ме оп иятий. Ана-лизи уя полученные езультаты, можно оп еделить степень полученного успеха или вычислить недостатки в реализации поставленных задач. В случае успеха необходимо выявить факторы, позволяющие организации добиваться соответствующих езультатов, и использовать их в перспективе. Если же получен отрицательный езультат, то следует пе есмот еть поставленные задачи и о ганизовать аботу таким об азом, чтобы допущенные ошибки не повто ялись в будущем.
П именение вышеп иведенных методов способно увеличить ве оятность достижения заплани ованных езультатов.
Литература
1. Бор одушко И.В., Васильева Э.К. Стр атегиче-ское плани ование и конт олинг. - СПб.: «Пите », 2006.
2. Вестин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: «П оспе ТК Велби»,2004.
3. Гапоненко А.Л. Стр атегическое упр авление: Учебник для студентов вузов. - М.: «Омега-Л», 2004.
4. Ефимова Е. Эффективность менеджмента в АПК региона.// Экономика и упр авление АПК. -2004. - № 2 - С. 72 - 77.
5. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2003.
6. Михненко П.А. Сек еты эффективных бизнес - решений.- М.: «НТ Пр есс», 2007.