Научная статья на тему 'Алгоритм преобразования контраста оттенков в цветовом пространстве Lab'

Алгоритм преобразования контраста оттенков в цветовом пространстве Lab Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТТЕНОК ЦВЕТА / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТТЕНКОВ / КОНТРАСТ ОТТЕНКОВ / УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАСТОМ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / GRAPHIC INFORMATION / ЦВЕТОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА RGB И LAB / COLOR SPACES RGB AND LAB / HUE OF COLOR / TRANSFORMATION OF HUES / CONTRAST OF HUES / MANAGEMENT OF CONTRAST

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гребенюк П. Е., Чмутин А. М., Чуйко В. А.

Представлен анализ инструментов современного программного обеспечения компьютерной графики, позволяющих осуществлять управление оттенками. Рассматривается задача оттеночного контрастирования в цветовом пространстве Lab. Показано, что существующий инструментарий не способен обеспечить системное управление контрастом оттенков в Lab. Для этого цветового пространства предложен и опробован оригинальный алгоритм вариации оттеночного контраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for Hue contrast transformation in the Lab color space

An analysis of modern computer graphics software tools to operate hues is carried out. The problem of hue-contrast transformation in the Lab color space is actualized. It is shown that the existing toolkit is not capable to provide system hue-contrast management in Lab. For this color space, an original algorithm of hue-contrast variation is presented and tested.

Текст научной работы на тему «Алгоритм преобразования контраста оттенков в цветовом пространстве Lab»

УДК 535.6+004.92 DOI: 10.17586/0021-3454-2018-61-1-71-77

АЛГОРИТМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНТРАСТА ОТТЕНКОВ В ЦВЕТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ LAB

П. Е. Гребенюк1, А. М. Чмутин1, В. А. Чуйко2

1 Волгоградский государственный университет, 400062, Волгоград, Россия, E-mail: [email protected] 2Университет ИТМО, 197101, Санкт-Петербург, Россия

Представлен анализ инструментов современного программного обеспечения компьютерной графики, позволяющих осуществлять управление оттенками. Рассматривается задача оттеночного контрастирования в цветовом пространстве Lab. Показано, что существующий инструментарий не способен обеспечить системное управление контрастом оттенков в Lab. Для этого цветового пространства предложен и опробован оригинальный алгоритм вариации оттеночного контраста.

Ключевые слова: оттенок цвета, преобразование оттенков, контраст оттенков, управление контрастом, изобразительная информация, цветовые пространства RGB и Lab

Введение. В сегодняшней лабораторной практике результаты работы приборов, как правило, выводятся на экран компьютера. И это не только числовые данные (для их отображения достаточно простого табло) или их визуализация, но и изображения, которые приходится обрабатывать. В профильной литературе появился даже специальный термин — image conditioning, который иногда конкретизируется — for visual analysis. Оптическая, в частности компьютерная, обработка изображений необходима для корректного восприятия изображения оператором. Таким образом, программные аспекты обработки электронных изображений становятся значимыми для подавляющего большинства — от микроскопических до аэрокосмических — приложений оптического научного приборостроения. Причем перспектива распространения этой тенденции лежит в области производства приборов для промышленного и непромышленного (видеонаблюдение) применения.

Первоочередно в процессе обработки оптимизируется тот или иной контраст. В литературе, к примеру в работе [1], обычно рассматривается только яркостный контраст; для полноты представления имеет смысл учитывать еще и цветовые контрасты [2]: контраст насыщен-ностей и контраст оттенков — эти понятия детализированы в работе [3]. Поскольку контраст — это наиболее устойчивая (в человеческом восприятии) характеристика изобразительной информации, цель всех исследований — это повышение информативности изображений. Для этого могут применяться разные приемы, подчас настолько необычные (как это, например, продемонстрировано в [4]), что для их структурирования недостаточно объема даже обзорной статьи. Поэтому, продолжая тему, начатую работой [3], в настоящей статье ограничимся рассмотрением инструментов управления только контрастом оттенков, имея в виду повышение информативности электронных изображений. Уточним, что под повышением информативности понимается выявление дополнительной информации в результате увеличения контраста выше порога его восприятия глазом, когда человек обретает возможность визуального исследования.

Однако иногда визуальный анализ может быть существенно затруднен, если одновременно с контрастированием оттенков будут возрастать или снижаться прочие перцепционные контрасты (контраст яркостей и контраст насыщенностей). Поэтому здесь и далее под системным оттеночным контрастированием следует понимать специфическую процедуру, при которой исходные значения яркости и насыщенности каждого пиксела изображения сохраняются, т.е. информация, переносимая контрастами яркостей и насыщенностей, не меняется.

Состояние проблемы. Сначала проанализируем современное программное обеспечение (ПО) на наличие оттеночных процедур. Для представительности выборки рассмотрим наиболее широкий спектр программного продукта, производимого как международными корпорациями, так и коллективными и индивидуальными разработчиками (см. таблицу).

Авторство или собственность Название пакета программы, Наличие программного инструмента <Hue> в RGB Mode Возможность управления оттеночным контрастом в RGB Mode Возможность управления

версия, год выпуска оттенком в Lab Mode

ACD Systems ACDSee Pro v. 5.0.110, 2013 + — —

Adobe Systems PhotoShop v. 5.5, 1999 + — +

Adobe Systems PhotoShop CS6 v. 13.0, 2012 + — +

Antonio Da Cruz PhotoFiltre Studio v. 10.4.1, 2010 + — —

ArcSoft ArcSoft PhotoStudio v. 6.0.9.151, 2008 + — —

Autodesk Pixlr Photo Editor on-line, 2013 + — —

BatchConverter Advanced Batch Converter v.7.6, 2013 + — —

Corel CorelDRAW X6 v.16.0.0.707, 2012 + — —

dotPDN LLC Paint.NET v. 3.5.5, 2010 + — —

FastStone Soft FastStone Image Viewer v. 3.5, 2007 + — —

GNU GIMP v. 2.8.0, 2012 + — —

Irfan Skiljan IrfanView v.4.35, 2012 — — —

Mark Tyler mtPaint v. 3.31, 2009 + — —

Microsoft Microsoft Photo Editor v. 3.01, 1998 — — —

Microsoft Office Picture Manager v.14.0.6015.1000 , 2010 + — —

NeWest Software Focus Photoeditor v. 6.5.1, 2012 + — —

Nikon Capture NX2 v.2.3.4, 2009 + — —

Online Media AVS Photo Editor — — —

Technologies v. 2.0.8.128, 2012

Pierre-Emmanuel XnView + — —

Gougelet v. 1.98.7, 2012

Roxio Roxio Photo Suite v. 8, 2010 — — —

Sun Microsystems OpenOffice v. 3.2.0, 2008 — — —

SunlitGreen Software SunlitGreen Photo Editor v.1.4.0, 2010 + — —

Ulead Systems PhotoImpact X3 v. 13.00.0000.0, 2007 + — —

Unified Color HDR PhotoStudio v. 2.12.27.2521, 2009 + — —

На основе приведенных в таблице данных можно констатировать, что в проанализированном ПО средства управления контрастом оттенков отсутствуют. Как следствие, авторами настоящей статьи разработана и анонсирована (см. [3]) оригинальная процедура оттеночного контрастирования.

Постановка задачи. Описанный в работе [3] инструмент контрастирования оттенков оперирует RGB-координатами, что представляет некоторое затруднение: в силу недостатка цветовой координатной системы (ЦКС) RGB при постоянстве насыщенностей невозможно обеспечить сохранение яркости пикселов ни при какой вариации оттенка изображения, в том числе при его оттеночном контрастировании. В то же время этот недостаток отсутствует у ЦКС Lab, в которой цветность изначально отделена от яркости. В этой связи возникает вопрос, почему бы, не используя RGB, сразу не отконтрастировать оттенки (hue) с программным сохранением насыщенности (chroma) в Lab, в которой постоянство яркости цветового локуса уже обеспечено колориметрически? Тем более (см. таблицу), что в самых популярных пакетах графического ПО возможность управления оттенком в цветовом пространстве Lab предусмотрена. Разрешению этого вопроса и посвящена настоящая статья. Отсюда вытекает формулировка ее задачи — исследовать возможность системного контрастирования оттенков в Lab.

Теоретическое обоснование. Исходя из того, что Lab и Lch идентичны — это одни и те же цвета, выраженные в цилиндрических и декартовых координатах [5], изложим принципы оттеночного контрастирования в ЦКС Lch.

Задача состоит в том, чтобы для каждого пиксела изображения, зная исходные цветовые координаты a и b, выразить новые a' и b' через требуемый оттенок hue' (h1), полагая chroma '=chroma (c'=c=const) параметром. Решим относительно результирующих цветовых координат a' и b' следующую систему уравнений:

h' = arctg(b ' / a');

с2 = (a')2 + (b')2 Г (1)

где h' задается тем или иным (одинаково — сдвигом, пропорционально или нелинейно) способом как функция исходного оттенка h и опорной точки h0 — оттенка, относительно которого требуется изменять оттеночный контраст остальных пикселов.

В общем случае решение системы уравнений (1) будет иметь следующий вид:

а ' = ±с cos (f(h; ho));! (2)

b' = ±сsin(f (h;ho)), J ^

где f(h; h0) — функция контрастирования, определяющая закон изменения оттенка и, как следствие, оттеночного контраста.

Полученное решение перспективно для анализа, так как инструмент, однозначно преобразующий a (b) в a' (b'), в программе Photoshop есть — это <Curves>. Исследуем систему (2). Рассмотрим частный случай, когда одноименные координаты пикселов равны: a1=a2, следовательно,

clcos( f (hi;ho)) = с2 cos( f (h2;ho)) (3)

(здесь выбор положительных значений указывает лишь на то, что оттенки 1-го и 2-го пикселов лежат в I квадранте диаграммы цветностей). У полноцветной палитры — охват Lab в Photoshop составляет 100x256x256=6553600 цветов — подобных пикселов будет менее 0,5 %.

При контрастировании оттенков, лежащих по одну сторону от опорной точки, соответствующее уравнение из (2) имеет вид

a1 = с cos (f (h1; /щ)) = с cos (f (h + dh; h)), (4)

в противном случае — вид

a2 = с2cos (f (h2; h0)) = c2cos (f (h2 - dh; h0)). (5)

В силу однозначности <Curves>-npeo6pa30BaHra правомерно записать, что в результате оттеночного контрастирования a1'=a2' или, в соответствии с (4) и (5),

c1 cos(/(h + dh;h^)) = c2 cos( f (h2 -dh;h^)) . (6)

Сопоставляя (3) и (6), легко убедиться, что одновременное выполнение обоих выражений возможно лишь при dh=0. Это значит, что к определенной доле пикселов изображения применить инструмент <Curves> с целью системного контрастирования оттенков категорически невозможно, так как при любом сдвиге равных цветовых координат оттенки 1/2 этой доли пикселов будут изменяться неверным образом.

Программные средства. На основании исследованного частного случая рассмотрим работу инструмента <Curves> в самом общем случае. На рис. 1: а — I квадрант круговой диаграммы результирующих цветностей, б — окно инструмента <Curves>, линейно управляющего a-координатой, в — I квадрант круговой диаграммы исходных цветностей.

Рис. 1

Установим опорную точку в середине интервала между двумя контрастирующими оттенками h1 и h2. Для увеличения их контраста Ah=|h2—hi| наибольшие из управляемых инструментом <Curves> a-координат должны только увеличиваться, а наименьшие — только уменьшаться. В том числе для всех оттенков в заштрихованном треугольнике a-координаты должны уменьшаться. Однако при полноцветном изображении в этом треугольнике обязательно будут присутствовать и такие оттенки (их значение chroma не так велико, как на рис. 1), которые для увеличения оттеночного контраста Ah должны, наоборот, увеличивать a-координату, в противном случае неизбежен паразитный оттеночный сдвиг при любом линейном или нелинейном законе, воспроизводимом инструментом <Curves>. При таком сдвиге искажается уже другая доля цветового охвата, намного превышающая указанные выше 0,5 %. Аналогичный вывод следует и для II, III, IV квадрантов, и для цветовой координаты b.

Резюмируя вышеизложенное, правомерно утверждать невозможность системного управления контрастами оттенков в цветовом пространстве Lab инструментом <Curves>. А при интуитивном управлении [6] невозможно гарантировать отсутствие артефактов обработки, вполне допустимых в задаче синтеза изображений, но совершенно неприемлемых в задаче анализа. Для системного контрастирования оттенков нужно использовать иной программный инструмент.

Новый алгоритм и его апробация. Принцип действия предлагаемого алгоритма изложим на примере обработки данных натурного эксперимента, описанного в работе [3]. Два лазерных пятна (=633 нм и Х=650 нм) охарактеризуем усредненными по полю оттенками #633(R=255, G=0, B=6), #65o(R=255, G=0, B=37); насыщенностями ¿6зз=100 %, ¿650=100 % и яркостями V633=70, V650=92, что соответствует исходным значениям цветовых координат R633=75; R65o=94, G633=0; G65o=0 и B633=2; B65o=14.

Повысим контраст спекл-картин, но пользоваться для этого будем уже не Hue и Saturation, как в [3], а hue и chroma. Предлагаемый алгоритм оттеночного контрастирования в Lab базируется на последовательном выполнении нижеперечисляемых операций.

1. Пересчет исходных значений sRGB цветовых координат в исходные значения XYZ цветовых координат по формулам IEC 61966-2-1 [7]. В рассматриваемом примере X633=0,02920, X65o=0,04651, 7633=0,0 1 5 03, Y65o=0,02389 и Z633=0,00242, Z65o=0,00615.

2. Пересчет исходных значений XYZ цветовых координат в исходные значения Lab цветовых координат по формулам [8] без поправок; производится при стандартном излучателе D65, что соответствует требованиям ISO 3664:2000 к мониторам, предназначенным для просмотра и редактирования цифровых изображений [9]. В рассматриваемом примере L633=13, L650=17, a633=33, a650=39 и b633=23, b650=22.

3. Пересчет исходных значений a и b цветовых координат в исходные значения h и c цветовых координат по формулам (1). В рассматриваемом примере h633=35,0o, h650=29,5° и С633=40,5, C65o=44,7.

4. Выбор опорного h0 и противоположного h^, оттенков. В рассматриваемом примере ho=32,2° и h^=212,2°.

5. Вычисление результирующих значений hi' оттенков на основе решения уравнения

I Кр - h'i Н^тр - hi |/M .

В рассматриваемом примере коэффициент контрастирования M=2; h633'=123,6°, h650'=300,9°.

6. Вычисление результирующих значений a' и b' цветовых координат на основе решения системы уравнений (2). В рассматриваемом примере a633'=-22, a650'=23 и b633'=34, b650'=-38.

Результаты оттеночного контрастирования в RGB по сравнению с Lab иллюстрирует

рис. 2.

й«,'=123

H

3=35,0

hfi50=29,5

hfi5o'=300,9°

Рис. 2

Сопоставляя левую диаграмму с правой, можно заключить следующее. В целом, алгоритм, разработанный ранее [3] для цветового пространства RGB и модифицированный под цветовое пространство Lab, работоспособен, результаты апробации вполне сопоставимы.

Некоторая разница в положении протестированных точек слева и справа на рис. 2 является следствием различия определений оттенка (Hue) в RGB и оттенка (hue) в Lab и соответственно различия шкал: H и h отнюдь не идентичны — они всего лишь корреляты [9] (по этой же причине, кстати, на левой диаграмме рис. 2 не были проставлены значения оттенков в градусной мере). Как следствие, сформулируем вывод: в цветовом пространстве Lab производить системное контрастирование оттенков возможно — для такой процедуры предложен и опробован новый программный алгоритм.

Заключение. В перспективе возможно повысить эффективность разработанного алгоритма. Для этого, например, можно подставить в систему уравнений (2) нелинейную функцию fh). Следует отметить функциональную особенность описанного алгоритма. Помимо контрастирования, он позволяет системно выполнять еще одну типовую процедуру программной графики — в частном случае при M=0 (или при fh)=0) осуществляется тонирование изображения оттенком, определяемым выбором опорной точки h0. Исходные значения яркости и насыщенности пикселов при таком тонировании сохраняются. Таким образом, можно, по-видимому, заключить, что поставленная задача решена: с помощью разработанного алгоритма удается системно воздействовать на информативность цифровых изображений в цветовом пространстве Lab. В пользу актуальности такого приложения могут свидетельствовать тематические публикации [10, 11].

Следует отметить, что априори нельзя исключать и возможности ограничений на использование приведенного в статье базового алгоритма. Поскольку RGB и Lab — пространства разные, хотя бы по своему цветовому охвату, при использовании нового алгоритма могут возникать неоднозначности в областях, где эти цветовые пространства не пересекаются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прокопенко В. Т., Трофимов В. А., Шарок Л. П. Психология зрительного восприятия. СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. 73 с.

2. Гребенюк П. Е., Чмутин А. М. Оттеночный сдвиг и яркостный контраст: парадоксы Photoshop // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. 9 с. [Электронный ресурс]: <http://www.web.snauka.ru/issues/ 2016/08/70870>.

3. Андронова Н. Е., Гребенюк П. Е., Чмутин А. М. Алгоритм и программная реализация управления оттеночным контрастом цифровых изображений // Инженерный вестник Дона. 2016. № 4. 14 с. [Электронный ресурс]: <http ://www. ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3783>.

4. Chmutin A. M., Rvacheva O. V. Virtual-optic technology for manuscript expertise // Proc. SPIE. 2007. Vol. 6594. P. 65941I.1—65941I.8.

5. Фисенко В. Т., Фисенко Т. Ю. Компьютерная обработка и распознавание изображений: Учеб. пособие. СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. 192 с.

6. Reis G. Photoshop CS3 for Forensics Professionals. Indianapolis: Wiley, 2007. 252 p.

7. HuntR. W. G. The Reproduction of Color. Chichester: Wiley, 2004. 887 p.

8. FairchildM. D. Color Appearance Models. Chichester: Wiley, 2005. 385 p.

9. Домасев М. В., Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. СПб: Питер, 2009. 224 с.

10. Алёхин А. А., Горбунова Е. В., Чертов А. Н., Шитов Д. Д. Об описании объектов анализа для оптико-электронных систем цветовой идентификации // Изв. вузов. Приборостроение. 2012. Т. 55, № 12. С. 65—66.

11. Алёхин А. А., Горбунова Е. В., Коротаев В. В., Чертов А. Н. Основные принципы настройки цветовых оптико-электронных систем технического зрения промышленного назначения // Изв. вузов. Приборостроение. 2012. Т. 55, № 4. С. 33—36.

Сведения об авторах

Павел Евгеньевич Гребенюк — аспирант; Волгоградский государственный университет, кафедра

судебной экспертизы; E-mail: [email protected] Алексей Михайлович Чмутин — канд. техн. наук, доцент; Волгоградский государственный универси-

тет, кафедра информационных систем и компьютерного моделирования; E-mail: [email protected] Владимир Анатольевич Чуйко — Университет ИТМО, кафедра лазерных технологий и систем; ст.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватель

Поступила в редакцию 18.09.17 г.

Ссылка для цитирования: Гребенюк П. Е., Чмутин А. М., Чуйко В. А. Алгоритм преобразования контраста оттенков в цветовом пространстве Lab // Изв. вузов. Приборостроение. 2018. Т. 61, № 1. С. 71—77.

ALGORITHM FOR HUE CONTRAST TRANSFORMATION IN THE LAB COLOR SPACE

P. E. Grebenyuk1, A. M. Chmutin1, V. A. Chuiko2

1 Volgograd State University, 400062, Volgograd, Russia, E-mail: [email protected] 2ITMO University, 197101, St. Petersburg, Russia

An analysis of modern computer graphics software tools to operate hues is carried out. The problem of hue-contrast transformation in the Lab color space is actualized. It is shown that the existing toolkit is not capable to provide system hue-contrast management in Lab. For this color space, an original algorithm of hue-contrast variation is presented and tested.

Keywords: hue of color, transformation of hues, contrast of hues, management of contrast, graphic information, color spaces RGB and Lab

Data on authors

Pavel E. Grebenyuk — Post-Graduate Student; Volgograd State University, Department of

Court Expertize; E-mail: [email protected] Alexey M. Chmutin — PhD, Associate Professor; Volgograd State University, Department of

Information Systems and Computer Simulation; E-mail: [email protected] Vladimir A. Chuiko — ITMO University, Department of Laser Systems and Technologies;

Senior Lecturer

For citation: Grebenyuk P. E., Chmutin А. IVI., Chuiko V. А. Algorithm for Hue contrast transformation in the Lab color space. Journal of Instrument Engineering. 2018. Vol. 61, N 1. P. 71—77 (in Russian).

DOI: 10.17586/0021-3454-2018-61-1-71-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.