Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О ТИПАХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ АДЕКВАТНОЙ ОБРАБОТКИ ВЫЗОВОВ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ «112» О ПРОИСШЕСТВИЯХ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ'

АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О ТИПАХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ АДЕКВАТНОЙ ОБРАБОТКИ ВЫЗОВОВ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ «112» О ПРОИСШЕСТВИЯХ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система-112 / электромобиль / происшествие / тип двигателя / пожарная охрана / system-112 / electric vehicle / accident / engine type / fire protection

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В.Л. Грачев

Предложен и обоснован подход, обеспечивающий легитимную и незамедлительную передачу сведений о типах двигателей транспортных средств в региональные системы-112, необходимых для обеспечения эффективного реагирования экстренных оперативных служб на происшествия, связанные со специфическими транспортными средствами (например, работающими на газовом топливе, электромобилями и т.д.), путем заблаговременного размещения указанных сведений, изначально имеющихся в базах данных Государственной автомобильной инспекции МВД России, в хранилище данных государственной информационной системы «Централизованная система сбора информации систем-112» с одновременным обогащением каталожной информацией производителей транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — В.Л. Грачев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ALGORITHM FOR OBTAINING DATA ON ENGINE TYPES FOR ADEQUATE CALL PROCESSING BY A SINGLE NUMBER «112» ABOUT ACCIDENTS WITH VEHICLES

An approach is proposed and justified that ensures the legitimate and immediate transfer of information about the types of vehicle engines to regional systems-112, necessary to ensure the effective response of emergency operational services to incidents related to specific vehicles (for example, those running on gas fuel, electric vehicles, etc.), by placing the specified information in advance, initially available in the databases of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the data warehouse of the state information system "Centralized Information Collection System systems-112" with simultaneous enrichment of catalog information of vehicle manufacturers.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О ТИПАХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ АДЕКВАТНОЙ ОБРАБОТКИ ВЫЗОВОВ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ «112» О ПРОИСШЕСТВИЯХ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ»

АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ О ТИПАХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДЛЯ АДЕКВАТНОЙ ОБРАБОТКИ ВЫЗОВОВ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ «112» О ПРОИСШЕСТВИЯХ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

В.Л. Грачев, старший научный сотрудник

Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-79-82

Аннотация. Предложен и обоснован подход, обеспечивающий легитимную и незамедлительную передачу сведений о типах двигателей транспортных средств в региональные системы-112, необходимых для обеспечения эффективного реагирования экстренных оперативных служб на происшествия, связанные со специфическими транспортными средствами (например, работающими на газовом топливе, электромобилями и т.д.), путем заблаговременного размещения указанных сведений, изначально имеющихся в базах данных Государственной автомобильной инспекции МВД России, в хранилище данных государственной информационной системы «Централизованная система сбора информации систем-112» с одновременным обогащением каталожной информацией производителей транспортных средств.

Ключевые слова: система-112, электромобиль, происшествие, тип двигателя, пожарная охрана.

При реагировании на происшествия, связанные со специфическими транспортными средствами (далее - ТС), такими как работающие на газовом топливе, электромобили, электробусы, бензовозы, автобусы и т.п., экстренным оперативным службам необходимо заранее знать соответствующие особенности происшествия для адекватного и эффективного реагирования. При этом тип ТС обычно сообщается очевидцем при обращении в систему-112 или диспетчерскую службу в первую очередь, в то время как скрытые особенности ТС (например, тип двигателя, коррелирующий с видом используемого топлива / энергоносителя) не сообщаются, более того, очевидец часто не осведомлен и не может быть осведомлен об этой особенности. Однако данные о типе двигателя (например, при возгораниях электромобилей [1]) транспортного средства актуальны как минимум для службы пожарной охраны, при этом в целях качественной подготовки к реагированию необходимо получить их до выезда наряда.

Обсуждение. Автоматически данные о типе двигателя будут переданы при срабатывании устройства вызова экстренных

оперативных служб, установленного на попавшем в происшествие ТС, поскольку в состав информации, передаваемой из Государственной автоматизированной информационной системы (далее - ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» в систему-112 [2], включен параметр vehicle Propulsion Storage Type, определяющий тип энергоносителя ТС. Необходимо отметить некоторую степень неактуальности сведений, имеющихся в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

В случае телефонных вызовов необходим дополнительный опрос заявителя, при этом с учетом ограниченности познаний большинства граждан о типе двигателей конкретных образцов ТС самым подходящим представляется вопрос о государственном регистрационном знаке, по которому из базы данных Государственной автомобильной инспекции МВД России (далее - БД, ГИБДД) может быть получена информация о типе двигателя.

Одним из вариантов получения данных о типе двигателя ТС является автоматическое обращение (сразу после ввода в си-стему-112 государственного регистрационного знака транспортного средства) региональной системы-112 к БД ГИБДД с

дальнейшей передачей информации в диспетчерскую службу. Недостатками подхода «прямой» передачи данных являются:

- отсутствие нормативных правовых оснований для прямого взаимодействия региональных систем-112 и ГИБДД;

- отсутствие финансирования ГИБДД для работ;

- сложность интеграции ГИБДД с 85 региональными системами-112;

- неопределенные надежность информационной системы ГИБДД и задержки в ответе;

- неполнота и/или ошибочность данных ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»;

- невозможность определения истинного варианта сведений в случае расхождения данных ГИБДД и ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Недостатки (риски) такой схемы можно устранить использованием информационной системы (посредника), которая незамедлительно передаст необходимые данные в систему-112, заблаговременно их сверит и актуализирует. В качестве такого посредника может выступить государственная информационная системы «Централизованная система сбора информации систем-112» (ЦССИ-112) [3], реализуемая по заказу МЧС России на базе единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех». Оператором ЦССИ-112 является МЧС России.

Поставщиками данных ЦССИ-112 являются региональные системы-112, потребителями обработанной информации -МЧС России, МВД России, Минобороны России, Росгвардии, ФСБ России, Минтранс России и Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Россий-

ской Федерации, организации, обладающие компетенциями в сфере общественной безопасности, а также региональные системы-112 в части обработанной информации.

Техническая (технологическая) платформа ЦССИ-112 обеспечивает сбор, разветвленные универсальные и специфические обработку и представление данных в зависимости от компетенций и допусков пользователей. В целях развития функциональности предполагается разработать конструктор программных интерфейсов (API) для обеспечения расширения набора взаимодействующих систем - поставщиков информации без изменения программного кода ЦССИ-112. Комплекс модулей обработки данных будет позволять дополнение набора модулей (изменение существующего модуля) без проведения реструктуризации иного программного обеспечения, то есть использование универсального внутреннего программного интерфейса для подключения модулей. При разработке решений по размещению ЦССИ-112 будет обеспечен коэффициент готовности 0,995, время отклика до 3 секунд.

С учетом вышесказанного предлагается рациональный алгоритм передачи сведений о типе двигателя ТС в региональную систему-112 и далее диспетчерским службам, лишенный недостатков «прямой» (без информационной системы - «посредника») передачи данных от источников информации. Алгоритм представлен на рисунке 1 и для погруженных в тематику вопроса исследователей в дополнительных пояснениях не нуждается.

Рис. 1. Алгоритм варианта получения данных о типе двигателя транспортного средства

через ЦССИ-112

сервиса сбора информации региональных систем-112.

Алгоритм программно-технического решения по передаче сведений о типе двигателя транспортного средства в региональные системы-112 и далее диспетчерским службам (силам и средствам, осуществляющим реагирование на происшествие) посредством ЦССИ-112 предложен впервые.

Необходимая нормативно-правовая основа для передачи сведений в ЦССИ-112 как из региональных систем-112, так и из БД ГИБДД в Российской Федерации создана в контексте роли МЧС России как координатора создания, организации функционирования и развития системы-112, роли МВД России как участника координации. Необходимые финансовые и технические ресурсы выделены Минциф-рой России в рамках проекта по созданию

Библиографический список

1. Канонин Ю.Н., Лыщик А.В. Пожарная опасность электромобилей // Бюллетень результатов научных исследований. - 2023. - Вып. 1. - С. 38-51. DOI: 10.20295/2223-99872023-1-38-51.

2. Приказ от 01.10.2015 Минтранса России № 293, МЧС России № 525 «Об утверждении типовой формы соглашения о порядке информационного взаимодействия между оператором Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введена в эксплуатацию система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» // СПС «Консультант плюс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Приказ МЧС России от 13.07.2024 № 481 об утверждении Концепции создания (развития) государственной информационной системы «Централизованная система сбора информации систем-112» и создании государственной информационной системы «Централизованная система сбора информации систем-112» // СПС «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

AN ALGORITHM FOR OBTAINING DATA ON ENGINE TYPES FOR ADEQUATE CALL PROCESSING BY A SINGLE NUMBER «112» ABOUT ACCIDENTS WITH

VEHICLES

V.L. Grachev, Senior Researcher

All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Emercom of Russia (Russia, Moscow)

Abstract. An approach is proposed and justified that ensures the legitimate and immediate transfer of information about the types of vehicle engines to regional systems-112, necessary to ensure the effective response of emergency operational services to incidents related to specific vehicles (for example, those running on gas fuel, electric vehicles, etc.), by placing the specified information in advance, initially available in the databases of the State Automobile Inspection of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in the data warehouse of the state information system "CentralizedInformation Collection System systems-112" with simultaneous enrichment of catalog information of vehicle manufacturers.

Keywords: system-112, electric vehicle, accident, engine type, fire protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.