Научная статья на тему 'Алгоритм планирования контрольных мероприятий в рамках риск-ориентированной модели деятельности Роспотребнадзора'

Алгоритм планирования контрольных мероприятий в рамках риск-ориентированной модели деятельности Роспотребнадзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / РИСК ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PLANNING ALGORITHM / RISK-THE ORIENTED MODEL / HEALTH OF THE POPULATION / RISK OF DAMNIFICATION / CONTROL AND SUPERVISING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Евгеньевна

Внедрение риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора показало, что дифференцированное планирование контрольно-надзорной деятельности, соответствующее классам опасности хозяйствующих субъектов, позволяет повысить результативность и эффективность в части минимизации риска причинения потенциального вреда здоровью населения. Итоговый план проверок, включающий в себя 13,82% хозяйствующих субъектов, подлежащих плановому контролю в 2016 г., позволяет охватить санитарно-эпидемиологическим надзором объекты, формирующие более 95% потенциального риска здоровью населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm for audit planning when using risk based model in Rospotrebnadzor activities

Risk-based model used by Rospotrebnadzor to improve the supervision and control activities has delivered good results and the higher efficiency in minimization of potential health harm by the entities classification according to hazard rating when forming the audit plans. The resulting audit plan including the amount of economic entities about 13,2 % in 2016 have to be under the control permitted to cover with for sanitary and hygienic control the facilities contributing about 95 % to potential health risk.

Текст научной работы на тему «Алгоритм планирования контрольных мероприятий в рамках риск-ориентированной модели деятельности Роспотребнадзора»

Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (6) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2016-60-6-308-311

Организация здравоохранения

© АНДРЕЕВА Е.Е., 2016 УДК 614.3/.4

Андреева Е.Е.

АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия

человека по г. Москве, 129626, г. Москва

Внедрение риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора показало, что дифференцированное планирование контрольно-надзорной деятельности, соответствующее классам опасности хозяйствующих субъектов, позволяет повысить результативность и эффективность в части минимизации риска причинения потенциального вреда здоровью населения. Итоговый план проверок, включающий в себя 13,82% хозяйствующих субъектов, подлежащих плановому контролю в 2016 г., позволяет охватить санитарно-эпидемиологическим надзором объекты, формирующие более 95% потенциального риска здоровью населения.

Ключевые слова: алгоритм планирования; риск-ориентированная модель; здоровье населения; риск причинения вреда; контрольно-надзорная деятельность.

Для цитирования: Андреева Е.Е. Алгоритм планирования контрольных мероприятий в рамках риск-ориентированной модели деятельности Роспотребнадзора. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(6): 308—311. DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0044-197Х-2016-60-6-308-311

Andreeva E.E.

ALGORITHM FOR AUDIT PLANNING WHEN USING RISK BASED MODEL IN ROSPOTREBNADZOR ACTIVITIES

Administration of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Moscow, Moscow, 129626, Russian Federation

Risk-based model used by Rospotrebnadzor to improve the supervision and control activities has delivered good results and the higher efficiency in minimization of potential health harm by the entities classification according to hazard rating when forming the audit plans. The resulting audit plan including the amount of economic entities about 13,2 % in 2016 have to be under the control permitted to cover with for sanitary and hygienic control the facilities contributing about 95 % to potential health risk.

Keywords: planning algorithm; risk-the oriented model; health of the population; risk of damnification; control and supervising activities.

For citation: Andreeva E.E. Algorithm for audit planning when using risk based model in Rospotrebnadzor activities. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (6): 308—311. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2016-60-6-308-311

For correspondence: Elena E. Andreeva, MD, PhD, Director Administration of the Federal

Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare in Moscow, Moscow,

129626, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 30 August 2016

Accepted 13 September 2016

Критически важная задача Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения при одновременном устранении избыточных административных барьеров для деятельности юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Решение этой задачи может быть достигнуто в том числе через внедрение риск-ориентированной модели организа-

ции контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Такая модель включает в себя систему оценки потенциальной опасности объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору и надзору в сфере защиты прав потребителей с учетом критериев риска причинения вреда здоровью человека [1—3]. Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, которая бази-

Для корреспонденции: Андреева Елена Евгеньевна, канд. мед. наук, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве, 129626, г. Москва. E-mail: [email protected]

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (6) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2016-60-6-308-311

Health care organization

Алгоритм планирования контрольных мероприятий в рамках риск-ориентированной модели деятельности службы

Роспотребнадзора по Москве.

руется на гигиенических оценках каждого объекта надзора, при планировании подразумевает приоритетное внимание к объектам чрезвычайно высокого и высокого потенциального риска причинения вреда здоровью населения. При этом лабораторное сопровождение контрольных мероприятий должно быть ориентировано на инструментальные измерения именно тех факторов, которые формируют наибольшие риски для здоровья населения (работников, потребителей услуг и т. п.). Общий алгоритм планирования контрольно-надзорной деятель-

ности в рамках риск-ориентированной модели представляет собой последовательность нескольких этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи (см. рисунок).

Апробация предложенного алгоритма проведена при планировании контрольно-надзорных мероприятий в Москве. Анализ данных реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, позволил сформировать полный перечень хозяйствующих субъектов,

Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (6)

310_DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2016-60-6-308-311

Организация здравоохранения

Таблица 1

Хозяйствующие субъекты, подлежащие плановому санитарно-эпидемиологическому надзору в 2016 г.

Показатель Класс субъекта надзора Всего

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Количество субъектов надзора, подлежащих плановой проверке в 2016 г. 643 1944 3178 2745 1862 0 10372

Распределение субъектов надзора по классам, % 6,20 18,74 30,64 26,47 17,95 0,00 100,00

на которых потенциально возможно проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий. Он включал 10 372 хозяйствующих субъекта, подлежащих контрольно-надзорной деятельности в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Из них доля субъектов чрезвычайно высокого риска для здоровья составляет 6,2%, субъектов высокого ри-

ска — 18,74%, доля объектов значительного риска превышает 30%, доля объектов среднего и умеренного риска составляет порядка 44% (табл. 1). Субъекты низкого риска для здоровья населения выведены из-под планового санитарно-эпидемиологического надзора.

Установлено, что среди субъектов надзора, подлежащих плановой проверке в 2016 г., субъекты чрезвычайно

Таблица 2

Годовой фонд рабочего времени специалистов Роспотребнадзора в Москве в 2015 г.

Штатная чис- Фонд годового рабочего времени (трудозатраты в часах) Трудозатраты в среднем на одну проверку, ч

Подразделение ленность (без обеспечивающих специ- всего из них на кон-трольно-надзор-ные мероприятия в том числе на плановые мероприятия

алистов) 50% общих трудозатрат 30% трудозатрат на КНД

Отдел надзора по гигиене питания 22 43 362 21 681 15 176,7 164,3

Отдел надзора по коммунальной гигиене 5 22 43 362 13 008,6 3 902,6 203,3

Отдел защиты прав потребителей 22 43 362 8 672,4 2 601,7

Отдел надзора на транспорте 5 19 37 449 11 234,7 3 370,4 200

Отдел надзора по гигиене труда 14 27 594 11 037,6 3 311,3 143

Отдел эпидемиологического надзора за особо опасными инфекциями и дезинфекционной деятельностью 14 27 594 2 759,4 827,8

Отдел надзора за ЛПУ 12 23 652 11 826 3 547,8 125

Отдел надзора по гигиене детей и подростков 10 19 710 7 884 2 365,2 140

Центральный ТО 73 143 883 71 941,5 21 582,50

Южный ТО 71 139 941 69 970,5 20 991,20

Юго Восточный ТО 63 124 173 62 086,5 18 626,00

Западный ТО 60 118 260 59 130 17 739,00

Северо-Восточный ТО 59 116 289 58 144,5 17 443,40

Восточный ТО 58 114 318 57 159 17 147,70

Юго-Западный ТО 57 112 347 56 173,5 16 852,10

Северный ТО 51 100 521 50 260,5 15 078,20

Северо-Западный ТО 36 70 956 35 478 10 643,40

Шереметьево 3 5 913 2 365,2 709,6

Внуково 3 5 913 2 365,2 709,6

ТиНАО 22 43 362 21 681 6 504,30

Зеленоград ТО 20 39 420 19 710 5 913,00

Сколково 6 11 826 5 913 1 773,90

Всего... 717 1 413 207 660 482,1 206 817 106

Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (6) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197X-2016-60-6-308-311

Health care organization

Таблица 3

Хозяйствующие субъекты, включенные в план контрольно-надзорных мероприятий, с принадлежностью

к классу опасности

Показатель Класс субъекта надзора Всего

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Количество субъектов надзора, потенциально подлежащих плановой проверке в 2016 г. 643 1944 3178 2745 1862 0 10 372

Количество субъектов надзора, включенных в окончательный план контрольно-надзорных мероприятий в 2016 г. 532 877 9 0 0 0 1418

Доля субъектов, включенных в план, среди всех субъектов, подлежащих плановой проверке в текущем году, % 85,07 45,11 0,28 0,00 0 0 13,82

Доля потенциального риска, охваченного контрольно-надзорной деятельностью службы (от суммарного потенциального риска), % 83,63 11,68 0,01 0 0 0 95,31

высокого и высокого риска формируют свыше 98% всех потенциальных рисков для здоровья населения.

Расчет трудозатрат показал, что в 2015 г. годовой фонд рабочего времени специалистов Роспотребнадзора составлял 1 413 207 ч. Из них на контрольно-надзорные мероприятия отводилось 660 482 ч, в том числе 206 817 ч на плановые мероприятия (табл. 2). В среднем на одну проверку затрачивали 106 ч рабочего времени специалистов. Трудовые ресурсы службы позволяют ежегодно совершать 1951 (206 817/106) плановую проверку. В условиях ограниченных трудовых ресурсов службы, согласно алгоритму планирования контрольно-надзорных мероприятий в рамках риск-ориентированной модели деятельности службы, в план контрольно-надзорной деятельности в области санитарно-эпидемиологического благополучия включены 85,07% субъектов чрезвычайно высокого риска (подлежат проверке один раз в полгода), 45,11% субъектов высокого риска и 0,28% субъектов значительного риска (табл. 3).

Итоговый план проверок, включающий 13,82% хозяйствующих субъектов, подлежащих плановой проверке в 2016 г., позволяет охватить санитарно-эпидемиологическим надзором объекты, формирующие более 95% потенциального риска здоровью населения Москвы. При этом субъекты надзора, формирующие низкий риск для здоровья населения, выведены из-под планового санитарно-эпидемиологического надзора.

Расчеты показывают, что действующая модель надзора позволяет сокращать потери здоровья населения, связанные с воздействием среды обитания, а риск-ориентированную модель можно рассматривать как оптимальную на данный период. Текущая модель при проверке каждого объекта один раз в 3 года предотвращала порядка 30% рисков здоровью, а риск-ориентированная модель надзора может предотвратить более 90%. Дифференцированное планирование контрольно-надзорной деятельности, соответствующее классам опасности хозяйствующих субъектов, позволяет повысить результативность и эффективность в части минимизации риска причинения потенциального вреда здоровью населения Москвы.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С., Андреева Е.Е. Концептуальные и методические аспекты повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на основе оценки опасности объекта с позиций риска причинения вреда здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2014; (12): 4-7.

2. Зайцева Н.В., Май И.В., Шур П.З., Кирьянов Д.А. Методические подходы к оценке результативности и экономической эффективности риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора. Анализ риска здоровью. 2014; (1): 4-13.

3. МР 5.1.1.-14. Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Классификация видов деятельности и хозяйствующих субъектов по потенциальному риск причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий: методические рекомендации. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2014.

REFERENCES

1. Zaytseva N.V., May I.V., Kir'yanov D.A., Sboev A.S., Andreeva E.E. Conceptual and methodological aspects of improving the effectiveness of control and supervisory activities on the basis of risk assessment of the object with the risk positions of harm to public health. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; (12): 4-7. (in Russian)

2. Zaytseva N.V., May I.V., Shur P.Z., Kir'yanov D.A. Methodological approaches to assessing the effectiveness and cost-effectiveness of risk-oriented control and supervisory activities of Rospotrebnadzor. Analiz riska zdorov'yu. 2014; (1): 4-13. (in Russian)

3. Guidelines MR 5.1.1. -14. The risk-oriented model of control and supervisory activities in the field of sanitary and epidemiological welfare. Classification of activities and businesses on the potential risk of harm to human health for the organization of the planned supervisory activities: guidelines. Moscow: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare; 2014. (in Russian)

Поступила 30.08.16 Принята в печать 13.09.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.