Научная статья на тему 'Алгоритм обработки данных в задаче идентификации параметров мини-вертолета caliber v90'

Алгоритм обработки данных в задаче идентификации параметров мини-вертолета caliber v90 Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
162
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТ / ВЕРТОЛЕТ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ROBOT / HELICOPTER / IDENTIFICATION / DATA PROCESSING ALGORITHM / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пшихопов Вячеслав Хасанович, Сергеев Николай Евгеньевич, Медведев Михаил Юрьевич, Кульченко Артем Евгеньевич

Приводится постановка задачи идентификации параметров минивертолета в рамках проекта создания роботизированного вертолетного комплекса. Рассматриваются план проведения экспериментального исследования и алгоритмы постобработки данных. Предлагаются алгоритмы оценивания центра масс и сил, и моментов, действующих на вертолет. Также предлагаются методы фильтрации и сглаживания экспериментальных данных. Приводится процедура определения указанных параметров вертолета по результатам экспериментального взлета и посадки вертолета. Проведенный анализ показал необходимость увеличения частоты измерений и фильтрации вибрационных шумов для повышения точности определения параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пшихопов Вячеслав Хасанович, Сергеев Николай Евгеньевич, Медведев Михаил Юрьевич, Кульченко Артем Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH FOR DATA PROCESSING IN THE PROBLEM IDENTIFICATION OF PARAMETERS OF MINI-HELICOPTER CALIBER V

In this paper, we present a problem identification of helicopter parameters for robotics project. Paper presents scenarios of experiments and post-processing approach for data. We describe the approaches for estimation of center of inertia, moments and forces which effect on a helicopter. There are described approaches of filtering and smoothing for experimental data and procedure of helicopter parametric identification, which based on take-off landing mode, as well. Analysis showed what increasing of measurement rate and noise/vibration filtering are needed to improve parametric identification.

Текст научной работы на тему «Алгоритм обработки данных в задаче идентификации параметров мини-вертолета caliber v90»

Verba Gennady Efimovich - Augur Aeronautical Centre; e-mail: info@rosaerosystems.com; 68, Leningradsky avenue, bld. 16, Moscow, 125315, Russia; phone: +74959897425; International Airship Association member; Chairman of the Board.

Shchugarev Sergey Nikolaevich - cand. of eng. sc.; academician Russian Academy of cosmonautics.

Ivchenko Boris Aleksandrovich - cand. of eng. sc.; deputy General director - chief designer -head of the Design Bureau.

Ponomarev Pavel Ardalionovich - cand. of eng. sc.; deputy General director - government relations director.

Talesnikov Mikhail Valentinovich - International Airship Association member; deputy General director - commercial director.

УДК 629.73.015:533.6:519.711.3

B.X. Пшихопов, H.E. Сергеев, М.Ю. Медведев, A.E. Кульченко

АЛГОРИТМ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В ЗАДАЧЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ МИНИ-ВЕРТОЛЕТА CALIBER V90

Приводится постановка задачи идентификации параметров мини-вертолета в рамках проекта создания роботизированного вертолетного комплекса. Рассматриваются тан проведения экспериментального исследования и алгоритмы постобработки данных. Предлагаются алгоритмы оценивания центра масс и сил, и моментов, действующих на .

данных. Приводится процедура определения указанных параметров вертолета по результатам экспериментального взлета и посадки вертолета. Проведенный анализ показал необходимость увеличения частоты измерений и фильтрации вибрационных шумов для повышения точности определения параметров.

Робот; вертолет; идентификация; алгоритмы обработки; экспериментальное ис.

V.Kh. Pshihopov, N.E. Sergeev, M.Y. Medvedev, A.E. Kulchenko

APPROACH FOR DATA PROCESSING IN THE PROBLEM IDENTIFICATION OF PARAMETERS OF MINI-HELICOPTER CALIBER V90

In this paper, we present a problem identification of helicopter parameters for robotics project. Paper presents scenarios of experiments and post-processing approach for data. We describe the approaches for estimation of center of inertia, moments and forces which effect on a helicopter. There are described approaches of filtering and smoothing for experimental data and procedure of helicopter parametric identification, which based on take-off — landing mode, as well. Analysis showed what increasing of measurement rate and noise/vibration filtering are needed to improve parametric identification.

Robot; helicopter; identification; data processing algorithm; experiment.

Введение. Проведение экспериментального исследования является обязательным этапом в создании системы управления роботизированного вертолета. В работах [1-4] были рассмотрены задачи, связанные с теорией вертолета, численным моделированием, некоторыми алгоритмами. Однако для использования системы управления с позиционно-траекторным управлением необходимо иметь корректную математическую модель [7, 9, 11, 12]. В этой связи целью эксперимента является идентификация параметров мини-вертолета. Задачи эксперимента состоят в следующем:

♦ определить неизвестные параметры, входящие в уравнения динамики вертолета;

♦ разработать метод обраб отки данных эксперимента;

♦ провести сравнение теоретических расчетов и результатов обработки экс-

;

♦ проверить аппаратное обеспече ние в реальных условиях полета, выявить

.

В статье рассматривается задача построения алгоритма обработки данных эксперимента. Данные эксперимента представляют собой информационные массивы следующих датчиков:

♦ ультразвуковой дальномер 8ЯР05, который позволяет измерять высоту к, от 0,01 до 5м, с точностью 0,01 м;

♦ энкодер ЛИР119А измеряет и-обороты на валу НВ;

♦ микропроцессорная плата Агёшпо БиетЛапоуе измеряет РРМ сигналы по 6 каналам на выходе приемника радиоуправления, поступающие на вход

;

♦ ИНС КомпаНав-2 позволяет измерять: углы тангажа, крена и рысканья, линейные и угловые скорости вертолета в связанной СК, кажущиеся линейные ускорения в связанной СК, барометрическую высоту и т.д.

Выдвигаются требования к условиям полета из учета типа двигателя минивертолета (ДВС): температура окружающей среды +3 и выше, ровная площадка, ясная погода без осадков, тумана и пр.

Для получения наиболее полного набора данных по базовым режимам полета выполняются следующие упражнения:

♦ взлет-посадка (с разным ускорением);

♦ взлет-висение-посадка (с разным ускорением);

♦ - - - ( );

♦ взлет-полет по прямой - посадка (с разным ускорением);

♦ взлет-полет по П-образной траектории (хвост удерживается) - посадка ( );

♦ взлет-полет по П-образной траектории (хвост поворачивается) - посадка ( );

♦ ( ).

Полностью подготовленный к полету мини-вертолет с бортовой системой измерений приведен на рис. 1.

Рис. 1. Мини-вертолет с бортовой системой измерений в сборе

Обработка данных эксперимента. Рассмотрим алгоритмы обработки экспериментальных данных на примере режима взлет-посадка. Перед тем как приступить к непосредственной обработке данных из общего массива измерений, необходимо выделить интересующий участок. Этот участок может соответствовать нескольким режимам полета либо одному конкретному, например режиму взлета. Эксперимент проводился в условиях низкой температуры, поэтому требовалось дополнительное время на прогрев двигателя вертолета. Предварительная обработка позволяет убрать данные, поступившие во время прогрева. Полет вертолета со. -терпретацию данных измерений (рис. 2).

Рис. 2. Взлет мини-вертолета с полезной нагрузкой на борту

В результате эксперимента получен массив измерений, содержащий время, обороты рулевого винта, углы крена, тангажа и курса, линейные и угловые скорости, линейные ускорения, воздушную скорость, барометрическую высоту, ШИМ-, . РВ приводится в действие посредством ременной тяги. Для перехода к оборотам несущего винта (НВ) или оборотам двигателя, необходимо перемножить обороты РВ на соответствующие передаточные числа: 9,8:1:4,8. Таким образом, формулы для перехода имеют следующий вид:

* =~^~

ДВ 9,8

РВ

(1)

ДВ 9,8

4,8.

Результаты эксперимента показали, что обороты РВ практически не содержат шумов, поэтому дополнительной обработки не требуется. Для остальных данных: углов ориентации вертолета, линейных и угловых скоростей, линейных ускорений, показаний высоты и воздушной скорости применяется фильтрация. Дополнительно применяется метод сглаживающих сплайнов (smooth spline) из инструментария Matlab Curve Fitting Tool (рис. 3).

Рис. 3. Угол тангажа вертолета

* dVx_nabl vs. t

fit

H t *

h ;

: р [ : ..Jlj

1 А М | ^

У у 1-1 : i'Ai

У \ | W

: У

О i % 6 В 10 12- 14 Ш

Рис. 4. Линейное ускорение Ax (k]=6, k2=9).

Для получения линейных и угловых ускорений, соответствующие скорости Vx,Vy,Vz,wx,wy,wz дифференцируются. При этом применяется оценивание с помощью рекуррентного наблюдателя производных (РНП) [5, 6, 8, 10]. Например, для нахождения линейного ускорения Ax (рис. 4) решаются уравнения следующего вида:

= ^ + кл (У -

1 2 1 х 1

* 2 = кі(У - гі);

2 1 х 1

У » * 2 ; (2)

х2

2

к1

к =---------,

2 4

где к1 - задаваемый параметр, начальные значения т1 = 0, ^ = 0.

Аналогично (2) вычисляются оценки остальных ускорений. На основании результатов измерений и оценок ускорений вычисляются оценки сил и моментов, действующих на вертолет и кооорднаты Ц.М. Указанные оценки базируются на уравнениях динамики вертолета:

' * 2 2 ш(Ух + юУ - юУ + о)угт - озгут + озхюуут + сзхюгтт - хтюу - хтюг) = ^;

т(У +азУ -азУ +азхТ - аз гт +аз аз хт +аз аз гт - утаз2 - утаз2) = ^ ;

^ у їх х і г Т х^Т у х Т у іТ ^Т х •/Т г' у’

а - а

(3)

т(Уг + а) У - а)У + азхуТ - азх + азгазххТ + азгазууТ - г^а? - г^ю2 ) = );

(4)

3хОх - (0У -3Юг ) + (3г - Зу )0уЗ - - Зу (3хО* + 3гуОу ) +

+ 3уО +т ( — - —у - УтУх3у + УтУу3х - ТТУхЗ + ТТУЮх ) = Мх ’

3уОу - Зху (Ох + Оу3 ) + (3х - 3г )ОхОг - Зуг° - 3° +

+юх (3хОх + 3 ту3у ) + т —х - —г + —хОу - утУу3х - ТтУуОг + ТтУЮу ) = Му)

3г3г - 3ху (3х2 - 3,2) + (3у - 3. )ОхОу - - 33у - О (3уг3х - 3хг3у ) +

+т —у - —х + —хО - хтУгОх + утУуОг - утУгОу ) = ). где Бх, Бу, - проекции полной силы, в которую входят: внешние силы действующие на вертолет и неизмеряемые внешние возмущения, действующие на вертолет (ветер, влияние метеорологических элементов и явлений); Мх, Му, М7 -моменты сил вертолета; 1х, 1у, 17, - моменты инерции.

В полете т (масса вертолета) меняется во времени, меняются координаты . . . . . Для получения хт,уг,2т, Рх,Ру,РЪ,Мх,Му,М2 решаются две системы линейных , :

А =

X т II X 1 (5)

-т(а2у +т\) т(а>х ту -&>г) т(ту +тХа тг) -1 0 0

т(тг +ауа тх) -т(а_2 +аг2) т(ау тг -тх) 0 -1 0

т(а>г тх -ту) т(ах +тг^ азу) -т(т1 + т2у) 0 0 -1

-т(а? + аз] ) У(, +1) го+1) ' т(ах озу -аг ) х(,+1) уо +1) г0 +1) т(ау +тх аг ) у(+1) х( +1) г0+1) -1 0 0

т(аг + ау азх ) г0+1) у(+1) х0+1) -т(а_2 + аз2 ) хо+1) го+1) т(ау аг -тх ) у(,+1) г0+1) х0+1) 0 -1 0

т(аг азх -ау ) г0+1) х0+1) у('+1) т(тх +аг ау ) х0+1) г('+1) у('+1) -т(а2 + а2 х0+1) у(<+1) 0 0 -1

-т(Ух +°уУг -°гУх) ■ х"

-т(Уу + югУх -юхуг) у,

-т(Уг+°хУу -юуУх) -т(Ух +юу Уг - юг Ух ) х0'+1) у0+1) т('+1) т('+1) х('+1) X = г К Г

- т(У + о У -о У ) у(1+1) г0+1) х(1+1) х(1+1) г(1+1) Гу Г

-т(У +ю У -о У ) г(1+1) х(1+1) у(>+1) у('+1) х(1+1) _ г _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где X - вектор неизвестных.

Для хт, ут, гт производится оценка дисперсии и расчет среднего арифметического. Ниже приведены графики для у, гт. Так, для данного режима дисперсия принимает следующие значения: Бх1 = 0,0327; Бу1 = 0,0060; = 0,0070, среднее

арифметическое Ср.х1 = 0,0053; Ср.у = 0,0033; Ср.г1 = 8,8756е-004.

И ■

J____________________________________________I___________________________________________I___________________________________________I__________________________________________I___________________________________________I__________________________________________I___________________________________________I-

о х а м в м ив мш

а

б

в

Рис. 5. Координаты Ц.М. по оси ОХ(а), ОУ(б), 02(в)

Из графиков (рис. 5) и результатов анализа видно, что математическое ожидание хт, ут , ст близко к нулю, что соответствует действительности. Однако дисперсии оценок велики. Для повышения качества оценивания планируется повышение частоты измерений и дополнительная фильтрация.

Выводы. Создан задел для экспериментального исследования параметров .

борту роботизированного вертолета для идентификации модели и синтеза системы .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кост юков В А., Кульченко АЖ. Моделирование полета одновинтового мини-вертолета по целевой траектории. VI Международная научно-практическая Интернет-

конференция «Спецпроект: анализ научных исследований» 2011. - (тезисы).

2. Кульченко АЖ. «Алгоритмы функционирования автопилота робота-вертолета» // Инженерный Вестник Дона, 2011.

3. Кульченко АЖ. Программно-аппаратный моделирующий комплекс для робота - верто-

// - .

4. Кульченко АЖ., Федоренко РЖ. Структурно-адгоритмическая организация системы

- // -

ния:Материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - С. 135-139.

5. . . //

Мехатроника, автоматизация и управление. - 2006. - № 6. - С. 17-22.

6. Медведев ММ. Структура и алгоритмическое обеспечение нелинейного наблюдателя

// .

науки. - 2008. - № 12 (89). - С. 20-25. '

7. . . -

дах // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. - № 12 (89). - С. 6-20.

8. . ., . . системах. - М.: Физматлит, 2009. - 295 с.

9. . ., . .

аппаратами // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 3 (104). - С. 187-196.

10. Пшихопое В.Х., Медведев ММ. Структурный синтез автопилотов подвижных объектов с оцениванием возмущений // Информационно-измерительные и управляющие системы.

- 2006. - № 1. - С. 103-109.

11. Пших опое В.Х., Медведев ММ., Сиротенко ММ., Носко О.Э., Юрченко Л.С. Проектирование систем управления роботизированных воздухоплавательных комплексов на базе дирижаблей // Известия ТРТУ. - 2006. - № 3 (58). - С. 160-167.

12. . . - . - -рог: ТТИ ЮФУ, 2009. - 183 с.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор РА. Нейдорф.

Пшихопов Вячеслав Хасанович - Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: pshichop@rambler.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371694; кафедра электротехники и мехатро-ники; зав. кафедрой; д.т.н.

Медведев Михаил Юрьевич - e-mail: medv_mihal@rambler.ru; кафедра электротехники и мехатроники; к.т.н., доцент.

Кульченко Артем Евгеньевич - e-mail: liandal@rambler.ru; кафедра электротехники и мехатроники; аспирант; ассистент.

Сергеев Николай Евгеньевич - e-mail: oknok2005@yandex.ru; тел.: 88634312241; учебный военный центр ЮФУ; зам. нач. УВЦ ЮФУ; д.т.н.

Pshixopov Vyacheslav Xasanovich - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: pshichop@rambler.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371694; the department of electrical engineering and mechatronics; department head; dr. of eng. sc.

Medvedev Mixail Yur’evich - e-mail: medv_mihal@rambler.ru; the department of electrical engineering and mechatronics; cand. of eng. sc.; associate professor.

Kulchenko Artem Evgenievich - e-mail: liandal@rambler.ru; the department of electrical engineering and mechatronics; postgraduate student; lecturer.

Sergeev Nicolay Evgenievich - e-mail: psichop @rambler.ru; phone: +78634312241; the millitary educational center; assistant chief; dr. of eng. sc.; assistant chief.

УДК 623.827:001.89 (075.8) (021.5)

..

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВОДНЫХ РОБОТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Рассмотрены вопросы военного применения подводных робототехнтеских систем и комплексов в ряде зарубежных стран. Формулируются главные цели методы ведения боевых действий на море, анализируются стратегические концепции ВМС США и НА ТО. На основе проведенного анализа формулируются зада, , перспективные направления развития подводной техники. Проведенный анализ может использоваться при разработке концепции противодействия ВМС США и НА ТО при ведении боевых действий в мировом океане и в прибрежной акватории.

Военно-морские сипы; автономные необитаемые подводные аппараты; боевые подводные роботы; сетеценрический способ боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.