Научная статья на тему 'Алгоритм научного единства: из истории кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В. И. Вернадского'

Алгоритм научного единства: из истории кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В. И. Вернадского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАВРИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КРЫМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / НАУКА / КУЛЬТУРА / TAVRIDA UNIVERSITY / CRIMEA PEDAGOGICAL INSTITUTE / DEPARTMENT OF RUSSIAN AND FOREIGN LITERATURE / SCIENCE / CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зябрева Галина Александровна

Публикация представляет собой краткий систематизированный очерк истории кафедры русской и зарубежной литературы важнейшей в структуре Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Освещаются этапы становления и развития этого научного подразделения, его современное состояние и творческий потенциал, участие в процессах воспитания и образования нескольких поколений студентов-гуманитариев. Характеризуются личности и научные интересы тех из преподавателей, кто, в разные годы работая на кафедре, реально определял ее совокупный вклад в отечественную филологию и педагогику. В основу очерка положены материалы как опубликованных работ по истории СГУ-ТНУ-КФУ, так и архивные данные, а также воспоминания самого автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF SCIENTIFIC UNITY: FROM THE HISTORY OF THE DEPARTMENT OF RUSSIAN AND FOREIGN LITERATURE V. I. VERNADSKY CRIMEA FEDERAL UNIVERSITY

The publication is a brief, systematic essay on the history of the department of Russian and foreign literature the most important in the structure of the Tavrida Academy of V. I. Vernadsky Crimea Federal University. The stages of formation and development of this scientific subdivision, its current state and creative potential, participation in the processes of upbringing and education of several generations of students in the humanities are covered. Personality and scientific interests of those department teachers, who really determine its cumulative contribution to the domestic philology and pedagogy, are characterized The essay is based on materials from published works about the history of the SSU TNU KFU, archival data and the author's own memories.

Текст научной работы на тему «Алгоритм научного единства: из истории кафедры русской и зарубежной литературы КФУ имени В. И. Вернадского»

КРЫМ В МИРЕ КНИГ И ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 378.4-001.38

АЛГОРИТМ НАУЧНОГО ЕДИНСТВА: ИЗ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КФУ ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО

Зябрева Галина Александровна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь, Республика Крым, РФ) a.ischin@yandex.ru

Публикация представляет собой краткий систематизированный очерк истории кафедры русской и зарубежной литературы — важнейшей в структуре Таврической академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Освещаются этапы становления и развития этого научного подразделения, его современное состояние и творческий потенциал, участие в процессах воспитания и образования нескольких поколений студентов-гуманитариев. Характеризуются личности и научные интересы тех из преподавателей, кто, в разные годы работая на кафедре, реально определял ее совокупный вклад в отечественную филологию и педагогику. В основу очерка положены материалы как опубликованных работ по истории СГУ—ТНУ—КФУ, так и архивные данные, а также воспоминания самого автора.

Ключевые слова: Таврический университет, Крымский педагогический институт, кафедра русской и зарубежной литературы, наука, культура.

Кафедра русской и зарубежной литературы получила свое нынешнее название в 1950 году. Но она является прямой правопреемницей кафедр истории русской литературы и истории западноевропейской литературы, образованных в процессе создания Таврического университета (октябрь 1918 года). С течением времени кафедра обратилась к той научной проблематике, которая разрабатывалась кафедрами клас-© Г. А. Зябрева, 2018

сической (латынь, древнегреческий язык, античная литература) и славянской (фольклор, древнерусская литература) филологии. Несмотря на многочисленные реорганизации университета, факультета и его структур, кафедра русской и зарубежной литературы всегда сохраняла свой профиль. За весь период деятельности она добилась серьезных успехов в научной, методической, педагогической сферах, и основу этих достижений составила творческая целенаправленная работа преподавателей, трудившихся здесь. История кафедры - это история людей, ее представляющих и укрепляющих.

В 1920-е годы лицо кафедры определяли выдающиеся ученые-филологи: классик Алексей Николаевич Деревицкий (1859-1943), зарубежник Александр Александрович Смирнов (1883-1962), русисты Сергей Алексеевич Богуславский (1888-1945) и Арсений Петрович Кадлубовский (1867-1921), компаративист Николай Каллиникович Гудзий (1887-1965). Все они, за исключением А. Н. Деревицкого, по разным причинам проработали в Таврическом университете недолго, однако оставили глубокий след в его истории. Совместными усилиями эти профессора формировали стратегию гуманитарного образования в регионе, боролись за право исследователей формулировать объектив -ные концепции литературного развития и за возможности студентов получать полноценные, а не усеченные знания о литературном искусстве разных эпох и народов.

А. Н. Деревицкий (декан историко-филологического факультета) блестяще читал лекции по классической филологии, истории мировой культуры. А. А. Смирнов новаторски освещал специфику средневековой культуры Испании, работал над трудами по проблемам кельтологии. С. А. Богуславский вел спецкурс по истории древнерусского летописания и курс славяно-русской палеографии. А. П. Кадлубовский занимался изучением древнерусской литературы, творчества А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и других классиков Золотого века отечественной словесности. Профессор Н. К. Гудзий, будущий академик АН УССР (1945 г.), вел занятия по древнерусской литературе, творчеству Л. Н. Толстого. Область его научных интересов - русская и украинская литературы XVIII - начала XX вв., диалог восточнославянских культур, вопросы текстологии, истории филологической науки. Впоследствии за свои научные заслуги Н. К. Гудзий был награжден орденом Ленина.

В 1930-е годы научно-педагогический облик кафедры формировали профессор, член-корреспондент Императорской (Петербургской) академии наук (1916 г.), впоследствии член-корреспондент Академии Наук СССР Евгений Вячеславович Петухов, доценты Петр Митрофано-

вич Михайлов и Леонид Владимирович Жирицкий. Е. В. Петухов опубликовал ряд интереснейших работ по литературе ХУШ-Х1Х столетий, монографию «Древнерусская литература» и по сути положил начало изучению Крымского текста в отечественной литературе (на эту тему в 1927 году им была написана статья «Крым и русская литература (историко-литературный обзор)»). Доцент П. М. Михайлов, руководивший кафедрой в эту пору, много и плодотворно работал в области теории и истории русской литературы XIX века, печатал статьи в Литературной энциклопедии, в частности, «К вопросу об анализе художественного произведения», «Персонаж». Широко известны его исследования о Тургеневе, Слепцове, Гончарове и др. Е. В. Петухов и П. М. Михайлов были не только замечательными учеными, но и талантливыми педагогами. Их лекции пользовались большой популярностью и посещались как студентами-гуманитариями, так и учащимися других факультетов. Содержанию лекций соответствовала их эмоциональная форма. Особое впечатление в этом плане вызывали занятия П. М. Михайлова. Его монологи, адресованные слушателям, были исполнены артистизма, поэтической выразительности. Признанным мастером своего дела был и доцент Л. В. Жирицкий - человек большой души, глубоко эрудированный знаток русской литературы, близко стоявший к школе, учительству и пользовавшийся искренним уважением и любовью педагогов-словесников и студентов.

Судьба этих членов кафедры в годы Великой Отечественной войны сложилась по-разному. Е. В. Петухов по состоянию здоровья не мог эвакуироваться вместе с факультетом и кафедрой и потому оказался в оккупации, которую пережил весьма тяжело. Доцент П. М. Михайлов незадолго до начала военных действий закончил докторскую диссертацию, посвященную творчеству И. А. Гончарова, но защитить ее по понятным причинам не успел. Не успел он и эвакуироваться из Крыма до прихода фашистов. В итоге жизнь его трагически оборвалась: он попал в облаву и вместе с семьей - маленькой дочерью и супругой Ривой - был расстрелян на одиннадцатом километре Феодосийского шоссе под Симферополем. Доцент Л. В. Жирицкий отправился в эвакуацию и после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков продолжил работу на кафедре.

В сентябре 1941 года преподавательский и студенческий коллектив Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе, в том числе и филологического факультета, был эвакуирован сначала в Краснодар, затем в Махачкалу и, наконец, в небольшой районный центр Дагестана Касумкент. В ДАССР сотрудники кафедры продолжали самоот-

верженно трудиться, обучая и воспитывая не только крымских студентов, но и студентов Дагестанского пединститута имени Сулеймана Сталь-ского. Помимо учебной, преподаватели и специализанты кафедры вели большую культурно-просветительскую работу среди местного населения: выступали с политическими информациями и рассказами о русских писателях в госпиталях, участвовали в подготовке Северного Кавказа к обороне от ожидаемого наступления гитлеровской армии -копали противотанковые рвы, устанавливали надолбы, сооружали земляные насыпи. Руководил деятельностью кафедры в это время В. Д. Бомштейн.

После освобождения Крыма и завершения 1943-1944 учебного года в Дагестане Пединститут имени М. В. Фрунзе вернулся из эвакуации. В 1944 году кафедру возглавил член-корреспондент Академии Наук СССР Е. В. Петухов (1863-1948), который руководил ею вплоть до своей кончины. Будучи не только крупным ученым, но и талантливым организатором науки, профессор Петухов серьезно занялся развитием исследовательской работы студентов, возрождением аспирантуры, активизацией научных изысканий членов кафедры. Правда, эта работа проходила в тяжелых условиях послевоенной разрухи, когда необходимо было восстанавливать помещения вуза: учебные корпуса, общежития, библиотеку. До войны при кафедре функционировали два кабинета: русской литературы, а также истории искусств и западноевропейской литературы. Эти кабинеты являлись не только площадками, где студенты после занятий могли знакомиться с художественными текстами и литературно-критическими материалами, но и своего рода лабораториями для проведения актуальных литературоведческих исследований. В послевоенную пору такой возможности у кафедры не было. Тем не менее и теперь научная работа велась последовательно и целенаправленно, в том числе с привлечением студенчества. В это время в пединституте существовало три научных студенческих сообщества, и одно из них -при кафедре литературы. На его заседаниях студенты готовили программы научных конференций, обсуждали предстоящие доклады, редактировали работы друг друга. Интересно проходили и тематические вечера, посвященные памяти выдающихся писателей и поэтов: М. В. Ломоносова, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова, В. В. Маяковского, -организованные совместными усилиями педагогов и учащихся.

В послевоенный период поредевший профессорско-преподавательский состав кафедры русской и зарубежной литературы стал пополняться за счет фронтовиков - выпускников вуза. На кафедру пришли работать Петр Иванович Степанов, Борис Николаевич Перзеке, Всево-

лод Дмитриевич Павличенко, прошедшие всю войну. В кафедральном коллективе заняла достойное место и Белла Борисовна Трахтенберг, окончившая Пединститут в 1941 году и ушедшая на фронт добровольцем. Сначала Белла Борисовна служила в 51 армии, потом находилась в партизанском отряде, где пережила разгром партизанских баз, трудности неустроенного лесного быта. С 1942 года до окончания войны Белла Борисовна, прекрасно знавшая немецкий язык, являлась переводчицей при штабе Черноморского Флота.

Все эти преподаватели пользовались непререкаемым авторитетом среди коллег и студентов. П. И. Степанов защитил диссертацию по творчеству Д. Фурманова и стал читать наиболее ответственный в ряду филологических дисциплин курс русской классической литературы. Манера проведения лекций доцентом Степановым была глубоко индивидуальной. Он излагал материал не торопясь, вовлекая слушателей в процесс осмысления разнородных литературоведческих фактов, делая по ходу действия оригинальные наблюдения и умозаключения. Петра Ивановича Степанова горячо любили не только русские, но и польские студенты, которые в 1970-е - 1980-е годы обучались в нашем вузе. Доцент В. Д. Павличенко защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Н. Г. Чернышевского и продолжал заниматься анализом прозы писателей-демократов. Его лекции с воодушевлением воспринимали студенты-кубинцы, получавшие образование на факультете. Им были близки идейно-нравственные установки социально ориентированной группы авторов. Доцент Павличенко читал курс устного народного творчества, древнерусскую литературу, литературу XVIII века и, обладая искрометным чувством юмора, умело расцвечивал им и лекционные, и практические занятия. Всеволод Дмитриевич свыше 20 лет был деканом и замдекана филологического факультета, организатором трудовых десантов, субботников и воскресников. Все эти мероприятия под его руководством проходили весело, результативно, в соревновательном духе. Борис Николаевич Перзеке, защитивший диссертацию, посвященную К. Треневу, отличался врожденной интеллигентностью, большим тактом, умением уважительно общаться с самыми разными людьми. Он весьма содержательно читал лекции по теории литературы, зарубежной классике, но особенно любил отечественную словесность. Когда Б. Н. Перзеке обращался к темам, наиболее близким ему (например, к творчеству М. А. Шолохова), то по-настоящему преображался. Его монолог приобретал интеллектуальный блеск и афористическую выразительность. Б. Б. Трахтенберг было поручено чтение курса советской литературы. Она являлась глубоким знатоком прозы и поэзии

1930-х годов, писала работы по этой тематике, но особенно трепетно и проникновенно анализировала произведения, посвященные войне. Для работы на кафедре в этот период была приглашена и выпускница факультета Галина Степановна Макаренко, которая начала осваивать проблематику, связанную с творчеством русского советского писателя-академика С. Н. Сергеева-Ценского. Г. С. Макаренко защитила первую в Крыму диссертацию, посвященную этому автору и по сути ввела его наследие в активный научный оборот. На кафедре доцент Г. С. Макаренко читала дисциплины «Введение в литературоведение» и «Русская литература начала XX века».

Проблема преодоления послевоенного «кадрового голода» решалась руководством также с помощью привлечения к преподаванию специалистов со стороны: из ведущих научных центров, других ВУЗов и городов. В Крымский государственный пединститут приезжали новые профессора и доценты, талантливые ассистенты и аспиранты. Именно таким образом оказалась на кафедре русской и зарубежной литературы и Марианна (Мария) Ивановна Новикова (1917-2007), московский ученый, знаток древнегреческого и латинского языков, античной культуры и современной зарубежной литературы. Приехав в Крым, она свыше двадцати лет руководила кафедрой (1950-1972 гг.) и делала это с присущей ей ответственностью.

Доцент М. А. Новикова заботилась о высокой профессиональной компетенции студентов и с этой целью контролировала не только качество учебного процесса, но и развивала связь учащихся с кафедрой. Студенты постоянно приглашались на заседания с отчетами о своей работе, о тех трудностях, с которыми они встречались при освоении той или иной дисциплины, с объяснениями по поводу имеющих задолженностей. Под воздействием Марианны Ивановны активизировалась внеаудиторная работа с обучающимися. Преподаватели после лекций давали им развернутые консультации, проводили коллоквиумы, посещали общежития, налаживали контакты в процессе сельскохозяйственной и педагогической практик.

Особое внимание доцент М. А. Новикова уделяла развитию студенческой науки, поэтому под ее руководством, а также при участии наиболее авторитетных членов кафедры систематически проводились студенческие научные конференции, литературоведческие диспуты и дискуссии, на которых обсуждались наиболее острые проблемы современного литературного процесса.

Марианна Ивановна Новикова была не только талантливым администратором, но и творчески одаренным человеком, членом Союза писателей СССР, Союза театральных деятелей, где выступала как кри-

тик, публицист и прозаик. Поэтому она вовлекала в творчество молодые таланты как из числа филологов, так и нефилологов.

В Крымском пединституте в это время проводились так называемые «концертные четверги», которые, в конечном итоге, переместились на субботы. Это были смотры художественной самодеятельности, в которых активно участвовали и специализанты кафедры русской и зарубежной литературы. Как правило, они выступали с небольшими театрализованными постановками, сценками, пародиями, придуманными с учетом советов Марианны Ивановны. На филологическом факультете кафедрой русского языка проводились «музыкальные вторники», где расширялись представления студенческой аудитории об искусстве музыки, об исполнительской культуре. Марианна Ивановна Новикова стала родоначальницей «литературно-театральных пятниц», которые организовывала и проводила лично, не считаясь со временем и большой затратой сил. На этих «пятницах» происходили встречи с крымскими писателями, обсуждение их произведений, знакомство с героями этих произведений. Замечательно, например, прошли беседы с И. Козловым, М. Глушко, П. Павленко, Б. Серманом и мн. др.

На «пятницы» постоянно приглашались и актеры крымских драматических театров, представители трупп, гастролирующих на полуострове, режиссеры, киносценаристы, но самое главное внимание доцент Новикова уделяла творческим встречам с начинающими поэтами и прозаиками из студенческой среды. С презентацией своих творческих опытов выступали Николай Ярко, Юрий Макеев, Сергей Лукьянов, Сергей Новиков, Евгений Никифоров, Валерий Митрохин, Виктор Зуев и другие. Не будет преувеличением сказать, что общение читателей с начинающими авторами, сопровождавшееся разбором их произведений, во многом определило творческую судьбу каждого. Одни стали профессиональными литераторами: С. Новиков, В. Митрохин, Е. Никифоров, - другие (их было большинство) предпочли педагогическое поприще, где был востребован приобретенный каждым художнический опыт. Во многих крымских школах выпускниками кафедры были созданы литературные студии, театральные кружки, семинары молодых критиков. Сама Марианна Ивановна Новикова, завершив свою педагогическую деятельность, также ушла на творческую работу и написала ряд книг, посвященных Кры -му и крымчанам, духовным святыням народов полуострова. Несомненный интерес представляет ее автобиографическая проза: романы «Судьба женщины», «Любовь и монастырь», «Военные дневники».

На посту руководителя кафедры русской и зарубежной литературы доцента М. А. Новикову сменил московский профессор Евгений Павло-

вич Дрягин (1918-1984). Он был совершенно уникален как личность, обладал богатейшей литературоведческой эрудицией, талантом импровизатора. Его лекции по литературе советского периода, по поэзии Серебряного века превращались в поразительный творческий экспромт, исполненный интеллектуальных парадоксов, оригинальных поворотов мысли, живого дыхания литературной реальности. Поистине незабываемыми стали лекции, посвященные А. Толстому, А. Твардовскому, В. Закруткину, В. Распутину, другим писателям-деревенщикам, а также «тихим» лирикам: Н. Рубцову, Н. Тряпкину и др. Серьезному анализу на занятиях Евгения Павловича подвергалась современная гражданская поэзия, в особенности творчество Н. Кузнецова.

Главной сферой научных интересов Евгения Павловича Дрягина было творчество М. А. Шолохова в его проекции на межнациональные литературные связи. Анализ этой проблематики помогал и автору, и учащимся уяснять первостепенную значимость русской литературы в судьбах искусства слова в целом, конкретизировать ее роль в развитии многонациональной советской литературы. А изучение творческих контактов разных народов тонко, ненавязчиво воспитывало эстетические идеалы студенчества, его патриотизм, уважение к культуре сограждан. Именно благодаря усилиям заведующего кафедрой в учебный план филологического факультета Симферопольского университета был введен курс литературы народов СССР. Вследствие этого работать на кафедре Евгений Павлович пригласил специалистов, компетентных в данной области. В их числе наиболее интересным был доцент Н. А. Коб-зев, знаток русско-молдавского литературного диалога. Сам Евгений Павлович разрабатывал проблему влияния русской советской классики на казахскую и киргизскую литературы. Б. Б. Трахтенберг была поручена подготовка курса литературы народов Прибалтики, который она и читала со свойственным ей академизмом.

Благодаря руководству Е. П. Дрягина заметно оживилась научная деятельность кафедры. Профессор Дрягин возобновил работу аспирантуры, куда был принят рад выпускников Симферопольского университета, обладавших значительным научным потенциалом. В числе первых аспирантов Дрягина были Г. А. Зябрева, Р. М. Горюнова, Л. М. Борисова, Л. А. Орехова. Они же пополнили состав преподавателей кафедры, поскольку та явно нуждалась в смене поколений. Не имея возможности расширять штатное расписание, Е. П. Дрягин выделял перспективных студентов, которым давал и другую работу на кафедре. Нынеш-

ний заведующий, профессор С. О. Курьянов, начинал свой трудовой путь лаборантом и прошел под руководством профессора Е. П. Дря-гина добротную научную и административную школу. Кандидатскую диссертацию С. О. Курьянов защитил после прохождения аспирантуры при Киевском университете, куда был рекомендован Евгением Павловичем. Туда же Е. П. Дрягин направил учиться выпускницу факультета А. В. Науменко, которая ныне, как и С. О. Курьянов, является доктором наук, работает в Москве.

Евгений Павлович Дрягин был серьезно озабочен развитием студенческой науки. Благодаря ему на филологическом факультете впервые стали защищаться курсовые сочинения студентов, а затем - их дипломные проекты. Процедура защиты курсовых работ, по сути, превращалась в полезный научный семинар, своего рода мастер-класс как для «курсовиков», так и для их руководителей, особенно молодых. Профессор Дрягин побуждал доказывать правомерность каждой анализируемой темы; структуры, предложенной в работе; системы приведенных доказательств. Поэтому защита самостоятельно проведенного научного исследования из рутины превращалась в настоящий творческий процесс.

На новый уровень было поднято и качество научной работы преподавателей. Е. П. Дрягин видел перспективные тенденции в развитии литературоведческой науки и поэтому предлагал для осмысления самую современную исследовательскую проблематику. В результате доцент Н. А. Кобзев обратился к поэзии Серебряного века, ассистент Г. А. Зябрева - к прозе этого периода, ассистент Л. М. Борисова - к традициям русской классической драмы в драматургии советской. По совету заведующего, Л. А. Орехова приступила к изучению лирического дискурса отечественного эпоса, а Р. А. Горюнова - произведений многонациональной советской литературы, посвященных проблеме войны. Продолжалось исследование творчества классика отечественной словесности крымчанина С. Н. Сергеева-Ценского, а также крымского Николая Островского - Н. З. Бирюкова. Ими занимались приглашенные Е. П. Дрягиным на кафедру доценты Ф. В. Путнин, Л. И. Чернявская, Н. А. Соловьева. В эту пору на базе кафедры был проведен ряд Всесоюзных научных конференций.

Без всякого сомнения, можно утверждать, что импульс, данный Е. П. Дрягиным развитию кафедры русской и зарубежной литературы, определил ее будущее по меньшей мере на два десятилетия.

С 1984 года должность заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы стал исполнять доцент Владимир Павлович Каза-рин, который незадолго до этого был принят на работу в Симферопольский государственный университет. В 1980-е - 1990-е годы В. П. Каза-рин креативно развивал традиции, заложенные Е. П. Дрягиным. Во-первых, он укрепил работу с музеями, и не только с литературными (Музей С. Н. Сергеева-Ценского, Дом-музей М. А. Волошина, Музей А. С. Грина, Музей И. С. Шмелева, Пушкинский музей в Гурзуфе и др.), но и с художественными (Музей им. М. П. Крошицкого, Картинная галерея им. И. К. Айвазовского и др.), а также с научными центрами, работающими при Воронцовском и Ливадийском дворцах, при Севастопольской панораме и диораме.

Во-вторых, кафедра под руководством Казарина явилась организатором целого ряда международных, республиканских и региональных конференций. Ключевыми из них стали Форум русистов (на который систематически съезжались слависты Украины, России, Беларуси и дальнего зарубежья), симпозиум «Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст» (в его рамках работали Пушкинские, Гоголевские, Горьковские, Бунинские, Шмелевские и др. чтения), Конгресс исследователей и преподавателей зарубежной литературы. В-третьих, были созданы дополнительные возможности для публикации трудов русистов, проживающих в Крыму и республиках СНГ. Прошли регистрацию в качестве специализированных литературоведческих изданий ВАК Украины такие журналы, издаваемые кафедрой, как «Вопросы русской литературы» и «Крымский Архив».

В эту пору на кафедре произошли серьезные кадровые изменения. Профессорско-преподавательский состав пополнили профессор Виктор Петрович Мещеряков (1936-2011), исследователь русской литературы первой трети XIX века, творчества Д. В. Григоровича, А. С. Грибоедова, автор «Словаря литературных персонажей», и профессор Марина Алексеевна Новикова, исследователь русской, украинской, зарубежной литератур, известный переводовед и критик. Именно они, наряду с другими членами кафедры, определяли ее высокий научный уровень и авторитет среди подобных структурных подразделений Украины и России. К слову заметим, что кафедра русской и зарубежной литературы Таврического национального университета на тот момент осталась единственной на Украине, сохранившей в своем названии слово «русский».

В рамках направления, связанного с литературным процессом XXVIII столетий плодотворно работал доцент Сергей Александрович Лукьянов (1946-2012), который был одним из ведущих медиевистов стра-

ны, оригинальным исследователем и переводчиком «Слова о полку Игореве». Проблемами развития русской литературы XIX века успешно занимались недавние аспиранты, а на тот момент уже кандидаты наук И. В. Александрова (работы по творчеству А. А. Шаховского и русской драматургии), Н. Д. Жукова (работы по творчеству Н. В. Гоголя), А. Д. Терлецкий (работы по творчеству Ф. М. Достоевского). Закономерности литературного процесса рубежа XIX - XX столетий рассматривала доцент Г. А. Зябрева (работы по русскому реализму той поры, по творчеству И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и др.), И. М. Богоявленская (работы по творчеству И. С. Шмелева и феномену «белого Крыма»), И. Г. Киреева (работы по эстетике и поэтике Серебряного века, творчеству М. А. Волошина).

Доцент И. М. Богоявленская (1959-2006) входила в группу комментаторов издания «И. С. Шмелев и О. А. Бредиус-Субботина: Роман в письмах», за что была удостоена премии на конкурсе научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии за 20032004 гг., организованном Коллегией Федеральной архивной службы России. Соавтором И. М. Богоявленской неоднократно выступал В. В. Лавров, также трудившийся в эти годы на кафедре, а затем ставший министром образования АР Крым. Они издали двухтомную антологию поэтических произведений, посвященную крымским страницам Гражданской войны, инициировали открытие ряда памятных досок, отражающих трагические события той поры.

В связи с оптимизацией учебного процесса в коллектив кафедры русской и зарубежной литературы в 1990-е годы органично влились преподаватели факультета романо-германской филологии, ранее работавшие в параллельной структуре. Среди них были выпускники классического отделения филологического факультета Ленинградского государственного университета доценты Л. В. Павленко и Н. Х. Керасиди (читали курсы античной литературы, латинского и древнегреческого языков), доцент В. В. Силин (литература XVII-XVIII веков), германист доцент Е. И. Нечепорук (зарубежная литература XX века), американист профессор А. С. Козлов (история зарубежной критики), молодые на тот момент кандидаты наук С. А. Скороходько и Н. А. Ищенко (зарубежная литература XIX века). Особой популярностью пользовались лекции по литературе Средних веков и Возрождения, блистательно проводимые профессором М. А. Новиковой.

В заслугу В. П. Казарину следует поставить организацию Крымского центра гуманитарных исследований и открытие Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. За время существования Совета (2000-2014 гг.) здесь было рассмотрено около трехсот исследова-

ний. Из сотрудников кафедры и других структурных подразделений ТНУ-КФУ в этом Совете защитили свои кандидатские работы И. В. Остапенко (2001 г.), О. В. Пуреховская (2006 г.), Е. К. Беспалова (2006 г.), М. А. Кустовская (2009 г.), О. Ю. Шум (2009 г.), С. С. Минчик (2010 г.), Л. Н. Икитян (2011 г.), О. В. Корчевская (2011 г.), Ю. С. Скороходько (2012 г.), И. М. Колтухова (2012 г.), Е. Е. Машкова (2012 г.), В. В. Курьянова (2013 г.), М. В. Поник (2014 г.), С. В. Капустина (2014 г.). Важным этапом в кафедральном развитии стало повышение научной квалификации доцентами кафедры и университета, защитившими в этом совете докторские диссертации. Докторами наук стали Л. М. Борисова (2001 г.), Н. П. Иванова (2011 г.), И. В. Александрова (2013 г.), И. В. Остапенко (2013 г.), С. О. Курьянов (2014 г.), Г. М. Темненко (2014 г.) и др.

В результате перехода В. П. Казарина на административную работу в Совмин АРК исполняющим обязанности заведующего стал Николай Алексеевич Кобзев (1936-2008). Он продолжил развивать ту линию в отношениях преподавателей со студентами, которую проложили М. А. Новикова и Е. П. Дрягин. На кафедре систематически работал семинар молодых поэтов, прозаиков, критиков, куда приглашались профессиональные литераторы для разбора творческих опытов одаренных филологов. Весьма частыми были встречи студентов и преподавателей с писателями из Москвы, Петербурга, Киева, Симферополя, Севастополя, Феодосии. Профессор Н. А. Кобзев являлся постоянным редактором журнала «Черное море», членом Крымской организации Союза писателей России, Беларуссии, Украины. К сожалению, безвременная кончина оборвала жизнь талантливого литературоведа, обаятельного человека, уважаемого коллегами и любимого творческой молодежью. В 2008 году в его честь была учреждена литературная премия, которая вручается авторам, работающим в рамках студии, организованной Николаем Алексеевичем. При кафедре русской и зарубежной литературы сегодня активно функционирует Литературная гостиная имени Н. А. Кобзева.

Новый поворот в развитии кафедры произошел в связи с событиями в жизни страны, имевшими место с начала 2010-х годов. К этому моменту на кафедре сложился ряд научных направлений и школ, изучающих русский литературный процесс в историческом и теоретическом аспектах. Продуктивно анализируются пути развития отечественной драматургии (И. В. Александрова), жанровая поэтика советской и постсоветской прозы (Р. М. Горюнова, научный руководитель четырех защищенных аспирантов), творчество Ф. М. Достоевского в его про-

екции на судьбы литературы рубежа XIX - XXI столетий (Г. А. Зябре-ва, имеющая десять защищенных аспирантов), тенденции развития соц-реалистического канона (Л. М. Борисова, руководившая десятью защищенными аспирантами и одним докторантом). Молодые ученые, защитившие свои диссертации в эти годы и ныне ставшие доцентами, продолжают начатые еще в аспирантуре исследования в области дискуссионных проблем грибоедовистики (С. С. Минчик), литературы русского зарубежья (О. В. Корчевская) и современного толстоведения (В. В. Курьянова).

На острие теоретических изысканий кафедры находится проблема Крымского литературного текста как эстетического феномена. Куратором исследующей ее группы аспирантов и преподавателей является С. О. Курьянов. Специфику современного поэтического дискурса изучает И. В. Остапенко (имеет четырех защищенных аспирантов). Творческой индивидуальности писателя в контексте развития современных художественных тенденций посвящен научной поиск Н. П. Ивановой (защитила одного аспиранта). Духовные основы русской классики изучает А. Д. Терлецкий, детскую литературу - Н. Д. Жукова.

Преподаватели-зарубежники занимаются рассмотрением вопросов, связанных с методологией и практикой сравнительно-сопоставительного анализа разнородных литературных фактов, изучением процессов развития современных западноевропейских и американской литератур. Доцент Е. К. Беспалова исследует явление трансатлантизма, Ю. С. Скороходько - неовикторианство в литературе, Н. Х. Керасиди -традиции античности в искусстве разных народов, С. А. Скороходько -картины мира, отраженные в национальных фольклорах, М. А. Новикова - специфику шотландской литературы разных эпох (под ее руководством защищены двадцать пять кандидатских и пять докторских диссертаций).

На кафедре по-прежнему активно функционирует аспирантура, возобновлена работа Специализированного совета по защите докторских диссертаций. Прошли перерегистрацию и вошли в перечень РИНЦ журналы «Вопросы литературы», «Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций», «Крымский Архив».

С 2015 года кафедрой руководит доктор филологических наук Сер -гей Олегович Курьянов.

Три поколения филологов, ныне работающие на кафедре русской и зарубежной литературы, верны традициям Бессмертного кафедрального Полка, куда по праву входят не только Ветераны Великой Отечественной войны, защитившие страну в годину лихолетья, но и те Подвижники науки, кто с момента создания кафедры хранил верность

Великому Русскому Слову: С. А. Богуславский, А. Н. Деревицкий, Н. К. Гудзий, А. П. Кадлубовский, А. А. Смирнов, Е. В. Петухов, Е. П. Дрягин, В. П. Мещеряков, Н. А. Кобзев, П. М. Михайлов, А. В. Жириц-кий, М. А. Новикова, П. С. Степанов, Б. Н. Перзеке, В. Д. Павличенко, Б. Б. Трахтенберг, Г. С. Макаренко, И. М. Богоявленская, И. Г. Кирее-ва, С. А. Лукьянов.

Список литературы

1. Дрягин Евгений Павлович, заведующий кафедрой, доктор филологических наук // Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-21. Оп. 10. Д. 146. 43 л.

2. Загородских Ф. С., Зайцев В. Л., Секиринский С. А. История Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе (1918-1959). Симферополь: Крымиздат, 1960. 127 с.

3. История Таврического университета (1918-2003) / под общ. ред. члена-корреспондента НАН Украины Н. В. Багрова. Киев: Лыбидь, 2003. 247 с.

4. Лавров В. В., Ишин А. В. В. И. Вернадский и Таврический уни -верситет // Крымский Архив. 2000. № 6. С. 182-208.

5. Очерки истории Симферопольского государственного университета (1918 - 1993) / гл. ред. В. Г. Сидякин. Симферополь: Таврида, 1993. 415 с.

6. Профессора Таврического национального университета имени В. И. Вернадского / редколлегия: Н. В. Багров, В. Н. Бержанский, В. В. Лавров. Киев: Лыбидь, 2007. 172 с.

7. Профессорско-преподавательский состав Таврического университета в 1920 году: По материалам Государственного архива Российской Федерации / предисл. и публ. В. В. Лавров // Крымский Архив. 2000. № 6. С. 58-118.

THE ALGORITHM OF SCIENTIFIC UNITY: FROM THE HISTORY OF THE DEPARTMENT OF RUSSIAN AND FOREIGN LITERATURE V. I. VERNADSKY CRIMEA FEDERAL UNIVERSITY

Zyabreva Galina Alexandrovna

PhD, Docent, Associate Professor of Russian and Foreign Literature Department of V. I. Vernadsky Crimea Federal University (Simferopol, Republic of Crimea, Russia) a.ischin@yandex.ru

The publication is a brief, systematic essay on the history of the department of Russian and foreign literature — the most important in the .structure of the Tavrida Academy of V. I. Vernadsky Crimea Federal University. The stages of formation and development of this scientific subdivision, its current state and creative potential, participation in the processes of upbringing and education of several generations of students in the humanities are covered. Personality and scientific interests of those department teachers, who really determine its cumulative contribution to the domestic philology and pedagogy, are characterized The essay is based on materials from published works about the history of the SSU — TNU — KFU, archival data and the author's own memories.

Key words: Tavrida University, Crimea Pedagogical Institute, Department of Russian and Foreign Literature, Science, Culture.

References

1. Dryagin Evgenij Pavlovich. zaveduyushchij kafedroj. doktor filologicheskih nauk [Dryagin Evgeniy Pavlovich. head of the department. doctor of philological sciences] // Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym [State Archives of the Republic of Crimea]. Fond R-21. List 10. File 146. 43 sh.

2. Zagorodskih F. S.. Zajcev V. L.. Sekirinskij S. A. Istoriya Krymskogo pedagogicheskogo instituta imeni M. V. Frunze (1918-1959) [History of M. V. Frunze Crimea Pedagogical Institute (1918-1959)]. Simferopol: Krymizdat. 1960. 127 p.

3. Istoriya Tavricheskogo universiteta (1918-2003) [History of the Taurida University (1918-2003)] / chief ed. N. V. Bagrov. Kiev: Lybid'. 2003. 247 p.

4. Lavrov V. V.. Ishin A. V. V. I. Vernadskij i Tavricheskij universitet [V. I. Vernadsky and Taurian University] // Krymskij Arhiv [The Crimean Archive]. 2000. № 6. P. 182-208.

5. Ocherki istorii Simferopol'skogo gosudarstvennogo universiteta (1918-1993) [Essays on the history of Simferopol State University (1918-1993)] / chief ed. V. G. Sidyakin. Simferopol: Tavrida. 1993. 415 p.

6. Professora Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo [Professors of V. I. Vernadsky Taurida National University] / editorial board: N. V. Bagrov. V. N. Berzhanskij. V. V. Lavrov. Kiev: Lybid'. 2007. 172 p.

7. Professorsko-prepodavatel'skij sostav Tavricheskogo universiteta v 1920 godu: Po materialam Gosudarstvennogo arhiva Rossijskoj Federacii [Teaching staff ofthe Taurida University in 1920: Based on the materials of the State Archives of the Russian Federation] / preface and publish. V. V. Lavrov // Krymskij Arhiv [The Crimean Archive]. 2000. № 6. P. 58-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.