Научная статья на тему 'Алгоритм комплексной оценки качества бытовых электротоваров'

Алгоритм комплексной оценки качества бытовых электротоваров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1033
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКИЕ СТИРАЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотова С. С.

В статье предлагается алгоритм комплексной оценки качества бытовых электротоваров на примере бытовых полуавтоматических стиральных машин, использование которого позволит производителям повысить конкурентоспособность выпускаемых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болотова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм комплексной оценки качества бытовых электротоваров»

УДК 330.123.5

С.С. Болотова,

кандидат технических наук, доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: nauka_oirgteu@mail.ru

АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОТОВАРОВ

В статье предлагается алгоритм комплексной оценки качества бытовых электротоваров на примере бытовых полуавтоматических стиральных машин, использование которого позволит производителям повысить конкурентоспособность выпускаемых товаров.

Ключевые слова: оценка качества, конкурентоспособность,

полуавтоматические стиральные машины.

В связи с высокой долей импортной продукции и вступлением России в ВТО существует необходимость повышения конкурентоспособности отечественных товаров, в т.ч. бытовых электротоваров.

Основной тенденцией на рынке электротоваров является снижение объёма производства отечественных производителей и увеличение доли совместных производителей (в т.ч. «отвёрточное производство»). Используя комплектующие, изготовленные на российских предприятиях, зарубежные фирмы экономят на ввозных пошлинах и логистике, что даёт возможность проводить на российском рынке более агрессивную ценовую политику.

Многие отечественные производители не выдержали такой конкуренции. В результате они вынуждены были либо уйти с рынка, либо работать с зарубежными фирмами на условиях франчайзинга, либо соглашаться на совместное производство. Некоторые российские производители сегодня

используют иностранные комплектующие для сборки отечественных бытовых электротоваров, повышая их конкурентоспособность.

Для повышения конкурентоспособности отечественных электробытовых товаров мы предлагаем алгоритм комплексной оценки качества, рассмотренный на примере бытовых полуавтоматических стиральных машин.

Стиральные машины являются товаром первой необходимости. По уровню потребления в России на 100 домохозяйств они занимают третье место (после телевизоров и холодильников) и составляют около 29% рынка бытовой техники.

За время перехода России к рыночной экономике российские заводы, специализирующиеся на выпуске стиральной техники, к сожалению, не смогли создать конкурентоспособную отечественную модель автоматической стиральной машины. Но российские производители активно занимают рыночную нишу полуавтоматических машин для стирки белья, которые пользуются спросом у населения с невысоким уровнем доходов (на 2011 год около 60%) [6], а также у людей, проживающих в сельской местности (26% российских семей на конец 2011 года), где зачастую нестабильное энергоснабжение, отсутствует централизованное водоснабжение, необходимое для функционирования стиральной машины автоматического типа.

Полуавтоматические стиральные машины (СМП) представляют собой машины, в которых управление отдельными процессами обработки белья и его перекладывание выполняются оператором. Среди машин данного типа на российском рынке преимущественно представлены двухбаковые машины, в которых в одном корпусе соединены бак с активатором для стирки белья и бак с центрифугой для его отжима. Белье из стирального бака в центрифугу перекладывается вручную.

Полагаясь на труды таких авторов, как Г.Г. Азгальдов, Н.Л. Маренков, Г.И. Солод [1, 2, 4, 5] мы выяснили, что установление уровня качества товаров состоит из следующих этапов:

1) установление номенклатуры показателей качества товара;

2) определение коэффициентов весомости;

3) расчёт комплексного обобщённого показателя качества товара;

4) определение уровня качества оцениваемого товара.

Примем это за основу при разработке методики оценки качества СМП [3].

В стандартную номенклатуру показателей качества бытовых электроприборов обычно включают показатели функциональных, эргономических, эстетических свойств, показатели надёжности, безопасности эксплуатации. По нашему мнению, кроме этих показателей в номенклатуру для СМП необходимо включать показатели экономических свойств. Каждая группа показателей качества должна подразделяться на комплексные показатели более низкого уровня, характерные для СМП и выявляющие специфику их использования потребителем. В соответствии с полученной группировкой включаем в номенклатуру единичные показатели качества СМП на основе информации, полученной из нормативно-технической документации, паспортов, каталогов и изучения потребительских свойств.

Далее из развёрнутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества СМП необходимо выбрать номенклатуру показателей для оценки качества. Состав отобранных показателей качества должен включать обоснованное число показателей, необходимых для проведения оценки. При этом показателей должно быть достаточно для вынесения экспертами обоснованного суждения о качестве товара. Номенклатура должна включать только те показатели, которые существенно отличаются у различных видов СМП, и влияют на потребительную стоимость. Показатели не должны дублироваться и быть связаны функциональной зависимостью друг с другом.

Для определения коэффициентов весомости комплексных показателей различных уровней и единичных показателей, входящих в их состав, рекомендуем использовать экспертный метод парных сравнений. Данный метод сочетает простоту применения и высокую сходимость результатов, является более удобным и объективным по сравнению с другими методами. Для соблюдения маркетингового подхода при расстановке весомостей необходимо

учитывать мнения потребителей, для этого в экспертном опросе необходимо участие двух групп экспертов: группы специалистов и группы потребителей.

Ответы экспертов должны содержать количественную характеристику. После каждого тура необходимо проводить статистическую обработку ответов и проверять степень согласованности мнений экспертов. В случае несогласованности ответов, от всех экспертов получают обоснование оценки и доводят до других участников, после чего проводят ещё один тур. Однако сближение значений коэффициентов весомости не является самоцелью описанной процедуры. Коэффициент вариации (У^ отражает различие требований отдельных групп потребителей к СМП и её отдельным свойствам.

Оценку согласованности мнений экспертов о весомости отдельных показателей производили с помощью коэффициента вариации (У^ по формуле:

щ (1)

где Б! - среднее квадратическое отклонение коэффициента весомости 1-го показателя качества.

Оценка согласованности производится с учётом следующих рекомендуемых критериев: У1<0,10 - согласованность высокая; У1=0,11-0,15 -выше средней; У1=0,16-0,25 - средняя; У1=0,26-0,35 - ниже средней; УА>0,35 -низкая.

Если согласованность мнений экспертов о весомости отдельных показателей средняя или выше средней, то переходят к оценке согласованности мнений группы о весомости всех показателей. Для этого используют коэффициент конкордаци ’. Для его расчёта строим матрицу ранговых значений коэффициентов весомости.

Коэффициент конкордации находим по формуле Кендалла:

п

12

Ж т24цъ-п^ ’ (2)

где п - число показателей;

т - число экспертов;

Б! - сумма рангов;

Б - средняя сумма рангов, данная всеми экспертами.

т

М (3)

где к - коэффициент весомости.

1 п

п <=1 (4)

Коэффициент конкордации показывает, насколько мнения экспертов согласованы между собой, чем ’^1, тем выше согласованность экспертов.

Для оценки значимости коэффициента конкордации ’ используем распределение х2.

^расч =№хт4}-\2^

Задаваясь уровнем значимости а=0,05 и числом степеней свободы у=п-1

2 2 находили х расч>х табл.

Определение коэффициентов весомости комплексных показателей первого уровня и единичных показателей производим методом парных сравнений. Для нахождения коэффициентов весомости показателей определённого уровня каждому эксперту должна бытьа предложена анкета в виде матрицы с анализируемыми показателями. Сравнивая последовательно пары показателей, эксперт отдаёт предпочтение одному из свойств, и в этом случае в соответствующей ячейке таблицы ставится число «1». Если, по мнению эксперта, показатель имел меньшую значимость, то в матрице ставится число «0». В случае равной значимости в ячейке таблицы ставится «0,5». Числа в каждой строке суммируют (С!). Коэффициент весомости к находят по формуле:

к: -

с,

1с,'

(6)

где С! - сумма в строке.

Среднее значение коэффициентов весомости находят по формуле:

1 т

Кс =—1а

7=1

(7)

где т - количество экспертов.

Для нахождения комплексных показателей эстетических свойств применяют экспертно-статистический метод. Экспертам выдают таблицу, представляющую собой матрицу, в которой эксперт расставляет свои предпочтения, сравнивая последовательно пары СМП. Сравнивают изделия А!, 1=1, 2, ..., к с изделиями А1, А2, ..., А!, А1+1. Числа, приведённые в каждой строчке таблицы, суммируют (Б1). Объекту, имеющему максимальное значение Б1, присваивают ранг 1, следующему ранг 2 и т.д. Комплексный показатель оцениваемых моделей рассчитывают по формуле:

У

х10,

п ^ (8)

где Бц - значение Б1, полученное от 1-го эксперта;

10 - определяет верхний предел шкалы измерений;

к - число изделий;

п - число экспертов.

Следующим этапом после определения коэффициентов весомости, является расчёт комплексного показателя качества. В нашей методике используем метод среднего арифметического взвешенного, т.к. объединяются однородные показатели и разброс между слагаемыми не велик.

Для проведения комплексной оценки качества СМП необходимо установить значения показателей качества и перевести их в единую балловую шкалу. Сопоставление показателей оцениваемых СМП производится с показателями базового образца. В качестве базового образца выбираем гипотетическую СМП, представляющую собой набор самых высоких

оценочных показателей. Завершающим этапом методики является оценка конкурентоспособности СМП на основе расчёта эффективности эксплуатации.

Чтобы перейти к оценке комплексного показателя качества, необходимо значения единичных показателей качества Ру перевести в единую балловую шкалу и присвоить им балльные оценки Ку. Для этого используют линейную зависимость. В случае, если базовый показатель Р1баз имеет максимальное значение, Ку рассчитываем по формуле (9):

Р

КУ=~^ХП’

Р' (9)

где Ку - балловая оценка;

Ру - 1-ый показатель ]-го образца;

Р1баз - 1-ый базовый показатель;

п - максимальное значение балловой шкалы.

Если Р1баз имеет минимальное значение, то зависимость принимает следующий вид:

р баз

Ки = -*—х п у р

11 , (Ю)

Мы предлагаем сопоставлять значение показателя качества 1-го образца продукции не только с наилучшим, максимальным значением (значением показателя базового образца), но также учитывать минимальное значение показателя качества из базы значений, считая его, таким образом, нижним допустимым значением. В случае, если Р1баз имеет максимальное значение, используем формулу:

р —Р™ п

КУ = „баз ртп ХП>

П (П)

где Р1т1п - минимальное значение показателя.

В том случае, если Р1баз имеет минимальное значение, используем формулу:

К =—:------|-хи,

У птах г>6аз 7

^ (12)

где Ку - балльная оценка;

Ру - 1-ый показатель _]-го образца;

Р1баз - 1-ый базовый показатель;

Р1тах - максимальное значение показателя; п - максимальное значение балльной шкалы.

Завершающим этапом методики является оценка конкурентоспособности СМП на основе расчёта эффективности эксплуатации.

Комплексный показатель качества даёт возможность охарактеризовать качество товара в целом, а не по отдельным показателям, произвести сравнение образцов товара и выйти на определение конкурентоспособности.

Кроме того, пользуясь разработанной моделью показателя качества товара, производители могут правильно выбрать направления совершенствования своей продукции для достижения более высокой конкурентоспособности, поскольку известно, в какой степени отдельные показатели влияют на качество конкретного товара.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Азгальдов Г.Г. Количественная оценка качества продукции -квалиметрия. Организация обеспечения качества / Г.Г. Азгальдов. - М.: Знание, 1986. - 116 с.

2. Азгальдов Г.Г. О квалиметрии / Г.Г. Азгальдов. - М.: Издательство стандартов, 1973. - 172 с.

3. Болотова С.С. Методика оценки качества и пути повышения конкурентоспособности отечественных полуавтоматических стиральных машин. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук / Российский государственный торгово-экономический университет. Москва, 2009.

4. Маренков Н.Л. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. Серия «Высшее образование» / Н.Л. Маренков, В.П. Мельников, В.П. Смоленцев, А.Г. Схиртладзе. - Москва: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. -512 с.

5. Солод Г.И. Основы квалиметрии. Учебное пособие для студентов спецфака Московского Горного Института / Г.И. Солод. - М.: МГИ, 1991. - 83 с.

6. www.gks.ru. [Электронный ресурс]: сайт Федеральной службы

государственной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.