фолов).
Итак, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что общее количество забитых очков у рассматриваемых баскетбольных команд имеет статистически значимую положительную корреляционную связь (г = 0,78) с количеством забитых 2-х очковых бросков. То есть, чем больше и результативней у команды баскетболистов выполненных бросков с ближней и средней дистанции, тем больше оказывается общее количество набранных очков. Такая же положительная корреляционная связь существует между общим количеством забитых очков и атакующими передачами. А вот с количеством потерь мяча корреляционная связь отрицательная (г=-0,96). Отрицательная корреляционная взаимосвязь конечного результата у лучших баскетбольных команд и с количеством собственных фолов (г=-0,97). Это означает, если команда во время соревновательной игры совершает меньше потерь мяча и меньше нарушает правила соревнований, то ее результативность возрастает.
Вторая корреляционная плеяда, которая значительно уступает первой по мощности и крепости, объединила всего четыре показателя технико-тактических действий баскетболистов. Это - количество выполненных и результативных бросков с дельней дистанции (3-х очковые броски), количество перехватов и блокшотов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно констатировать, что соревновательной деятельности лучших мужских баскетбольных команд российской Суперлиги «А» в сезоне игр 2007-2008 г.г. характерно:
- преобладание в структуре соревновательной деятельности активных атакующих технико-тактических действий;
- атакующие технико-тактические действия направлены на выполнение и высокую результативность бросков с ближней и средней дистанции;
- броски с дальней дистанции (3-х очковые броски) и штрафные броски, а также их результативность не оказывают существенного влияния на общий итог игры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
2. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
Контактная информация: [email protected]
АЛГОРИТМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕТАТЕЛЕЙ МОЛОТА Владимир Евгеньевич Лутковский, доцент,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В работе представлен механизм индивидуального управления технической подготовкой метателей молота на основе разработанной классификации элементов техники движения. Определяющим средством коррекции техники предлагается целенаправленное применение снарядов нестандартного веса.
Ключевые слова: управление технической подготовкой, метание молота, снаряды нестандартного веса.
ALGORITHM OF THE INDIVIDUAL MANAGEMENT OF TECHNICAL TRAINING OF THE QUALIFIED THROWERS OF HAMMER
Vladimir Evgenevich Lutkovsky, the senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the mechanism of individual management of technical training of hammer throwers on the basis of the developed classification of movement elements. The crucial means of technique correction is proposed to be the purposeful using of hammers with non standard weight.
Keywords: management of technical training hammers throwing, shells of nonstandard weight.
ВВЕДЕНИЕ
В спортивной практике управление рассматривается как контроль над ходом тренировочного процесса и его коррекция в случае необходимости в соответствии с критериями эффективности [2,7]. Алгоритм управления подготовкой спортсменов включает ряд последующих действий. Предваряет данный процесс наличие необходимой информации у управляемой системы, которая добывается при помощи различных методов исследования, в том числе используя специальные инструментальные методики. Дальнейшим этапом является всесторонний анализ и оценка полученных сведений. Итогом проведения теоретического анализа становится планирование предстоящих воздействий на объект управления. Определяется конечная цель, устанавливаются средства и методы влияния. Наиболее эффективной основой здесь становится прогнозируемый результат, а двигательное действие выражено через соответствующие модельные характеристики [6]. Моделирование действенно на всех этапах тренировочного процесса, но более оправдано на уровне спортивного совершенствования [4]. Определяющим условием при этом становится учет индивидуальных особенностей каждого спортсмена [3]. Практическое воплощение разработанной программы управления реализуется в течение тренировочных занятий, проявляясь в срочном и кумулятивном эффектах. Сложность управления в физическом воспитании в том, что невозможно непосредственно управлять кумулятивным тренировочным эффектом. Только сочетание большого количества срочных эффектов приводит к желаемому результату. Важнейшей составляющей на данном этапе становится контроль над уровнем изменения рассматриваемых показателей с дальнейшей, при необходимости, коррекцией тренирующих воздействий для достижения поставленной цели [5]. При коррекции тренировочного процесса используется сравнительный контроль уровня индивидуальных модельных характеристик с показателями модельно-диагностического комплекса.
МЕТОДИКА
Представленный алгоритм процесса управления в технической подготовке метателей молота придерживается выше изложенной последовательности действий. Спортивная техника, как система движений характеризуется рядом закономерностей. Одной из важнейших считается соотношение стабилизации и вариативности показателей техники [1]. Раскрывая эту противоречивую тенденцию необходимо отметить, что определенная мера этого соотношения необходима на этапе формирования двигательного навыка, где ведущим оказывается образование устойчивого динамического стереотипа. Одновременно соотношение стабильности и вариативности показателей движения является одним из критериев спортивного мастерства. Специфика предлагаемого процесса заключается в приоритетном использовании сочетания показателей техники движения с точки зрения величины их изменчивости и степени влияния на конечный результат. Такая направленность классифицирует элементы техники метания на
«базовые», которые составляют ее основу и «формирующие», которые предполагают перспективу развития.
Уровень изменчивости показателей, связанный с разбросом индивидуальных отклонений обозначен как «малый», когда коэффициент их вариации <20%, «средний» между 21и 44% и «большой», когда данный коэффициент >45%. Степень влияния на спортивный результат названа «слабой», когда коэффициент корреляции между исследуемыми параметрами <0,300, «средней» между 0,310-0,690 и «сильной», когда он >0,700. В зависимости от уровня этих соотношений показатели техники сформированы в четыре группы.
Первая группа характеризует относительно общую основу техники, присущую всем метателям. Ее показатели достаточно стабильны, а некоторое их изменение мало влияет на результат. Данные элементы техники определены, как «базовые» и имеют небольшой разброс индивидуальных отклонений.
Показатели второй группы характеризуют относительно индивидуальную основу техники. Они вариативны по величине, но их изменение мало влияет на конечный результат. Эти элементы техники также являются «базовыми», но имеют большой индивидуальный разброс.
Показатели третьей группы достаточно стабильны, а их некоторое изменение сильно влияет на результат. Они обозначены как «формирующие» и характеризуют точность движения, определяющую прогресс развития техники, присущий всем метателям.
Показатели четвертой группы тоже относятся к «формирующим» движение. Их вариативность большая, а изменение сильно влияет на результат. Они определяют перспективу совершенствования техники и имеют индивидуальные особенности проявления.
Исходя из предложенной классификации в тренировочном процессе с начинающими метателями закладывается фундамент техники основного соревновательного движения, ориентируясь на показатели, входящие в первые две группы. На этапе спортивного совершенствования акцент в технической подготовке следует нацелить на показатели третьей и четвертой групп, где преимущественное внимание уделяется учету индивидуальных особенностей занимающихся.
В качестве ориентировочной цели при совершенствовании технического мастерства используются специально разработанные модельные характеристики кинематической и динамической структур основных параметров движения при метании молота с трех и четырех поворотов. Эти характеристики построены вследствие анализа современной техники метания на основе предложенной классификации. Они совмещают обобщенный и индивидуальный уровни, характеризующие движение. Их построение отражено в виде процентного соотношения составляющих технику метания показателей, что увеличивает универсальность и объективность применения этих характеристик на практике.
Кинематические характеристики представлены: угловыми показателями между основными двигательными звеньями, углами наклона туловища и плоскости вращения молота к горизонтали, углами поворота таза и плеч и их взаимодействия (обгона) в поворотах, временными показателями выполнения поворотов и финального усилия, ритмом выполнения фаз движения, показателями времени перемещения и угловой скорости основных двигательных звеньев (таза, плеч, предплечий, головы, туловища). Динамические характеристики раскрыты через показатели центробежной силы, развиваемой снарядом при выполнении метания в целом.
Критерием эффективности модельных характеристик является тенденция техники удачных бросков, выполненных на максимальную дальность.
Индивидуальный уровень разброса модельных характеристик определен на основе данных, показывающих допустимое отклонение от средних величин удачных попыток. Степень вариативности исходит из меры стандартизации, когда дальнейшие
отклонения переходят допустимые границы и нарушается структура основного соревновательного движения.
Коррекция техники соревновательного движения осуществляется путем своеобразного применения снарядов нестандартного веса. Суть этого способа заключается в следующем. В качестве основных снарядов употребляются облегченные молоты весом 6 кг и утяжеленные - 8 кг. Их использование строго регламентировано в зависимости от времени применения в процессе тренировки - или в начале занятия, или в конце - в фазе компенсированного утомления. В результате ранее проведенных исследований выяснено, что данные снаряды - разновесы, применяясь для развития специальных двигательных качеств, сопряженно влияют на изменение определенных параметров техники основного соревновательного движения. Установлены показатели техники, которые варьируют в зависимости от веса снаряда и времени их применения в период тренировочного урока. Эти изменения происходят вследствие полученной на занятии специальной бросковой нагрузки, которая определяется объемом в 25-30 попыток и ведет к определенному утомлению. На основании данных исследований разработан комплекс практических рекомендаций по совершенствованию техники метания молота, который применяется в процессе технической подготовки с квалифицированными метателями.
Подбор средств осуществляется с учетом индивидуальных особенностей вариантов техники в соответствии с модельными характеристиками, которые обозначают наиболее эффективные пути по совершенствованию технического мастерства.
Система управления технической подготовкой метателей молота высокой квалификации включает в себя этапный, текущий и оперативный виды педагогического контроля. Этапный контроль проводится ежегодно в начале и в конце специальноподготовительного периода спортивной тренировки. Полезным считается проводить соответствующие обследования и во время соревновательного периода. Текущий и оперативный контроль постоянно во время работы над техникой соревновательного упражнения.
Используются инструментальный и визуальный методы контроля. Одновременно рекомендуется применение метода самоконтроля с последующей творческой самооценкой.
Основным считается инструментальный метод. Его значение увеличивается в соответствии с ростом квалификации спортсменов, что связано с необходимостью в большей детализации выполняемых действий при анализе результатов обследования. Вместе с этим возрастает роль комплексного подхода в оценке технического уровня мастерства занимающихся. Предлагаемый инструментальный метод способен объективно и по возможности всесторонне осуществить контроль над биомеханическими показателями техники метания молота. Регистрации подвергаются пространственные, временные, пространственно-временные и динамические показатели. На их основе определены модельные характеристики вариантов техники метания молота, которые систематизированы по представленной выше классификации.
По результатам полученных данных происходит коррекция «базовых» и «формирующих» элементов техники в соответствии с индивидуальной направленностью их проявления.
Визуальный метод контроля позволяет корректировать внешнюю структуру движения оперативно. Он базируется на зрительном восприятии происходящего и на данных, полученных в результате инструментальных исследований.
Особое значение в индивидуальном управлении рассматриваемого процесса отводится самоконтролю. На этапе спортивного совершенствования субъективное восприятие движения наиболее эффективно дополняет информацию, полученную после инструментального и визуального методов контроля. На основании последующих самоанализа и самооценки происходит более полноценное построение программы по совершенствованию техники в целом и ее деталей.
ВЫВОДЫ
Изложенный алгоритм индивидуального управления технической подготовкой многократно проверялся при работе в составе комплексных научных бригад с высококвалифицированными метателями молота - членами сборных команд Санкт-Петербурга и России и в итоге доказал свою эффективность.
В заключение следует отметить, что способ классификации элементов техники движения, отраженный в приведенном алгоритме управления технической подготовкой квалифицированных спортсменов, может с успехом применяться не только в метаниях, но и других видах легкой атлетики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Квашук П.В. ; Всерос. науч-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 2003. - 49 с.
2. Медведев, В.Н. Оценка моторных компонентов двигательной деятельности как фактор управления тренировочным процессом / В.Н. Медведев, В.П. Кузнецов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры : сб. науч. тр. / отв. ред. А.И. Федоров ; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 1997. - С. 15-18.
3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
4. Суслов, Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - С. 30-33.
5. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета : современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 128 с.
6. Шустин, Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические и практические рекомендации) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Б.Н. Шустин ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1995. - 82 с.
7. Tataruch, T. Role of cognitive control in young athletes' training / T. Tataruch, R. Marcinow, D. Nawarecki // 9th International Scientific Conference, Sport Kinetis 2005, Scientific Fundaments of Human Movement and Sport Practice, Rimini, Italy 16-18.09.2005. -Rimini, 2005. - P. 254.
Контактная информация: valeryk45 @mail.ru
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ОСНОВЕ УЧЁТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СПОРТСМЕНОК
Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, Александра Александровна Супрун, аспирант,
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация
В процессе анализа взаимосвязей компонентов двигательной памяти с показателями спортивного мастерства и индивидуально-психологическими особенностями гимнасток была разработана технология технической подготовки, учитывающая тенденции развития художественной гимнастики, а также позволяющая повысить качество, скорость освоения сложно координированных движений и результативность выступлений на соревнованиях.
Ключевые слова: двигательная память, техническая подготовка, программированное обучение, индивидуально-психологические особенности, технология.