ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА и ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
УДК 332.14
Алгоритм индикативной оценки состояния и развития агломерации поселений
Волчкова И.В., Вотякова И.В., Северский технологический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Ключевые слова: индикативное планирование, агломерация поселений, параметры функционирования агломерации, индикаторы состояния и развития агломерации.
В статье рассмотрен алгоритм индикативной оценки состояния и развития агломерации поселений. Представлен авторский взгляд на сущность и структуру параметров и индикаторов состояния и развития агломерации, раскрываются этапы индикативного планирования в процессе её формирования и развития.
Algorithm of an indicative assessment of a state and development of agglomeration of settlements
Volchkova I. V., Votyakova I. V., Seversk Technological Institute - branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «National Research Nuclear University «MEPhl».
Keywords: indicative planning, agglomeration of settlements, the operating parameters of agglomeration, the indicators of the status and development of the agglomeration.
In article the algorithm of an indicative assessment of a state and development of agglomeration of settlements is considered. The author's view of essence and structure of parameters and indicators of a state and development of agglomeration is presented, stages of indicative planning in the course of its formation and development reveal.
Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования получило распространение в западных странах с середины XX в. Отказ от системы командно-административного планирования позволил выработать новые методы и приемы воздействия органов управления, в основу которых легли регулирование, координация, стимулирование, программирование и информационное ориентирование субъектов хозяйствования. Теоретическим и практическим аспектам индикативного планирования посвящены исследования М.
Борнштейна, Б. Даллаго, Г. Дентона, П. Дюбуа, Д. Мида, Ф. Перру, Дж. Карре, Я. Корнаи, С. Кохена, К. Ландауэра, В. Лутца, Э. Маленво, Г. Мюрдаля, Р.М. Солоу, Г. Сиркина, Я. Тинбергена, Р. Фриша, Е. Шнейдера.
Более чем десятилетний опыт применения отдельных элементов индикативного планирования в России при реализации управленческих решений в сфере планирования развития социально-экономических систем подтверждает его высокую эффективность [1]. Так, изучением отдельных аспектов индикативного планирования среди отечественных исследователей занимались Н.Г. Ананов, Ю.В. Вертакова, Л.Г. Демидов, В.Е. Дудкин, В.Г. Ерохин, Е.А. Иванов, С.М. Климов, Т.Д. Койчуманов, Т.Г. Морозова, А.И. Петров, В.П. Пахомов, А.В. Пикулькин, Т.В. Ускова, И.А. Усма-нов, Б.А. Шогенов, Г.З. Щербаковский и др. Однако, несмотря на значительный вклад отечественных ученых в исследование теоретических и прикладных аспектов индикативного планирования, до сих пор не выработана его общепризнанная терминология. Так, индикативное планирование как «процесс государственного планирования, регулирования, контроля, анализа и достижения установленных целевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития региона...» понимают И.А. Долматович, О.А. Головизнина [2]; как «процесс формирования системы параметров (индикаторов).» характеризуют Е.А. Иванов, Т.Г. Морозова, В.П. Пахомов, А.В. Пикулькин, И.А. Усманов [3-5]; как «итерационный процесс разработки направлений развития национальной (региональной) экономики.» описывает Б.А. Шогенов [6].
Принимая во внимание сущность и имеющиеся трактовки термина «индикативное планирование», под индикативным планированием процессов функционирования и развития социально-экономической системы будем понимать регулирующее воздействие субъекта управления на социально-экономические процессы, протекающие в системе, посредством их стимулирования и определения целей и направлений развития объекта управления.
По нашему мнению, целесообразность применения отдельных элементов индикативного планирования при осуществлении управляющего воздействия на процессы формирования и развития агломерации поселений обусловлена тем, что это способствует регулированию и согласованию интересов субъектов управления агломерацией поселений [7].
Одним из важнейших элементов индикативного планирования выступает система параметров и индикаторов, сформированная с учетом целей функционирования и развития объекта управления.
Система параметров и индикаторов состояния и развития агломерации поселений определяется исходя из выбранных приоритетов её функционирования и развития на основе анализа социально-экономического положения агломерации [8]. В основу системы параметров и индикаторов положена совокупность показателей, позволяющая определить текущее состояние и тенденции развития объекта исследования с количественной и качественной стороны.
Система параметров и индикаторов, необходимая для индикативной оценки состояния и развития агломерации поселений должна обладать следующими основными свойствами:
- быть гибкой и адаптивной (для возможности внесения актуальных корректировок в процессе принятия управленческих решений);
- ясно сформулированной и достижимой;
- должна учитывать специфику агломерации поселений и стартовые условия её формирования [9];
- определяться на основе имеющейся информации органов статистики и иной отчетности.
Поскольку используемая система параметров и индикаторов не должна противоречить существующей статистической отчетности, необходимо обеспечить возможность сравнения данных, как по ядру агломерации поселений, так и по её поселениям-сателлитам. Однако наличие статистической информации не снимает потребности в социологических исследованиях, позволяющих выявить:
- мотивы маятниковой миграции и миграционные установки (удельный вес населения поселений агломерации, работающих в ядре, удельный вес населения ядра, работающих за его пределами, желание сменить место жительства и т.п.), назначение поездок в ядро (профессиональная деятельность, получение образовательных и иных услуг, приобретение товаров, посещение учреждений культурно-развлекательного типа);
- степень удовлетворенности хозяйствующих субъектов и населения различными аспектами функционирования агломерации (ЖКХ, транспорт и связь, качество среды обитания, здравоохранение, образование, культура, экологическая обстановка, безопасность и т. д.).
На рис. 1 представлены основные параметры (количественные показатели) агломерации поселений, необходимые для индикативной оценки процессов её формирования, функционирования и развития.
В качестве индикаторов используются качественные показатели структуры, динамики, эффективности социальной, экономической, инфраструктурной сферы агломерации поселений, финансового обеспечения и т. п.
Порядок проведения индикативной оценки состояния и развития агломерации поселений представлен на рис. 2.
Протекающие в России агломерационные процессы можно рассматривать в двух плоскостях, каждая из которых имеет определенное содержание.
В первой плоскости лежат процессы формирования агломерации поселений, связанные как с объективными предпосылками её образования, так и с созданием условий для формирования единого поля функционирования агломерации, выражающиеся в выстраивании общей стратегии развития муниципальных образований в рамках формирующейся агломерации поселений, а также закрепление функций и компетенций за муниципальными образованиями для достижения общей цели развития.
Во второй плоскости находятся процессы развития агломерации поселений, предполагающие построение и развитие внутриагломерационных связей и взаимодействий, а также совершенствование единого механизма функционирования и развития инфраструктуры.
В этой связи, в процессе формирования агломерации поселений объектом индикативного анализа должна выступать нормативно-правовая и инфраструктурная среда формирующейся агломерации, а в процессе развития - социально-экономическая сфера и инфраструктура агломерации поселений. В качестве параметров используются количественные показатели формирования и функционирования агломерации,
Основные параметры функционирования агломерации поселений
Территория, состав и население агломерации
Количество по с елений агломерации ед.
Инфр аструктур а, жилищный фонд и городское хозяйство агломерации
Экономическая и бюджетно-финансовая база агломерации
Качество жизни, рынок
труда, социальная поддержка населения, общественная безопасность
Удаленность сателлитов от ядра, км
Численно сть по стоянного населения по селений, чел.
Численно сть экинимиче ски активного нас еленияпо с еле ниц чел.
Число прибывших'убывшихиз агломерации чел.
Число р ожденных'умерших по по с епениям агломф ации, чел. и т.п.
Площадь жилищного фондав поселениях агломерации, м^ Площадь Благоустроенного жилищного фонда по селений агломерациям2
Вводвдействие жилых домоввпос елениях агломерации, О бщая пр отяженность улично-дорожнай с ети, км Общая протяженность автомобильных дорог, км Площадь с адов о-парковых территорий м^ Протяженность освещенных дорог, км Плотно сть маршрутной с ети пас с ажирского тр анспорга, км Копиче ств о пр едприягий общественного питания, ед. Количество образовательных учреждений еД Количество объектов культурно-просветительного типа, ед. Копиче сть о ко екь больницах, ед.ит. п.
В апоь ой р егионапьныйпр одукг, руб. О бъ ем пр омышленного пр аизв одств а, руб. О бъ ем пр оизводств а с ель скахозяйств еннай пр одукции, руб. Инв е стиции восновной капитал по с елений агпомер ациц руб. С о б ств енные ср едств а бюджетов по с елений агломерации, руб. Д оходы и р асходы бюджетов по с елений агломерации, руб. Финансовыйр езультат организаций р е ального с ектор аэконамики по с елений агломерации, руб.
Стоимо сть о сновных пр оизв одств енных фондоввпос елениях
агломерации, руб.
Экспорт и импорт тов ар ов, руб.
ектов в по с елениях агломерации,
ед. ит. п.
Месячныйдушевойдоходв поселениях агломерации, руб. М е сячный пр ожиточныйминимум, руб. Реальныераспопагаемые денежные доходы нас епения, руб. Численность официапьнозарегистрированных безработньц; чел. Р азмеры минимальных социальныхгар антий, руб. Объем платных услуг нас епению в по с елениях агломерации, руб.
поселениях
агломерации, ед.
Количество проданныхгазетижурналов, ед. Число посещений театров и музеев, ед. Количество телефонных аппаратов, ед. Размер библиотечного фонда, ед. ит. п.
Рис.1. Основные параметры функционирования агломерации поселений
Инфраструктурная и нормативно-правовая среда функционерования агломерации
Параметры формирующейся агломерации
Индикаторы р состояния \инфраатруктурно& и \н орм сти ен о-правово й ср еды ф орм ирующ ейся агломерации
Индикст оры развития \инфраапруктурной и мормстивно-лравовой среды формирующейся " агломерации
Выбор объекта оценки
Определение перечня параметров агло мерации поселений
^ >
Определение широкой системы индикаторов состояния агломерации поселений на основе параметров
Определение узкой системы индикаторов состояния агломерации поселений определяющей основное содержание оценки
ТГ
Расчет индикаторов развития агло мерации поселений
Социально-экономическая сфера и инфраструктура агломерации
Параметры функционирования агломерации
Индикаторы состояния социально-экономической сферы и ин фраструктур ы агломерации
Ин дика77 оры р азвш?ия
социально-ркон ом шеской сферы и * инфраструктуры агломерации
Определение системы мероприятий в рамках документов стратегического планирования, направленных на достижение желаемых значений индикаторов
Рис.2. Алгоритм индикативной оценки состояния и развития агломерации поселений
в качестве индикаторов - показатели, характеризующие качественное состояние и развитие социально-экономической и инфраструктурной сфер агломерации поселений.
Широкая система индикаторов состояния агломерации определяется на основе анализа параметров социально-экономического положения и инфраструктурного состояния и служит основой для определения узкой системы индикаторов состояния агломерации, которая, в свою очередь, является базой для расчета индикаторов развития агломерации поселений.
Специфика предлагаемого подхода заключается в последовательном определении параметров агломерации поселений, широкой и узкой системы индикаторов состояния агломерации, индикаторов развития агломерации с учетом объекта индикативного анализа.
Резюмируя, отметим, что при выработке научного подхода к индикативной оценке состояния и развития социально-экономической системы в целом, и агломерации поселений в частности, необходимо использовать как имеющуюся методическую базу по индикативному планированию, так и формировать новые инструменты регулирования и согласования управляющих воздействий для достижения комплексного развития объекта исследования.
Библиография
1. Волчкова И.В. Методические аспекты индикативного анализа состояния и развития агломераций // Эконо-
мические науки, 2014. - № 1. - С. 73-77.
2. Долматович И.А. Региональное индикативное планирование: организационно-функциональные аспекты /
И.А. Долматович, О.А. Головизнина // Вооружение и экономика, 2013. - № 4. - С. 73-78.
3. Иванов Е.А. Индикативное планирование и развитие экономики // Экономист, 1993. - № 4. - С. 3-12.
4. Пахомов В.П., Методические аспекты индикативного планирования развития территориально-хозяйственных систем / В.П. Пахомов, И.А. Усманов // Проблемы региональной экономики, 2002. - №1. - С. 228-240.
5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.
В. Пикулькина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 279 с.
6. Шогенов Б.А. Индикативное планирование как подсистема государственного планирования // Экономика
с.-х. и перераб. предприятий. - 2002. - № 10. - С. 20-22.
7. Волчкова И.В. Индикативное планирование как инструмент прогнозирования развития городских агломе-
раций // Проблемы современной экономики , 2013. - №4. - С. 287-290.
8. Волчкова И.В. Разработка системы индикаторов социально-экономического развития городской агломера-
ции // Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл», 2013. - № 4 (72). - С. 79.
9. Волчкова И.В. Подходы к оценке стартовых условий развития различных типов экономических территорий
/ И.В. Волчкова, Н.Н. Минаев // Научно-технические ведомости СПбГПУ 2007. - № 4. - С. 72-77.
Авторы
Волчкова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента факультета технологии управления Северского технологического института - филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Адрес: 636036, Сибирский федеральный округ, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, 65; тел. служебный +7(3823) 780-227; e-mail: volchkovairina@bk.ru;
Вотякова Ирина Викторовна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики, финансов и менеджмента факультета технологии управления Северского технологического института - филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Адрес: 636036, Сибирский федеральный округ, Томская область, г Северск, пр. Коммунистический, 65; тел. служебный +7(3823)780-245; e-mail: vivkart3h@yandex. ru