Научная статья на тему 'Алгоритм и формы реализации процесса обучения'

Алгоритм и формы реализации процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ГРАФ / ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ALGORITHM / PROCESS OF LEARNING / FEEDBACK / GRAPH / LOGICAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишина Екатерина Михайловна

Представлены результаты рассмотрения проблемы формализации процесса обучения. Предложена логическая структура алгоритма обучения. Рассмотрены формы и методы его реализации. Установлены взаимоотношения уровней обратной связи с элементами алгоритма. Подобный подход позволяет по установленному уровню обратной связи, найденному с учетом параметров определяющих функционирование процесса обучения, назначить объективно выбранные характеристики, гарантирующие качественное протекание учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm and implementation of the forms of training

The results of consideration of the problem of formalisation of the learning process have been presented. A learning algorithm logical structure have been proposed. We have considered the form and methods of implementation. And we have established relationships feedback level with elements of the algorithm. Such an approach makes it possible to set the feedback level found within the parameters defining the operation of the learning process, to objectively assign selected characteristics to ensure the flow of quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «Алгоритм и формы реализации процесса обучения»

УДК 37

Тишина Екатерина Михайловна

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

tishina [email protected]

АЛГОРИТМ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Представлены результаты рассмотрения проблемы формализации процесса обучения. Предложена логическая структура алгоритма обучения. Рассмотрены формы и методы его реализации. Установлены взаимоотношения уровней обратной связи с элементами алгоритма. Подобный подход позволяет по установленному уровню обратной связи, найденному с учетом параметров определяющих функционирование процесса обучения, назначить объективно выбранные характеристики, гарантирующие качественное протекание учебного процесса.

Ключевые слова: алгоритм, процесс обучения, обратная связь, граф, логическая структура.

Реформирование современного образования, его интеграция в европейскую и мировую систему, возрастающие требования к качеству подготовки специалистов различного профиля, обуславливают актуальность и важность постановки и решения задачи исследования методов, технологий и алгоритмов повышения эффективности процесса обучения.

Важным аспектом, характеризующим процесс обучения, является реализующий его алгоритм, состоящий из нескольких обязательных этапов, каждый из которых имеет свою цель. Целью первого этапа является подача новой информации. На втором этапе она усваивается, превращаясь в знания. Следуя принципу обратной связи, на третьем этапе необходим контроль качества знания. После этого наступает этап оценки проконтролированных знаний. Завершает эту процедуру этап коррекции [3].

Эффективность функционирования учебного процесса повышается при использовании обратной связи. В связи с чем, целесообразно, рассматривать этот показатель, как составную часть алгоритма обучения. В частности, обратная связь позволяет осуществлять своевременный анализ результатов протекания учебного процесса и оперативно воздействовать на формы его реализации.

Анализ исследования, влияния категории обратная связь на качество обучения, полученная линейная математическая модель, описывающая эту взаимосвязь, указывает на необходимость и достаточность рассмотрения пяти уровней обратной связи, где первый уровень является низшим, а пятый высшим [1].

Граф на рисунке 1 демонстрирует структуру алгоритма обучения, где: 1. Процесс обучения; 2. Подача информации; 3. Усвоение информации; 4. Контроль качества знания; 5. Оценка; 6. Коррекция.

Самые распространенные формы подачи учебной информации представлены графом на рисунке 2, где: 1. Формы подачи учебной информации; 2. Первая группа; 3. Вторая группа; 4. Беседа; 5. Лекция; 6. Рассказ; 7. Просмотр видео; 8. Чтение; 9. Аудирование.

Они разделены на две группы в зависимости от источника сведений. Первая группа: беседа, рассказ, лекция (источником учебной информации является педагог). Вторая группа: просмотр учебного фильма, чтение учебников, прослушивание аудиоматериалов (учебная информация получена самостоятельно). Оценивая эти формы с точки зрения закона обратной связи, заключаем, что самая высокая степень его реализации - когда носителем учебной информации является педагог. Причем, первое место занимает беседа (уровень обратной связи (Ос) соответствует пяти), за которой следует рассказ и лекция (уровень обратной связи (Ос) соответствует четырем).

В плане работы закона обратной связи просмотр учебных фильмов, чтение учебников и аудирование соответствуют третьему, второму и первому уровням обратной связи. Однако, возможны варианты в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Такое условное разделение форм подачи учебной информации и соответствующих им уровней обратной связи, представляется идеальным.

Рис. 2. Логическая структура форм подачи учебной информации

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

Рис. 1. Логическая структура алгоритма обучения

© Тишина Е.М., 2016

25

ПЕДАГОГИКА

Рис. 3. Логическая структура качества знаний

На практике используются несколько форм одновременно, в зависимости от уровня квалификации педагога. Тем не менее, выделенная схема помогает ориентироваться при выборе соответствующей формы подачи учебной информации для формирования той или иной методики обучения.

Целью следующего этапа является усвоение учебной информации и трансформация ее в знания, умения и навыки. Дидактика предполагает, что прежде чем сформировать навыки необходимо получить теоретические знания. На их основе появляются умения, которые превращаются в навыки. Логику этих отношений описывает граф на рисунке 3, где: 1. Усвоение учебного материала; 2. Знания; 3. Умения; 4. Навыки. Он демонстрирует неделимость процесса усвоения учебной информации.

С учетом обратной связи, можно выделить следующие уровни усвоения учебной информации:

1. Знания (100% по всему учебному курсу); 2. Частичные умения (до 50% от всего учебного курса); 3. Умения (100% по всему учебному курсу); 4. Частичные навыки (до 50% от всего учебного курса); 5. Навыки (100% по всему учебному курсу), где: 1,

2. 3, 4, 5 - соответствующие уровни обратной связи.

В реальности процесс обучения разнообразнее и представленная схема помогает в нем ориентироваться. Предпочтительнее иметь сто процентные знания на всех пяти уровнях. Однако на втором и четвертом уровнях допускается наличие до пятидесяти процентов умений и навыков.

Назначение этапа контроля качества знаний состоит в выявлении соответствия уровня знаний, приобретенных обучающимися - образовательному стандарту по данной программе. Он является мощным средством реализации обратной связи в процессе обучения.

На рисунке 4 представлен граф, моделирующий логическую структуру существующих видов и методов контроля качества знаний, где: 1. Индивидуальный контроль; 2. Комбинированный контроль;

3. Фронтальный контроль; 4. Всеобщий контроль; 5. Текущий контроль; 6. Выборочный контроль; 7. Итоговый контроль; 8. Письменный контроль; 9. Устный контроль; 10. Наблюдение; 11. Дидактические тесты; 12. Практические работы. Связность

графа показывает, что все виды, формы и методы контроля взаимосвязаны. Кроме этого, симметричность графа свидетельствует о том, что выявленная логическая связь оказывается фундаментальной дидактической закономерностью. Анализ представленных видов контроля устанавливает их взаимодействие с уровнями обратной связи. Так, 1, 2, 3, 4, 5 уровням соответствуют следующие методы, формы и виды контроля: 1. Выборочный, итоговый, фронтальный; 2, 3, 4 - выборочный, текущий, групповой (с учетом объема учебного материала и среднего количества опрошенных студентов); 5. Всеобщий, текущий, индивидуальный [2].

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого студентами уровня с эталонами, зафиксированными в учебной программе. Существующие формы оценки знаний можно поделить на три группы: числовая, словесная и комбинированная. Чем выше уровень обратной связи, тем в большей степени должна использоваться словесная оценка (Ос соответственно, 3, 4, 5). Тогда как величина числовой оценки должна понижаться с повышением уровня обратной связи (Ос соответственно, 1, 2, 3). Применение комбинированной оценки зависит от уровня обратной связи. В каждом конкретном случае рассматривается индивидуально, и определяется степенью связности логической структуры курса.

Завершающим этапом алгоритма обучения является коррекция. Этап коррекции наступает после проведения контроля качества знаний и его оценки. По результатам контроля можно судить об успешности процесса обучения. Коррекция, как и все остальные этапы алгоритма обучения, имеет

Рис. 4. Логическая структура методов и видов контроля качества знаний

26

Вестник КГУ ^ 2016

несколько форм, в которых она реализуется. Наиболее распространены следующие: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Если соотнести их с уровнями обратной вязи, то самому высокому уровню (пятому) соответствует индивидуальная коррекции, самому низкому (первому) - фронтальная. В зависимости от числа студентов в группе, в которой проводится коррекция, групповая коррекция может соответствовать оставшимся трем уровням обратной связи. Приведенная классификация является только ориентиром при формировании методики обучения в соответствии с уровнем обратной связи [4].

Таким образом, предложена логическая структура алгоритма обучения. Рассмотрены формы и методы его реализации. Установлены взаимоотношения уровней обратной связи с элементами алгоритма. Подобный подход позволяет по установленному уровню обратной связи, найденному с учетом параметров определяющих функционирования процесса обучения, назначить объективно выбранные характеристики, гарантирующие качественное протекание учебного процесса. Такие как: виды подачи учебной информации; формы

усвоения учебного материала; виды и методы контроля качества знаний; способы и формы оценки качества знаний; виды коррекции.

Перспективным является дальнейшее использование предложенного алгоритма для разработки универсальных, адаптивных и эффективных методов, форм и методик обучения.

Библиографический список

1. Найниш Л.А., Тишина Е.М. Формализация процесса создания технологии обучения // Образование и наука в современном мире. Инновация. -2016. - № 5. - С. 39-50.

2. Найниш Л.А., Тишина Е.М. Повышение эффективности процесса обучения методами математического моделирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - С. 27-31.

3. Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. - Киев, 1991. - 122 с.

4. Тишина Е.М. Системный метод оптимизации форм образования / Образование и наука в современном мире. Инновация. - 2016. - №2 4. - С. 83-88.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.