Научная статья на тему 'Алгоритм функционирования имитационной модели процедуры калибровки инерциальной навигационной системы'

Алгоритм функционирования имитационной модели процедуры калибровки инерциальной навигационной системы Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Щипицына Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм функционирования имитационной модели процедуры калибровки инерциальной навигационной системы»

УДК 629.7

АЛГОРИТМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕДУРЫ КАЛИБРОВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

М.А. Щипицына

В работе [1] выполнено математическое описание для процедуры калибровки инерциальной навигационной системы (ИНС) на движущемся объекте относительно вращающейся Земли. Следуя методу этой работы и использованным в ней обозначениям, но принимая основное допущение о том, что ИНС-А и ИНС-В функционально можно разделить на три подсистемы, каждая из которых представляет собой одноосную стабилизированную в инерциальном пространстве площадку и установленные на этой площадке два взаимно ортогональных акселерометра, расположенных в плоскости, перпендикулярной оси площадки, найдем решение задачи для одной такой подсистемы, т.е. частной задачи. Изменяя ориентацию оси площадки путем циклической перестановки, получим решение общей задачи для платформенных ИНС-А, ИНС-В.

1. Постановка задач

Платформенные эталонная ИНС-А и калибруемая ИНС-В установлены на объекте так, что начала связанных с ними системы координат (СК) совпадают с заданными точками Ол, Ов объекта (рис. 1).

Рис. 1. Расположение на объекте ИНС-А и ИНС-В

Модели погрешностей площадки и акселерометров ИНС-В имеют вид:

A Q^fg+lfcf+lfaZ; (1)

AAi=Pi£+P*a?+Pii4, (2)

где af - проекции вектора кажущегося ускорения в СК ZB связанной с площадкой ИНС-В; Pf, Ру, i = 1, 2; у = 0, 2 - подлежащие определению калибровочные коэффициенты (КК), являющиеся постоянными.

Движение объекта в плоскости OzZxZ2, связанной с Землей СК, задано функциями:

q(t) = aP sin со/, t е [/0, Г]; (3)

Щ(0 = ant2 + ant, i = 1, 2; fe[/0,T], (4)

где q - угол поворота вокруг оси Z3, перпендикулярной плоскости движения, Wt - проекции вектора ускорения точки О y - объекта на оси СК Z.

Задача заключается в разработке:

• имитационной модели (ИМ) для процедуры определения КК площадки и акселерометров ИНС-В и составлении алгоритма функционирования этой ИМ;

• алгоритма определения КК для ИНС-В на основе заданной априорной информации о величине гравитационного ускорения, измерений: сигналов датчиков углов ИНС-А QÁ = q, ИНС-В QB, сигналов акселерометров ИНС-А Af =a¡, сигналов акселерометров ИНС-В Af.

Поставленные задачи будем решать при допущениях:

• не учитываем вращение Земли;

• гравитационное поле в объеме объекта является одинаковым во всех его точках.

2. Математическое описание для решения поставленных задач

Модель погрешности площадки (1) представляет собой дрейф (уход) площадки от идеальной стабилизации в горизонтальной плоскости, определяемой площадкой ИНС-А, а поэтому на основе AQ необходимо определить AQ. А так как количество неизвестных КК площадки ИНС-В равно трем, то нужно иметь величины AQ, определенные для трех разных моментов времени, и для определения КК площадки следует использовать систему уравнений

- PqQ + + Р?4г = Aá; (5)

P0Q+P?a?3+P?a*3=AQ3.

В рассматриваемой задаче принято

AQ = (sin QB - sin q)/cos q, где q = QÁ.

Найдем решение системы (19) в виде:

Pcf=D(j¡DQ, у = 0Д (6)

где Ив - определитель системы; £>? - определитель, получаемый из О® заменой элементов 7-го столбца свободными членами системы.

Для решения задачи по определению КК акселерометров ИНС-В в качестве исходной информации используем известные векторные равенства, выражающие зависимости векторов ускорений точек Ол, Ов твердого тела от ускорения точки Оу этого тела (в нашем случае - объекта):

1УЛ = Ж + ехЬа+&х{пхЬА), (7)

Рр = Ж + ехЬв+Пх{п.хЬв), (8)

где (V — вектор ускорения точки Оу объекта; О, в

- векторы угловой скорости и углового ускорения

объекта соответственно; I? =ОуОА, Ьв = ОуОв

- радиус-векторы положения точек 0А, Ов относительно ТОЧКИ Оу (рис. 1).

(9) (10)

Жл = Ал + &

Жв=Ав+§,

где, согласно допущению, g - вектор гравитационного ускорения любой точки объекта; Ал, Ав

- векторы кажущихся ускорений точек Оа, Ов объекта.

Обозначим символами 1¥л, Жв вектор IV, входящий соответственно в первое и второе полученные равенства, фиксируя этими обозначениями факт «определения» этого вектора на основе информации соответственно с ИНС-А, ИНС-В. Критерием неидеальности является вектор

АЙ' = (Гв-ГГа. (11)

С учетом (9), (10) перепишем (7), (8):

г А _ лА , ~1 Г7! гА

}ул =Ал+ё-гх1л-0.х

{пхЬл), о.х{ахі?).

(12)

=А° +8-ехГ-Пх{Пх1?). (13)

После записи векторных равенств (12), (13) в скалярной форме, получим (г'= 1,2):

Щ = £<*Ав -Я/-1Г,1 = 1ГВ -ЩА, (14)

где

7=1 ,АВ ґ и А г

^ = 1^(Н*2е-Н*1П1)-1?(Н*2Пг + Н*е), (15) IА, Ьв, g¡ - заданные величины, П, е - вычисляемые величины на основе измерений угла Ол = <7 датчиком угла ИНС-А путем дифференцирования по времени:

& = (16) £■=<?• (17)

На основе сравнения этих величин можно определить выражения для ААв, после чего можно определить КК акселерометров ИНС-В.

Сигналы А} акселерометров ИНС-В имеют

погрешности АА. , что можно записать в виде:

Ав =ав+ААв.

7 } } •

(18)

где ав — точные значения проекции вектора кажущегося ускорения точки Ов объекта в СК 2е, входящие в выражения моделей (1), (2).

Тогда из (14) получим:

±Щ

7=1

= а; + Шг +Ж>1’ *' =!» 2- (19>

7=1

Уравнения (19) запишем в виде:

¡НавААв +Н^ААВ

\н^ААв + Н^ААВ =^2, где ^ = Аб, соз^.

Решив эту систему, найдем:

\аав=наврх-\аав = Н^Р2 ■

ТгАВ 77’ . " “12

(20)

где

=а,- +АШ, + Ш1ь-(НАВав + НАВав), ¿ = 1,2. (21) Имеет место векторное равенство:

= аА-ех£ав -Йх^хР3”), (22)

которое в скалярной форме есть:

аВ ='£НАВ^+1¥,Ь, 1=1,2. (23)

7=1

Таким образом, правые части уравнений (2) известны.

Найдем КК акселерометров ИНС-В, используя переобозначение:

АА, = ААВ, 1 = 1, 2. (24)

Используем уравнения (2), где величины АА1

определены для трех разных моментов времени

%, к = 1,3.

Р?, + РАА+Ра4, =ААП; РА+РАав2+РАав2=АА12, (25)

РА + РАав + РАав3 = АЛ*, »= 1, 2.

Найдем решение систем (25) в виде:

РА = ИА /оА , / = 1, 2, у = ОД (26)

где ВА - определитель системы; ИА - определитель, получаемый из Ол заменой элементов у-го столбца свободными членами системы.

3. К решению задачи разработки имитационной модели процедуры определения КК ИНС-В

Для решения задачи разработки ИМ определения КК необходимо задать:

• модели (имитаторы) измеренных величин: сигналов датчиков углов и сигналов акселерометров ИНС-А, ИНС-В;

• модели (имитаторы) определяемых ЮС площадки и акселерометров ИНС-В;

• критерии точности определения КК. Модели сигналов датчика угла площадки и

акселерометров ИНС-А зададим в виде:

Qa = q = a9 sin сùt; (27)

ai = а,2{2 + - 8n / = 1> 2- (28>

Для задания сигналов датчика угла площадки и акселерометров ИНС-В необходимо вначале задать соответствующие модели погрешностей дрейфа площадки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A QB = Р0в + PfaB + Р?4, (29)

где Pf, у = 0, 2 - модели (имитаторы) КК площадки ИНС-В, и акселерометров:

АД- = + Pfai + PtÎ «2. ' = 1. 2, (30)

где Ру , i = 1, 2, 7 = 0, 2 - модели (имитаторы)

КК акселерометров ИНС-В.

Модель погрешности для угла площадки ИНС-В имеет вид:

t

AQB =AQB(.t0)+ ¡AQB(t)dt, (31)

а значит, модель сигнала датчика угла площадки ИНС-В:

QB =q + AQB. (32)

Имея (30), можно определить модели сигналов акселерометров ИНС-В

Ав =aB+AÂ,, / = Г2. (33)

В качестве критериев точности определения КК введем величины относительных погрешностей КК:

Sf = |Pf- Pf |/Pp, j = ÔT2; (34)

S* = \ptf - Ц |//>/, 1 = 1, 2, j = 5Д (35) где в качестве эталонных значений выступают заданные модели (имитаторы) КК: Ру , Ptf .

Введем величины вида:

s°=\±sf-. (36)

5 j=0

s"=ïiisl- <37>

° (=1 J=о

представляющие собой средние арифметические величины относительных погрешностей всех КК площадки (S6) и относительных погрешностей всех КК акселерометров (S4) и принимаемые в качестве обобщенных критериев точности алгоритма функционирования имитационной модели (ИМ) процедуры калибровки.

4. Решение задачи разработки алгоритма функционирования ИМ процедуры определения КК

Предполагаем, что:

• процедура калибровки ИНС-В начинается сразу после окончания процедуры выставки ИНС-В на основе информации с ИНС-А;

• в первую очередь осуществляется калибровка акселерометров ИНС-В, а затем - калибровка площадки ИНС-В;

• калибровка акселерометров осуществляется за малое время. В этом случае можно допустить, что в течение всего интервала времени калибровки акселерометров ориентация площадки ИНС-В совпадает с ориентацией площадки ИНС-А, а значит, в этом случае АQ = 0.

Определим значения исходных параметров. Значения моделей КК площадки ИНС-В зададим такими, чтобы выполнялись условия:

\Р$ + Р^ + Р^\<Аа, (38)

где А О, - заданная модельная величина дрейфа (ухода) площадки ИНС В. Из (38):

Щ = 1/ЗД&, (С"1);

- ^ = 1/3 - Лё., (С/м); (39)

Р? =1/3-А&/ё, (с/м).

Значения моделей КК акселерометров ИНС-В зададим из условий

\Р?0+Р?}ё + Р?2ё\<АА, (40)

где АА« - заданная модельная величина абсолютной погрешности измерения ускорения. Из (40)

Р* г 1/3 ДА, (м/с2);

• Р^ = 1/3 • АЛ, /ё, (безразмерная); (41)

Ра = 1/3 ■ АЛ /#, (безразмерная).

В качестве исходных параметров о проекциях вектора кажущегося ускорения целесообразно иметь средние значения соответствующих проекций на интервалах времени [0; /2], [0; %], т.е. величины вида

а% =- ¡а,(0Л, /=1,2, к = 2,3. (42)

Ч о

Подставив (28) в (42), получим:

1 ^

а* =Г /(а'2*2+ал'“&)<**

гк о

или

а/к ~ УЧ (1/3а/2^ + 1/2а;]?£ —g¡tь),

или

<4 = 1/3а,-24 + V2а,А -я,, г = 1,2, к = 2,3. (43)

Полагая к = 2,3, запишем (43):

(l/31\ ) а,2 + (1/212 ) а„ = aci2 + g, ; (l/31\ ) а,2 + (1/2 Ц ) а„ = а% + g,. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника», выпуск 7

Решая систему (44) относительно а/ь а/2, получаем

a V=D?/D&, (45)

где обозначено:

Що = —1/6 (t3-t2)t2t3; (46)

=l/2í|(<3 +ft)-l/2í32(«& +ft)í (47)

D% =l/2t3(á¡2 +g,)-l/2/2(4 +g,). (48)

Если ввести коэффициенты кратности g, то

áí=K%g, 1 = 1,2, ¿ = 2,3. (49)

Задавая АТ,™, вычисляем по формулам (49),

затем вычисляем D$¡, Dya по формулам (46)-(48) и

находим коэффициенты щ, необходимые для получения модели сигналов акселерометров ИНС-А.

Алгоритм функционирования ИМ процедуры определения КК представляет собой последовательность действий:

1. Задать: g - модуль g (м/с2); t0 = 0 - начальный момент времени (с); tx, t2, h - первый, второй, третий моменты времени (с); Т - конечный момент времени; NB ,Nl- количество точек решения, вывода; оР - амплитуда угловых колебаний (рад); со -частота угловых колебаний (с-1); КХ2, Кхз, К22 ,

к% (-); ZÍ4, 4, I?, 4 (м); Щ, (с"1); Р?, Щ (м/с); PXQ, Р20 5 (м/с ); Рхх, Р2[, РХ2, Р22 (~)•

2. At = (T-t0)/NB; al по (49); £$, Dfc D% по (46H48); ay- по (45); if = I?-L?, i = 1, 2; t = t0.

3. AQB =0, Ag = 0.

4. tp=t + At, tpp=t + 2At.

5. íy=a-sinra?, qp=tPwuatp, q№=aPsmwtpp no (27); a¡ no (28).

6- Q = (^~?)/Aí; 8 = (^í¡p-2í/,+í)/(Aí)2 (численное дифференцирование (ЧД)), Hxx =cosq, HX2 = — sin <7, H2X = sin q, HA22 = eos q,

Hxf = cos(A0, tf,f = -sin(A0, Hg = sin(Ag), H?2B =cos(A 0.

7. ^ = t , i, j = 1, 2; ^ no (15).

m=\

8. af no (23).

9. A¿B, ДД no (29), (30).

10. AQB =AQB+A¿BAt (ЧД).

11. QB =q + AQB; A? =a? +AA¡, / = 1, 2 no (32), (33).

12. Д£? = (бш - бш ^)/соб я; ^ ,

АЖ, по (14).

13. ДЖ( =Ж;В-ЖД / = 1,2; ^ по (21).

14. АЛ; по (20).

15. г = /+Аг, гр =г+Ал, ¿рр = /+2Дг.

16. <7 = а^зто#, ^р=аезт(йГр, ^/р=аезтсоГ/?, по (27).

17. Q = (qp-q)/At; е = {qpp-2qp +q)/(At)2; Я^=со8^, НХ2 =-smq, H2X=sm.q, H22=cosq; НХАХВ = СО8(А0, Я^=-зт(Д0, Я2^=5т(А0,

=соз(А0.

18. Я; = ^ЯХ, '=7 = 1. 2; а, по

т=1

(15), (28).

19. а* по (23).

20. Д^ по (29).

21. Аёв=Дёв+Д2вА^ поп. 10.

22. О? =q + AQв поп. 11.

23. AQp =(smQв -smq)/cosq.

24. А& = №р-АО)Ш (ЧД).

25. Если (^>^-0,5Д/) и (/ < -ь0,5А?), то ДЙ =ДЙ ААп=АА,; ав=ав, # = 1, 2.

26. Если (? > ?2-0,5Д*) » (?<?2 +0,5Д?), то

Ай2 =аё; м2 =М; 4 =*/*, * = 1. 2.

27. Если (^>^3-0,5А() и (/ </3 +0,5Д/), то

Дёз =ДЙ Мз =Д4; ав=ав, / = 1, 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. / = ^ + Д?.

29. Если ? < Т, то п. 4.

30. ^, Р* по (6), (26).

31. 5®, ^ по (34), (35).

32. 5е, ^ по (36), (37).

33. Вывести: Р®, !3%, Бв, Р$, 5*, Бл.

34. Закончить.

Заключение

На основе этого алгоритма разработана программа, реализующая имитационную модель процедуры определения КК для трехосной стабилизированной платформы (ТСП) и трех акселерометров ИНС-В (рис. 2), на вход которой подается информация о номерах акселерометров (/), а значит, и об ориентации оси площадки, о проекциях вектора гравитационного ускорения ((},) и проекциях радиус-векторов начал связанных с ИНС-А, ИНС-В систем координат (X,), моделях сигналов датчиков углов

ИНС-А, ИНС-В (<?,, ¡2;) и моделях сигналов акселерометров ИНС-А, ИНС-В (а„ А¡), а выход которой - г - 2,3

величины КК платформы и акселерометров (рис. 3).

3 Аа=^+^«2+^з; А^2 = ^20 + ^22 а2 + ^23а3> А^з = РАа + Р32а2 + Р3Аа3. 1 лі с,,ь,

I |/43

ж> 1 И1 % <*І. Яг А,

3 ~ + Р%а\ + ^23а3’

1 .V К Мх=РА+РАах+РАа3- » 1,3

А^з = -^зо + ¡я а\ + ^зз «з ■

Лбз = ^30 + Р?Х а\ + Руї а2 І 2 А2 о,,і,

і 0-,

г М.х=РА+РАхах+РАа2, {АА2=РА+Р2лхах+РАа2. Ш ?2, а,, 02, Л,-

Рис. 2. Варианты установки датчиков и математические описания для подсистем 1, 2 и 3

Литература

1. Щипицын, А. Г. Математическое описание для процедуры калибровки инерциалъной навигационной системы / А. Г. Щипицын // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». — 2007. — Вып. 5, № 7(79).

- С. 52-61.

2. Лурье, А. И. Аналитическая механика / А. И. Лурье. -М.: ГИФМЛ, 1961. - 824 с.

1.2

АЪ

из

?з.а,, 0у Аі

Рд 40 А?

р@ М2 А?

РЄ ■чз я8 43

ВБ1 * *20

РА 22 РА 23 Р® 20 об *21 23

рА '30

^32 РА 133 «С *30 А?

»с? Г20 рО “УХ

рО 2\

4 рл 40 п-4 41

ЙК9 4

чі

р'1 43 /И 42

рА г30 АІ РА 43

4 ^20

'21

Ре гзо

л0

Г31 22

Р2 Г32 РА 23

рА МО рл ■41

рЛ *30

рА *31 РА Г32

гИ Г10 рА Г21

п'1 7 22 Р'1 гзз

Рис. 3. Блок-схема определения КК ТСП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.