Научная статья на тему 'Алгоритм формирования туристского продукта на основе естественной и искусственной аттракций'

Алгоритм формирования туристского продукта на основе естественной и искусственной аттракций Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
426
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATURAL ATTRACTION / ARTIFICIAL ATTRACTION / ALGORITHM / TOURISTIC PRODUCT / RESERVE / ЕСТЕСТВЕННАЯ АТТРАКЦИЯ / ИСКУССТВЕННАЯ АТТРАКЦИЯ / АЛГОРИТМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ЗАПОВЕДНИК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Глаголева Л.Э., Прибыткова О.В.

В настоящее время потенциальные туристские ресурсы являются объектом многочисленных исследований. Для эффективного использования туристского ресурса необходима его трансформация в туристский продукт. Немаловажную роль в этом играют различные виды аттракций. Наиболее эффективным представляется сочетание естественной и искусственной аттракций. Рассматривая туристские ресурсы Воронежской области, можно отметить Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова как туристический объект, обладающий совокупностью двух аттракций. Для формирования турпродукта на базе естественной и искусственной аттракций представляется целесообразным разработать алгоритм последовательности действий. В качестве примера турпродукта, разработанного в соответствии с данным алгоритмом, демонстрируется создание тура «В гостях у сказки», центральной идеей которого выступает маршрут по эко-тропе «Заповедная сказка» Воронежского государственного биосферного заповедника с показом объектов, объединенных тематикой русских сказок. На территории заповедника созданы все условия для размещения, питания, отдыха и развлечения гостей. В качестве целевой аудитории рассматриваются родители с детьми от 3-х до 14ти лет и группы школьников с педагогами. В рамках представленного тура предполагается проведение экскурсий, носящих познавательный характер. Объектами показа являются бобровый питомник, музей бобра, интерактивный дом пожара, Толшевский монастырь. Используемый для создания данного тура алгоритм имеет в своей основе идею о создании туристского продукта и наличие или формирование объектов искусственной аттракции, которая, в свою очередь, в сочетании с естественной аттракцией становится эффективным инструментом для привлечения туристических потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Глаголева Л.Э., Прибыткова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm of formation of touristic product based on natural and artificial attractions

At present potential touristic resources are the objects of numerous investigations. For using the touristic resource in the most effective way it’s necessary to transform it into a touristic product. Various types of attraction play an important part in this process, the combination of natural and artificial attractions being the most productive. Considering touristic resources of Voronezh region we can distinguish Voronezh state biosphere reserve named after V.M. Peskov as the object possessing the combination of the two attractions. For formation of touristic product based on natural and artificial attractions the question of developing the algorithm of sequence of actions is of great importance. As an example of touristic product developed according to this algorithm there performed the creation of the tour “V gostyakh u skazki” whose central idea is the route “Zapovednaya skazka” with the demonstration of objects united by the concept of Russian fairy-tales. The territory of the reserve provides every facility for accommodation, recreation, having meals and entertaining of guests. As a target audience there were chosen parents with 3–14-year-old children and schoolchildren with their teachers. During the mentioned tour cognitive excursions are proposed. Demonstrated objects are the following: the beaver farm, Beaver museum, interactive house of Fire, Tolshevsky monastery. The algorithm used for the creation of the tour is based on the idea of developing the touristic product and presence or forming the objects of artificial attraction which in its turn combining with natural attraction becomes the effective tool for attracting tourists.

Текст научной работы на тему «Алгоритм формирования туристского продукта на основе естественной и искусственной аттракций»

ВестпикВТУИТ/Proceedings of VSUET, № 4, 2016_

Оригинальнаястатья/Original article_

УДК 379.852.

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2016-4-90-93_

Алгоритм формирования туристского продукта на основе _естественной и искусственной аттракций_

Людмила Э. Глаголева 1 milaprofi@mail.ru _Олеся В. Прибыткова 1 lady.pribytkova@mail.ru_

1 кафедра туризма и гостиничного дела, Воронеж. гос. ун-т. инж. техн., пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия Реферат. В настоящее время потенциальные туристские ресурсы являются объектом многочисленных исследований. Для эффективного использования туристского ресурса необходима его трансформация в туристский продукт. Немаловажную роль в этом играют различные виды аттракций. Наиболее эффективным представляется сочетание естественной и искусственной аттракций. Рассматривая туристские ресурсы Воронежской области, можно отметить Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова как туристический объект, обладающий совокупностью двух аттракций. Для формирования турпродукта на базе естественной и искусственной аттракций представляется целесообразным разработать алгоритм последовательности действий. В качестве примера турпродукта, разработанного в соответствии с данным алгоритмом, демонстрируется создание тура «В гостях у сказки», центральной идеей которого выступает маршрут по эко-тропе «Заповедная сказка» Воронежского государственного биосферного заповедника с показом объектов, объединенных тематикой русских сказок. На территории заповедника созданы все условия для размещения, питания, отдыха и развлечения гостей. В качестве целевой аудитории рассматриваются родители с детьми от 3-х до 14-ти лет и группы школьников с педагогами. В рамках представленного тура предполагается проведение экскурсий, носящих познавательный характер. Объектами показа являются бобровый питомник, музей бобра, интерактивный дом пожара, Толшевский монастырь. Используемый для создания данного тура алгоритм имеет в своей основе идею о создании туристского продукта и наличие или формирование объектов искусственной аттракции, которая, в свою очередь, в сочетании с естественной аттракцией становится эффективным инструментом для привлечения туристических потоков.

Ключевые слова: естественная аттракция, искусственная аттракция, алгоритм, туристский продукт, заповедник

Algorithm of formation of touristic product based on natural and _artificial attractions_

Lyudmila E. Glagoleva 1 milaprofi@mail.ru _Olesya V. Pribytkova 1 lady.pribytkova@mail.ru_

1 tourism and hotel industry department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia Summary .At present potential touristic resources are the objects of numerous investigations. For using the touristic resource in the most effective way it's necessary to transform it into a touristic product. Various types of attraction play an important part in this process, the combination of natural and artificial attractions being the most productive. Considering touristic resources of Voronezh region we can distinguish Voronezh state biosphere reserve named after V.M. Peskov as the object possessing the combination of the two attractions. For formation of touristic product based on natural and artificial attractions the question of developing the algorithm of sequence of actions is of great importance. As an example of touristic product developed according to this algorithm there performed the creation of the tour "V gostyakh u skazki" whose central idea is the route "Zapovednaya skazka" with the demonstration of objects united by the concept of Russian fairy-tales. The territory of the reserve provides every facility for accommodation, recreation, having meals and entertaining of guests. As a target audience there were chosen parents with 3-14-year-old children and schoolchildren with their teachers. During the mentioned tour cognitive excursions are proposed. Demonstrated objects are the following: the beaver farm, Beaver museum, interactive house of Fire, Tolshevsky monastery. The algorithm used for the creation of the tour is based on the idea of developing the touristic product and presence or forming the objects of artificial attraction which in its turn combining with natural attraction becomes the effective tool for attracting tourists Keywords: natural attraction, artificial attraction, algorithm, touristic product, reserve

Введение

Исследования роли туризма в экономике демонстрируют его положительное влияние на стимулирование развития различных областей и сфер деятельности региона. Неравномерность распределения туристского потенциала и степени его развития на террито-риистраны в целом и в отдельно взятых регионах обусловлена зависимостью всех видов туризма от наличия и состояния туристских ресурсов.

Для цитирования Глаголева Л. Э., Прибыткова О. В. Алгоритм формирования туристского продукта на основе естественной и искусственной аттракций // Вестник ВГУИТ.2016. № 4. С. 90-93. (М:10.20914/2310-1202-2016-4-90-93

90

Использование потенциального туристского ресурса и последовательное формирование на его основе туристской аттракции и туристского продукта предполагают достаточно длительный процесс строительства, реконструкции и реставрации объектов показа. Возможности привлечения туристов в местах, находящихся вблизи туристских центров и дестинаций, но не обладающих известными используемыми достопримечательностями, ограничены и препятствуют развитию индустрии туризма.

For citation

Glagoleva L. E., Pribytkova O.V. Algorithm of formation of touristic product based on natural and artificial attractions. Vestnik VSUET [Proceedings of VSUET]. 2016. no. 4.pp. 90-93. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2016-4-90-93

Весттк&ТУМТ/Фгосе^^ о/'ТЯНЕТ, № 4, 2016

Однако практика некоторых российских организаций показывает эффективность создания объектов показа, по сути своей отличных от традиционных природных и культурно-исторических достопримечательностей. Данные объекты, создаваемые на основе концепции, не имеющей связи с культурно-историческим наследием региона, но способной стимулировать туристский интерес, становятся искусственной туристской аттракцией региона, а на ее основе формируется особый турпродукт. В свою очередь, естественная туристская аттракция подразумевает аттракцию, возникшую в процессе логичного развития какого-либо объекта показа природного или антропогенного происхождения, причем данный процесс и объект обладают известными, научно-подтвержденными характеристиками.

Сочетание естественной и искусственной аттракций является мощным инструментом для привлечения туристских потоков к определенным дестинациям и, соответственно, повышает эффективность использования региональных туристских ресурсов.

Говоря о туристском потенциале Воронежской области, можно отметить, что здесь сосредоточены все виды особо охраняемых природных территорий, но наиболее известными из них являются биосферные резерваты - Воронежский и Хоперский заповедники, и природный заказник федерального значения Каменная степь.

История Воронежского заповедника насчитывает более семи десятилетий, и научные открытия заповедника в области сохранения экосистем известны не только в России, но и за рубежом. Тот факт, что Воронежский заповедник находится в границах двух областей, что встречается крайне редко, дает основания полагать, что туристская деятельность на территории Воронежской области создаст стимул по ее развитию и в Липецкой области. [4]

Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова является уникальным туристским объектом, обладающим как естественной, природной аттракцией, так и аттракцией искусственной. На территории заповедника организованы экскурсионные маршруты по следующим эко-тропам: «Малая Черепахинская», «Заповедная сказка», «Лесными дорожками». На пути следования по маршрутам установлены разнообразные специально созданные объекты, объединенные определенной тематикой. Так, на всем протяжении эко-тропы «Заповедная сказка» можно увидеть сказочный лабиринт, фигуры сказочных персонажей, птичий городок. Все выше перечисленное является примером объектов искусственной аттракции. В свою очередь, уникальная флора и фауна резервата, включая бобров, являющихся символом заповедника,

обеспечивает естественную аттракцию туристского продукта. Таким образом, Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова имеет огромный потенциал для создания турпродукта, обладающего сочетанием сразу двух видов аттракций.

Проблематика развития туризма в настоящий момент практически не затрагивает вопрос искусственных аттракций, равно как и объектов, обладающих сочетанием естественной и искусственной аттракций. В связи с этим, представляется целесообразным разработка алгоритма создания туристского продукта на основе сочетания данных аттракций и формирование конкретного туристского ресурса на базе Воронежского заповедника.

Туристические ресурсы Воронежской области могут быть базой для формирования самых туровот однодневной экскурсии до пятидневного тура, совмещающего в себе элементы познавательного, рекреационного и активного туризма. В рамках данной работы предлагается формирование 2-х дневного тура «В гостях у сказки». Целевая аудитория, на которую рассчитана программа тура, - семьи с детьми и учащиеся с сопровождающими педагогами. Такая целеваяаудитория выбрана в силу того, что познавательный компонент (экскурсии) является базовым в разрабатываемом туре. На территории Воронежского государственного природного биосферного заповедника расположены следующие объекты: кафе «Бобер и бобриха», гостиничный комплекс «Усадьба», музей природы, эко-тропы, верёвочный парк, бобровый питомник, дом пожара, интерактивный дом бобра, Толшевский монастырь.

В рамках тура «В гостях у сказки» туристам предлагается пройти маршрут по эко тропе «Заповедная сказка» и посетить объекты, расположенные на ней. В список предлагаемых к посещению объектов входят пруд Царевны-лягушки, сказочный лабиринт, выход из которого помогает найти волшебный клубок, Дремучий лес, птичий городок, поляна сказок, на которой расположены фигуры сказочных персонажей, Сухой ручей и избушка Бабы Яги. Особенностью этой тропы является то, что она создана для людей с ограниченными возможностями. Люди в инвалидных колясках имеют возможность проехать по этой тропе и соприкоснуться с природой.

Отдельно хотелось бы отметить веревочный парк «Ёжкины дорожки». Веревочный парк -это активный отдых на природе в живописном месте на территории Центральной усадьбы Воронежского заповедника. Гостям предоставляется возможность прогуляться на свежем воздухе, снять напряжение и усталость, провести время с семьей, друзьями и коллегами. Веревочный

BecmnvKjBTy^T/Proceedings of VSUET, № 4, 2016L

парк включает в себя маршруты, подходящие для людей любого возраста с различным уровнем физической подготовки. Маршрутдля самых маленьких находится на высоте 1-1,5 метра. Детский маршрут включает в себя переправу с кольцами, паутину, кочки, переправу с вертикальными захватами, дощатый мостик, горку. Семейный маршрут родители и дети могут пройти вместе, а самых смелых любителей экстрима ожидает по-настоящему сложная трасса и спуск по троллею. Протяженность такого маршрута составляет 168,3 м. Верёвочный парк спроектирован таким образом, что его функционирование не наносит вреда деревьям.

Размещение гостей планируется в гостиничном комплексе «Усадьба», предоставляющем комфорт и качественный сервис: услуги прачечной, которая также расположена в здании комплекса и оснащена современным оборудованием, предоставление круглосуточной бесплатной парковки, гладильная доска с утюгом, услуга заказа такси и побудка гостей, кулеры с горячей и холодной водой, банкомат и терминал экспресс-оплаты мобильной связи.

Услуги питания предоставляются кафе «Бобер и бобриха», где также возможно проведение мероприятий, таких как различные симпозиумы, научные конференции, деловые переговоры, любые виды торжеств в стиле национального русского колорита.

В рамках тура предполагается посещение бобрового питомника. Уникальное место, единственное в своем роде в России, изначально создавался для сохранения бобров. Помимо

экологического просвещения населения, здесь ведется активное изучение и исследование жизни бобров. На базе бобропитомника открыт музей посвященный бобру, в котором с помощью интерактивных экспозиций и игровых форм, каждый может ознакомиться с жизнью животного. Музей выполнен в формате 3D.

Экскурсия в дом пожара носит познавательный характер и обучает противопожарной безопасности. Здесь представлены экспонаты борьбы с пожаром, инструкции по пожаротушению и предотвращению возгорания. Интерактивный дом пожара работает в необычном режиме - оборудован специальными досками для проведения занятий. С помощью данного новейшего оборудования можно также проводить мероприятия, проецируя всю информацию для большей наглядности, что будет делать ее более легкой для восприятия.

Толшевский монастырь, находящийся на территории заповедника выполняет функцию культурно-религиозного просвещения.

Предложенный тур может быть интересен жителям Воронежской области, заинтересованным в познании истории и культуры своей малой родины. Вероятно, наибольшей популярностью он может пользоваться у жителей городов (или крупных населенных пунктов), так как резкий контраст между привычной шумной городской средой и тихой сельской местностью оказывает сильное влияние на организм и психику человека. «Смена декораций» придает дополнительную остроту полученным впечатлениям и делает отдых запоминающимся.

Рисунок 1. Алгоритм формирования туристского продукта на основе естественной и искусственной аттракций Figure 1. Algorithm of formation of touristic product based onnatural and artificial attractions

BecmnvKjBTy^T/Proceedings of VSUET, № 4, 2016

Заключение

Для формирования тура «В гостях у сказки» был разработан алгоритм формирования туристского продукта на основе естественной и искусственной аттракций, представленный на рисунке 1. Отправной точкой в создании туристского ресурса является идея о его создании, а дальнейшее ее развитие образует целый

ЛИТЕРАТУРА

1 Артемьева О.А. Формирование туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2011

2 Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Сайдашева О.В. Методологические аспекты повышения устойчивости региональной экономики на основе продвижения туристских дестинаций // Экономика устойчивого развития. 2012. №10. С. 102-115

3 Прибыткова О.В. Разработка проекта развития экологического туризма на базе Воронежского государственного природного биосферного заповедника им. В.М. Пескова // Успехи современной науки и образования. 2016. № 9. Т. 3. С. 97-99

4 Devesa M., Laguna M., Palacios A. The role of motivation in visitor satisfaction: Empirical evidence in rural tourism // Tourism Management. 2010. V. 31. №. 4. P. 547-552.

5 Masiero L., Nicolau J. L. Tourism Market Segmentation Based on Price Sensitivity Finding Similar Price Preferenceson Tourism Activities // Journal of Travel Research. 2012. V. 51. №. 4. P. 426-435.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Людмила Э. Глаголева д. т. н., профессор, кафедра туризма и гостиничного дела, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия,milaprofi@mail.ru Олеся В. Прибыткова магистрант, кафедра туризма и гостиничного дела, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, lady.pribytkova@mail.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Людмила Э. Глаголевапредложила методику проведения эксперимента

Олеся В. Прибыткова написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 22.10.2016

ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 30.11.2016

комплекс туристского сервиса со сложной инфраструктурой. Предлагаемый алгоритм основывается на наличии или формировании объектов искусственной аттракции в сочетании с уже имеющимися объектами естественной аттракции и может быть адаптирован в соответствии со спецификой отдельно взятого турпродукта.

REFERENCES

1 Artem'eva O.A.. Formirovanie turistskikh produktov, osnovannykh na iskustvennoi attraktsii [Forming of touristic products based on artificial attraction] Moscow, 2011. (in Russian)

2 Kizim A.A., Val'vashov A.N., Saydasheva O.V. Methodological aspects of increasing of regional economics sustainability based on the promotion of touristic destinations. Ekonomika ustoichivogo razvitiya [Economics of sustainable development] 2012, no. 10, pp. 102-115. (in Russian)

3 Pribytkova O.V. Creation of the project developing ecological tourism on the base of Voronezh state biosphere reserve named after V.M. Peskov. Uspekhi sovremennoi nauki I obrazovaniya [Success of modern science and education] 2016, no. 9, vol. 3, pp. 97-99. (in Russian)

4 Devesa M., Laguna M., Palacios A. The role of motivation in visitor satisfaction: Empirical evidence in rural tourism. Tourism Management, 2010, vol. 31, no. 4, pp. 547-552.

5 Masiero L., Nicolau J. L. Tourism Market Segmentation Based on Price Sensitivity Finding Similar Price Preferences on Tourism Activities. Journal of Travel Research, 2012, vol. 51, no. 4, pp. 426-435.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Lyudmila E. Glagoleva doctor of technical sciences, professor, tourism and hotel industry department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, milaprofi@mail.ru

Olesya V. Pribytkova master student, tourism and hotel industry department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, lady.pribytkova@mail.ru

CONTRIBUTION

Lyudmila E. Glagoleva proposed a scheme of the experiment

Olesya V. Pribytkova wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The authors declare no conflict of interest.

RECEIVED 10.22.2016

ACCEPTED 11.30.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.