благоприятствует созданию общий интересов, из чего строятся дружеские отношения и влияние друг на друга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пружинина, М.В. Педагогические условия социальной адаптации подростков, занимающихся каратэ / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, А.В. Пантелеева // Интернет-журнал «Мир науки» (серия Педагогика и психология). - 2018. - Т. 6, № 4. - Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN418.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
2. Пружинина, М.В. Формирование двигательного творчества обучающихся 10 классов на уроках физической культуры средствами гимнастики) / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, Ю.В. Хармац // Интернет-журнал «Мир науки» (серия Педагогика и психология). - 2018. - Т. 6, № 3. -Режим доступа : https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN318.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
3. Русаков, А.А. Формирование мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 261-264.
REFERENCES
1. Pruzhinina, M.V., Pruzhinin, K.S. and Panteleeva, A.V. (2018), "Pedagogical conditions of social adaptation of adolescents involved in karate", Internet journal "World of Science". Series Pedagogy and Psychology, No. 4, Vol. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PDMN418.pdf.
2. Pruzhinina, M.V., Pruzhinin, K.S. and Kharmac, Yu.V. (2018), "Formation of motor creativity of 10th grade students at physical education classes by means of gymnastics", Internet journal "World of Science". Series Pedagogy and Psychology, No. 3, Vol. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN318.pdf.
3. Rusakov, A.A. and Kuzekevich, V.R. (2018), "Formation of Motivation for Independence in the Organization of Motor Activity in a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 261-264.
Контактная информация: 954959@bk.ru
Статья поступила в редакцию 30.03.2019
УДК 378
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Марина Николаевна Раздобарова, старший преподаватель, Элина Борисовна Калиниченко, доцент, кандидат социологических наук, Любовь Михайловна Иванова, доцент, кандидат педагогических наук, Анна Валентиновна Ланина, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ)
Аннотация
Целью статьи является создание алгоритма внедрения информационных технологий в процесс образования и определение его составляющих для формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Для этого использовались следующие методы: исследование, анализ, моделирование. В результате авторами был разработан и апробирован алгоритм поэтапного формирования межкультурной коммуникативной компетенции с использованием информационных технологий в процессе обучения иностранному языку, а именно формирование мультимедийной виртуальной образовательной среды. Использование выделенных информационных технологий способствует более эффективному межкультурному общению, применение разработанного алгоритма является оправданным.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, информационные технологии, виртуальная мультимедийная среда обучения.
ALGORITHM OF STUDENTS' INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION BY INFORMATION TECHNOLOGIES
Marina Nikolaevna Razdobarova, the senior teacher, Elina Borisovna Kalinichenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Lyubov Mikhailovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Valentinovna Lanina, the senior teacher, Saratov State Vavilov Agrarian University
Annotation
The aim of the article is to create the algorithm for information technologies introduction in the education process and to define its components in order to form intercultural communicative competence of students. The following methods were used: research, analysis and modeling. As a result, the authors developed and tested the algorithm for the gradual formation of the intercultural communicative competence by using the information technology in the process of teaching to the foreign language, namely multimedia virtual learning environment formation. Selected information technology contributes to more effective intercultural communication, the application of developed algorithm is justified.
Keywords: intercultural communicative competence, information technologies, virtual multimedia learning environment.
ВВЕДЕНИЕ
Саратовский государственный аграрный университет входит в состав опорных вузов - экспортеров образования. Данное направление, курируемое Министерством образования РФ, предполагает создание и использование проекта деятельности вуза по экспорту образования. Наличие достаточно большого количества иностранных студентов в университете способствует развитию различных форм совместной деятельности, как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами. В данном контексте процесс интенсификации формирования межкультурной коммуникативной компетенции является особенно актуальным, что может быть успешно достигнуто посредством использования современных информационных технологий.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования явилось формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов с использованием информационных технологий. В процессе его проведения решались следующие задачи:
1. Создать алгоритм внедрения информационных технологий в образовательный процесс с целью формирования данной компетенции студентов;
2. Определить комплекс информационных технологий, способствующих интенсификации процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов;
3. Осуществить практическое использование в образовательном процессе выделенных информационных технологий применительно к условиям формирования данной компетенции;
Данные задачи достигались с помощью научно-исследовательских методов, анализа, моделирования, педагогического эксперимента, под которым понимается совокупность методов исследования, осуществляемых с целью апробации объективности и достоверности выдвинутой гипотезы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формирующий эксперимент осуществлялся в пределах отведённых на неязыковых факультетах часов на обучение иностранному языку и связан с описанием и внедрением алгоритма поэтапной организации и реализации процесса внедрения новых информационных технологий с целью формирования межкультурной коммуникативной компетенции
студентов, который включал в себя следующие этапы:
1. Проектирование. На данном этапе производился анализ соответствующих информационных технологий с точки зрения их содержания и соответствия поставленной цели - формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов, возможность их применения в проводимом экспериментальном исследовании;
2. Апробация выделенных информационных технологий, способствующих интенсификации данного процесса;
3. Внедрение. Этот этап подразумевает интеграцию апробированного комплекса информационных технологий в общий контекст образовательного процесса иностранному языку, обогащая и дополняя процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов.
4. Диагностика. На данном этапе определялся уровень сформированности данной компетенции в результате применения информационных технологий. Диагностика осуществлялась с помощью контрольных тестов, разработанных критериев и показателей.
Схема предлагаемого алгоритма представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Алгоритм формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов
В связи с переходом современного образования на всеобщую информатизацию и парадигму активного обучения, основными инновационными средствами, способствующими более эффективному формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов, служат, прежде всего, новые информационные технологии. Принимая во внимание сформулированное определение межкультурной коммуникативной компетенции, являющейся сложным личностным образованием, которое подразумевает освоение лингвокуль-туры и её компонентов (общекультурный, коммуникативный, стратегический), способы формирования данной компетенции подразумевают поиск информации о культуре стран изучаемого языка, коммуникацию на иностранном языке, способствуют социализации в другой культуре и мотивируют к изучению иноязычных лингвокультурных реалий.
Выделенные функции дадут возможность: развить умения находить и анализировать аутентичную информацию; контактировать с носителями языка; спроектировать аутентичную языковую среду, выделяя инокультурные реалии, данные в виде виртуальных объектов [4].
Так как требования, предъявляемые к формированию межкультурной коммуникативной компетенции подразумевают не просто способность к межличностному общению как таковому и знание его универсальных закономерностей, а национально-культурную специфику и адекватное восприятие поведения собеседника, реакцию на изменения коммуникативной ситуации, то в процесс формирования данной компетенции будет также входить интерактивность, которая подразумевает знание приёмов и стратегий, требующихся для эффективного общения; обеспечивающаяся как средствами активных технологий обучения, так и с помощью информационных технологий.
В основе развития компьютерных средств обучения иностранным языкам на современном этапе преобладают мультимедийные компьютеры, обогащённые современным программным обеспечением и коммуникациями на базе глобальных и локальных сетей. В развитии современных технологий обучения иностранным языкам мультимедийность на современном этапе преобладает, так как особенность представления информации в комбинации изображения, текста, аудио и видео, осуществляемых в одном пространственно-временном формате, оказывает интегративное воздействие, погружая студентов в виртуальную языковую среду, и способствует реализации полноценного межкультурного общения [1]. Именно виртуальная образовательная среда, а точнее её компонент - виртуальная мультимедийная среда обучения межкультурной коммуникации является одним из основных средств её формирования.
В Саратовском ГАУ виртуальная языковая среда создаётся посредством программного продукта «Диалог NIBELUNG», с помощью которого компьютерный класс превращается в лингафонный кабинет и мультимедийную среду. Благодаря возможностям этой системы создаются тематические аудиотеки и видеотеки для организованного или самостоятельного просмотра и прослушивания, преподаватель обладает набором средств для эффективного интерактивного взаимодействия (диалог, чат, прослушивание), учащиеся могут записать свой голос и сравнить с оригиналом, создавать индивидуальные или групповые информационные проекты после прохождения темы, преподаватель раздаёт отдельными файлами индивидуальные или групповые задания. Конструктор тестов помогает создавать тесты разной степени сложности и получить объективную оценку самой программой. Студентам нравится проходить веб квесты (достопримечательности, обычаи, мен-тальность народов разных стран) и участвовать в межкультурных форумах.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сказать, что основными инновационными средствами формирования межкультурной компетенции студентов выступают современные информационные технологии, способствующие образованию виртуальной межкультурной среды. Её структура может быть представлена тремя блоками: ресурсно-информационным, коммуникативным, тренировочно-оценочным.
Ресурсно-информационный блок виртуальной мультимедийной среды ориентирован на возможность компьютерных технологий предоставлять как образовательные ресурсы, так и информационные. Данный блок охватывает: мультимедийные программы (Euro Plus+, English Discoveries, Профессор Хиггинс, Language in use, Reward), включающие инокультурную информацию и реализующие межкультурное общение, иноязычные социальные сети (Facebook, The English Web Connection, Twitter, Instagram), виртуальную фонотеку и видеотеку с аутентичными материалами, веб-технологии, мультимедийные словари и энциклопедии. Основу виртуальной коммуникации составляют: электронная почта, чаты, блоги, видеоконференции, межкультурные форумы (www.culture-at-work.com). Тренировочно-оценочный блок может быть представлен следующими видами
информационных технологий: система тестирования на компьютере с мультимедийными возможностями (Диалог NIBELUNG), выполнение тестовых заданий и упражнений онлайн, проектные технологии (Mind Maps, веб-квесты - IT In Multicultural World).
Разработанный алгоритм способствует результативному формированию межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Использование комплекса информационных технологий, которые создают виртуальную мультимедийную языковую среду обучения, повышают не только языковой уровень владения языком, но и облегчают процесс межкультурного взаимодействия, что особенно актуально в многонациональных студенческих группах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брылева, В. А. Развитие межкультурной компетенции студентов -лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Брылева Вилена Александровна. - Волгоград, 2007. - 210 с.
2. Информационные технологии в языковом образовании: «Диалог Нибелунг» как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Э.Б. Калиниченко, Л.М. Иванова, М.Н. Раздобарова, А.В. Ланина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 62-65.
3. Киселёв, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник для бакалавров / Г.М. Киселёв, Р.В. Бочкова. - М. : Дашков и К., 2016. - 306 с.
4. Позднякова, Н.А. Дидактические свойства и функции средств новых информационных технологий в обучении иностранным языкам / Н.А. Позднякова // Системный анализ и информационные технологии. - Дубна, 2004. - С. 173-182.
REFERENCES
1. Bryleva, V. A. (2007), Development of intercultural competence of students -linguists by means of the virtual educational environment of the special faculty, dissertation, Volgograd.
2. Kalinichenko, E.B., Ivanova L.M., Razdobarova M.N. and Lanina A.V. (2017), "Information technology in language education: "Dialogue Nibelung" as a means of forming foreign language communicative competence of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), pp. 62-65.
3. Kiselev, G.M. and Bochkova, R.V. (2016), Information technology in pedagogical education, manual, Dashkov and Ko., Moscow.
4. Pozdnyakova, N.A. (2004), "Didactic properties and functions of new information technology in foreign language teaching", System analysis and information technologies, Dubna, pp. 173-182.
Контактная информация: mar-razdobarova2009@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29.03.2019
УДК 796.86
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОКЕ МЕТОДА «ВЕРБАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ТРЕНЕРА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У
ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В представленной статье обсуждаются результаты научных исследований, направленных на совершенствование методики технико-тактической подготовки фехтовальщиков на этапе спортивной специализации. В экспериментальных испытаниях при проведении индивидуальных уроков с использованием метода «вербальной установки тренера» моделировались ситуации соревновательного боя. Обработка видеозаписей позволила оценить время подготовки и выполнения избранных действий в заданных тренером условиях. Результатом педагогического эксперимента