УДК 336 ДЕНИСОВА ИРИНА ПЕТРОВ-
НА
д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет
(РИНХ)», е-mail: [email protected]
БЕЛОВ МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ
к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»,
е-mail: [email protected]
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
Аннотация. Каждая страна, регион и организация с учетом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. В странах Европейского сообщества реализуется четыре модели социальной политики — социально-демократическая (скандинавская), корпоративная (континентальная), либеральная (англосаксонская), переходная (развивающаяся). В России функционирует смешанная модель. Любые модели социальной политики не будут действенны без финансового обеспечения, инструментарием которого выступают социальное страхование и социальная помощь. В новых экономических и геополитических условиях Россия столкнулась с целым рядом факторов, негативно отразившихся на состоянии государственных финансов. В статье анализируются содержательные характеристики социального страхования и социальной помощи, рассматриваются особенности российской модели обязательного социального страхования и возможные направления ее совершенствования, предлагается вариант разработки социальной программы для частного бизнеса, адаптировавшегося к новым условиям. Одним из направлений, обеспечивающих адресность социального страхования, и элементами модели социального страхования на микроуровне может быть создание социальных фондов и программ предприятий. Социальные фонды предприятий выполняют важные функции — выступают стимулирующим фактором повышения производи-тельности труда и трудовой мотивацией повышения эффектив-ности общественного производства. Их размеры зависят от про-изводственно-финансовых результатов работы предприятий: объема полученной прибыли и пропорций ее распределения. Фонды позволяют активно задействовать человече-ский фактор, формировать здоровую базу для социально-партнерских отношений на производстве.
Ключевые слова: социальная политика, социальный риск, социальное страхование, страховые взносы, социальная помощь, социальная ответственность бизнеса.-
DENISOVA IRINA PETROVNA
Doctor of Economic Sciences, Professor "Rostov State Economic University (RINE)",
e-mail: [email protected]
BELOV MIKHAIL TIMOFEEVICH
Candidate of Economic Sciences, associate professor "Rostov State Economic University (RINE)",
e-mail: [email protected]
THE ALGORITHM OF FORMATION OF THE INTEGRATED PROGRAMME OF SOCIAL SUPPORT AT THE REGIONAL LEVEL
Abstract. Taking into account its specific character, each country, region and organization forms its own model of the social policy. Four models of the social policy are used in the countries of the European Community: social-democratic (Scandinavian), corporate (continental), liberal (Anglo-Saxon), transitional (developing) models. Russia uses a mixed model. Any model of the social policy will not be efficient without the financial support, the instruments of which are social insurance and social assistance. Under new economic and geopolitical conditions, Russia faced a number of factors that negatively affected the state of public finance. This article analyzes substantial characteristics of social insurance and social assistance and covers the features of the Russian model of compulsory social insurance and possible directions of its improvement; it offers the option of development of a social program for private business that adapted to new conditions. One of the directions, providing social insurance targeting and social insurance model elements at micro level can be social funds and programs of the enterprises. Enterprises social funds perform important functions — act as a stimulating factor of labor efficiency increase and labor motivation of social production effectiveness. Their level depends on industrial and financial results of the enterprise activity: received profit volume and its distribution proportions. Funds enable to involve the human factor actively, to form healthy base for social-partner relationships in production.
Keywords: social policy, social risk, social insurance, insurance contributions, social assistance, social re-
Важную роль в обеспечении социальной и политической стабильности регионов играет целостная концепция социальной политики, нацеленная на укрепление демократического характера российской государственности, превращение России в государство с социально-ориентированной экономикой. Именно социальные факторы, социальные стимулы, социальные механизмы поведения человека в обществе являются основой любой государственности. Данные механизмы и условия их реализации закреплены в социальных «Дорожных» картах. В российской научной литературе пока не сформировано единого мнения о социальном риске. В Федеральном законе об основах обязательного социального страхования под социальным страховым риском понимается «предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которых осуществляется обязательное социальное страхование» [2].
Страховой механизм снижения социальных рисков выражается в принципиальном отличии социального страхования от социальной помощи. Обобщение различных точек зрения на природу социального страхования позволило сформулировать следующие определения: «Социальное страхование представляет собой экономические и правовые отношения субъектов по формированию и расходованию финансовых ресурсов, предназначенных для защиты работающего населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи» [3]. При этом основными принципами осуществления социального страхования являются: устойчивость финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер и доступность для застрахованных лиц реализации своих прав; государственная гарантия соблюдения прав независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы; паритетность участия представителей субъектов страхования в органах управления системы; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы.
Действительные социально-экономические результаты преобразований оцениваются по степени их воздействия на социально-экономические отношения, на развитие социальной сферы страны и ее регионов.
В последние годы для России характерно усиление роли региональной социальной политики. Расходы государства на развитие человека постоянно растут. Одной из первоочередных задач является выполнение принятых социальных обязательств. Между тем макроэкономическая ситуация в России изменилась. Ее бюджетная система функционирует в условиях, связанных со снижением поступлений от нефтегазовых доходов, сокращением объемов производства и внешней торговли. В результате изменяются источники финансирования, сущностные связи и интересы социальных субъектов общественных организаций и государства по поводу социальной защиты работающих, самозанятого населения, социально уязвимых групп населения, поэтому необходимо переосмысление действующего финансового инструментария социально-ориентированной экономики, обоснование новых подходов к формированию системы социального страхования как базового инструмента социальной защиты.
Одним из направлений, обеспечивающих адресность социальной политики на уровне региона, и элементами модели социального партнерства может быть создание социальных фондов регионов и программ отдельных организаций. Социальные фонды выполняют важные функции — выступают стимулирующим фактором повышения производительности труда и трудовой мотивацией повышения эффективности общественного производства.
Их размеры зависят от производственно-финансовых результатов работы хозяйствующих субъектов: объема полученной прибыли и пропорций ее распределения. Фонды позволяют активно задействовать человеческий фактор, формировать здоровую базу для социально-партнерских отношений.
Следует отметить, что на практике в России широко использовалась мотивация коллективного участия в достижении высоких результатов задолго до того, как она была открыта японским менеджментом и в настоящее время рекламируется как «ноу-хау» современной системы управления.
В мировой экономической теории и практике существуют две концепции социальной роли
бизнеса и социальной ответственности фирм, обусловленные различными ценностными подходами к общественной значимости фирм.
Согласно одной из этих концепций, фирма реализует только экономические цели, и ее социальная ответственность сводится к максимализации оплаты труда работников. Выполняя эту функцию, бизнес обеспечивает занятость работников, а также дивиденды для акционеров. Активный сторонник этой концепции — один из основателей монетаризма Милтон Фридмен, считающий, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его потенциала и ресурсов и деятельности, направленной на извлечение прибыли, при условии, что бизнес придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, «не прибегая к мошенничеству и обману» [4]. Согласно другой концепции, бизнес не должен ограничиваться экономическими целями, он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия предпринимательской деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также содействовать решению общегосударственных социальных задач. Согласно этой точке зрения, бизнес несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом. Он призван добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, социально-ориентированной модели рыночной экономики.
Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на уровне регионов.
Конечно, проще организациям не финансировать содержание своей социально-культурной инфраструктуры, а передавать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств, и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.
Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда.
С точки зрения стратегического курса экономической реформы — построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.
Отсутствие финансовых средств на текущее потребление, выплату заработной платы работников в связи с кризисом платежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в такое положение, когда они не имеют экономических возможностей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях — полностью от нее отказываться. Это разрушает основы социально-трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный менталитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом коллективе).
Полный отказ предприятий от своей социальной сферы ослабляет социальную мотивацию
работника к труду и социальную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает трудности для формирования кадровых работников.
С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению проблем инфраструктуры предприятий, который состоит в переводе всех объектов социального назначения, финансируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере, и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофилирующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 1980-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в социальных услугах — оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.
Практика хозяйствования последних лет показала, что по мере экономического выздоровления предприятий они начинают уделять внимание социальной стороне жизни трудового коллектива. Рентабельно работающие предприятия создают сеть профилакториев, столовых, домов отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов и т. п.
Для эффективного решения социальных проблем должна быть как можно быстрее сформирована общегосударственная, региональные и местные системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов, а также государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Разработка социальных программ организаций в рамках социального партнерства может включать:
- права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта работников, содержанию социальной инфраструктуры предприятий;
- обязанности работодателя по обеспечению прожиточного минимума работников за счет выплачиваемой заработной платы;
- систему стимулирующих выплат, включая премии, поощрительные и компенсационные выплаты;
- взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий в рамках одного муниципального образования;
- солидарную ответственность работодателя и органов местного самоуправления в комплексном решении вопросов развития социальной инфраструктуры без ущерба не только для работников предприятия, но и в целом для населения района, города и т. п. [5].
Для обеспечения адресности и оперативности как адаптационное направление и элемент модели социальной поддержки на микроуровне может быть создание социальных фондов и программ предприятий.
Процесс разработки комплексной программы социальной поддержки может включать следующий алгоритм действий (рис. 1):
1) разработку социального паспорта организации (региона) (документ, отражающий информацию о профессиональных коллективных и индивидуальных рисках, финансовых возможностях предприятия), описание предприятия как системы социальных субъектов и комплекса социальных рисков, выбор наименее социально защищенных субъектов;
2) карту «риск-менеджмент» — ранжирование социальных рисков, перечень и сроки превентивных мероприятий, формы управления;
3) текущий и оперативный план финансового обеспечения (организационные формы и финансовые источники);
4) тест внутреннего мониторинга финансового покрытия социальных рисков, включающий анализ натуральных и стоимостных параметров.
Данный алгоритм позволяет обосновать взаимосвязь элементов финансового механизма системы социальной защиты в рамках социального партнерства, позволяющая активизировать ее составляющие самозащиты (финансовую политику, организационные механизмы) [6].
В программах учитываются индивидуальные потребности в социальной защите, при этом
используется гибкая система льгот, связанная с объёмом и продолжительностью неблагоприятного периода. Постоянно происходящие изменения в законодательстве по хозяйственным вопросам, финансам, налогообложению, в экономической и политической ситуации, внутри самих субъектов хозяйствования (в производстве, технологии, кадрах, активах и т.д.) непосредственно влияют на социальные риски, поэтому управление ими является динамичным процессом.
Этапы разработки и их документальное оформление Содержание комплекса мер
1 этап: социальный паспорт региона 1. Краткое описание региона: место в разделении труда, специализация, конкурентоспособность и т.п. 2. Описание социальных индивидуальных и коллективных рисков. (половозрастной, семейный состав, показатели бедности, заболеваемость, частота профилактических мероприятий).
2 этап: карта «риск-менеджмент» 1 . Определение в потребности неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях, дополнительной помощи в случае временной нетрудоспособности как работников региона, так и членов их семей, 2. Разработка плана превентивных мероприятий по снижению социальных рисков. 3. Определение стоимости затрат на социальные мероприятия. 4. Определение перечня потенциальных социальных рисков, которым подвержены субъекты региона, с определением условий возникновения неблагоприятных событий, вероятности и возможных размеров затрат (на основе статистических данных).
3 этап: текущий и оперативный план финансового обеспечения социальной поддержки 1. Создание целевых социальных фондов (резервов) источник — доход. 2.Добровольное страхование (долгосрочное страхование жизни, Пенсионное страхование и (или) негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное личное страхование работников) источник — затраты + доход. З.Обязательные и дополнительные социальные выплаты—источник внебюджетные фонды. 4. Создание обществ социального взаимного страхования (коллективно-страховая раскладка ущерба). 5.Организация страховой группы (отчисления из зарплаты). 6. Программа дополнительных социальных услуг на льготных условиях (питание, фирменная одежда, региональные мероприятия) источник — доход + затраты.
4 этап: тест внутреннего мониторинга финансового покрытия социальных рисков Контроль полноты, эффективности и результативности использования финансовых ресурсов системы социальной поддержки.
Рис. 1. Алгоритм разработки комплексной программы региональной социальной поддержки
Таким образом, помимо первоначального варианта программы социальной поддержки, составленной на этапе ее формирования, можно говорить и о мониторинговой (регулярно пересматриваемой) программе, учитывающей и отражающей все текущие изменения внешней и внутренней среды функционирования конкретного региона.
Для принятия решений о включении социальных рисков в комплексную программу страхования рекомендуется внедрить внутренний мониторинг (рис. 2), который может служить информационным источником для расчета финансового обеспечения, определения перечня рисков (рис. 3) и случаев для индивидуальных и коллективных потребностей.
В программах могут учитываются индивидуальные потребности в социальной защите, при этом используется гибкая система льгот, связанная с объемом и продолжительностью неблагоприятного периода.
Комплексная программа социальной поддержки региона и отдельной организации нацелена на реализацию принципа субсидиарности и страховую раскладку социальных рисков на микроуровне, что повысит защищенность и относительную независимость от бюджетной обеспеченности.
Создание аналитической Разработка показателей социальной и экономической эффективности
базы данных
п V
Тестирование в рамках внутреннего мониторинга Контроль проведения мониторинга качества и эффективности мероприятий
п V
Анализ полученных результатов Контроль достоверности полученных результатов
внутреннего мониторинга внутреннего мониторинга
Рис. 2. Алгоритм проведения внутреннего мониторинга финансового покрытия
Субъекты Место и вид работ Перечень опасностей, социальных рисков Перечень случаев Размер вероятности времени наступления социального риска Размер потенциальных потерь (в форме расходов и снижении доходов) при наступлении риска, тыс. руб. Стоимость потерь, тыс. руб. Максимальное возмещение каждого вида риска, тыс. руб. Мероприятие по снижению, предотвращению и предупреждению рисков
Рис. 3. Тест внутреннего контроля параметров финансового покрытия социальных рисков
Таким образом, социальная экономика требует адекватного решения проблем социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на всех уровнях государственного и муниципального управления в их тесном контакте с объединениями работодателей. Первоочередная задача — разработка законодательства о социальном партнерстве на федеральном и субфедеральном уровне. Перед предприятиями стоит задача определения общей стратегии и тактики выработки и реализации социальных программ, имеющих вполне конкретные и стабильные источники финансирования, предусмотренные в финансовых планах и закладываемые в инвестиционные проекты и программы развития и совершенствования производства.
Литература
1. Дорожная карта «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование» : письмо ФНС России от 2 февраля 2016 г. № БС-4-11/1539. [Электронный ресурс]. — URL : http//www.nalog.ru.
2. Федеральный закон об основах обязательного социального страхования от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (в актуальной редакции). [Электронный ресур]. — URL : http//www. consultant.ru.
3. Гаджиясулов, М. М. Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга // Финансы и кредит. 2013. № 36 (564). С. 52-56.
4. Денисова, И. П., Денисов, П. В. Реализация финансовых стратегий партнёрских отношений на микроуровне //Гуманитарные и социальные науки (Австрия). 2015. № 11-12. С. 106-109.
5.Денисов, П. В. Инвестирование социальных страховых резервов // Материалы 10-й международной конференции экономических наук. 2016. С. 66-70.
6. Фридман, М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Вып.4. С. 20-52. References:
1. Roadmap "Creation of a single mechanism of administration of insurance premiums on compulsory pension and social insurance" : Letter of the FTS of Russia No. BS-4-11/1539 of February 2, 2016. [Electronic source]. — URL : http//www.nalog.ru.
2. Federal Law No. 165-FZ "On the basis of compulsory social insurance" of July 16, 1999 (as amended). [Electronic source]. — URL : http//www.consultant.ru.
3. Gadgiyasuliv, M. M. Improvement of the system of compulsory social insurance based on the concept of social -insurance marketing //Finance and Credit. 2013. No. 36 (564). P. 52-56.
4. Denisova, I. P., Denisov, P. V. Financial strategies of partner relationships implement at micro level //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. No. 11-12. P. 106-109.
5. Denisov, P. V. Investment of social insurance reserves // The Tenth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. 2016. P. 66-70.
6. Friedman, M. Methodology positive economic science // THESIS. 1994. Vol. 4. P. 20-52.