Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОДА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ГОЛОСОМ ДНЦ МАШИНИСТУ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДСТОЯЩЕМ МАРШРУТЕ'

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОДА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ГОЛОСОМ ДНЦ МАШИНИСТУ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДСТОЯЩЕМ МАРШРУТЕ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малодеятельные железнодорожные линии / повышение эффективности / функции машиниста / inefficient railway lines / increased efficiency

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гролль Г.В., Илюшин Д.А.

В работе предложен способ повышения экономической эффективности малодеятельных железнодорожных линий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHMFOR GENERATING CODE FOR TRANSMITTING INFORMATION ABOUT UPCOMING ROUTE TO DRIVER BY VOICE OF DISPATCHER

The paper proposes a way to increase the economic efficiency of inactive railway lines.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОДА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ГОЛОСОМ ДНЦ МАШИНИСТУ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДСТОЯЩЕМ МАРШРУТЕ»

УДК 681.5 Гролль Г.В., Илюшин Д.А.

Гролль Г.В.

студент кафедры

Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

Илюшин Д.А.

студент кафедры

Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва, Россия)

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОДА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ГОЛОСОМ ДНЦ МАШИНИСТУ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДСТОЯЩЕМ МАРШРУТЕ

Аннотация: в работе предложен способ повышения экономической эффективности малодеятельных железнодорожных линий.

Ключевые слова: малодеятельные железнодорожные линии, повышение эффективности, функции машиниста.

Одной из главных задач транспортной отрасли является повышение эффективности использования малодеятельных железнодорожных линий (МДЖЛ) в условиях рыночной экономики. На момент 2017 года протяженность МДЖЛ - 15353 км, что составляет около 18 % от всей сети железных дорог [1].

Уже к 2008 году протяженность убыточных железнодорожных линий в России составляла более 8000 км, а численность персонала, занятого на их обслуживании, - более 10 000 человек [2]. К малодеятельным относятся линии с малым размером пассажирского и грузового движения, с грузонапряженностью не более 5,0 млн т-км брутто/км в год [3].

Один из способов повышения экономической эффективности МДЖЛ -снижение эксплуатационных расходов. Реализовать данный способ можно сократив число аппаратуры, требующей постоянного обслуживания, а следовательно, и обслуживающего персонала.

С целью приблизиться к решению проблемы авторами статьи был разработан способ передачи информации машинисту о предстоящем маршруте голосом с последующим вводом данных на бортовые устройства безопасности. Он позволит отказаться от входных светофоров на станцию и аппаратуры АЛС при полуавтоматической блокировке. Машинист, остановившись у входа на станцию, вводит на бортовые устройства безопасности цифровой код, в котором заложена информация о номере пути и точке остановки.

Исходными данными для формирования кода являются: информационная часть (номер пути приема), изменяющаяся часть (время, число, месяц, номер станции приема или отправления, номер поезда).

Закодировать информацию можно путем формирования уравнения, одной из переменных которого является номер пути. Зная сумму, переданную диспетчером машинисту, а также значение других переменных, таких как месяц, число, время, номер поезда, номер станции приема, можно будет решить уравнение относительно переменной, содержащей в себе информацию о номере пути приема.

Приведу пример формирования такого кода для десяти путей приёма в программе МаШсаё (рис. 1).

date := 31 го - 12 hour i* 23 Ntr IL57

АААЛЛААА

а 23 b 2« с 27 d 2S е ^ 29 f 30 к 31 h 32

АЛА AW ААЛ AAA' ЛАЛ АЛЛ AAA1

Sihour а" + m ■ гГ + date а* + Nst— а* + Ntr а' = 3.97250 х 10^

33 ^ 34

52 - hour bJ + m b: - date b! + Nst™, b' + Ntr ■ b1 - 4.43950x

AWV ^P1

53 := hour • c'1 + m c" + date ■ c* + NsW ■ c* + Ntr c* = 4942620 x 10"

AWW

54 - hour d3 + at d + date d1 + Nst-_ d; + Xtr dl = 5.4S3240 * 103

AVA1

S3 := hour e"1 + m ■ e" + date e' + Xst^ e^ + Ntr e' - 6.062740 x 10'

S6 7- hour ■ f3 + m f : 4- date ■ f1 + NsW - f1 + Ntr - f1 - 6.63250 * 10"

AVW i

¡§^3- hour ■ g3 +■ m - s + date ■ g1 + Nst^ ■ g' - Xtr - g1 = 7.34390 x 10?

55 := hour h3 + m h + date h1 + Nst«- h1 + Ntr - h1 - 8.04832 x !05

1MI ^P1

S9 := hour i: m i" + date i' + NsL- i1 + N'tr i1 = 8.797140 * 10" S10 := hour j 3 + m ■ j * - date ■ j : + Xst^p. - j' + Ntr ■ ]1 = 9.591740 x 105

Рис. 1. Пример формирования уравнения для получения суммы.

Здесь представлены следующие переменные:

date - дата, m - месяц, hour - час (в промежутке с 12:00 до 12:59 включительно выбирается значение 12), Ntr - номер поезда, Nstotpr - номер станции отправления, переменные a-j содержат в себе информацию о номере пути приема и формируются путем сложения номера пути и 24, S1-S10 - суммы, передаваемые машинисту для номера пути от первого до десятого соответственно.

Номер станции отправления или приема состоит из 8 знаков, поэтому, перед подстановкой в уравнение, номер сворачивается. Пример свёртки изображен на рисунке 2.

Рис. 2. Пример свёртки номера станции.

Здесь номер станции записан как матрица - строка, таким образом можно попарно сложить её члены и получить свёрнутое значение номера станции.

Сумма, переданная машинисту, подставляется в правую часть уравнения, формируемого из известных переменных (изменяющаяся часть) и переменной х, занимающей место переменных а-] (рис. 3).

hour - х + m - s" + date т} + Nst^ ■ + Ntr х1 = Si Рис. 3. Формирование и решение уравнения на приёмной стороне.

Таким образом, значение переменной х равно номеру пути приёма. Сумма представляет собой пятизначный код, удобный для произношения и восприятия.

Бортовые устройства безопасности не позволят машинисту самовольно проследовать на станцию, а также выехать с неё без получения кода от ДНЦ. Значительный шаг между суммами, получаемыми для одного номера поезда при малом изменении переменных, относящихся ко времени, делает маловероятной

возможность имитации комнаты машинистом для проследования на станцию без команды. Для больших выборок данных также не обходится без коллизий, но алгоритм позволяет получить данные при всех возможных значениях переменных, учесть совпадения и скорректировать расписание движения поездов на малодеятельных участках так, чтобы не возникало опасных ситуаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вакуленко С. П. Малодеятельные линии: состояние и варианты оптимизации / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Н. Ю. Евреенова // Мир транспорта. - 2017. - Т. 15, № 3. - С. 174 - 180;

2. Ковалев К. Е. Модель загруженности оперативно-диспетчерского персонала на малодеятельных линиях / К. Е. Ковалев, В. Л. Белозеров, В. А. Шаров // Автоматика на транспорте. - 2017. - Т. 6, № 3. - С. 294 - 308;

3. Никитин А. Б. Возможность внедрения цифровой радиосвязи и организации передачи данных между станциями на малодеятельных линиях / А. Б. Никитин, И. В. Кушпиль // Автоматика на транспорте. - 2019. - Т. 5, № 1. - С. 45-61.

Международный научный журнал «ВЕСТНИКНАУКИ» № 2 (71) Том 2. ФЕВРАЛЬ 2024 г. Groll G. V., Ilyushin D.A.

Groll G.V.

Russian University of Transport (Moscow, Russia)

Ilyushin D.A.

Russian University of Transport (Moscow, Russia)

ALGORITHM FOR GENERATING CODE FOR TRANSMITTING INFORMATION ABOUT UPCOMING ROUTE TO DRIVER BY VOICE OF DISPATCHER

Abstract: the paper proposes a way to increase the economic efficiency of inactive railway

lines.

Keywords: inefficient railway lines, increased efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.