УДК 614.849
doi: 10.37657/vniipo.avpb.2024.42.91.006
АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИКАТОРОВ РИСКА
НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФГПН В ОТНОШЕНИИ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Ирина Федоровна Зенкова, Дмитрий Сергеевич Адамов, Наталья Олеговна Щеголева, Максим Александрович Шарапов
Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Аннотация. В статье приведен краткий обзор законодательных норм, регламентирующих применение индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Также предложен алгоритм формирования указанных рисков и подготовлен вывод о том, что широкое применение корректно сформулированных индикаторов риска соответствует единым целям и задачам совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Ключевые слова: пожарная безопасность, средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, разработка алгоритма, индикаторы риска, федеральный государственный пожарный надзор
Для цитирования: Алгоритм формирования индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении ФГПН в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения / И.Ф. Зенкова, Д.С. Адамов, Н.О. Щеголева, М.А. Шарапов // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2024. № 3 (21). С. 44-48. https://doi.org/10.37657/vniipo. avpb.2024.42.91.006.
ALGORITHM FOR FORMING RISK INDICATORS OF VIOLATION OF MANDATORY FIRE SAFETY REQUIREMENTS DURING FEDERAL STATE FIRE SUPERVISION IN RELATION TO FIRE SAFETY MEANS AND FIRE
EXTINGUISHING EQUIPMENT Irina F. Zenkova, Dmitry S. Adamov, Natalia O. Shchegoleva, Maxim A. Sharapov
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.
Abstract. The article provides a brief overview of the legislative norms governing the use of risk indicators for violation of mandatory fire safety requirements during Federal state fire supervision in relation to fire safety means and fire extinguishing equipment. An algorithm for the formation of these risks was also proposed and there
was made a conclusion that the widespread use of correctly formulated risk indicators corresponds to the common goals and objectives of improving control (supervisory) activities in the field of fire safety in the Russian Federation.
Keywords: fire safety, fire safety means and fire extinguishing equipment, algorithm development, risk indicators, Federal state fire supervision
For citation: Zenkova I.F., Adamov D.S., Shchegoleva N.O., Sharapov M.A. Algorithm for forming risk indicators of violation of mandatory fire safety requirements during Federal state fire supervision in relation to fire safety means and fire extinguishing equipment // Aktual'nye voprosy pozharnoi bezopasnosti - Current Fire Safety Issues, 2024, no. 3, pp. 44-48. (In Russ.). https://doi.org/10.37657/vniipo. avpb.2024.42.91.006.
Введение
Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» [1] определено, что одной из основных задач государственной политики в области пожарной безопасности является «совершенствование федерального государственного пожарного надзора путем внедрения принципа приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности».
В настоящей статье предлагается ознакомиться с алгоритмом формирования индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности (далее - ИР) при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (далее - ФГПН) в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Разработка ИР осуществляется в целях реализации положений Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года (далее - Концепция) [2], предусматривающих, в том числе, расширение сфер применения индикаторов риска нарушения обязательных требований как основного инструмента контроля (надзора).
Изложение основного материала исследования Реализация задачи совершенствования контрольной (надзорной) деятельности сопровождалась разработкой актуализированных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих осуществление всех видов государственного контроля (надзора). В настоящее время в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3], положениями которого введено понятие «индикатор риска нарушения обязательных требований». Следует отметить, что требования для формирования индикаторов риска нарушения обязательных требований (характеристика формулировок, источники для выявления), обеспечивающие соответствие положениям законодательства [3], являются едиными. Разработка индикаторов риска основывается на анализе нарушений, имеющих наиболее негативные последствия и относящихся к массовым и критическим. Анализ научно-методических подходов к разработке ИР при осуществлении ФГПН приведен в отдельной работе [4].
Разработка ИР при осуществлении ФГПН в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения реализуется в отношении средств, установленных Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» [5]. После того, как перечень предварительных ИР сформирован, каж-
I [ачапо
дый из них оценивается в порядке, приведенном в Методических рекомендациях по разработке индикаторов риска [6], на предмет соответствия требованиям законодательства [3]. Оценка проводится по шести критериям, которые в целях настоящего исследования обозначаются как: а,, где I - номер критерия при / = {1,2,3,4,5,6}:
а1 - индикатор риска не должен являться нарушением обязательных требований;
а2 - индикатор риска должен соответствовать предмету ФГПН; а3 - индикатор риска не должен являться «палочным»; а4 - индикатор риска не должен являться фактом причиненного вреда в контролируемой сфере;
а5 - при формировании индикатора риска должен использоваться параметр отклонения;
а6 - при формировании индикатора риска необходимо указывать источник получения сведений об отклонении от параметров объекта контроля (о срабатывании индикатора риска).
Применение указанного способа оценки ИР при осуществлении ФГПН в от-^ ношении средств обеспечения по-
жарной безопасности и пожаротушения способствует формированию проработанных и эффективных ИР, имеющих высокий уровень применения на практике.
Наличие однозначных требований, предъявляемых к индикаторам риска при их разработке и последующей оценке предлагаемых к утверждению формулировок, позволяет предложить к рассмотрению вариант алгоритма формирования ИР при осуществлении ФГПН в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (см. рисунок).
При этом, исходя из изложенного, представленная блок-схема алгоритма может быть использована как общепринятая при разработке индикаторов риска нарушений обязательных требований в рамках иных видов государственного контроля (надзора).
at
аг
ai
UA
as
at,
Предварительный ИР, критерии оценки о,, где i = {1,2,3,4,5,61
Проводим оценку соответствия ИР критерию са
1 ^ И11 г -»(ii
\ i =1.,6 Шяг 1
да
ИР соответствует
критерию a,
r
нет
ИР сформирован
Конец
Алгоритм формирования ИР при осуществлении ФГПН в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения
Выводы и перспективы дальнейших исследований
На основании изложенного можно сделать вывод, что формирование ИР при осуществлении ФГПН в отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения соответствует целям Концепции и направлено на решение задач государственной политики в области пожарной безопасности для совершенствования ФГПН.
При этом, исходя из того, что критерии оценки соответствия индикаторов риска установленным требованиям являются унифицированными, данный подход позволяет рассмотреть предлагаемый алгоритм как единый, применимый при осуществлении иных видов контроля (надзора).
Список литературы
1. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 1 января 2018 г. № 2 // Гарант. ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71749394/?ysclid=m0drwip8 ht623647981 (дата обращения: 10.07.2024).
2. Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 г. и плана-графика по ее реализации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 21 декабря 2023 г. № 3745-р // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/d oc/408171459/?ysclid=m0dsg3b29y722281714 (дата обращения: 11.03.2024).
3. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ: принят Гос. Думой 22 июля 2020 г., одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358750/?ysclid=m0drulanb7725204292 (дата обращения: 03.07.2004).
4. Научно-методические подходы к разработке индикаторов риска нарушений обязательных требований пожарной безопасности / Д. С. Адамов, О.Д. Ратни-кова, В.А. Сорокин, Е.В. Козырев // Пожарная безопасность. 2023. № 4 (113). С. 70-78. https://doi.org/10.37657/vniipo.pb.2023.113.4.008.
5. О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения: Технический регламент Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 043/2017): принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 года № 40 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220831/?ysclid=m0dr sim2n5107368186 (дата обращения: 02.07.2004).
6. Методические рекомендации по разработке индикаторов риска. URL: https://econ.admin-smolensk.ru/files/865/metodicheskie-rekomendaci. pdf?ysclid=m0drpuenad592705164 (дата обращения: 01.07.2004).
Статья поступила в редакцию 02.07.2024; одобрена после рецензирования 01.08.2024; принята к публикации 23.08.2024.
Зенкова Ирина Федоровна - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник; Адамов Дмитрий Сергеевич - заместитель начальника отдела -начальник сектора; Щеголева Наталья Олеговна - старший научный сотрудник; Шарапов Максим Александрович - старший научный сотрудник.
Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.
Irina F. Zenkova - Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher; Dmitry S. Adamov- Deputy Head of Department - Head of Sector; Natalia O. Shchegoleva -Senior Researcher; Maxim A. Sharapov - Senior Researcher.
All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.