Научная статья на тему 'Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества'

Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества Текст научной статьи по специальности «Архитектура»

CC BY
920
91
Поделиться
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Текст научной работы на тему «Алексей Викторович Щусев. Страницы жизни и творчества»

Людмила НЭСТАСЕ

АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЩУСЕВ (8 октября 1873 г. - 24 мая 1949 г.) СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

Кишинев середины XIX в. представлял собой небольшой захолустный городок на окраине царской России. Осенью здесь вязли в грязи, а весной и летом - в песке и пыли редкие прохожие. Ночью все погружалось во мрак. Единственным украшением города был зеленый наряд живописных окрестностей с их садами и виноградниками.

Фактически город разделялся на две части: верхнюю и нижнюю. Верхняя имела правильную планировку, сравнительно прямые и широкие улицы, застроенными каменными домами с черепичными крышами. Много было домов оригинальной конструкции, с верандами и ограждениями, высокими крышами, наружными лестницами, ставня-

ми. Под сенью домов отдыхали, неспеша раскуривая трубки, зажиточные молдаване, греки, болгары, армяне, евреи. Некоторые из них еще помнили ссыльного русского поэта - великого Пушкина, который, «лирой северной пустыни оглашая», писал отсюда Баратынскому:

«Сия пустынная страна священна для души поэта; она Державиным воспета и славой русскою полна».

Нижняя же часть города хаотично была застроена глинобитными домами, крытыми дранкой или камышом.

Чтоб лучше представить Кишинев того времени, нужно привести высказывания, взятые из юбилейного сборника 1912 г. Вот что рассказывают его страницы: «Кишинев, губернский город, расположен на правом берегу реки Бык, одного из притоков Днестра. В 1834 г. последовало утверждение плана нового города, и с этого времени Кишинев стал делать быстрые успехи в отношении своего благоустройства и внешнего вида. В Кишиневе 115 тыс. жителей. Учебных заведений ... 19 с программой и правами средних. Главная улица Александровская».

Со временем Кишинев превращается в торгово-промышленный и интеллектуальный центр Бессарабии, причем здесь хорошо сочетаются местные традиции и новая культура, пришедшая из России. Большое влияние на духовную жизнь кишиневского общества оказали пребывание здесь А.С. Пушкина и деятельность членов Южного общества декабристов П. Пестеля, М. Орлова, В. Раевского и других.

26 сентября 1873 г. по старому стилю на одной из тихих улиц (Леов-ской) в верхней части города в небольшом доме, построенном Виктором Петровичем Щусевым, родился его третий сын, которого назвали Алексеем. И не мог представить себе тогда глава семьи, что из его пяти детей именно этот сын принесет славу и хвалу Щусевской семье, что именно ему будет принадлежать честь стать одним из самых выдающихся советских зодчих.

Детство и юность Алеша Щусев провел в этом тихом городе, в родительском доме с фруктовым садом и большим двором, где «толпы мальчишек часто играли в мяч, а зимой в снежки, а в жаркие летние дни купались в саду под тенью больших ореховых деревьев». («Автобиография»).

Алексей Викторович любил «тихий и милый» город, в котором вырос. Это была верная и трогательная привязанность. В молодости, будучи студентом Академии художеств, он ежегодно приезжал сюда на каникулы, а в последние годы своей жизни с энтузиазмом работал над послевоенным восстановлением Кишинева, следил за качеством архитектуры сооружаемых там зданий.

Отец Алексея Щусева Виктор Петрович работал вначале в суде, имел чин надворного советника. Последней из его служб была должность смотрителя городской больницы. От первого брака у него осталась дочь Мария, позже получившая образование врача и работавшая в земстве.

Мать - Мария Корниловна Зозулина была второй женой Виктора Петровича. Она была женщиной образованной, владела несколькими иностранными языками, следила за литературой.

От второго брака у Виктора Петровича было четверо сыновей: Сергей, Петр, Алексей и Павел. Все дети получили высшее образование: Мария стала врачом, Сергей - почвоведом, последователем школы Докучаева, у него много научных трудов по агрономии и почвоведению; Петр окончил Военно-медицинскую Академию в Санкт-Петербурге. Став членом Русского географического общества, он исколесил много стран мира. Павел, по специальности инженер путей сообщения, мостостроитель, стал членом-корреспондентом Академии архитектуры.

В 1891 г. Алексей Щусев окончил Кишиневскую гимназию и твердо решил поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, считавшуюся в то время крупнейшей и лучшей в России художественной школой. А. Щусев занимался в мастерских архитекторов Г. Котова и Л. Бенуа, воспитавших целую плеяду русских зодчих. Одновременно он посещал живописные классы И. Репина и А. Куинджи, преподавательская деятельность которых благотворно влияла на формирование учащейся молодежи академии. Одновременно со Щусевым в живописных классах учились И. Грабарь, Д. Кордовский, Н. Рерих, А. Ры-лов, Ф. Малявин и др.

В 1897 г. А. Щусев блестяще защищает свой дипломный проект загородной виллы по классу профессора Л. Бенуа. В том же году его награждают золотой медалью, и ему предоставляется право на творческую командировку за границу.

16 месяцев, проведенных в путешествии по городам Англии, Франции, Италии, Африки, обогатили архитектора массой впечатлений, наглядно познакомили с памятниками мирового зодчества.

В Париже он посещает частную Академию Жюльена, совершенствуя в ней свое мастерство рисовальщика. Из поездки Щусев привозит множество живописных этюдов архитектурных памятников Европы, акварельных зарисовок колоритных фигур африканцев в национальных одеждах и морских пейзажей.

Первым самостоятельным заказом, который Алексей Щусев получил по возвращении в Петербург, была перестройка жилого дома на набережной реки Фонтанки, напротив Инженерного замка. Дом этот,

сохранившийся до настоящего времени, решен Алексеем Викторовичем в раннепетровском стиле, столь типичном для Петербурга.

К этому же периоду творчества А. Щусева относятся его архитектурные опыты, связанные с Кишиневом, где он проектирует и строит ряд особняков, используя при этом своеобразный природный материал - молдавский котелец.

Один из них в Долине Чар (Роз) был спроектирован в 1897 г. по просьбе гимназического друга А. Щусева Михаила Викентьевича Кар-чевского, брата будущей жены архитектора. Это двухэтажный загородный коттедж с большой верандой и башенкой. Дом хорошо сохранился.

Другая работа Алексея Викторовича в Кишиневе - одноэтажный дом на углу улиц Пушкина и Бернардацци, выполненный по заказу того же Карчевского. Архитектура дома носит восточный характер, модный в то время.

К началу 90-х годов относится работа А. Щусева по росписи трапезной Киево-Печерской лавры. Во время своих приездов в Киев Алексей Щусев встречался с художниками Виктором Михайловичем Васнецовым и Михаилом Васильевичем Нестеровым, авторами росписи Владимирского собора в Киеве, над которой они работали в то время. М. Нестеров случайно увидел работу Алексея Щусева в трапезной, и она произвела на него большое впечатление. С этих пор между Щусевым и Нестеровым завязались тесные дружеские отношения, продолжавшиеся до самой кончины Нестерова. Его кисти принадлежит прекрасный портрет А. В. Щусева, находящийся сейчас в собрании Третьяковской галереи.

В 1908 г. А. В. Щусев был избран действительным членом Археологического общества, и вслед за этим ему была поручена одна крайне сложная и ответственная работа: восстановление старинного памятника на Волыни. Это был древний разрушенный храм XII в. в Овруче. Две стены его совсем завалились. Надо было произвести не реставрацию, а реконструкцию, что и удалось Щусеву в полной мере. Работа Щусева в Овруче была освещена в монографии И.Э. Грабаря «История русского искусства»: «Архитектор А. Щусев поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реконструкции. При этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоящих еще стен, но все те конструктивные части их - арки, карнизы и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине. При этих раскопках, которыми руководил П.П. Покрышкин, удалось по расстояниям, отделявшим каждую группу кирпича от стен, с безусловной точностью определить высоту их на стене и, таким образом, постепенно выросли стены целого храма».

В работе над восстановлением церкви св. Василия в Овруче А.В. Щусев проявил талант исследователя, археолога и вдохновенного художника-архитектора.

В это время Алексей Викторович близко сошелся с Н.К. Рерихом, которого хорошо знал по академии, а позже по Училищу поощрения художеств, где Рерих был директором. Щусев некоторое время преподавал в этом училище.

Н. Рерих часто бывал у Алексея Викторовича и с большим интересом следил за работой по Почаеву. Он настолько увлекся проектом А. Щусева, что взялся выполнить роспись. Однако этому не суждено было осуществиться, и Н.К. Рерих выполнил только эскиз мозаичного обрамления южного портала. Дружба Н.К. Рериха и А.В. Щусева продолжалась многие годы. Когда в 1926 году в США основалось Общество друзей музея имени Рериха, среди почетных советников и покровителей культуры стран Запада и Востока был и А.В. Щусев.

Свои знания истории архитектуры А. Щусев использует, выполняя заказы на строительство церквей Марфо-Мариинской общины в Москве (1908-1912 гг.), церкви в с. Кугурешть в Бессарабии (1912 г.), храма-памятника на Куликовом поле (1912 г.). В этот же период А. Щусев подготовил проект гостиницы и церкви в г. Барии (Италия) (19101913 г.), Троицкого собора в Почаеве (1906 г.), храма-музея в имение Натальевка Харьковской губернии (1908-1912 гг.), которые характеризуют Щусева как созревшего архитектора.

В 1910 г. А. В. Щусев за свои работы, получившие высокую оценку в архитектурных кругах, получает ученое звание академика архитектуры, присужденное ему Советом Академии по баллотировке, и избирается пожизненным членом Совета Академии художеств.

В русском павильоне на художественной выставке 1914 г. в Венеции архитектор использовал мотивы московский архитектуры XVII века. В связи с открытием русского павильона «Санкт-Петербургские ведомости» 30 мая 1914 г. писали: «Построен он архитектором Щусевым в русском стиле XVII в. Сперва казалось странным перенесение такого стиля на венецианскую почву, хотя она и привыкла к пестроте. Возникало опасение, что наш павильон не будет гармонировать с пейзажем. На самом деле этого нет. Павильон уютно прячется между громадными деревьями, густая зелень которых образует для него вполне подходящий фон и рамку. Архитектурные линии просты, ясны, нет ничего лишнего, а серо-синеватая окраска стен приятна по тону. Когда после него переходишь к павильонам других наций, то разница в художественности обликов сразу бросается в глаза, ибо наш павильон -сильная застройка, говорящая об определенной национальности.»

В отчетах о выставке зарубежная пресса называла А.В. Щусева «одним из самых интересных русских мастеров». Этот павильон в Венеции существует и теперь и используется для устройства российских выставок. Кстати, мебель для павильона была выполнена в России, в Москве, по рисункам А.В. Щусева.

Казанский вокзал является одним из выдающихся творческих достижений А.В. Щусева. В связи с постройкой вокзала Щусев покидает Петербург, где он провел годы своей юности, учения и первых творческих исканий, и в 1913 году переезжает в Москву. Ему было в то время 40 лет.

Многие годы труда были отданы А.В. Щусевым этой постройке. Работа по Казанскому вокзалу как нельзя лучше отражает характерные особенности Щусева-архитектора. Прежде всего, это упорный труд и неустанные искания. Щусев продумывал и перерабатывал много раз и проект в целом, и его детали, не жалея времени и сил, предъявляя к себе самые строгие требования. Он был великим мастером в своем искусстве и обладал выдающимся талантом, тонкой эмоциональностью и громадными знаниями.

Начало постройки Казанского вокзала относится к 1913 году. Постройка нового здания Казанского вокзала была намечена правлением Московско-Казанской железной дороги в виду расширения торговых сношений с Востоком. Московско-Казанская железная дорога осуществляла связи Москвы со Средней Азией через Казань, Урал и Сибирь. Новое здание в своем архитектурном оформлении должно было отражать эту мысль, т. е. дать как бы ворота из Москвы на Восток. Это было наиболее грандиозное по тем временам архитектурное сооружение общественного назначения. Впервые в своей практике А.В. Щусев обра-

тился к широкой ансамблевой организации архитектурного пространства. Композиционное решение сооружения в виде живописного сочетания разномасштабных и разнородных зданий восходит к традиционным «хоромным» строениям древнерусской архитектуры. Неисчерпаемая фантазия архитектора проявилась в обильном декоративном убранстве фасадов и интерьеров.

Разнообразные формы оконных проемов, их затейливые резные обрамления в стиле московского барокко конца XVII в., живописные очертания кровли создавали впечатление необычной, «сказочной» архитектуры. Интересным было оформление интерьера ресторана, построенного по типу древнерусских палат. Здесь зодчий обратился к синтезу архитектуры и изобразительного искусства, привлекая для выполнения эскизов живописных панно известных русских художников А.Н.Бенуа, Г.Е. Лансера и других. Строительство вокзала, начатое в 1913 году, было прервано первой мировой войной и закончилось уже в советское время.

В переломном для России 1917 году А.В. Щусев был признанным профессиональным архитектором с установившимися творческими воззрениями, его имя пользовалось широкой известностью. События этого года стали переломным этапом в его творческой деятельности. А.В. Щусев был среди той части художественной интеллигенции, которая безоговорочно посвятила свой труд и талант служению народу.

В 20-х годах Щусев отдает много сил и энергии общественной и педагогической деятельности. С 1918 г. он преподает в Высших художественно-технических мастерских в Москве, в 1921 г. избирается председателем Московского архитектурного общества, с 1926 по

1929 гг. является директором Третьяковской галереи и создает при ней кабинет архитектуры.

Творческая мысль архитектора в эти годы сосредоточивается на одной из самых актуальных проблем времени - реконструкции городов в соответствии с их новым социальным содержанием.

В архитектурной мастерской Моссовета, возглавляемой И.В. Жолтовским и А.В. Щусевым, в 1918-1923 годах разрабатывается один из первых планов реконструкции столицы - «Новая Москва».

В 20-е годы Щусев также участвует в архитектурных конкурсах, направленных на поиски новых социальных типов сооружений и их художественного образа. Он проектирует для Москвы ряд сооружений общественно-делового назначения - Центральный телеграф, Госбанк, Библиотеку им. В.И. Ленина и др.

Ориентируясь на современные материалы и конструкции, эстетические возможности которых наглядно демонстрировали конструктивисты, А.В. Щусев проектирует свои сооружения в сдержанных и ла-

коничных формах. Таково построенное в 1928-33 гг..по его проекту здание Наркомзема на Садовом кольце в Москве (ныне Министерство сельского хозяйства).

Отдельные его проекты - Центральный телеграф, санаторий в Ма-цесте - публикуются в печатном органе конструктивистов, журнале «Современная архитектура» как наиболее удачные примеры архитектурной мысли того времени.

В этот же период пиком деятельности А.В. Щусева стала работа по созданию Мавзолея В.И. Ленина, продолжавшаяся в общей сложности около семи лет. Проектирование и строительство этого памятника прошло три этапа напряженного творческого поиска. В январе 1924 г. был построен временный деревянный мавзолей, замененный в мае того же года вторым, более монументальным деревянным сооружением, в

1930 г. на том же месте был воздвигнут каменный мавзолей. Четкий и ясный силуэт, крупный масштаб архитектурных членений, сдержанное цветовое решение сделали мавзолей композиционным центром исторического ансамбля Красной площади.

В последующие годы А.В. Щусев много проектирует и строит для Москвы, Баку, Батуми, Ташкента, Тбилиси. Ведущей в его творчестве остается тема градостроительства, тема реконструкции старого и создания нового облика современного города. В связи с начавшейся по генеральному плану 1935 г. реконструкцией Москвы Щусев активно выступает в печати по различным проблемам благоустройства столицы, разрабатывает варианты планировки и застройки ее центральных площадей и магистралей; площадей Революции и Свердлова, улицы Горького, Ленинградского проспекта и других. По проектам А.В. Щусева строятся: здание гостиницы «Москва», Москворецкий мост, жилые дома на Ростовской и Смоленской набережных. В Батуми и Баку сооружаются гостиницы «Интурист».

В 30-х и 40-х годах А.В. Щусев проектирует и строит в Тбилиси Институт марксизма-ленинизма (1933-1938 гг.), а в Ташкенте - Государственный театр оперы и балета им. А. Навои (1933-1947 гг.). Работая над этими проектами, он пристально изучает местную национальную архитектуру, стремясь органично связать свои сооружения с традиционными художественными представлениями народов этих республик. За архитектуру этих двух зданий А.В. Щусев был удостоен Государственных премий.

Годы Великой Отечественной войны стали новым рубежом в творчестве зодчего. По мере освобождения захваченных врагом территорий в нашей стране развертывалась огромная созидательная работа по восстановлению и реконструкции разрушенных городов. В 1943 году был организован ряд архитектурных мастерских, приступивших к раз-

работке генеральных планов реконструкции крупнейших городов. Одну из них возглавил А.В. Щусев. Он работал над восстановлением городов Туапсе, Кишинева, Истры, Новгорода, центра Сталинграда и Киева.

За выдающиеся заслуги в области архитектуры А.В. Щусев в 1943 году был избран действительным членом АН СССР. Три года спустя за оформление интерьера Мавзолея В.И. Ленина он был удостоен Государственной премии. В 1946 году Щусев возглавил созданный по его инициативе Музей русской архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева), в котором была собрана ценная коллекция чертежей, гравюр, рисунков выдающихся русских зодчих.

В этот же период архитектор продолжал начатую им еще задолго до войны работу по проектированию комплекса зданий для АН СССР. Под его руководством и при личном участии в мастерской Академпро-екта создаются многочисленные проектные предложения, разработка которых велась на основе интерпретации классических архитектурных форм и композиций.

В 1947 году А.В. Щусев проектирует высотное здание на Дорогомиловской набережной, строительство которого в перспективе предполагало полную реконструкцию прилегающей территории. Многоярусная башня здания становилась активным композиционным элементом в панораме города и набережной Москвы-реки.

Последней работой, завершившей творческий путь мастера, был проект станции метро «Комсомольская-Кольцевая». Символично, что в конце своей деятельности зодчий вновь обращается к архитектурному ансамблю площади трех вокзалов, дополнив его новым подземным сооружением. Основная тема оформления станции - победа русского оружия - раскрывается в мотивах декора, в мозаичных панно, украшающих ее своды, выполненных по эскизам художника П.Д. Корина. Так же, как и в ансамбле Казанского вокзала, в проекте станции метро Щусев уделяет много внимания синтезу архитектуры с пластическими видами искусства. В 1952 г. за архитектуру этого сооружения А.В. Щусеву уже посмертно, в четвертый раз была присуждена Государственная премия.

Художественное наследие этого замечательного мастера, нашего земляка, человека яркой индивидуальности и могучего творческого темперамента, вошла в сокровищницу достижений русской и мировой культуры.

новости * новости * новости * новости * новости * новости

В конце прошлого года состоялось выездное заседание редколлегии международного исторического журнала «Русин» в г. Ужгороде. На нем была согласована тематика номеров журнала на 2007 г. В члены редколлегии был принят известный общественный деятель Закарпатья Михаил Шарга.