Научная статья на тему 'Александр Владимирович бондарко'

Александр Владимирович бондарко Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Владимирович бондарко»

ЮБИЛЕИ

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ БОНДАРКО

15 ноября 2010 г. исполняется 80 лет члену-корреспонденту РАН, доктору филологических наук, профессору Александру Владимировичу Бондарко. И мы в очередной раз на страницах журнала имеем честь поздравить юбиляра со славной датой.

С именем А.В. Бондарко связана целая эпоха развития отечественной и мировой лингвистики. Сфера его интересов необычайно широка: стали классическими труды Александра Владимировича, посвященные описанию русской глагольной системы, в частности, ее аспек-туально-темпорального комплекса, разработке теории морфологических категорий, общей теории значения и особой разновидности функциональной грамматики - теории функционально-семантических полей и категориальных ситуаций. С его именем и с его многочисленными трудами связано развитие петербургской аспектологической школы, главой которой он в настоящее время является, а также разработка его любимой темы - стратификации семантики, соотношения мыслительного и языкового содержания.

Александр Владимирович Бондарко родился и вырос в Ленинграде. После войны он поступил на чешское отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил с отличием в 1954 г.

Последующая учеба в аспирантуре под руководством профессора Ю.С. Маслова определила многие черты будущей научной карьеры А. В. Бондарко и повлияла на основные принципы его творчества -опору на обширный и естественный языковой материал, знание лингвистических традиций, внимание к предшественникам и глубокий анализ их творчества.

В 1971 г. Александр Владимирович начал работать в Ленинградском отделении Института языкознания АН СССР, а в 1981 г. возглавил Сектор теории грамматики и типологических исследований ЛО ИЯ АН СССР (в настоящее время - Отдел теории грамматики Института лингвистических исследований РАН). Оставив в 2006 г. официальное руководство отделом, Александр Владимирович продолжает и сейчас неформально руководить его научной деятельностью. Под его руководством действует и развивается получившая широкое признание Петербургская школа функциональной грамматики. С 1987 г. под его руководством выходит серия «Теория функциональной грамматики», объединившая последователей разрабатываемого им научного направления. В шеститомной серии в разное время принимали участие более пятидесяти исследователей из России и других стран.

Научно-педагогическая деятельность Александра Владимировича необычайно продуктивна. Под его руководством защищено 38 кандидатских и 8 докторских диссертаций. Особенно успешно его теория применяется в разработках по речевому онтогенезу (теории усвоения родного языка детьми).

В 1970 г. А.В. Бондарко был награжден медалью «За доблестный труд». В 1982 г. ему была присуждена Государственная премия СССР как одному из авторов и членов редколлегии академической «Русской грамматики» 1980 г.

С 1997 г. Александр Владимирович - член-корреспондент Российской академии наук. Он является Почетным членом Общества русистов Болгарии и Лингвистического общества Чешской республики, деятельно участвует в работе таких авторитетных научных органов, как Международная комиссия по изучению грамматического строя славянских языков при Международном комитете славистов; правление Санкт-Петербургского лингвистического общества, редколлегии российских журналов «Вопросы

('Л;*-

Юбилеи

147

языкознания», «Язык и речевая деятельность», редакционные советы международных журналов «Съпо-ставително езикознание» (Болгария), «Cuadernos de Rusística Española» (Испания).

Вклад А.В. Бондарко в отечественную лингвистику трудно переоценить. Он автор свыше 300 научных трудов, в том числе 14 монографий, по теории языкознания, грамматической семантике, русской и славянской аспектологии.

Идеи А.В. Бондарко о соотношении мыслительного (понятийного, смыслового) содержания и содержания языкового чрезвычайно созвучны многим положениям современной когнитивной лингвистики и имеют прочную опору в лингвистических и философских традициях. Однако его собственное отношение к когнитивной лингвистике неоднозначно. Развивая и укрепляя ее общетеоретические положения, он резко спорит с теми, кто занимается когнитивными исследованиями, отдавая лишь дань лингвистической моде. Неоднократно коллеги Александра Владимировича слышали от него справедливые критические замечания в адрес тех, кто склонен видеть в развитии когнитивного направления очередную теоретическую «революцию» в лингвистике. Все творчество А.В. Бондарко показывает, насколько глубокие корни когнитивная лингвистика имеет в традиционном классическом языкознании, развивавшемся в России в трудах последователей А.А. Потебни, А.М. Пешковского, К.С. Аксакова, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова и других.

Одной из основных областей исследования А.В. Бондарко, в которой он добился важнейших результатов и международного признания, является аспектология - анализ категории глагольного вида в русском и славянских языках, представляющая особенную трудность для усвоения и лингвистического описания и вызывающая неизменный интерес у лингвистов-теоретиков.

В своих аспектологических трудах А.В. Бондарко опирается, прежде всего, на отечественную грамматическую традицию, на труды А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы и, конечно же, Ю.С. Маслова. На основе этих трудов им разработано оригинальное учение о виде русского глагола, включающее уточнение многих исходных аспектологических понятий.

Александр Владимирович Бондарко встречает свой юбилей в расцвете творческих сил, во главе большого коллектива учеников и единомышленников, в ожидании выхода в свет новых индивидуальных и коллективных трудов. Продолжая свою многогранную научную деятельность, он передает ученикам и сотрудникам не только свои обширные знания и блестящие научные наблюдения, но и свет своей доброты, интеллигентности, серьезного отношения к делу и верности научным традициям. Остается только пожелать ему здоровья, долгих лет жизни, новых научных замыслов и их блестящего осуществления.

С юбилеем, дорогой Александр Владимирович!

Президиум Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», редакционная коллегия журнала «Вопросы когнитивной лингвистики», друзья, коллеги и ученики

№ 4 (025) 2010 г.

НОВЕЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА КОБРИНА

25 ноября 2010 г. отмечает юбилейную дату Новелла Александровна Кобрина, доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, член РАЛК, член редакционной коллегии журнала «Вопросы когнитивной лингвистики».

Крупный ученый, чье имя неразрывно связано со становлением отечественной когнитивно-функциональной грамматики, талантливый педагог, под руководством которой защищены более 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций, человек удивительной душевной щедрости, Новелла Александровна Кобрина сегодня возглавляет научно-педагогическую школу когнитивно-функциональной грамматики в отечественной лингвистике.

Широта научных интересов профессора Н.А. Кобриной отражается в разнообразии затрагиваемой в ее трудах проблематики -когнитивная лингвистика, семиологическая грамматика, типология и контрастивная лингвистика, теория речепорождения и рече-восприятия, теория текста и текстовых регистров, лингвистическая эстетика, язык как сфера культурного обитания его носителей и проблемы ментальных оснований речевой деятельности. Столь обширный диапазон свидетельствует об активной исследовательской позиции, живом научном поиске Новеллы Александровны.

Идеи Новеллы Александровны, касающиеся анализа концептуальных сфер языковых образований, взаимодействия языковых и ментальных сущностей представляют собой значительный вклад в развитие отечественной когнитивистики. На протяжении всей своей научной деятельности Н.А. Кобрина обращается к данной проблематике, разрабатывая теорию понятийных категорий и принципов их реализации в языке, убедительно показывая, что дальнейшее исследование фактов языка невозможно без обращения к ментальному субстрату вербальной деятельности человека. Удивительная способность одновременно видеть исследовательскую перспективу на фоне достижений лингвистической мысли, применять новые методы анализа и находить источник приложения научного интереса в, казалось бы, однозначных фактах, вскрывать многоплановость, неоднозначность, нелинейность, концептуальную дивергентность языковых и речевых образований отличает профессора Н.А. Кобрину.

Ярко проявилось дарование Н.А. Кобриной и как преподавателя высшей школы. Многие поколения отечественных лингвистов постигают научные основы английской грамматики по учебникам Н.А. Кобриной -«An Outline of Modern English Syntax» (в соавторстве с Е.А. Корнеевой), «Пособие по морфологии современного английского языка» (в соавторстве с Е.А. Корнеевой, К.А. Гузеевой, М.И. Оссовской), «Теоретическая грамматика английского языка (в соавторстве с Н.Н. Болдыревым и А.А. Худяковым).

Глубокоуважаемая Новелла Александровна, примите наши самые искренние поздравления в связи с юбилейной датой! Мы глубоко ценим Ваш вклад в развитие отечественной лингвистики, человеческую и научную щедрость, готовность делиться научными идеями и поддерживать новые направления лингвистических исследований. Вы покоряете удивительным даром искреннего и заинтересованного общения, исключительной научной эрудицией, подлинной интеллигентностью и редкой душевной красотой.

Желаем Вам, дорогая Новелла Александровна, новых свершений в филологической науке, успехов в профессиональной деятельности в качестве профессора кафедры английского языка Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, здоровья и счастья.

Президиум Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», редакционная коллегия журнала «Вопросы когнитивной лингвистики», друзья, коллеги и ученики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.