Научная статья на тему 'Александр Рейтблат. Русская литература как социальный институт'

Александр Рейтблат. Русская литература как социальный институт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
462
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Рейтблат. Русская литература как социальный институт»

Александр Рейтблат

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ*

В Европе литература как социальный институт возникает в ХУ1-ХУ11 вв. В развитой литературной системе, помимо трех основных социальных ролей - писатель, читатель, издатель, - существуют и другие: цензор (длительное время), редактор, книгопродавец, библиотекарь, журналист, критик, педагог, литературовед. Вначале исполнители этих социальных ролей совмещают эту деятельность с исполнением функций в рамках других институтов. Но на определенном этапе эти роли автономизируются. Речь идет именно о ролях, а не о конкретных людях: многие лица и в прошлом, и сейчас совмещают несколько ролей.

В отличие от западных стран, где распространение книги шло без прямого участия государства, в России литература в значительной степени внедрялась сверху - правительством, церковью, а позднее и иными социальными институтами. Соответственно, на Западе художественная литература воспринималась как частное дело (хотя бы и под государственной опекой), в России же она возникала как дело государственное и лишь постепенно завоевывала статус частного занятия.

Художественная литература как социальный институт зарождается в России в 1750-1760-х годах. Ранее существовала рукописная художественная литература, но сфера ее распространения была чрезвычайно узка, а социальная значимость - очень мала. Публики тогда, по сути, не было. Изданием книг занималось толь-

* Рейтблат А.И. Русская литература как социальный институт // Рейтблат А.И. Писать поперек: Статьи по биографике, социологии и истории литературы. - М.: НЛО, 2014. - С. 11-32.

ко правительство, и коммерческих целей оно не имело. В 1759 г. возникают первые частные журналы; их тираж в 1770-е годы составлял порядка 600 экз. После Указа о вольных типографиях 1783 г. появилось большое число частных типографий, в том числе в провинции. Автор, как правило, сам занимался распространением своих произведений, публичных библиотек практически не было, книготорговцы существовали только в столицах, и число их было невелико.

И в XVIII, и в XIX в. продолжала существовать рукописная литература. В ней циркулировали следующие виды текстов:

1) считающиеся малозначимыми, малопрестижными в культуре (например, авантюрные рыцарские романы);

2) нецензурные (эротические антиклерикальные, политически сомнительные и т. д.);

3) копии печатных текстов, делаемые в силу труднодоступно-сти или дороговизны печатного издания (с. 18-19).

Указ о вольных типографиях 1783 г. вводил и государственную цензуру. Сначала ею занималось полицейское ведомство, а с 1796 г. - особые цензурные комитеты.

Начинает формироваться и роль писателя, первоначально -как автора перевода и компиляции. Прочие писатели либо имели другое занятие (как правило, государственную службу), либо жили на доходы от поместий. В дворянской среде литература считалась делом возвышенным, но литературный труд ради заработка считался занятием непрестижным.

В 1750-1760 гг. число активных читателей составляло порядка 1200 человек, в конце XVIII в. - 12-13 тыс., при этом читатели художественной литературы составляли лишь небольшую часть аудитории (с. 20). Аристократия, состоятельные и образованные лица долгое время читали главным образом по-французски.

Книгопродавцы начинают профессионализироваться в середине XVIII в. Даже в начале 1810-х годов более чем в трети губерний книготорговые точки вообще отсутствовали. Здесь потребность в книге удовлетворяли временные книжные лавки, открываемые во время ярмарок. Определенную роль играла высылка книг по почте и разносная торговля.

К середине 1820-х годов объем читательской аудитории вырос примерно до 50 тыс. человек. На первое место в литературе выходит толстый журнал. Произведение, не прошедшее журнальную публикацию или по крайней мере не отрецензированное в нескольких журналах, не становилось литературным фактом. В пе-60

Русская литература как социальный институт

риодических изданиях начинают регулярно платить четко установленный гонорар. Появляются профессиональные литераторы, прежде всего - редакторы и сотрудники редакций периодических изданий, некоторые переводчики, а также авторы лубочных книг.

Возникает «регулярная» литературная критика. Основные толстые журналы имели богатый рецензионный отдел, в котором находила отражение большая часть книжного потока. С 18401850-х годов критика вообще начинает играть определяющую роль в русской литературе.

Начинают разделяться роли книгоиздателя и книгопродавца. Появляются общедоступные библиотеки, хотя в 1856 г. их было 49 на всю Россию, при числе читателей порядка 10-15 тыс. (с. 24).

Наконец, с конца 1830-х годов русская литература была введена в курс школьного преподавания. Большая часть педагогов-словесников была молодыми людьми, критически настроенными к существующему образу жизни и к романтической литературе; они были поклонниками Белинского и с энтузиазмом прививали учащимся любовь к отечественной литературе. «В определенном смысле можно сказать, что русскую литературу создали гимназические преподаватели» (с. 24).

В пореформенный период важную роль в приобщении крестьян к чтению сыграло открытие для них школ разных типов, прежде всего земских. Среди грамотных крестьян вначале преобладали любители религиозной литературы. Лишь в 1870-1880-е годы светская литература начинает достаточно широко входить в круг их чтения.

В 1855 г. на русском языке выходило 139 периодических изданий, а число литераторов составляло ок. 300; в 1880 г. - соответственно 483 издания и ок. 700 человек (с. 27). Интенсивно идет процесс профессионализации литературы. Растет профессиональное сознание литераторов. Литературный труд считается уже престижным занятием.

Основной формой организации литературной жизни оставался толстый журнал, хотя в 1870-е годы с ним начинает конкурировать газета. Тираж толстого журнала составлял 3-5 тыс. экз., тонкого -до 50 тыс., газеты - до 25 тыс., в то время как обычный тираж книги вплоть до 1880-х годов составлял 1200 экз. В последней трети XIX в. получили распространение тонкие иллюстрированные еженедельники. Их суммарный тираж увеличился со 100 тыс. экз. в конце 1870-х годов до полумиллиона в 1900 г. (с. 27). Периодика позволяла издателю получить деньги в кредит за счет подписки,

обеспечить сбыт и доставку своих изданий, избежать риска, связанного с публикацией произведений конкретных авторов.

За последнее пятнадцатилетие XIX в. общий тираж книг на русском языке вырос втрое - с 18,5 млн экз. в 1887 г. до 56,3 млн в 1901 г. Быстро расширяется книгоиздательский репертуар: 1275 названий в 1855 г., 6508 в 1881 г., 13 247 в 1895 г. (в том числе 1426 художественных), в 1913 г. - 26 629 (с. 28). Формируется сеть книжной торговли по всей стране, включая и уездные города. В 1868 г. в России было 568 книготорговых заведений, в 1883 г.-1377, в 1893-1725. Число библиотек достигло в 1882 г. примерно 350, а число их читателей превысило 100 тыс. (с. 28).

В начале XX в. читательская аудитория быстро росла. В 1910 г. в городские библиотеки было записано, по неполным данным, ок. 1,5 млн читателей. К этому времени сложились четкие и вполне «нормальные» формы взаимоотношений издателей и литераторов: ориентация на спрос покупателя и подписчика, сравнительно высокие литературные гонорары, договорное оформление отношений писателей с издателями, сильная дифференциация книгоиздания и периодики по уровням, жанрам, идеологической направленности, развитая система критических откликов в периодике, интенсивная реклама и т.д.

После 1917 г. и недолгого промежуточного периода нэпа эта система была полностью разрушена. Возникшая новая литература не была автономной ни политически, ни экономически. Она находилась под прямым и очень жестким контролем государства. Не было независимых от государства издательств и периодических изданий. Государственный контроль распространялся не только на сферу идеологии, но и эстетики. Читатель рассматривался только как объект воздействия, обратная связь отсутствовала - на деле мнением читателя никто не интересовался.

С начала 1990-х годов стали возникать частные издательства и периодические издания. Ныне литература как социальный институт, независимый от государства, вновь существует в России. «Правда, нужно оговориться, что во многом это связано с тем, что социальная значимость ее значительно уменьшилась - сейчас намного большее значение имеют (в выполнении, по сути, тех же функций) кино и особенно телевидение, а их государство контролирует почти полностью» (с. 32).

К. В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.