Научная статья на тему 'Александр пилин: эскиз творческого портрета'

Александр пилин: эскиз творческого портрета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ВОЙЛОК / ОБЪЕКТЫ / POSTMODERN ART / CONTEMPRORARY ART / FELT / OBJECTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенов Данил Юрьевич

Статья посвящена известному художнику Удмуртии Александру Пилину, автору многих произведений из войлока, активному участнику зарубежных выставок. Его творчество анализируется в контексте искусства постмодернизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexandr Pilin: the study of creative portrait

This article is about art of Alexander Pilin. He is famous artist of Udmurt Republic, master of felt, participant of many exhibitions in different nations. His creative search and works are analyze in this text. Special attention is devoted to his individual creative manner in main trends of modern art.

Текст научной работы на тему «Александр пилин: эскиз творческого портрета»

К У Л Ь Т У Р А, И С К У С С Т В О УДК 746(470.51) Д.Ю. Семенов

АЛЕКСАНДР ПИЛИН:

ЭСКИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

Статья посвящена известному художнику Удмуртии Александру Пилину, автору многих произведений из войлока, активному участнику зарубежных выставок. Его творчество анализируется в контексте искусства постмодернизма.

Ключевые слова: постмодернизм, современное искусство, войлок, объекты.

Характерные черты эстетики постмодерна (плюрализм, полистилистика, внеизобразительные формы творчества) расширили традиционный «арсенал» средств искусства, существенно обогатили современный художественный процесс. И хотя сегодня о постмодерне говорят как о «новом классицизме», его художественные поиски и эксперименты еще далеки от своего завершения.

Постмодернизм расширил и территориальные границы искусства, традиционная антиномия «столица-периферия» уже не является актуальной. Современная российская провинция представляет собой настоящую творческую лабораторию, в которой проводятся различные творческие эксперименты.

Не составляет исключения и Удмуртия. Наши художники тоже активно вводят новые материалы как способ открытия новых выразительных средств искусства. В творчестве яркого художника Александра Пилина ведущую роль играет войлок.

Как рассказывает сам мастер: «Войлок, как сначала казалось, пришел ко мне случайно. В результате поиска нового и необычного материала для большой выставки в Париже валенки явились исходным сырьем для необычной коллекции одежды. Позднее, в процессе работы по формованию изделий из готового войлока, пришло ощущение самого материала, а затем понимание процесса превращения облака пушистой шерсти в готовый войлочный продукт. Появилось желание заставить грубый войлок стать новым, подвижным и драпирующимся».

Готовый материал пробудил у художника интерес к данному виду текстиля. В процессе своей творческой деятельности А.В. Пилин изобрел целую систему

текстиля и постепенно разработал новый материал - войлочный текстиль, - занимающий промежуточное положение между текстилем и войлоком. В отношении цветовой гаммы своих произведений художник использует обычно натуральные цвета войлока.

Для произведений художника характерна, в первую очередь, их прикладная, практическая направленность. Это шляпы и фартуки из войлока, валяная обувь (серия «Городские валенки»). Используя традиционные материалы, художник не копирует изделия крестьянских промыслов, а придает им ярко выраженную личностную интонацию, (зачастую-иронии и гротеска) и современное звучание: так, например, на тулье одной из его войлочных шляп сделан кожаный футляр для мобильного телефона. Вместе с тем, художник создает разнообразные художественные композиции, используя и комбинируя в них войлок разных цветов и помещая их в рамки.

В упомянутой коллекции «Городские валенки» (2000) прослеживаются интонации юмора, иронии, гротеска. В этой серии А.В. Пилин причудливо и, вместе с тем, органично сочетает войлок, украшенный национальным орнаментом и обувь современного фасона из кожи и замши. Орнамент, заимствованный художником из традиционной культуры тюркских народов, выполнен ярко, звучно, напоминая традиционную полихромную вышивку тамбуром. Контраст с белым войлоком усиливает звучность этих цветов, придает валенкам особую декоративность. Один экземпляр выполнен из цветного пестрого войлока и с открытым носком, что в особой степени подчеркивает интонацию гротеска, характерную для данной коллекции.

«Валенки для солнечного утра» (2005) - это своеобразная галерея пар обуви, каждую из которых можно подобрать соответственно своему вкусу и настроению. Объединенные общим названием и концепцией, они существенно отличаются друг от друга и своим внешним видом, и внутренней интонацией. Первая пара выполнена из темно-коричневой кожи и более всего напоминает по своему фасону турецкие туфли без задников. Самым заметным «нововведением» мастера являются здесь войлочные шнурки, удерживающие валенки на ногах. Непривычна и расцветка: вместо пестрой набивной ткани используются ровные, ритмично чередующиеся полосы белого и коричневого войлока спокойных оттенков.

Другая пара обуви в чем-то сходна с предыдущей: примерно таким же образом сочетаются вертикальные полосы войлока разных оттенков. Но эти войлочные полоски куда более живые и динамичные и напоминают более всего энергичные мазки кисти художника. Отсутствие войлочных шнурков облегчает зрительное восприятие.

Последняя пара по стилистике ближе всего к античным сандалиям, а белые войлочные шнурки, которые вновь присутствуют, чем-то отдаленно напоминают крылышки на сандалиях бога Меркурия. Перпендикулярное расположение коричневого и светлого войлока великолепно сочетается со светлой подошвой. В целом же такие стилистические реминисценции, скорее похожие на тонкий намек, снова погружают нас в ставшую почти что родной стихию постмодернистского искусства.

Александр Пилин: эскиз творческого портрета \ ' /

«Валенки из шатра, валенки из дворца и валенки из творца» (2006) организованы сходным образом. Это тоже своеобразный «валеночный» триптих. Но если предыдущие коллекции при единстве внутреннего замысла существенно различались, то эти пары валенок словно «цементирует» дух далекой эпохи -европейского средневековья. Стилизация под городскую моду времен готики и крестовых походов - первое, что бросается в глаза: это и фасон, и острый, слегка закрученный носок, который в свое время был не только данью моде, но и свидетельством высокого социального статуса его владельца.

Название каждой пары ясно и полно раскрывает суть произведения. Например, задники «Валенок из шатра» украшены кожаной аппликацией, характерной для традиционного искусства тюркских народов, «Валенки из дворца» своей веселой бахромой напоминают колпак королевского шута, а «Валенки для творца» снабжены словно распахнутыми крыльями, уносящими, очевидно, их владельца навстречу мечте и фантазии. В этой паре валенок, в отличие от двух предыдущих, белый цвет войлока декорирован прямыми и зигзагообразными полосами красного и темно-серого, как нельзя лучше подчеркивая их название: ведь уже в одном этом раскрывается их «творческий» характер - полосы уподобляются штрихам карандаша на белом листе бумаги или эскизу, предвосхищающему крупный художественный замысел.

В войлочной шляпе (2005) на первом плане утилитарная функция вещи, ее практическое назначение, декоративность отходит на второй план. Художник использует войлок всего двух цветов - коричневого и белого. Интересный нюанс вносит карманчик из кожи на тулье шляпы, с вытесненным на нем логотипом автора. Несмотря на ярко выраженный прикладной характер, ясно читаются интонации иронии и добродушного юмора.

Обращение к традиционным элементам народного костюма и воплощение их в войлоке подчеркивает самобытное прочтение А.В. Пилиным этнографического материала. Яркий пример - войлочный фартук (2003), построенный по принципу асимметрии. Нижняя часть его выполнена из однотонного темно-серого сукна. Постепенно она переходит в нагрудную часть, сделанную в виде решетки из узких и длинных полос войлочного кружева белого, серого, темно-коричневого тонов. Используя разные оттенки войлока, симметрично располагая их, художник добивается в своей работе не только ровного ритма, но и цветовой гармоничности.

Некоторые работы А.В. Пилина носят характер философского размышления. Так, в работе «Теплые всходы» (2001) он помещает квадратный фрагмент черного войлочного кружева на нейтральный белый фон, благодаря чему усиливаются цветовой контраст и звучание центрального образа. Постепенно цвет войлока светлеет, становясь в центре композиции светло-коричневым. Использование сближенной гаммы приглушенных тонов позволяет А.В. Пилину, подобно живописцу, настроить зрителя на неторопливое осмысление этого произведения. Своеобразно также сочетание фактуры использованного войлока: однородный на краях работы, он постепенно переходит в толстые крученые нити в центре композиции.

В композиционном решении работы «Лестница судьбы» (1999) художник использует войлочные нити подобно мазкам на холсте, сочетая их между собой

по цвету и фактуре. Здесь им применено светлое и черное войлочное кружево, тоже помещенное на нейтральный фон. Символична трактовка художником лестницы - ее кривизна и небольшой формат как будто говорят зрителю о краткости, причудливости и изменчивости судьбы человека. При внешней статичности, вертикальный формат работы придает композиции драматический оттенок, подчеркиваемый неровными «ступенями» лестницы, и резким ее изгибом в верхней части работы.

Близка по стилистике, но совершенно иная по настроению «Лестница в черный квадрат» (2001). Здесь нет ощущения эмоциональной напряженности или драматизма, наоборот: характерна, скорее, интонация неторопливого размышления. Формат работы становится крупнее, ритм - более четкий и равномерный, центральный образ произведения более конкретен. Меняется и цвет: художник использует в работе более разнообразную цветовую гамму - войлок светло-серого, черного и коричневого цветов. Здесь тоже выбран вертикальный формат, что обусловлено композиционным замыслом. Верхняя ступенька лестницы как будто обрывается в пустоте, символично изображенной в форме квадрата из черного войлока. Художник словно задает нам вопросы: к чему ведет нас судьба? Чем закончится наша жизнь? Но, повторим: эти невысказанные вопросы совершенно не придают произведению интонации драматизма.

Часто в работах мастера сами названия притягивают наше внимание и своей необычностью, и какой-то особенной словесной игрой, предвещающей нечто неожиданное и принципиально новое в самой их структуре. Действительно, названия таких работ, как «Полотно в полосочку и мелкую дырочку», «Жилет без пуговиц, но с петельками», «Фартук для тех, кто вот-вот влюбится» (все работы - 2006 года) и многие другие несут в себе интонации иронии, гротеска и игры, столь милые зрителю и привычные для постмодернистского искусства.

«Фартук праздничный» и уже упомянутый «Фартук для тех, кто вот-вот влюбится» смело можно надевать на себя, стремясь согреться долгими зимними вечерами. Хотя название «фартук» не совсем точно отражает саму суть произведения и его внешний вид. Крученые нити грубошерстного войлочного кружева переплетаются здесь подобно рыбацкой сети, а темные тона окраски шерсти (коричневый, белый и серый) лишь подчеркивают строгость этой архитектоники. Скорее всего, это довольно-таки аскетичное произведение своим названием словно «предвещает» любовь, которая вот-вот должна придти к ее обладателю. «Фартук праздничный» сходен по фактуре, но в качестве акцента и отличительной детали выделяется здесь притороченный к нему капюшон. И хотя для окраски шерсти тоже использованы белый, серый и коричневый тона, эта работа отнюдь не выглядит будничной. К тому же и автор рекомендует носить ее с русской пуховой шалью.

Примером непривычного соединения, скорее, даже «сплавления» различных форм и типов одежды является «Фартошон» (2007) - творческий синтез капюшона и фартука. Выполненный из толстого темно-серого сукна, он легко может быть оживлен различного рода яркими аксессуарами.

Параллельно с одеждой из войлока А.В. Пилин активно разрабатывает и войлочные аксессуары, способные оживить и украсить традиционную одежду,

Александр Пилин: эскиз творческого портрета \ ' /

куда более привычную. Назовем такие рожденные фантазией мастера произведения, как комплект «Войлочные браслет, пояс, подвеска» и непосредственно сами «Войлочные аксессуары. Пояса-сумки» (2007).

Среди аксессуаров назовем также «Рюкзак лохматый» (2005) и «Сумку для холодной скамьи» (2006). Хотя формально эти вещи едины по функции (хранение и перенос вещей), они совершенно несходны по характеру. Рюкзак - заводной, энергичный, даже взъерошенный из-за толстых завитков войлока, торчащих в разные стороны. Он идеально подходит и для юных городских модников, и для искателей приключений. Сумка же - сдержанная по своей интонации, и сам войлок здесь куда более размерен по своему ритму, более спокоен по цветовому решению. Он не ершится в разные стороны, а ровными линиями ложится на темно-серый фон, подобно широким мазкам кисти художника на холсте.

Та же тенденция - выбор метких и ироничных названий, как нельзя лучше отражающих суть произведения, - характерна и для головных уборов, выполненных художником. Так, например, в шляпе «Ветер пляшет в моих волосах» (2006) прямо из тульи высовываются толстые крученые нити войлока, имитирующие растрепанные ветром волосы. Шляпа «Грибное место» напоминает лесной пенек с опятами. Своеобразный войлочный триптих составляют шляпы «Задние мысли», «Тонкий слух» и «Острый ум» (2007). По стилистике и элегантности фасона они больше всего близки к европейской моде 1920-х годов. Сходна с ними и «Шляпка для праздника» (2008), в которой на черном войлоке распускается нежный цветок из полихромной шерсти. И эта черта - ироничное прочтение искусства прошлого - еще раз напрямую отсылает нас к постмодернистской эстетике.

В работе «Три конуса» (2007) художник устраивает нам небольшое представление, своеобразный театр, показывая, словно на сцене, драму несчастной любви. Сюжет произведения раскрыт дополнительно и в специальной авторской ремарке: «Два из них влюблены в конусиху. А ей, однако, не до конусов». Действительно, два конуса как будто склоняются к конусихе, тянутся в порыве любовного томления, но в ответ встречают холодную отрешенность героини, погруженной в саму себя. Внешний вид «персонажей» существенно различается: если конусы наполнены внутренним порывом и энергичным движением, то «женской» фигуре свойственны лишь статика и даже меланхолия. Символично цветовое решение: «мужские» фигуры выполнены из звучного белого и темно-серого войлока, для «женской» выбран приглушенный светло-серый. Художник не дает ответа, как будут дальше развиваться отношения героев. Он ставит здесь многоточие, предоставляя нам самим домыслить эту запутанную любовную историю.

Хотя, как было сказано выше, работы художника носят ярко выраженную прикладную направленность, он создал ряд произведений, имеющих и чисто декоративный характер. Их названия, столь же емкие и запоминающиеся, помогают нам глубже понять самую суть. В качестве примера упомянем такие работы, как «Колючий объект» (2007), «Ковер по имени лопата» (2007) и др. На первый план в этих работах выходят фактура материала, переплетение волокон, внешняя красота окраски шерсти. Некоторые названия произведений подобного типа отражают устоявшиеся фразеологизмы и житейские мудрости: «Ковер по имени грабли. На ковер можно наступать множество раз» (2008) и др.

Статья не случайно называется «Александр Пилин. Эскиз творческого портрета». Это действительно попытка двумя-тремя штрихами передать общий контур творчества художника. Деятельность же его гораздо шире и многограннее. Это и педагогическая работа, и сказки о войлоке, и выставки по всему миру, в которых художник принимает самое активное участие. Комплексное изучение творчества мастера - дело будущего.

Поступила в редакцию 07.04.2010

D.Yu. Semenov

Alexandr Pilin: the study of creative portrait

This article is about art of Alexander Pilin. He is famous artist of Udmurt Republic, master of felt, participant of many exhibitions in different nations. His creative search and works are analyze in this text. Special attention is devoted to his individual creative manner in main trends of modern art.

Key words: postmodern art, contemprorary art, felt, objects

Семенов Данил Юрьевич,

кандидат искусствоведения, НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных

и инженерных технологий» г. Ижевск

E-mail: iscusstvoved@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.