Научная статья на тему 'Александр Осипович Тарасов: к 100-летию со дня рождения (29. 11. 1914 04. 08. 1998)'

Александр Осипович Тарасов: к 100-летию со дня рождения (29. 11. 1914 04. 08. 1998) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
158
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гребенюк Сталина Ивановна, Болдырев Владимир Александрович, Пискунов Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Осипович Тарасов: к 100-летию со дня рождения (29. 11. 1914 04. 08. 1998)»

Personalia

PERSONALIA

УДК 92 (47 + 57): 581.9 (470)

АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ ТАРАСОВ: К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (29.11.1914 - 04.08.1998)

Александр Осипович Тарасов -доктор биологических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

А. О. Тарасов родился 29 ноября 1914 г. в с. Селище Едровской волости Валдайского уезда Новгородской губернии в большой многодетной крестьянской семье среднего достатка. Он был старшим сыном.

В селе была начальная школа, и образование большей части сельских детей заканчивалось тремя классами приходской школы. Грамотный, читающий книги и даже выписывающий газеты отец решил дать детям образование. Ближайшим городом, где имелись средние учебные заведения, был г. Валдай, куда и отправился Александр. Окончив валдайскую школу-семилетку, он поступил в педагогический техникум в г. Старая Русса. В 1932 г. в неполных 18 лет А. О. Тарасов начал свою трудовую деятельность учителем начальной сельской школы в с. Ламерье, а затем г. Крестцы Новгородской области. Ощутив недостаток образования, поступил в 1934 г. учиться на заочное отделение естественного факультета Ленинградского педагогического института им. М. Н. Покровского, который окончил с отличием в 1939 г., после чего работал учителем химии и биологии.

Война застала его в г. Дно (Псковская обл.), откуда он эвакуировался в г. Юрьевец (Ивановская обл.), где преподавал в школе химию. Одновременно он работал на строительстве оборонительных сооружений на Волге.

В декабре 1941 г. А. О. Тарасов был мобилизован в армию. В действующей армии он находился с февраля 1942 г. по декабрь 1945 г. В его фронтовой судьбе определенную роль сыграло знание химии: после двухмесячных курсов он был назначен командиром отделения 402-й отдельной роты химзащиты 324-й стрелковой дивизии, а затем - начальником полевой химической лаборатории.

После демобилизации Александр Осипович приезжает в с. Большие Озерки (ныне Озерки) Петровского района Саратовской области, куда во время войны эвакуировались его родные. Он продолжает свою педагогическую деятельность в Большеозерской средней школе, где преподаёт немецкий язык. С 1946 г. судьба А. О. Тарасова связана с Саратовским государственным университе-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Химия. Биология. Экология. 2014. Т. 14, вып. 4

том, куда он был принят слушателем в годичную ассистентуру при кафедре морфологии и систематики растений биологического факультета, а затем оставлен на кафедре, где прошел все ступени от ассистента до профессора.

Он сразу же активно включился в научно-исследовательскую деятельность. На формирование его научных интересов оказал влияние профессор А. Д. Фурсаев, который в то время заведовал кафедрой и о котором Александр Осипович вспоминал с теплотой и чувством глубокой благодарности. В тот период его научные интересы были связаны с изучением флоры и растительности степей Приволжской возвышенности. По материалам исследований в 1953 г. им была защищена кандидатская диссертация на тему «Геоботанические и экологические исследования степных пастбищ Приволжской возвышенности в связи с их улучшением». С 1955 г. А. О. Тарасов - доцент кафедры морфологии и систематики растений. Он намечает программу дальнейших научных исследований. На этот раз объект его изучения - флора и растительность степей и полупустынь Саратовского Заволжья. В те годы о растительности этого региона имелись лишь отрывочные сведения, ботанические исследования касались преимущественно флоры. Александр Осипович считал, что растительность и почвы настолько тесно связаны, что их нельзя изучать раздельно. Многолетние комплексные исследования позволили ему установить связь растительности с рельефом и почвами, выявить основные закономерности географического распространения зональной и азональной растительности, выделить геоботанические районы, развить представление о происхождении и эволюции флоры и растительности степей и полупустынь. Классификация растительности степей построена им с учётом гранулометрического состава почв и их засоления. Материалы многолетних исследований были обобщены и легли в основу докторской диссертации «Генезис флоры и зональной растительности Южного Заволжья», которую он защитил в 1971 г. Диссертация А. О. Тарасова значительно расширила представление о степях и полупустынях Саратовского Заволжья.

В работе «Основные географические закономерности растительного покрова Саратовской области» Александр Осипович выявляет основные закономерности размещения растительности на территории области. К таковым он относит закон зональности, провинциальность, особенности макрорельефа и геологическое строение, особенности мезорельефа, микро-

рельеф, историю формирования растительного покрова и хозяйственную деятельность человека.

В 1973 г. А. О. Тарасов возглавил кафедру агрономии и почвоведения, которая была реорганизована в кафедру геоботаники и почвоведения, а в 1980 г. - в кафедру экологии. В 1988 г. произошло слияние этой кафедры с кафедрой морфологии и систематики растений. Объединенной кафедрой Александр Осипович заведовал один год, а затем до конца жизни продолжал работать на ней профессором. В этот период он интересовался не только растительностью степей и полупустынь Саратовского Заволжья, но и растительностью песков (Астраханская обл.), растительностью побережий солёных озёр (Эльтон, Баскунчак). Впечатление от окрестностей озера Эльтон было настолько сильным, что Александр Осипович, никогда не писавший стихов, написал «Поэму об Эльтоне». В 1980-х гг. в круг его интересов вошли и леса. Особенно его интересовала связь видового состава лесов с почвообразующими породами и рельефом.

Любовь к своему делу, энергия, инициатива, глубокие знания в сочетании с высокой требовательностью помогали ему создавать творческую обстановку на кафедре. В эти годы на кафедре был организован научный семинар, на котором выступали по итогам своей работы не только преподаватели и аспиранты кафедры, но и сотрудники отдела флоры и растительности Ботанического сада СГУ. Обсуждались также интересные и спорные вопросы в геоботанике и экологии, новейшая литература.

Профессор А. О. Тарасов был не только известным ученым-ботаником, но и прекрасным педагогом - одним из лучших лекторов факультета. За время своей многолетней преподавательской деятельности он читал лекции по самым разным курсам: систематике высших растений, геоботанике, экологии и охране природы, методике преподавания биологии, по разнообразным спецкурсам. Его лекции отличались глубиной, последовательностью изложения, оригинальностью. В них четко прослеживался основополагающий принцип - «чтобы развиваться, необходимо шире смотреть на многие специальные вопросы». Он считал, что студенты-биологи легко вникают в суть специальных проблем, но идеи смежных наук ускользают от их внимания. Александр Осипович всегда подчеркивал: «Биологам необходимы дополнительные знания из геологии, палеонтологии, ландшафтной географии, геоморфологии, почвоведения, климатологии». Рассказывая о своем опыте исследователя, он стремился наполнить абстрактные теоретические построения реальным

Personalia

содержанием, объекты природы вначале далекие и непонятные по ходу лекции становились легко узнаваемыми и являлись предметом бурных студенческих дискуссий. Так прививался интерес к профессии, пробуждалась неумолимая тяга к исследовательской деятельности. Особенно ярко это проявилось при чтении специального курса «Растительность Нижнего Поволжья» и общего курса «Экология и охрана природы». В последнем, развивая педагогический принцип «все связано со всем», он стремился сформировать новое экологическое мировоззрение. По мере раскрытия предмета экология постепенно превращалась из специальной биологической дисциплины в экстраординарную интегральную междисциплинарную науку.

В круг интересов А. О. Тарасова входила и методика преподавания биологии для школьников, что, несомненно, связано с началом его трудовой деятельности именно в школе. По этому предмету им были опубликованы ряд статей и методическое пособие. Будучи педагогом не только по образованию, но и по призванию, он высоко ценил стремление молодых преподавателей к овладению педагогическим мастерством.

В переломные для страны девяностые годы А. О. Тарасов искренне переживал за судьбу молодого поколения и постоянно думал о перспективах будущего развития, поэтому особым вниманием были окружены аспиранты и ассистенты биологического факультета. Он приглашал их на специально подготовленные занятия, которые значительно отличались от обычных учебных. Это были лекции-размышления, лекции-беседы, на которых Александр Осипович рассказывая о современных научных тенденциях, легко переходил от Димо и Келлера, Четверикова и Вавилова, Докучаева и Вернадского, к актуальным проблемам, стремясь привить принцип исторического мышления. Это во многом подготовило почву для широкого внедрения историкоёмких курсов в стандартное биологическое образование. Здесь же происходило первое для многих слушателей знакомство с книгами, в которых много вопросов и мало ответов. Считая, что такие книги совершенно необходимы для поиска своего собственного оригинального пути научного развития, Александр Осипович на ярких примерах показывал как идеи, однажды высказанные нашими учителями, не утратили своей актуальности и продолжают жить в мыслях учеников, развиваясь и преобразовываясь в соответствии с их научными интересами. Порой, рассматривая важный вопрос, он обращался персонально к конкретному слушателю, раздвигая лично для него

образовательные горизонты. Таким неформальным способом профессор Тарасов вкладывал в руки молодых специалистов путеводную нить, которая вела их в мир знаний, науки, образования и удерживала в профессии в это непростое время.

А. О. Тарасов был человеком широкой эрудиции и часто высказывал неординарные суждения по самым разнообразным вопросам, прививая молодежи стремление к формированию собственного взгляда по широкому кругу проблем. Он принадлежал к числу тех учёных и педагогов высшей школы, которые отличались разнообразием интересов, а главное - желанием и умением поделиться своими знаниями с широкой аудиторией слушателей.

А. О. Тарасов принимал активное участие в организации и проведении учебно-производственных и производственных практик, природоведческих экспедиций. Он был участником комплексной экспедиции биологического и географического факультетов СГУ по природному районированию Саратовского Заволжья (1960-1963 гг.) и по сбору данных для научно-справочного атласа Саратовской, Пензенской и Ульяновской областей (1964-1965 гг.). Позже в составе почвенно-геоботанического отряда природоведческой экспедиции он каждое лето выезжал вместе со студентами, аспирантами, сотрудниками кафедры и Ботанического сада СГУ в различные районы Нижнего Поволжья (Саратовская, Астраханская и Волгоградская области, Калмыкия). Будучи неприхотливым человеком, в полевых условиях легко переносил неудобства быта. Предупреждал студентов, ко -торые записывались на кафедру, о трудностях, с которыми они могут столкнуться в экспедициях, шутил, что в степях и пустынях «солнце высоко, колодец далеко».

Детищем Александра Осиповича был экологический стационар, созданный в 1984 г. в с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района для проведения летних полевых практик. Студенты кафедры проводили исследования лесов, лесных вырубок, степей, оврагов и пр. По материалам исследований студенты защищали курсовые и дипломные работы. Александр Осипович очень любил стационар и многие годы вместе с другими преподавателями туда выезжал.

Александр Осипович Тарасов был одним из организаторов Ботанического сада СГУ, в котором он более 20 лет на общественных началах работал и.о. директора, а с 1967 г. - научным руководителем отдела флоры и растительности. В 1964 г. он был избран в Совет ботанических

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Химия. Биология. Экология. 2014. Т. 14, вып. 4

садов Урала и Поволжья. Под руководством

A. О. Тарасова сотрудники отдела Л. П. Худякова, Н. Н. Боровская, И. В. Шилова, Е. И. Воробьёва,

B. И. Горин, В. С. Сукачёв изучали флору и растительность области, состояние ценопопуляций редких видов, их убежища. Помимо этого, в условиях культуры изучали водный режим некоторых кормовых злаков и степных осок, их семенную продуктивность и ритм цветения, перспективы использования растений природной флоры области в озеленении.

Александр Осипович был человеком редкой работоспособности. Им были написаны и опубликованы учебные и методические пособия, научные статьи, составлены геоботанические карты Саратовской области и Нижнего Поволжья. К сожалению, большинство карт остались неопубликованными. Незавершенной осталась и монография «Растительность Нижнего Поволжья». Свою научную деятельность он плодотворно сочетал с требованиями практики. Он опубликовал ряд работ, отвечающих запросам народного хозяйства.

А. О. Тарасов был простым и доступным в общении, лишён высокомерия. Он никогда не отказывал в помощи и консультациях сотрудникам, аспирантам, студентам, учителям средних школ, специалистам Краеведческого музея, НИИ «Микроб» и других учреждений, щедро делясь своим богатым педагогическим и научным опытом. Переписывался с рядом известных ботаников (А. Л. Бельгардом, В. В. Ивановым, Ю. З. Кулагиным, А. П. Травлеевым и др.).

Под руководством А. О. Тарасова подготовлены и защищены его учениками кандидатские диссертации: В. А. Болдыревым - «Геоботаническая характеристика и типология нагорных степных лесов Приволжской возвышенности», В. И. Гориным - «Экологическая характеристика растительности Приерусланских песков и перспективы её оптимизации», уже после смерти Александра Осиповича - И. В. Шиловой

- «Флора и характерные черты растительности лесостепной части Саратовской области».

Научную и педагогическую деятельность Александр Осипович сочетал с научно-организационной и общественной. Он был заместителем декана (1948/49 учеб. г.), председателем профбюро биофака, членом месткома СГУ, председателем шефской комиссии биолого-почвенного факультета, членом Учёного совета НБ СГУ, редактором многих научных сборников, председателем конкурсной комиссии Всероссийского конкурса на лучшую студенческую научную работу по биологии.

Александр Осипович являлся делегатом многих съездов Всесоюзного ботанического общества, а также делегатом XII Международного ботанического конгресса в Ленинграде (1975 г.). С 1986 по 1996 гг. А. О. Тарасов возглавлял Юго-Восточное отделение Всесоюзного ботанического общества. В 1993 г. на учредительном съезде Русского ботанического общества он был избран Почетным членом общества.

Александр Осипович имеет правительственные награды. Боевые заслуги старшего сержанта Тарасова отмечены Орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией». В 1995 г. он награждён Орденом Отечественной войны II степени, а в 1996 г. - медалью Г. К. Жукова. За плодотворную научную и педагогическую деятельность А. О. Тарасов награжден медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью «Ветеран труда», знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 г.». Он также неоднократно награждался грамотами горкома, райкома, СГУ.

Светлую память об Александре Осиповиче хранят его коллеги и ученики.

С. И. Гребенюк, В. А. Болдырев, В. В. Пискунов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.