Научная статья на тему 'Александр Нефедов. В лучах «Утреннего света». Н. И. Новиков: философ, просветитель, подвижник'

Александр Нефедов. В лучах «Утреннего света». Н. И. Новиков: философ, просветитель, подвижник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Александр Нефедов. В лучах «Утреннего света». Н. И. Новиков: философ, просветитель, подвижник»

ПРОСВЕТИТЕЛИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

Александр Нефедов

В ЛУЧАХ «УТРЕННЕГО СВЕТА». Н.И. НОВИКОВ: ФИЛОСОФ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ПОДВИЖНИК*

В.Г. Белинский писал о выдающемся книгоиздателе XVIII в., основоположнике отечественной журналистики и педагогики, писателе-публицисте, общественном деятеле, «ревнителе русского просвещения» Николае Ивановиче Новикове (1744-1818): «Царствование Екатерины II было ознаменовано таким дивным и редким у нас явлением, которого, кажется, еще долго не дождаться нам, грешным. Кому не известно, хотя понаслышке, имя Новикова? Как жаль, что мы так мало имеем сведений об этом необыкновенном и, смею сказать, великом человеке!»

Для XVIII в. Новиков - фигура воистину легендарная и титаническая. Он издавал популярные сатирические журналы «Живописец», «Трутень», «Кошелек». Был основателем специальной исторической науки - археографии, занимающийся собиранием, описанием и изданием памятников российской словесности. Новиков предпринял издание многотомной «Древней российской вив-лиофики», сборника «Повествователь древностей российских» и ряда других книг, благодаря которым русские читатели в последней четверти XVIII в. познакомились с малоизвестными архивными документами и трудами историков прежних времен. Он составил и издал «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772) - первую литературно-биографическую энциклопе-

* Нефедов А. В лучах «Утреннего света». Н.И. Новиков: Философ, просветитель, подвижник. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ vestnik/2013/36/n35.html

дию. Издавал также научные и философские журналы, газету «Московские ведомости» и литературно-публицистическое к ней «Прибавление...», прививал охоту к чтению такими серийными изданиями, как «Городская и деревенская библиотека», «Модное ежемесячное издание», «Экономический магазин». Николай Иванович Новиков был основателем «Типографической компании» -одного из первых в России акционерных обществ, в 1779 г. арендовал и модернизировал типографию Московского университета. Именно Новиков впервые познакомил соотечественников с переведенными на русский язык произведениями Дефо, Свифта, Мольера, Бомарше, трудами ученых-естествоиспытателей и философов-мистиков Западной Европы. Наконец, он решил выпускать первый в России журнал, адресованный подрастающему поколению, -«Детское чтение для сердца и разума». Редактировать этот журнал Новиков пригласил молодого Николая Карамзина, тем самым дав «путевку в жизнь» будущему прославленному историографу. Развив колоссальную книгоиздательскую деятельность, он создал разветвленную книготорговую сеть во многих губерниях Российской империи. Стал первым, кто открыл в Москве аптеки для малоимущих, а также общедоступную библиотеку-читальню. Основал учебные заведения для детей разночинцев, спасал крестьян в голодные, неурожайные 1786-1787 гг.

Претерпев гонения, лишения, четырехлетнее заключение в Шлиссельбургской крепости, Новиков остался верен себе и своему делу. После смерти Екатерины II, выйдя на свободу, уже во времена правления Павла I и Александра I, Новиков стал идеологом русских масонов и розенкрейцеров. Уединившись в своей подмосковной усадьбе Авдотьино на берегу реки Северки, Николай Иванович вел обширную переписку (отчасти изданную в наши дни), вместе с собратом по духу С. И. Гамалеей создавал уникальную 50-томную «Герметическую библиотеку», спасал замерзающих отступающих французских солдат и офицеров зимой 1812 г., отставших от обозов. В 1815 г. сотрудничал с архитектором Александром Витбергом, который начал работать над проектом храма Христа Спасителя.

Осенью 2012 г. в Москве прошла Международная научная конференция «Россия и гнозис: Судьбы религиозно-философских исканий Николая Новикова и его круга». В работе этого трехдневного форума (15-17 октября 2012 г.) приняли участие видные уче-

ные не только из России, но и из США, Германии, Великобритании, Израиля, Италии, Голландии и Швеции.

Конференция проходила в рамках других мероприятий, приуроченных к 90-летию Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Кульминацией конференции стало открытие памятника Н. И. Новикову в атриуме ВГБИЛ. Значимым событием стала и презентация уникального сборника «"Утренний свет" Николая Новикова», подготовленного специалистами ВГБИЛ. Название сборника не случайно. Именно издание «Утреннего света» - первого масонского нравственно-религиозного журнала стало важнейшей вехой в деятельности Новикова и как журналиста, и как филантропа, и как мыслителя-мистика. «Утренний свет» выпускался в Санкт-Петербурге с сентября 1777 г., а с мая 1779 г. по август 1780 г. - в Москве, и выходил разовым тиражом в тысячу и немногим более экземпляров. Всего вышло девять частей (36 номеров). В дальнейшем (с 1781 г.) этот журнал был преобразован в «Московское ежемесячное издание» (вышло три части). С первого же номера, а в дальнейшем в каждой его части, фронтиспис журнала украшала гравюра аллегорического содержания работы Н. Кирсанова. В реализации главной задачи журнала - религиозно-нравственного воспитания читателя - помимо самого Н. И. Новикова активное участие принимали и его единомышленники: А. М. Кутузов, В. И. Майков, М.Н. Муравьёв, И.П. Тургенев, М.М. Херасков, а также известные в то время писатели-богословы, например, протоиерей Московского Архангельского собора Петр Алексеев. Авторами журнала были и студенты Московского университета Л. Давыдовский, П. Садорский, А. Малиновский, Н. Попов. Сотрудничали в нем и женщины, что по тем временам было редкостью. Из дошедших до нас известных имен - Е. и Н. Свиньины.

Именно благодаря «Утреннему свету» российский читатель впервые познакомился с произведениями лучших представителей философских школ прошлого: Сократа, Платона, Аристотеля, Паскаля, а также с трудами европейских богословов и мистиков XVIII в., по заказу Новикова переведенными на русский язык. Претворяя в жизнь тезис «познай самого себя», первый номер журнала Новиков открывает публикацией «Житие и свойства Со-кратовы» (перевод из предисловия к сочинению Мозеса Мендельсона «Федон, или О бессмертии души»). 160

К числу сентиментально-нравоучительных произведений, опубликованных в «Утреннем свете», можно отнести и переводы с немецкого работ Виланда, Геспера, Мозера, Геллерта.

Лейтмотивом многих опубликованных в «Утреннем свете» произведений стали идеи стремления к свободе человеческой личности, свободе совести, необходимости нравственного равноправия всех людей, идеи общечеловеческого братства всех национальностей. А именно решение таких задач ставила в XVIII в. во главу угла просветительская философия на основании учения о естественном праве. На этом строилась целая система «истинного просвещения», к которому так стремился Новиков. В координатах этой системы - примирение веры и разума, добродетельная жизнь в духе следования Христу и разумное пользование радостями мира. Вера, утверждал Новиков, неразрывно связана с разумом; безверие же, напротив, - с ослаблением его деятельности. «Утренний свет» отрицает аскетизм, но зовет к добродетели путем подражания деятельной любви Христа; он не отрицает пользование земными радостями, достижениями прогресса, но считает необходимым облагородить их. В этих посылах заложен основной фундамент, на котором в будущем и станет строиться миросозерцание Новикова. Дальнейшее развитие будет во многом состоять в усилении мистицизма, и «Утренний свет» уже намечает этот путь развития: в двух последних частях журнала, восьмой и девятой, помещены статьи сугубо мистического характера. Но (и это важно отметить) сдвиг к мистицизму совершается едва заметно, в чем проявляется талант Новикова как журналиста и редактора.

«Утренний свет» пользовался в обществе колоссальным для той поры успехом и спросом. В конце III части журнала приведен список одних только подписчиков - 789 человек! Кроме вельмож, людей высшего общества, было немало мещан, купцов, приказчиков, священнослужителей. В первый же год на «Утренний свет» подписались 18 архиереев, которые рекомендовали журнал в качестве поучительного чтения и своему клиру, и благочестиво настроенным прихожанам. Вероятно, это отчасти связано и с тем, что изначально журнал был посвящен (о чем указывалось на первых его страницах) «Его преосвященству Гавриилу, архиепископу Новгородскому и Санкт-Петербургскому, высокими знаниями и добродетелями украшенному архипастырю».

Об успехах журнала свидетельствуют и неоднократно публиковавшиеся отзывы его читателей. Некоторые священнослужители брали статьи из «Утреннего света» за основу для своих проповедей, и такие душеполезные проповеди принимались прихожанами «с превеликой похвалой».

С помощью своих читателей Новиков завязал обширные связи с российской провинцией - от Петербурга до Оренбурга, от Архангельска до Полтавы. И все подписчики стали участниками общего просветительского предприятия: в Петербурге на доходы от журнала были организованы и содержались два начальных училища для девочек и мальчиков - Екатерининское и Александровское. Издатель время от времени публиковал в журнале своеобразные отчеты о числе воспитанников, об их занятиях и успехах, о доходах и расходах, связанных с содержанием училищ. Журнал приглашал всех желающих лично посетить училища и посмотреть, как там идут занятия, как живется там воспитанникам. Детей в училищах не только обучали, но и прививали им правила поведения, приучали их осознанно участвовать в делах полезных и благотворительных. В одном из номеров журнала сообщалось, что учащиеся сами решили отказаться от одного из блюд своего обеда, чтобы сэкономленные деньги перечислить в помощь бедным сиротам. Люди, заинтересованные деятельностью училищ, все заинтересованные лица объединялись в особое благотворительное общество. В провинции даже находились добровольные помощники, которые брались за организацию подписки на журнал среди местного населения, а желающих поддержать это благое дело прямо направляли к этим «волонтерам».

Журнал «Утренний свет» стал первым общественным предприятием Новикова для распространения просвещения и общественной благотворительности.

Николай Иванович Новиков не только «формировал» (т.е. редактировал и издавал журнал, да и немало трудился для его распространения), но и сам писал для публикации в нем свои программные статьи. Так, первый номер «Утреннего света» открывает «Предуведомление» - своеобразное обращение к читателю, которое, по единодушному мнению исследователей, вне всякого сомнения, принадлежит перу самого Новикова.

В 1829 г., через десять лет после кончины книгоиздателя, историк и философ И. Киреевский писал, что Николай Новиков именно «. тот, кому просвещение наше обязано столь быстрыми успехами, кто продвинул на полвека образованность нашего народа, кто всю жизнь употребил во благо Отечества и уже видел плоды своего влияния на всех концах русского царства. Дело, им совершенное, осталось: оно живет, оно приносит плоды и ищет благодарности потомства».

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.