памятная дата
Александр ивАнович плаксин (1931-1991) -
доктор медицинских наук, профессор, ученый, педагог, организатор медицинского
образования
А. Н. Плаксина
Александр Иванович Плаксин родился в 1931 году в д. Баимово Кировской области. После окончания 7 классов сельской школы, в 1950 году окончил с отличием медицинское училище.
С 1950 по 1956 год обучался в Пермском медицинском институте на санитарно-гигиеническом факультете. Был сталинским стипендиатом. По воспоминаниям соучеников, он был самым способным студентом на курсе. Активно занимался общественной работой, бессменный председатель профсоюзного бюро факультета, член профкома института.
Будучи студентом, выполнил экспериментальную часть кандидатской диссертации, работая в СНО на кафедре патологической физиологии под руководством профессора Г. В. Пешковского.
С 1956 по 1959 год обучался в аспирантуре. После досрочной защиты кандидатской диссертации на тему «Функциональное состояние нервно-мышечной системы при туберкулезе» МЗ РСФСР был направлен на работу во вновь открытый медицинский институт в г. Кемерово ассистентом кафедры патологической физиологии, где активно участвовал в организации новой кафедры, в течение года исполнял обязанности заведующего кафедрой.
В 1962 году избран по конкурсу в Пермский медицинский институт, где и прорабо-
тал всю оставшуюся жизнь, начиная с ассистента кафедры патологической физиологии до ведущего профессора. Принимал активное участие во всех сферах жизни института.
Творчески развивая научное направление, начатое им в кандидатской диссертации при жизни проф. Г. В. Пешковского, в дальнейшем выполнил докторскую диссертацию на тему «Об отражении типа нервной системы и измененной реактивности организма в показателях возбудимости и физиологиче-
ской лабильности нервно-мышечной системы», которую защитил в 1968 году.
В 1975 году утвержден в ученом звании профессора.
Свою трудовую деятельность в Пермском медицинском институте А. И. Плаксин начал с работы в только что организованной центральной научно-исследовательской лаборатории (цНИЛ), где он проработал более 10 лет (с 01.10.1962 г. по 01.04.1973 г.), сначала в должности старшего научного сотрудника, а с 1967 года — заведующего цНИЛ, практически являясь ее первым научным организатором.
За период его работы определилась структура цНИЛ, были выделены патофизиологический, иммунологический, морфологический и биохимический отделы, кабинет электронной микроскопии, бактериологическая лаборатория. Было освоено 200 новых методик, разработаны формы и методы оказания помощи прикрепленным сотрудникам кафедр. цНИЛ была оснащена современным оборудованием, стало возможным выполнение научных работ в 80—90-е годы сотрудниками кафедр.
Все это позволило проводить комплексные исследования, основанные на сотрудничестве различных кафедр внутри института, а также с другими вузами и научно-исследовательскими институтами. Определились научные направления по разным разделам медицинской науки: физиология и патология сердечно-сосудистой системы, проблемы хирургии, травма и травматизм, возрастные особенности детского организма в норме и патологии, гастроэнтерология, научные основы гигиены труда, профзаболеваний и охраны окружающей среды, научные основы применения факторов внешней среды в лечебных и профилактических целях, основные стоматологические заболевания, вопросы радиологии, влияние на организм различных фармакологических препаратов и др.
За 10 лет существования цНИЛ института претерпела значительную эволюцию, пройдя путь от исполнителя научных заказов кафедр до равноправного участника комплексных научных исследований и инициатора научного планирования. Для координации научных исследований и организации комплексных работ по важнейшим народнохозяйственным проблемам с участием цНИЛ был организован Совет цНИЛ.
В цНИЛ была сосредоточена вся работа по оформлению заявок на изобретения и рационализаторские предложения, проводилась большая работа с изобретателями. За год цНИЛ подготовила два издания сборника официальных сведений о порядке представления заявок на открытия, изобретения и рацпредложения. Были разработаны критерии эффективности научных исследований отдельных сотрудников и отделов цНИЛ. Началась хоздоговорная работа с предприятиями.
За время работы А. И. Плаксина в должности заведующего на базе цНИЛ было выполнено 50 кандидатских и 16 докторских диссертаций, проведена межинститутская конференция, посвященная 10-летию цНИЛ. Он был главным редактором сборника трудов конференции.
В апреле 1973 года А. И. Плаксин был назначен исполняющим обязанности заведующего кафедрой патофизиологии, а в октябре избран по конкурсу профессором этой кафедры, где и работал до конца жизни.
За короткий период работы в должности заведующего кафедрой (6 месяцев) он провел колоссальную работу, направленную на улучшение учебно-методического процесса и материальной базы кафедры: в учебных комнатах были впервые изготовлены и оформлены тематические стенды по шести темам (аллергия, патофизиология крови, кровообращение, гипоксия, наследственность, эндокринная система); значительно обновлен
табличный фонд как через художественные мастерские, так и силами студентов; улучшено оформление кафедры стендами, плакатами, различного рода информацией.
При непосредственном участии А. И. Плаксина были разработаны методические пособия для преподавателей и студентов в соответствии с требованиями ГУУЗа и центрального методсовета по всему курсу патофизиологии. Изготовлено более 300 цветных и черно-белых слайдов и диапозитивов для лекций и практических занятий, приобретены 3 диапроектора и магнитофон. Полностью переработан и обновлен курс лекций с учетом профильности преподавания по факультетам. Часть лекций размножена в машинописном виде для использования преподавателями и студентами.
Все последующие годы в должности профессора кафедры как педагог А. И. Плаксин работал по совершенствованию процесса преподавания, выполняя все виды нагрузки. Для его лекций были характерны высокий научно-методический уровень, проблем-ность и лаконичность изложения материала, его доходчивость. Нетрадиционный подход к излагаемому материалу, четкость и логика мысли, доброжелательность всегда привлекали внимание аудитории. Лекции и практические занятия всегда были хорошо подготовлены, богато иллюстрированы, имели высокий научно-методический уровень, обеспечивали профильность преподавания.
При его непосредственном участии и под его редакцией издано большое количество учебно-методических рекомендаций для студентов и преподавателей, внедрялся программированный контроль знаний, графологические разработки, создавались учебные фильмы, фонотеки, новые слайды, обеспечивалось стопроцентное привлечение студентов к различным формам УИРС.
Вся научно-исследовательская работа проф. А. И. Плаксина в течение всей его жизни была посвящена дальнейшей углубленной
разработке, начатой в студенческие годы, развернутой в кандидатской и докторской диссертациях, проблеме изучения механизмов взаимоотношений между реактивностью и резистентностью организма в норме и при различных патологических состояниях.
А. И. Плаксин проявил себя творчески мыслящим ученым, являясь специалистом широкого профиля с большим научным кругозором. Он умело сочетал экспериментальные исследования с клиническими наблюдениями. Его эрудиция, научное видение перспективных направлений развития медицинской науки, логический подход к изучаемым проблемам, строгая направленность научно-исследовательской работы, грамотный стиль руководства, широкий круг научных интересов позволили ему организовать проведение научных исследований в комплексе с сотрудниками многих клинических кафедр института, особенно педиатрического факультета, терапии, акушерства и гинекологии и др.
Наиболее активно А. И. Плаксин сотрудничал в научной работе с кафедрой госпитальной хирургии проф. Е. А. Вагнера по проблеме «травма и травматизм». Членом проблемной комиссии по этой теме он являлся многие годы. При совместном руководстве с проф. Е. А. Вагнером А. И. Плаксиным подготовлены и защищены две кандидатские (В. М. Данченков, 1973; Р. Р. Арасланов, 1975) и одна докторская (И. Ф. Елькин, 1987) диссертации, опубликовано более 20 работ по проблеме закрытой травмы груди, возглавляемой акад. Е. А. Вагнером.
Всего А. И. Плаксиным опубликовано более 200 работ. Он имел 13 удостоверений на рационализаторские предложения. Под его руководством подготовлено и защищено 9 кандидатских (В. М. Данченков, 1973; Н. Ф. Чурина, А. М. Мульменко, 1974; Р. Р. Арасланов, Г. Н. Мирская, 1975; Н. И. Аверьянова, 1978; Н. И. Соловьева, 1986; А. П. Марсов, 1990; И. Л. Гуляева, 1999) и 3 докторские (А. И. Егорова, 1984; И. Ф. Елькин,
1987; Е. В. Рыболовлев, 1990) диссертации. Под его руководством выпущены два методических пособия — «Антибиотикотерапия стафилококковой инфекции у недоношенных детей» и «Клиника, диагностика и лечение сепсиса новорожденных и недоношенных детей» (1978), которые были внедрены на местном и республиканском уровнях.
Большой интерес вызвали работы А. И. Плаксина по соотношению возбудимости и резистентности организма при анти-биотикотерапии различных патологических состояний (экспериментально-клиническое исследование) за рубежом. Запросы на оттиски работ поступили из многих стран, в том числе из СшА, Германии, Франции, Венгрии, чехословакии, Болгарии и др.
Будучи специалистом широкого профиля с большим научным кругозором, он мог глубоко вникать в любую проблему и давать соответствующую объективную оценку работе. Свидетельством этого является то, что он более 30 раз выступал официальным оппонентом при защите диссертаций, в том числе 15 докторских, по самым разным направлениям науки, 10 раз был официальным рецензентом при первичном рецензировании кандидатских и докторских диссертаций от проблемных комиссий, давал внешние отзывы, отзывы на авторефераты, выступал неофициальным оппонентом.
А. И. Плаксин был членом специализированных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций. Он систематически принимал участие в организации контроля и руководства научной работой сотрудников института через проблемные комиссии, многие годы являясь заместителем председателя проблемной комиссии по физиологии и патологии сердечно-сосудистой системы, членом проблемной комиссии по педиатрии, кардиологии, травме и травматизму, Совета цНИЛ.
Ежегодно принимал участие в научных конференциях, симпозиумах и съездах рес-
публиканского и союзного значения, выступал с докладами.
А. И. Плаксин с огромным увлечением занимался научной работой студентов, являясь научным руководителем СНО кафедры (25— 30 человек) и СНО института. Участники СНО ежегодно выступали на вузовских и межвузовских конференциях, имели публикации НИР, были отмечены грамотами института и других вузов страны. Экспозиция кафедры патофизиологии на 1-й выставке СНО ПГМИ «Научное творчество студентов — здравоохранению», посвященной 110-летию со дня рождения В. И. Ленина, заняла первое место и награждена Почетной грамотой.
В 1979 году за активное участие в научном руководстве студенческими работами на VII Всесоюзном конкурсе по общественным наукам А. И. Плаксин был награжден Почетной грамотой Ленинского РК ВЛКСМ г. Перми.
Профессор А. И. Плаксин более 20 лет занимался изучением действия на организм человека бальнеофакторов курорта Усть-Кач-ка. Он являлся постоянным членом курортной научной комиссии Областного совета профсоюзов и членом методического совета курорта Усть-Качка, руководил научной работой практических врачей курорта (Г. я. Гайдаш, Т. А. Гулина, А. В. Елькина и др.), некоторые из них позднее были защищены в качестве кандидатских диссертаций. Неоднократно проводил семинары по методике и методологии организации научной работы практического врача.
4 кандидатские (Г. Н. Мирская, Н. И. Соловьева, А. П. Марсов и И. Л. Гуляева) и 1 докторская (Е. В. Рыболовлев) диссертации, выполненные под руководством А. И. Плаксина, посвящены изучению влияния различных бальнеофакторов курорта Усть-Качка на состояние реактивности и резистентности организма человека. Данные этих исследований внедрены непосредственно в практику.
памятная дата
Так, в практику лабораторных исследований курорта Усть-Качка внедрен ряд методик по определению состояния у больных гемостаза и иммунологической реактивности организма. На основании оценки реактивности и резистентности организма изданы методические рекомендации для врачей детского санатория «Орленок» курорта Усть-Качка по применению бром-йодных ванн в более ранние сроки после атаки ревматизма у детей (Соловьева Н. И., 1986).
Разработаны рекомендации по бром-йодной бальнеотерапии на курорте Усть-Кач-ка больных ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью. С целью коррекции нарушений гемостаза даны рекомендации по использованию двух режимов бром-йодной терапии (Гуляева И. Л., 1995). Разработан и внедрен метод лечения больных гипертонической болезнью бром-йодными ваннами в комбинации с магнитопунктурой (Рыболовлев Е. В., 1990).
Профессор А. И. Плаксин выступал с проблемными обобщающими докладами по результатам научно-исследовательских работ и возможности использования их в лечебной практике курорта Усть-Качка на ежегодных научных конференциях и научных сессиях, посвященных юбилейным датам (40- и 50-летие курорта, вручение курорту Усть-Качка ордена «Знак Почета», 90-летие проф. Н. Г. Хорошавина и др.). Темы его выступлений были основаны на результатах экспериментальных и клинических исследований.
Например:
1. Экспериментальное и клинико-физио-логическое обоснование лечебного действия минеральных вод курорта Усть-Качка (1976).
2. Итоги и перспективы экспериментальных и клинических исследований действия бром-йодной воды курорта Усть-Качка (1978).
3. Теоретические основы саногенеза природных факторов курорта Усть-Качка и итоги и перспективы экспериментальных и клини-
ческих механизмов действия бром-йодной воды (1986).
4. Основные направления исследований ученых и практических врачей по изучению механизмов действия и лечебного применения минеральных вод курорта Усть-Качка (1988).
Профессор А. И. Плаксин входил в состав редакционных комиссий сборников научных трудов курорта Усть-Качка. Им опубликовано более 50 научных работ по вопросам курортологии. Он был постоянным консультантом по научной и методической работе курорта Усть-Качка.
А. И. Плаксин 27 лет работал в деканате. С 1962 по 1973 год в должности замдекана и декана лечебного факультета; с 1974 по 1979 год был деканом вновь созданного подготовительного отделения (рабфака), производственной практики и интернатуры; с 1982 по 1991 год был вновь деканом лечебного факультета. Показал себя принципиальным, требовательным и вместе с тем чутким и внимательным к нуждам студентов. Проводил большую идейно-воспитательную работу среди студентов в общеинститутском масштабе как председатель совета по трудовому воспитанию, председатель комиссии и член Координационного совета по профориентации молодежи, а также через соответствующие методические комиссии, тематические конференции и непосредственное общение со студентами.
Неоднократно был заместителем председателя приемной комиссии и председателем Государственных экзаменационных комиссий. За многолетний период работы в деканате имел более 20 благодарностей по институту и МЗ РСФСР.
Как декан основного факультета и ведущий профессор он постоянно выполнял большую общественную работу. Был одновременно членом ректората, центрального методического совета, НОУП, членом комиссии по совместной работе с органами
здравоохранения, председателем совета лечебного факультета, председателем методической комиссии института по совершенствованию учебного процесса и учебно-методической работы и председателем методического совета лечебного факультета, председателем производственной комиссии месткома института и председателем учебно-методического сектора головной группы народного контроля.
Профессор А. И. Плаксин многократно привлекался приказами МЗ СССР и РСФСР к участию в специальных комиссиях под председательством проф. Е. А. Вагнера по комплексной проверке и переаттестации медицинских вузов страны и их приемных комиссий (Оренбург, 1974; Уфа, 1975, 1976, 1978; Целиноград, Омск, Горький, 1976; Фрунзе, Москва, 1977; Кишинев, 1978).
Все годы работы в деканате А. И. Плаксин участвовал вместе со студентами в Дне донора по безвозмездной сдаче крови. В 1979 году награжден знаком «Почетный донор СССР».
А. И. Плаксин награжден медалью «Ветеран труда» и нагрудным знаком «За отличные успехи в работе» в области высшего образования Государственного комитета СССР по народному образованию. Многократно отмечен благодарностями по институту и МЗ РСФСР, грамотой районного комитета народного контроля и Почетной грамотой парткома в связи с 70-летием Октября. Был победителем соцсоревнования и ударником коммунистического труда.
А. И. Плаксин начиная со студенческих лет активно занимался спортом. Выступал на межвузовских соревнованиях МЗ РСФСР по лыжам и легкой атлетике, был председателем спортивного клуба «Медик». До последнего времени каждый день начинал с утренней гимнастики на свежем воздухе.
В 1977 году, в возрасте 46 лет, сдал нормы ГТО на золотой значок и выступал за честь института на межвузовских соревнованиях г. Перми по лыжам.
Активно читал лекции по линии общества «Знание». Был редактором методических рекомендаций по линии ГАИ по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях (Пермь, 1978).
Он был крупным организатором медицинского образования. Вся работа А. И. Плак-сина была очень плодотворной в его короткой, но яркой биографии. Огромное трудолюбие, оптимизм, внимательное и бережное отношение к людям снискали ему большой авторитет и уважение студентов, сотрудников и практических врачей.
Талантливый педагог и воспитатель, благородный человек — А. И. Плаксин всегда был и останется примером для подражания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказы ректора проф. Е. А. Вагнера.
2. Отчеты проф. А. И. Плаксина на кафедральных совещаниях перед очередным переизбранием по конкурсу.
3. Заключение кафедры перед избранием по конкурсу.
4. Заключение квалификационной комиссии перед переизбранием по конкурсу.
5. Списки научных работ проф. А. И. Плаксина.
6. Авторефераты диссертаций, выполненных под руководством проф. А. И. Плаксина.
7. Трудовая книжка А. И. Плаксина.
8. Материалы семинара-совещания «Опыт работы цНИЛ и проблемных лабораторий вузов Российской Федерации». Томск, 1972.
9. Запросы на оттиски научных работ из зарубежных стран.
10. Удостоверения Почетного донора СССР, ветерана труда, о награждении знаком «За отличные успехи в работе» в области высшего образования Государственного комитета СССР по народному образованию.