Александр Иванович МАКАРЕВСКИЙ
(к семидесятилетию со дня рождения)
16 апреля 1974 года исполнилось 70 лет со дня рождения и 50 лет научной, педагогической и общественной деятельности выдающегося ученого в области прочности летательных аппаратов академика Александра Ивановича Макаревского.
Важнейшим результатом исследований А. И. Макаревского явилось создание отечественных «Норм прочности летательных аппаратов», в том числе «Норм прочности скоростных самолетов», разработанных на основе глубоких научных исследований с использованием результатов летного эксперимента и испытаний моделей в аэродинамических трубах.
А. И. Макаревский является основоположником научного подхода к разработке норм прочности, которые, начиная с его работ и в результате работ руководимого им коллектива, стали одним из полноправных направлений науки о прочности авиационных конструкций. Введенные им кардинальные понятия коэффициента безопасности и эксплуатационной перегрузки, получающие в настоящее время вероятностно-статистическое толкование, в совокупности с подробным математическим описанием условий эксплуатации и расчетом динамического поведения самолета в этих условиях дают возможность с большой точностью определить расчетные условия прочности летательных аппаратов, начиная со стадии проектирования.
Научная и производственная деятельность А. И. Макаревского неразрывно связана с ЦАГИ. В течение десяти лет он был начальником ЦАГИ. Находясь на этом ответственном посту, А. И. Макаревский много сил и энергии уделял развитию основных научных направлений института, развитию и созданию экспериментальной базы ЦАГИ. С 1970 года А. И. Макаревский — научный руководитель ЦАГИ по проблемам прочности.
Своей организаторской деятельностью А. И. Макаревский внес большой вклад в развитие науки о прочности авиационных конструкций. По его инициативе были развернуты исследования в ряде новых важных направлений, таких, как теплопрочностные исследования, исследования динамики упругого самолета и др.
Вся практическая деятельность А. И. Макаревского тесно связана с работами опытных конструкторских бюро и заводов по созданию новейших самолетов и других летательных аппаратов. Результаты его научных трудов по прочности авиационных конструкций, особенно в области нормирования нагрузок и аэроупругости, легли в основу многих практических разработок, способствовавших созданию первоклассных отечественных самолетов. В 1957 году за большой личный творческий вклад в создание самолета Ту-104 А. И. Макаревскому была присуждена Ленинская премия.
Плодотворная научно-техническая и общественная деятельность А. И. Макаревского получила высокую оценку: он — Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии, награжден двумя орденами Ленина и тремя орденами Трудового Красного Знамени. В 1957 году за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники А. И. Макаревскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.