Научная статья на тему 'АЛЕКСАНДР АДРИАНОВ О СИБИРСКОМ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ'

АЛЕКСАНДР АДРИАНОВ О СИБИРСКОМ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Надежда Михайловна Дмитриенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСАНДР АДРИАНОВ О СИБИРСКОМ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 54. С. 284-289. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 284-289.

Научная статья

УДК 069.01(571.16)

doi: 10.17223/22220836/54/25

АЛЕКСАНДР АДРИАНОВ О СИБИРСКОМ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Надежда Михайловна Дмитриенко

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,

vassa. mv@mail. ru

Для цитирования: Дмитриенко Н.М. Александр Адрианов о Сибирском научно-художественном музее // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 284-289. doi: 10.17223/22220836/54/25

Original article

ALEXANDER ADRIANOV ABOUT THE SIBERIAN MUSEUM OF SCIENCE AND ART

Nadezhda M. Dmitrienko

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]

For citation: Dmitrienko, N.M. (2024) Alexander Adrianov about the Siberian museum of science and art. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i is-kusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 284-289. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/25

Российское музееведение как комплекс научного изучения музейного дела начинает свой отсчет со времени возникновения в России первого музея в XVI в. Многовековой опыт музейщиков способствовал тому, что к началу XX столетия музееведческий комплекс включал в себя историю отдельных музеев и внутримузейной деятельности, историографию музейного дела, му-зеографические и археографические исследования, а также и публикации об исследователях-музееведах и их вкладе в музейную деятельность [1. С. 3536]. В нынешней ситуации особенно привлекательным представляется выявление вклада в музейное развитие сибирских музейщиков - Г.Н. Потанина, А.К. Кузнецова, А.Я. Тугаринова, И.В. Телишева и др. [2-5]. Большой интерес представляет, на взгляд автора, обращение к музееведческому опыту Александра Васильевича Адрианова. Широко известный в Сибири своими работами в области археологии и этнографии, публикационной и общественно-политической деятельностью, А.В. Адрианов совершенно забыт как музеевед. А между тем он активно участвовал в формировании и описании фондов Минусинского и Красноярского музеев, сотрудничал в Археологическом музее Императорского Томского университета [2. С. 71]. Как член Императорского Русского географического общества, а позже - Императорского Русского археологического общества, он совершил множество научных экспедиций и экскурсий по Южной Сибири, Монголии, Северному Казахстану,

© Н.М. Дмитриенко, 2024

Урянхайскому краю (совр. Тува), собирал гербарии, минералогические, археологические и этнографические коллекции [6. С. 262-270]. Вполне понятно, почему в 1911 г. А.В. Адрианов был в числе инициаторов создания в Томске Сибирского научно-художественного музея. Вместе с Г.Н. Потаниным, П.И. Макушиным, Е.Л. Зубашевым, Б.А. Аминовым он вошел в Комитет для выработки плана здания областного Сибирского научно-художественного музея, собирания и хранения предметов для него и был избран его секретарем [7. Л. 38]. А.В. Адрианов озаботился комплектованием фондов, начал описание доставленных в музей коллекций по новейшей тогда системе, вел учет музейных предметов в особой инвентарной книге. Оказавшись в 1913 г. в ссылке в Минусинске, он был вынужден выйти из состава музейного комитета, но и тогда он продолжал пополнять музейное собрание. Наблюдая, как начатые при его активном участии музейные работы постепено глохли, он попытался возбудить новый интерес к музею и изложил свой взгляд на проблемы музея в статье в газете «Сибирская жизнь» [8]. Как известно, Сибирский научно-художественный музей не пережил события революции и Гражданской войны, собранные коллекции были распределены по томским и новониколаевским хранилищам [9. С. 120-121]. Но не утратила исторического значения статья А.В. Адрианова, раскрывающая забытую страницу истории сибирского музейного дела.

К истории областного музея в Томске

Наиболее культурный город в Сибири - Томск - до сих пор не имеет своего музея. Не имел его прежде и не обзавелся им даже в такую полосу жизни, когда в разных сибирских городах, даже таких маленьких, как Минусинск, Ачинск, Енисейск, музеи учреждались и росли из года в год. Среди больших сибирских городов, пожалуй, нет ни одного, где бы не было музея.

А Томск его не имеет и теперь. Нельзя же считать музеями в общепринятом смысле то, что для Томска известно под этим именем при университете или при Бесплатной библиотеке.

Первый хотя и содержит весьма ценные собрания по археологии и этнографии, насчитывающие свыше шести тысяч номеров, но он закрыт для публики, недоступен для нее и превращен в простой склад всякой всячины, каким бывает склад разного хлама, которым тяготятся и прячут подальше от глаз.

Университетский музей и трактуется как обуза, как нечто лишнее и ненужное, даром отнимающее место хотя бы и в чердачном помещении университета.

Музей прикладных знаний при Бесплатной библиотеке хотя и открыт для обозрения его публикой, но он так беден по своему содержанию, так разношерстен по составу, что польза, им приносимая, ничтожна.

В Томске какая-то удивительная почва, до крайности неблагоприятная для подобных учреждений.

В 1881 г., возвращаясь из своего путешествия на Алтай и за Саяны с верхнего Енисея в Минусинск, я задержался в этом городке. Познакомившись с основателем Минусинского музея Н.М. Мартьяновым, я встретил в нем горячего поборника идеи распространения музеев как общеобразовательных учреждений. Он уговорил меня сделать попытку основать музей в

Томске и с этой целью выделил весьма значительную коллекцию предметов из своих тогда еще скудных запасов по всем отделам естествознания.

Эту коллекцию я привез тогда в Томск, пробовал кое-кого заинтересовать в устройстве музея, получить для этого хотя бы маленькое помещение и средства, но ничего не мог сделать. Может быть, я не сумел сделать, но ведь не нашлось тогда и вообще лиц, которым бы такое учреждение показалось интересным.

Наконец, 19 февраля 1911 г. Томская городская дума постановила учредить Областной сибирский научно-художественный музей в Томске имени Александра II, желая закрепить этим учреждением память об исполнившемся пятидесятилетии со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости, и ассигновала на постройку здания для музея 50 тысяч. Одновременно дума приняла еще и параллельное предложение нескольких лиц об устройстве музея на открытом воздухе и отвела для него бывший лагерный сад как место устройства народных гуляний и как место, куда со временем должны перевозиться разные старинные жилые и нежилые постройки со всей их обстановкой.

Для практического выполнения этой большой и сложной задачи - создать грандиозное учреждение, в котором была бы представлена вся Сибирь со всеми населяющими ее многочисленными народностями - дума выбрала особый комитет из 9 лиц, поручив им выработку плана здания музея, собирание средств, собирание и хранение предметов и т.п. Прошло с того времени с лишком 21/2 года, и что же вышло?

Дело создания музея не только остановилось в самом начале, а и самая мысль об этом заглохла, и думское постановление уже быльем поросло.

Так как я был в числе 9 избранных думой лиц и при том состою секретарем комитета, то теперь, покидая Томск, считаю удобным, во-первых, напомнить о думском постановлении, чтобы безусловно хорошее и необходимое начинание дума нового состава приняла к сердцу и изыскала средства к его осуществлению, а во-вторых, считаю себя обязанным хотя бы в общих чертах познакомить общество с тем, что комитетом сделано и что будущим нашим преемникам предстоит сделать. Работа комитета велась в двух направлениях и, так сказать, для двух концов города... С одной стороны, предполагалось упорядочить и устроить отведенный городом участок из-под бывших лагерей, т.е. нанести его на план, укрепить берег, обнести оградой, произвести посадку деревьев, наметить участки для музея на открытом воздухе и построить необходимое здание для устройства народных гуляний. С другой стороны, подыскивалось место для городского музея, вырабатывались задания для конкурса на постройку здания, запроектированного между Домом науки и коммерческим училищем, собирались коллекции и пожертвования. Все эти предложения были предметом суждения на тех десяти заседаниях музейного комитета, которые состоялись - пять в 1911 г. и пять в 1912 г., и затем перешли в виде определенных поручений к отдельным членам комитета.

Лагерный участок надеялись приспособить, оборудовать уже с весны текущего года, заручившись сочувствием министра финансов В.Н. Коковцева и согласием на получение единовременной субсидии в 8 000 руб. и затем ежегодной в 1-11/2 тысячи рублей из сумм попечительства о народной трезвости.

Личные ходатайства в этом направлении в Петербурге председателя комитета управляющего акцизными сборами Томской губернии и Семипалатинской области Ф.Я. Несмелова и обещания томского губернатора П.К. Грана поддержать эти ходатайства лично в Петербурге давали надежду на успех, а решимость инициатора организации музея на открытом воздухе, члена комитета барона Б.А. Аминова, начальника округа путей сообщения, перевезти на казенных пароходах некоторые остяцкие постройки из Нарымского края обещала скорое осуществление этого начинания.

Однако все осталось в области предположений. Министерство финансов отказалось отпустить попечительству о народной трезвости обещанную сумму, а затем г. Несмелова перевели из Томска в Европ[ейскую] Россию, а барон Аминов и совсем ушел в отставку и переселился в Финляндию.

Точно так же дело с постройкой музейного здания затормозилось из-за отсутствия средств у города. Комитет, имея в своем составе двух архитекторов и пригласив еще третьего, признал, что ассигнуемых городом 50 тысяч для задуманного учреждения далеко не достаточно и разработал задания для конкурса на представление проектов музейного здания с таким предположением, чтобы здание это можно было строить частями по мере поступления средств - путем ли крупных пожертвований частных лиц или путем дополнительных ассигнований городом, определив общую стоимость здания в 100 тысяч рублей. Но и разработка заданий конкурса осталась незаконченной за выездом из Томска архитекторов Л.С. Князева, которому это было поручено, и Т.Л. Фишеля, а затем и Ф.Я. Несмелова. Относительно собирания денежных средств и коллекций комитет сделал также несколько шагов, но и здесь полученные результаты не менее печальны.

Прежде всего комитет долго не мог получить разрешения на собирание средств путем рассылки подписных листов, но когда и получил это разрешение, то губернатор П.К. Гран обставил его целым рядом стеснительных условий, ограничив рассылку листов пределами Томской губернии. Разосланные несколько десятков подписных листов пока еще не возвращены, но судя по тому, как отнесся к этому делу томский городской голова И.М. Некрасов, на подписку надеяться нечего. И.М. Некрасову как главе городского управления, задумавшего учредить музей, 17 апреля 1912 г. был послан подписной лист за № 1. 5 декабря прошлого года г. Некрасов вернул комитету этот лист с характерным отношением на бланке городского головы, в котором он «уведомляет, что лиц, желающих жертвовать, не оказалось».

К И.М. Некрасову нельзя, конечно, предъявлять слишком больших требований и ожидать понимания в вопросах вне его образования и компетенции, но все же положение головы да еще университетского города обязывало его к соблюдению известного такта, к ограждению достоинства своего официального положения. Но у него не достало даже такого чутья.

Для привлечения коллекций в будущий музей была составлена популярная брошюрка, выясняющая значение таких учреждений, как музей, и указывающая, какие группы разнообразных предметов могут занять свое место в этом учреждении. Напечатанная в 3 000 экземпляров, брошюрка эта была разослана различным лицам и учреждениям, но сама по себе не вызвала притока предметов. Коллекции и предметы, если и поступали, то почти исключительно от лиц, и без всяких разъяснений понимавших значение музея.

Всего за истекшее время поступил в Областной сибирский музей 351 предмет от 15 лиц. Наибольшее количество предметов (153) относится к зоологии. Нельзя при этом не отметить, что как только состоялось думское постановление об учреждении в Томске музея, на это горячо откликнулся мещанин П.А. Шастовский. В заявлении, поданном им 20 февраля 1911 г. в комитет музея, он принес в дар музею большую коллекцию сибирских птиц и млекопитающих, собранную им в течение многих лет.

Следующее место по числу предметов занимает этнография - 94 номера, затем геология - 74, археология - 23, ботаника - 5 и антропология - 2 предмета.

Поступившие предметы занесены в инвентарь по современной системе регистрации, усвоенной как западноевропейскими музеями, так и нашими русскими, каковы музеи Академии наук, императора Александра III и проч. Все они занесены коллекциями под общим номером в связи с каждым отдельным жертвователем и с составлением подробного описания в особых так называемых регистрационных списках.

По соглашению комитета музея с советом Общества попечения о народном образовании эти коллекции размещены под своими этикетками в Музее прикладных знаний при Бесплатной библиотеке для обозрения публикой.

Было бы весьма желательно, чтобы хотя бы в этом направлении продолжался рост будущего Областного сибирского музея и тем полнее достигалась польза, лежащая в основе этого общеобразовательного учреждения.

Новому составу городской думы необходимо на первых же порах обновить сильно поредевший состав комитета музея. С выездом из Томска членов его - барона Б.А. Аминова, Е.Л. Зубашева, Ф.Я. Несмелова, Т.Л. Фишеля и меня - в нем остаются только четыре члена - П.И. Макушин, Г.Н. Потанин, В.Ф. Оржешко и К.Р. Эман.

Список источников

1. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А., БутенкоМ.А., Глухов В.С. Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2015. № 399. С. 34-41.

2. Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Вклад Г.Н. Потанина в музейное дело Сибири // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2016. № 404. С. 67-76.

3. Черняк Э.И., Дмитриенко Н.М. Алексей Кириллович Кузнецов и становление музейного дела в Забайкалье // Музееведческие исследования в Томском государственном университете: к 80-летию профессора Э.И. Черняка. Томск, 2021. С. 237-252.

4. Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Аркадий Яковлевич Тугаринов и становление Красноярского музея // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 41. С. 207-214.

5. Дмитриенко Н.М. Показать развитие идеи бога: И.В. Телишев об антирелигиозном подотделе Тобольского музея // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 53. С. 293-301.

6. [Васенькин Н.В.]. Краткая хроника жизни и деятельности А.В. Адрианова // А.В. Адрианов «Дорогой Григорий Николаевич...»: Письма Г.Н. Потанину / сост. и публ. Н.В. Васенькин. Томск, 2007. С. 260-271.

7. ГАТО. Ф. 233. Оп. 2. Д. 3367.

8. Адрианов А. К истории областного музея в Томске // Сибирская жизнь. Томск, 1913. 15 нояб., № 252.

9. Дмитриенко Н.М., Григорьева С.Е. К истории создания Сибирского областного научно-художественного музея в Томске (1911-1920 гг.) // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2014. № 381. C. 119-122.

References

1. Dmitrienko, N.M., Lozovaya, L.A., Butenko, M.A. & Glukhov, V.S. (2015) Museology as complex of knowledge about museum science: historiography of the problem. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 399. pp. 34-41. (In Russian).

2. Dmitrienko, N.M. & Chernyak, E.I. (2016) G.N. Potanin's Contribution to Siberian Museum science. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 404. pp. 67-76. (In Russian).

3. Chernyak, E.I. & Dmitrienko, N.M. (2021) Aleksey Kirillovich Kuznetsov i stanovlenie muzeynogo dela v Zabaykal'e [Aleksey Kirillovich Kuznetsov and the development of museum science in Transbaikalia]. In: Dmitrienko, N.M. (ed.) Muzeevedcheskie issledovaniya v Tomskom gosudarstvennom universitete [Museology Research at Tomsk State University]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 237-252.

4. Dmitrienko, N.M. & Chernyak, E.I. (2021) Arkadiy Yakovlevich Tugarinov and the formation of Krasnoyarsk Museum. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 41. pp. 207-214. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/41/17

5. Dmitrienko, N.M. (2024) To show the development of the idea of God: I.V. Telishev on the Anti-Religious Subdepartment of the Tobolsk Museum. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskus-stvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 53. pp. 293-301. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/53/24

6. [Vasenkin, N.V.]. (2007) Kratkaya khronika zhizni i deyatel'nosti A.V. Adrianova [a brief chronicle of the life and work of A.V. Adrianov]. In: Adrianov, A.V. "Dorogoy Grigoriy Nikolaevich...": Pis'ma G.N. Potaninu [ "Dear Grigory Nikolaevich..." Letters to G.N. Potanin]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 260-271.

7. The State Archive of Tomsk Region. Fund 233. List 2. File 3367.

8. Adrianov, A. (1913) K istorii oblastnogo muzeya v Tomske [On the history of the regional museum in Tomsk]. Sibirskaya zhizn'. 15th November.

9. Dmitrienko, N.M. & Grigorieva, S.E. (2014) K istorii sozdaniya Sibirskogo oblastnogo nauchno-khudozhestvennogo muzeya v Tomske (1911-1920 gg.) [On the history of the Siberian regional scientific and art museum in Tomsk (1911-1920)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta -Tomsk State University Journal. 381. pp. 119-122.

Сведения об авторе:

Дмитриенко Н.М. - профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник НОЦ «Музей и культурное наследие» Национального исследовательского Томского государственного университета. E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Dmitrienko N.M. - National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflict of interests

Статья поступила в редакцию 10.03.2024; одобрена после рецензирования 07.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 10.03.2024; approved after reviewing 07.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.