Научная статья на тему 'АЛЬБОМ ГРУППЫ "ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА" "МАЛО" КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ'

АЛЬБОМ ГРУППЫ "ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА" "МАЛО" КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
694
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛ / ЦИКЛИЗАЦИЯ / РОК - АЛЬБОМ / АЛЕКСЕЙ РУМЯНЦЕВ / ГРУППА "ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА" / АЛЬБОМ "МАЛО" / CYCLE / CYCLIZATION / ROCK ALBUM / ALEXEI RUMYANTSEV / MUSIC BAND "PIONEERCAMP DUSTY RAINBOW" / ALBUM "NOT ENOUGH"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шостак Геннадий Владимирович

Статья посвящена анализу альбома группы «Пионерлагерь Пыльная радуга» «Мало» как лирического цикла. Автор рассматривает поэтический субтекст и визуальное оформление, даёт общую характеристику музыкальной составляющей, останавливается на композициях, не принадлежащих лидеру группы «ППР» Алексею Румянцеву, но включённых им в состав альбома из концептуальных соображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALBUM “NOT ENOUGH” OF THE “PIONEERCAMP DUSTY RAINBOW” ROCK BAND AS AN ARTISTIC WHOLE

This article is devoted to analysis of the album “Not enough” which released by the “Pioneercamp Dusty Rainbow” music band as a lyrical cycle. The author considers the poetic subtext and visual design, gives a general description to the musical components, focuses on tracks that do not belong to the leader of the “Pioneercamp Dusty Rainbow” Alexei Rumyantsev, but included in the composition of the album for conceptual reasons.

Текст научной работы на тему «АЛЬБОМ ГРУППЫ "ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА" "МАЛО" КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ»

УДК 82-192 ББК Ш301.1 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Г. В. ШОСТАК

Брест

АЛЬБОМ ГРУППЫ «ПИОНЕРЛАГЕРЬ ПЫЛЬНАЯ РАДУГА» «МАЛО» КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу альбома группы «Пионерлагерь Пыльная радуга» «Мало» как лирического цикла. Автор рассматривает поэтический субтекст и визуальное оформление, даёт общую характеристику музыкальной составляющей, останавливается на композициях, не принадлежащих лидеру группы «ППР» Алексею Румянцеву, но включённых им в состав альбома из концептуальных соображений.

Ключевые слова: цикл; циклизация; рок-альбом; Алексей Румянцев; группа «Пионерлагерь Пыльная радуга»; альбом «Мало».

Сведения об авторе: Шостак Геннадий Владимирович, кандидат педагогических наук, журналист, обозреватель музыкально-информационного портала «Наш НеФормат» (http://www.nneformat.ru).

Контакты: 224000, Республика Беларусь, Брест, ул. Интернациональная, 25; [email protected], [email protected]

G. V. SHOSTAK

Brest

THE ALBUM "NOT ENOUGH"

OF THE "PIONEERCAMP DUSTY RAINBOW" ROCK BAND AS AN ARTISTIC WHOLE

Abstract. This article is devoted to analysis of the album "Not enough" which released by the "Pioneercamp Dusty Rainbow" music band as a lyrical cycle. The author considers the poetic subtext and visual design, gives a general description to the musical components, focuses on tracks that do not belong to the leader of the "Pioneercamp Dusty Rainbow" Alexei Rumyantsev, but included in the composition of the album for conceptual reasons.

Keywords: a cycle; cyclization; rock album; Alexei Rumyantsev; music band "Pioneercamp Dusty Rainbow"; album "Not enough".

About the author: Shostak Gennady Vladimirovich, Candidate of Pedagogy, Journalist, a Reviewer of the Musical and Information Portal "Our NeFormat" (http://www.nneformat.ru).

Рок-альбом уподобляется либо поэтическому циклу, либо авторскому сборнику стихов. На это неоднократно указывали исследователи русской рок-поэзии (В. В. Александрова, В. А. Гавриков, Ю. В. Доманский,

© Шостак Г. В., 2020

Д. И. Иванов, Е. В. Исаева, Ю. С. Морева, Н. Ю. Плеханова, Г. С. Прохоров, О. Р. Темиршина, С. С. Шаулов и др.).

В художественной циклизации подразумевается особый тип соотношения между лирическим текстом и циклом как между элементом и системой. В этой связи И. В. Фоменко подчеркивал важность циклообразующих связей между стихотворениями, порождающих «дополнительные смыслы» [см. 6, с. 6].

Ю. С. Морева выделяет критерии, определяющие сходство между лирическим циклом и музыкальным альбомом: «1) все тексты отобраны самим автором; 2) тексты расположены в существующей последовательности самим автором; 3) итоговый ансамбль озаглавлен самим автором» [4, с. 76].

В филологическом роковедении принято выделять пять универсальных циклообразующих связей: заглавие, композиция, изотопия, пространственно-временной континуум и полиметрия [см. 3, с. 77-136].

Вместе с тем В. В. Александрова, В. А. Миловидов, Ю. С. Морева и другие авторы ставят под сомнение универсальность перечисленных циклообразующих связей. Так, В. В. Александрова предлагает классифицировать творческие стратегии рок-групп и исполнителей по соотношению музыки и текстов: «Ведь некоторые авторы используют текст как нечто первичное, а другие - лишь как дополнение к музыкальному ряду (случай "Аукцыона")» [1, с. 53]. По мнению Ю. С. Моревой, «...для всестороннего исследования следует рассматривать в комплексе и музыкальную составляющую, и оформление альбома, включая вербальные и визуальные компоненты» [4, с. 76-77].

При рассмотрении альбома тверской группы «Пионерлагерь Пыльная радуга» (в дальнейшем - «ППР») «Мало» (2018) автору настоящего исследования представляются важными поэтический и музыкальный субтексты, а также визуальное оформление. В настоящей статье будут затронуты поэтическая и - насколько возможно - музыкальная составляющие.

Следует отметить, что большая часть материала принадлежит лидеру, вокалисту и гитаристу «ППР» Алексею Румянцеву. По сложившейся традиции группа включает в свои альбомы кавер-версии зарубежных и отечественных рок-композиций, а также песен советских авторов. В «Мало» вошли три кавера - на песни «Король червей» Андрея Машнина («Машнинб-энд»)1, «Панк и рок-н-ролл» Егора Летова («Гражданская Оборона») и «Слушай весну» Александра Кублинского на стихи Александра Дмоховско-го из репертуара вокального квартета «Аккорд». Три «чужие» песни отбирались в альбом самим Алексеем Румянцевым и работают на его концепцию.

Каждый текст в лирическом цикле, с одной стороны, самостоятелен и завершён, с другой, взаимодействует с другими текстами, образуя сюжет и

1 В версии «ППР» мелодия подверглась существенной переработке. Что касается вербального субтекста - Алексей Румянцев не только внёс изменения в первоисточник, но и досочинил к стихам Андрея Машнина две строфы, усилив и без того трагическое настроение песни.

269

порождая новые смыслы. То же можно сказать о концепции рок-альбома. Поэтому в нём важную роль играет порядок расположения композиций.

Алексей Румянцев снабдил альбом «Мало» авторским предисловием. Оно опубликовано на вкладке к CD и в Интернете. Имеет смысл привести пространный фрагмент, в котором фронтмен «ППР» раскрывает этимологию названия:

«Человечество странное придурочное явление, никак не желающее с окружающим естеством гармонировать. Будто условный бог ради шутки или опыта заразил всю "структуру" странным коллективным раком, посмотреть, как мы будем барахтаться.

Уничтожение и самоуничтожение. И никто ни на чём не учится, ситуация в мире сопоставима с ситуацией сидящего на бомбе, сейчас в любой момент такое может начаться, что небесам станет больно (нет). И не верят двуногие, что отхватят от Вселенной такой пизды, что вряд ли кто уцелеет. Но мы продолжаем, нам мало. И мы, крохотные икринки в рыбе человечества, каждый по отдельности давно рождаемся больными. И у нас увлечения те же - большинство с раннего детства уже либо убийцы, либо самоубийцы, либо плюс-минус мёртвые до самой старости.

Болезнь - норма, недоверие, забитость, либо напротив желание манипулировать и подавлять - норма, слово Любовь, кажется, осталось для песенок попсовых и мелодраматических сюжетов.

Выйди на улицу - все люди отдельные, каждый в капсуле "своих дел", никто никому на хер не упал. И я себя особо не ставлю в сторону, я в изрядной степени воспитан этим обществом и так же заражён. И то же ощущение, что мы с каким-то рвением подкидываем дров в топку этого распада. И не понимаем, уёбки, отчего всё время несчастливы. Но продолжаем эту хуйню, словно нам мало.

А у меня странное предназначение - смотреть и внутрь себя, и наружу, и всё чувствовать. И вот внутри изжога и лес не развязанных узлов, а снаружи зреет Армагеддон. И я, часто теряя из виду то и дело ускользающий смысл, продолжаю грести и воспевать эту вселенную глобальных и личностных травм, болезней и уродств под названием "человек". Продолжаю, и всё мне мало» [5].

Обложка, созданная Алексеем Румянцевым, выдержана в эстетике минимализма, но, по мнению лидера «ППР», исчерпывающе отражает концепцию альбома: слово «МАЛО» (с перевёрнутой буквой «А») написано на листе бумаги, подчёркнутое сверху и снизу, чернила немного размыты1.

1 Вот как рассказывал о работе над обложкой сам Алексей Румянцев в сообщении автору статьи в социальной сети ВКонтакте от 26.02.2020: «Это я специально шлёпал штампом по мокрой бумаге. Добивался определённого визуального эффекта. Чтоб похоже было на наш звук, содержание, характер исполнения: нечто грязное, разрушительное, саморазрушаемое в данный момент. Как и мир, который окружает нас» (здесь и далее цитаты воспроизводятся с разрешения Алексея Румянцева).

#МОНЕН№ГЕ* ПЫЛЬНА Я

Основное же содержание альбома раскрывается в песнях.

Алексей Румянцев - выдающийся певец депрессивных состояний. Он создаёт свой внутренний мир - дискомфортный, даже местами страшный, населяя его психопатами, олигофренами, шлюхами.

Альбом «Мало» - это вершина безумия, это апофеоз безнадёжности, это глубочайший нокаут, это выматывающая прогулка по девяти кругам Дантова ада с обязательным погружением на дно Коцита, наконец, это саундтрек к Концу света. Участники «ППР» называют свою последнюю работу самым ядовитым, злобным, отчаянным и психически больным альбомом [5].

Все песни написаны от первого лица, а, следовательно, объединены общим героем. Лирический субъект Алексея Румянцева находится в самом эпицентре событий, к которым не может оставаться безучастным. Песни альбома «Мало» во всей полноте воплощают мировоззрение представителя глубокого андеграунда, находящегося вне общества. Он мучительно переживает острый, неразрешимый конфликт с окружающей действительностью, и в то же время всеми фибрами ощущает состояние разобщённости и распада, в котором сегодня оказалось человечество (см. процитированный фрагмент предисловия к альбому).

Настроение альбому задаёт песня «Конь» - монолог человека, обречённого влачить тяжёлое существование. Он осознаёт невозможность вырваться из замкнутого, порочного круга, в котором находится, и смиряется со своей участью:

Я не срываю звёзд Я вытираю грязь Натёрло плечи лямками плуга Я не роняю слёз Я не открою глаз Я никогда не выйду из круга <...>

Я не хватаю звёзд,

Я выполняю фас

Не знают щи ни сна, ни испуга

Я не роняю слёз

Я не имею глаз

Я никогда не выйду из круга1

В песне впервые появляется и образ смерти, центральный для всего альбома, который реализуется через сему «гроб»:

Я накоплю на гроб Большой красивый гроб Обрадуется брат И папа будет горд Увидев этот гроб

«БХЗРД» (сокращение от «Biohazard») - песня от имени всех свободомыслящих, призванных нарушать покой, а потому представляющих биологическую опасность для общества2.

Песню «Король червей» с определённой долей условности можно назвать полукавером: Алексей Румянцев существенно переработал музыкальную составляющую. А в вербальный субтекст внёс всего лишь два изменения, казалось бы, незначительных, но отразившихся на содержании. Для сравнения приведём оригинальный вариант текста и интерпретированный Алексеем Румянцевым (см. таблицу 1).

Таблица 1

Андрей Машнин Алексей Румянцев

Чистым, побритым, красиво заштопанным, Меня принесут моим Чистым, побритым, красиво заштопанным Меня принесут моим

1 Песни альбома цитируются по [5] с сохранением пунктуации.

2 Сам Алексей Румянцев в сообщении автору настоящей статьи в социальной сети ВКонтакте от 07.11.2018 раскрыл содержание песни одним предложением: «Это мы, типа, условно свободомыслящие и ебанутые, призванные нарушать покой, представляем биологическую опасность для большинства».

верноподданным. верноподданным

Будь я хоть немец, будь хоть еврей, Будь я лох, бог, гей, мусор, нигер, еврей

Всё равно я стану королём червей. Всё равно я стану королём червей.

<...> <...>

Эта очередь есть, хоть и нет ей Эта очередь есть, хоть и нет ей

границ. границ

Здесь никто не спешит, кроме Здесь никто не спешит кроме

самоубийц. самоубийц

Что за суки вперёд пропускают Кучки важных блядей пропускают

детей! детей

Слишком рано им быть королями Чтоб поспели стать пострелы 2 королями червей.2

червей1.

В оригинальном тексте Машнина все умирают, а дети остаются жить. Румянцев же не щадит никого - королями червей становятся все, вне зависимости от социального статуса и национальной принадлежности, вплоть до самого Бога. Также, в отличие от первоисточника, в версии, предложенной «ППР», присутствует обсценная лексика.

«Использованная песня» в данном случае к плагиату не имеет никакого отношения. Это скорее метафора безнадёжности, бесполезности и утраты смысла жизни:

По земле гребут использованные девки С ними за руку бэушные пацаны Вокруг ползают использованные детки По ночам глядят использованные сны Утром варится использованная каша На свету блестит бэушная красота (чё?) В головах бурлит использованная лажа На меня глядят бэушные свысока

Песню «Шугейзер» Алексей Румянцев адресовал своим коллегам по андеграунду. Сам термин «шугейзинг» (англ. shoegazing) или «шугейз» (англ. shoegaze) придуман журналистами британских музыкальных издания «Melody maker» и «New musical express». Первоначально он описывал стиль поведения музыкантов, которые во время живых выступлений не устраивали красочных шоу, а вели себя отстранённо, пассивно и апатично: могли простоять на одном месте, уставившись взглядом в пол, что создавало впечатление разглядывания собственных ботинок. На самом деле музыканты концентрировали своё внимание на многочисленных гитарных примочках, которые использовались для создания всевозможных звуковых эффектов. Понятие «шугейз» также употребляется для обозначения музыкального стиля, для которого характерны гитарный нойз (шум) с элементами дрим-попа,

1 Песня цитируется по аудиозаписи альбома «Машнинбэнд» «Бомба». - «Manchester Files» (CDMAN 021-99).

2 Песня цитируется по [5] с сохранением пунктуации.

273

громкость и жёсткость звука с обилием эха, длинными гудящими риффами, волнами искажения и каскадами фидбэка (так называемой обратной связи), что создавало «стену звука» и вызывало эффект синтезаторного звучания, в котором какие-либо инструменты становились неразличимыми.

Алексей Румянцев иронизирует над стереотипами, сложившимися в андеграундной среде. С одной стороны, рокер-«подпольщик», он же «маленький шугейзер», протестует против всего и вся, недоволен жизнью, привержен только и исключительно высоким материям, употребляет психоактивные вещества («подсел на транки мой маленький постпанкер...») и во всеуслышание заявляет о своей непродажности. С другой, готов лезть вон из кожи ради привлечения внимания к себе любимому («Разорвись / На британский флаг / Завернись / На фашистский крест / Но всё равно в зале много свободных мест»).

«Газ» вызывает в памяти роман Франца Кафки «Процесс». Но в песне Алексея Румянцева всё гораздо страшнее: сотню человек, в числе которых и лирический герой, сгоняют в газовую камеру. Из текста не ясно, в чём состоит их вина, да это и не суть важно. Все покорно принимают свою судьбу:

.Грезить, меняться, лгать, любить Утренних зорь прохладу пить Здесь будет кто-то лучше нас Выключат свет, включат газ Выключат свет

Мы останемся с вами в светлых снах С номерами пижамы на крючках Умирали всегда мы, не грусти С номерами пижамы вновь пусты Вновь пусты

Многократно повторяемая в каждом куплете фраза «Выключат свет, включат газ» звучит особенно зловеще.

Настроенческий перелом в альбом вносит заглавный номер «Мало». Песня строится на контрасте: в припеве автор иронизирует над собой и своей группой:

Мало, мало гаража, подвала На рожон фары, подожжём ангары Помни, кроха, мы звучим плохо Дай своё сердце, вываляю в перце

В запевах изображается сюрреалистическая картина всеобщего разрушения. Автор населяет своё художественное пространство литературными и мифологическими персонажами: индуистская богиня смерти Кали жарит котлеты, распространяя вонь до самой луны, Пеннивайз из романа Стивена Кинга «Оно», зачем-то возведённый в чин полковника, воюет с цинковыми мальчиками из одноимённого романа Светланы Алексиевич,

кот Базилио и лиса Алиса из сказки Алексея Толстого «Приключения Бу-ратино, или Золотой ключик» вооружаются соответственно волыной и пилой, а герой русских народных сказок Кощей Бессмертный неожиданно чахнет. Разрушение продолжается, усиливается и ускоряется в следующей песне под ироничным названием «Гранж». Здесь мы встречаем Герду и Кая из андерсеновской «Снежной королевы» и зюскиндовского Парфюмера. Заканчивается песня повторением фразы: «И всё, блядь!». Казалось бы, процесс саморазрушения завершился. Но продолжение ещё воспоследует.

Лирический герой песни «Экскурсия», охваченный депрессией, вместе с потенциальным реципиентом совершает затяжную экскурсию в собственный мир, который он называет «Освенцимом себя». Человеку, находящемуся в депрессивном состоянии, и окружающий мир кажется невыносимо ужасным. Ощущения героя переданы посредством оксюморона:

Согрей меня, морозная тьма Погожего июльского дня

<. >

Бесстрашно перепуган Скончался на бис Бежал без ног по кругу И повернул вниз Ведут под белы руки В кино для слепых Незрелые старухи Детей пожилых Ласкай меня, морозная тьма Безоблачного летнего дня.

В третьем куплете песни вновь появляется образ смерти:

Небесные болота Желанный пиздец Подземные полёты Сиамских сердец Пустых метаний гроздья Сырые гробы Святых желаний гвозди Под ногти судьбы

Расклады из одноимённой песни явно не в нашу пользу, да и, пожалуй, ни в чью. Выигравших нет, зато все проигравшие:

Это в пизду никакая не жизнь Как вы посмели быть этому рады? Нам резервации на отъебись Справила пленных приматов бригада <...>

Это вообще нихуя не резон Бой за ключи от уютного днища Это под липкий дешёвый музон Бег в колесе в мешковине еблище Это под блядский весёлый музон Бег в пустоте в целлофане еблище <. >

Вдоль частокола кровавых эпох Лук золотой меж картонных коробок Это, поверь мне, ни разу не Бог По образцу наточил долбоёбов Это, поверь мне, ни разу не Бог Под копировку чертил долбоёбов

Даже Господь Бог, глядя на происходящее на планете Земля, приходит в ужас. Он хочет забыть о человечестве, но это не так просто:

.Бог постепенно про нас забывает И уже скоро сможет забыть

<. >

Бог постепенно про нас забывает Но нас так трудно, трудно забыть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алексей Румянцев и его группа традиционно включают в свои альбомы каверы на песни Егора Летова и советских композиторов. Таким образом фронтмен «ППР» отдаёт дань уважения авторам, на чьём творчестве рос, воспитывался и формировался.

В альбом «Мало» вошла кавер-версия песни Егора Летова «Панк и рок-н-ролл» из репертуара его раннего проекта «Посев». Для многих в интерпретации, предложенной «ППР», песня более известна, нежели в оригинальном исполнении.

Завершает альбом кавер на песню Александра Кублинского / Александра Дмоховского «Слушай весну» из репертуара вокального квартета «Аккорд». Релиз альбома совпал с началом сентября. Когда начинается осень, мы думаем о весне. Таков смысловой месседж кавера. Таким образом, песня «Слушай весну» ставит в альбоме оптимистическую точку.

Музыкальные критики обозначают стиль «ППР» то как панк, то как гранж. Сам же Алексей Румянцев в одном из своих интервью дал авторское определение стилистики группы: «На самом деле мы играем грязную страшную тяжёлую эстрадную песню» [2].

Важно отметить, что альбом «Мало» сводил сам Алексей Румянцев. Ему удалось добиться сырого, грязного звучания. По мнению фронтмена «ППР», его группа должна звучать именно так. Вместе с тем, в альбоме достаточно ярких мелодий и гитарных соло. Смены тональности, паузы между последним куплетом и инструментальной кодой, многократное повторение (пропевание) ключевого слова или фразы - всё подчинено еди-

ной драматургической цели: подчеркнуть смысловую нагрузку. В музыкальной составляющей немало интересных находок: в танцевальном финале песни «Шугейзер» изображается неистовая пляска фаната на танцпо-ле. А в песне «Гранж» для показа хаоса, в который погружён окружающий нас мир, Алексей Румянцев извлекает из гитары диссонантные созвучия в максимально быстром темпе.

Таким образом, рассмотрев поэтическую и музыкальную составляющие альбома, а также визуальное и вербальное оформление, его концепцию можно сформулировать как неуклонное движение мира к саморазрушению. Если человечество не одумается, его гибель неизбежна.

Изучение творчества Алексея Румянцева не исчерпывается рассмотрением альбома «НИР» «Мало». Пристального внимания исследователей русской рок-поэзии заслуживают такие темы, как «Песенное творчество Алексея Румянцева как единый текст», «Раннее и позднее творчество Алексея Румянцева», «Внутренние рифмы в стихах Алексея Румянцева», «Егор Летов и Алексей Румянцев», «Советская песня как материал для интерпретации» и др.

Литература

1. Александрова В. В. Альбом группы «Аукцыон» как литературный текст (логика контекста и уход от логических схем) [Текст] / В. В. Александрова // 8 'А. Статьи о русской рок-песенности. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. - С. 45-53.

2. Алексей Румянцев. Интервью с лидером ППР на literaturno.com [Электронный ресурс] // Литературно - портал о книгах и писателях : сайт. - 6 августа 2018. - Режим доступа: https://literaturno.com/interview/ aleksej-rumyantsev-ppr/ (дата обращения: 28.02.2020).

3. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст [Текст] : монография / Ю. В. Доманский. - М. : Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. -232 с.

4. Морева Ю. С. Альбом «Солнцеворот» как художественное целое [Текст] / Ю. С. Морева // Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении : сб. ст. / сост. и общ. ред. Ю. В. Доманский, А. С. Корчинский. - М. : Bull Terrier Records, 2018. - С. 75-87.

5. Пионерлагерь Пыльная Радуга (Pioneercamp Dusty Rainbow) - Мало (Not enough) Lyrics and Tracklist | Genius [Электронный ресурс] // Genius | Song Lyrics & Knowledge : сайт. - Режим доступа: https://genius.com/ albums/Pioneercamp-dusty-rainbow/Not-enough/ (дата обращения: 28.02.2020).

6. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла [Текст] : учеб. пособие / И. В. Фоменко. - Калинин : Изд-во КГУ, 1984. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.