РСН: 10.47026/1810-1909-2022-2-21-28
УДК 908 ББК 63.3
В.В. ЕГОРОВ
АЛАТЫРСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ И ХРАМЫ АЛАТЫРСКОГО УЕЗДА
В 1917-1922 ГОДАХ
Ключевые слова: Алатырское духовное училище, советская власть, атеизм, кли-ровая ведомость, смета, приход, расход.
В настоящей статье рассматривается вопрос закрытия Алатырского духовного училища и ряда храмов на территории Алатырского уезда в период становления и правления советской власти в Симбирской губернии. Основное внимание в статье уделяется особенностям устройства, значимости религии и функционированию Алатырского духовного училища. Отмечается, что советская власть не могла допустить существования этого училища и храмов, так как считала их препятствием на пути распространения среди населения атеистических убеждений и укрепления собственного авторитета в глазах граждан. Население в целом не противилось закрытию этих культовых сооружений, но советская власть из-за происходившей тогда на территории Симбирской губернии борьбы РККА с частями Народной армии КОМУЧа не могла сразу же ликвидировать духовное училище. Поэтому его ликвидация растянулась с 1918 до 1919 г. В это время училище продолжало действовать, несмотря на официальное закрытие. Советская власть уделяла большое внимание развитию образования граждан. Образование выступало важным средством пропаганды, в том числе антирелигиозной. Советы желали вовлечь в сферу образования как можно больше людей. На учителей возлагалась обязанность просвещения граждан, и не должно было возникать вопроса, на который учитель мог бы дать уклончивый ответ или абстрагироваться от него. Главным идеологом советской антирелигиозной пропаганды выступал Е.М. Ярославский. Он считал, что труд учителей необходимо направить по пути антирелигиозной пропаганды. Советская власть создавала все условия для постепенного отказа населения от христианской религии. Функционирование Алатырского духовного училища, в котором с точки зрения советской власти учились представители эксплуататорских классов, противоречило антирелигиозной пропаганде и ставило под сомнение ее успех. Храмы постепенно закрывались, поэтому требовалось всё меньшее количество священников. В 1917-1922 гг. советская власть сумела существенно ослабить позиции Русской православной церкви в Алатырском уезде.
Целью настоящей статьи является изучение функционирования Алатырского духовного училища и храмов Алатырского уезда до их закрытия советской властью в период 1917-1922 гг.
Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что архивные материалы, извлечённые автором из фондов Государственного архива Чувашской республики и Государственного архива Ульяновской области, вводятся в научный оборот впервые. Уточняется срок закрытия Алатырского духовного училища: ранее считалось, что оно было закрыто в 1918 г., однако окончательное закрытие этого училища произошло в 1919 г. Таким образом, имеет место разница между официальным закрытием училища (де-юре) и окончательным (де-факто). Изучаются причины, по которым советская власть не смогла закрыть Алатырское духовное училище в 1918 г.
Методологию исследования составили: описательно-повествовательный метод, который позволил систематизировать исторический материал по истории закрытия Алатырского духовного училища и храмов Алатырского уезда, хронологический метод, который позволил изучить различные явления в истории взаимодействия советской власти и Русской православной церкви (РПЦ). Исто-рико-диахронный метод, который позволил понять внутренние законы развития
политического курса советской власти в отношении православной церкви, служителей культа и верующих.
В ходе исследования удалось выяснить развитие истории Алатырского духовного училища после официального закрытия, проанализировать причины, по которым советская власть не смогла сразу же полностью закрыть училище, понять причины окончательного закрытия этого училища и храмов Алатырского уезда.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы, изложенные в нём, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов взаимоотношений советской власти и РПЦ в Алатырском уезде Симбирской губернии, а также для преподавания истории России, при составлении учебников и учебных пособий.
Перспективы исследования таковы, что рассматриваемый в настоящей статье вопрос может быть дополнительно изучен за счёт сопоставления истории закрытия Алатырского и других духовных училищ Симбирской губернии.
Советская власть не смогла сразу же полностью ликвидировать Алатыр-ское духовное училище, потому что не имела в 1918 г. полной власти над территорией Алатырского уезда Симбирской губернии. Кроме того, Алатырское духовное училище играло большую роль в развитии православия в Симбирской губернии. Оно было основано в 1738-1740 гг. при Свято-Троицком монастыре, вероятно, как подготовительная школа при Нижегородской архиерейской славянолатинской школе [15]. Это было мужское духовное училище [3. С. 181].
К началу XX в. Алатырское духовное училище было одним из крупных учебных заведений Симбирской губернии. Учебные помещения располагались в двух учебных корпусах: большом и малом. При большом корпусе имелась больница, при которой служил вольнонаёмный фельдшер. Имелась постройка бани, что очень благоприятно сказывалось на санитарно-гигиенических условиях жизни воспитанников. Уровень образования и воспитания учеников соответствовал утверждённым Святейшим Синодом программам [2. С. 18].
Алатырское духовное училище было закрыто в 1918 г. [5. Л. 6; 15]. Однако, несмотря на официальное закрытие, училище продолжало действовать. Так, ученики 1-го класса Г. Трусев и Д. Лавров по окончании 1917/18 учебного года были переведены во 2-й класс как показавшие вполне удовлетворительные успехи по всем предметам курса, что удостоверял бывший смотритель училища [7].
Всего в бывшем Алатырском духовном училище обучались в 1-м классе -39 человек, во 2-м - 49, в 3-м - 34, в 4-м - 44 [6. Л. 1-4].
В училище имела место коррупция, о чём правление училища сообщало благочинному округа уезда. В результате коррупции училище оказалось в тяжёлом положении [7. Л. 5].
В 1918-1919 гг. в училище деньги расходовались смотрителем Т. Лавровым на приобретение коровьего масла, берёзовых дров, скоромного масла, ржи, жалование истопнику, покупку и починку сапог, ремонт печи, очистку ре-тирадов и др. [13. Л. 31].
В ноябре-декабре 1917 г. смотритель училища протоиерей Т. Лавров докладывал, что училище не получило казённые ассигнования на содержание лиц управления вместе с пенсиями, на содержание зданий и хозяйственные расходы, на учебные пособия и канцелярские потребности. Училищу пришлось позаимствовать эти деньги от смотрителя протоиерея о. Т. Лаврова на сумму
1410 руб., из остаточных местных епархиальных сумм - 901 руб. 07 коп. Кроме того, подлежали возврату из казённых сумм 45 руб. 70 коп. / 3645 руб. 70 коп., остаток от 1916 г. - 3590 руб. 42 коп. и % за 1916 г. - 55 руб. 28 коп., имеющий специальное назначение - на ремонт училищных зданий и пополнение училищной библиотеки согласно указу Святейшего Синода от 20 июля 1916 г. за № 7608 и на основании журнального постановления. Привилегия училища от 13-19 октября 1917 г. за № 33, временно позаимствованных на выдачу служащим в училищах процентных добавок за 1-ю и 2-ю треть 1917 г. В остатке на 1 января 1918 г. ничего не имелось [11. Л. 1].
В то время в стране была очень тяжёлая ситуация, связанная с Первой мировой войной, революциями, голодом и нищетой. Скорее всего, советы не желали тратить деньги на такое образовательное учреждение, в котором, с их точки зрения, проходили обучение эксплуататорские классы.
В сметах на содержание правления и учащихся указывалось, что в 1918 г. средства в училище поступали от эконома Симбирской духовной семинарии Хрусталёва - 3136 руб. От правления Симбирской духовной семинарии -4011 руб. 07 коп., затем 140 руб., далее 2125 руб., 2000 руб., 1000 руб., 3000 руб. В феврале 1918 г. Симбирская семинария перевела на счёт Алатырского духовного училища - 1334 руб. В марте 1918 г. от бывшего протоиерея училища П.П. Мещерского в училище поступило 12 руб. 34 коп.
Приход от церквей Алатырского училищного округа составлял: январь -882 руб. 09 коп., февраль - 2276 руб. 85 коп., март - 2416 руб. 31 коп. В апреле - 153 руб. 92 коп., в июле - 751 руб. 24 коп., в августе - 550 руб. 80 коп.
Расход по сметам на содержание лиц управления составлял: в январе -декабре 1918 г. смотрителю училища протоиерею Т. Лаврову - 1946 руб. 52 коп., помощнику смотрителя Д. Чепурному - 1513 руб. 94 коп. За тот же период: преподавателю протоиерею Захарову и преподавателю А. Точилову -1483 руб. 93 коп. Также деньги в училище расходовались на пенсии бывшим преподавателям, врачу И. Болдыреву, делопроизводителю А. Сперанскому, поурочное вознаграждение, хозяйственные расходы учителю чистописания и черчения Грацианскому, пенсии жёнам бывших учителей, на содержание канцелярии [1. Л. 1-17, 25, 30-31].
Советская власть не готова была смириться с существованием Алатыр-ского духовного училища. В стенах училища обучались и воспитывались будущие священники. Советское руководство ставило задачу постепенного изжития религии из жизни граждан. С точки зрения советского политического и государственного деятеля, первого председателя Совнаркома РСФСР В.И. Ленина, пролетарская диктатура должна была уничтожить связи между помещиками и капиталистами и религиозной пропагандой. Пролетарская диктатура должна была освободить трудящихся от религиозных предрассудков. Однако следовало избегать оскорбления религиозных чувств верующих [12. С. 4].
Действительно, оскорбление религиозных чувств верующих могло привести к самым неблагоприятным последствиям для советской власти. Однако вторая половина XIX в. была временем ускоренного развития науки и техники. В обществе всё более распространялись атеистические и антицерковные идеи. В первой четверти XX в. эти явления только усилились. Общество разочаровалось в царском режиме. Поскольку император лично возглавлял Синод, православная церковь ассоциировалась в обществе с царской властью.
Авторитет церкви в обществе снижался, религиозное чувство верующих ослабевало. Постепенное распространение в обществе марксистских идей и успешная антирелигиозная пропаганда советской власти привели к тому, что авторитет церкви ещё более снизился. Часть населения отказалась от религии. В обществе сложились все предпосылки для ликвидации храмов, монастырей и религиозных школ и училищ.
Однако зачастую ликвидация культовых учреждений происходила по решению местных властей, хотя верховная советская власть закрывала на это глаза.
Несмотря на дискриминацию и гонения со стороны власти, в Алатырском уезде продолжали действовать 10 храмов и 3 монастыря [4. Л. 9].
В церквях Алатырского уезда продолжали составляться приходно-расходные книги. Так, в 1917-1922 гг. в с. Полибино Порецкого района (бывшего Алатырского уезда) составлялась приходно-расходная книга. Доход церкви составляли деньги от продажи свечей, травы с могил. Деньги принимались от бывшего церковного старосты М.И. Овчинникова. Расход составляли: покупка свеч восковых, бумаги, вина, выдача маляру, священнику [14. Л. 1-18].
В изучаемый в настоящей статье период в Алатырском уезде продолжали действовать старинные храмы. Например, Успенская церковь г. Алатыря Симбирской епархии построена: летняя церковь - в 1784 г., зимняя - 1787 г. Приписанная к этой церкви часовня была возведена в 1883 г.
С ноября по март 1920 г. должность старосты церкви занимал С.К. Пшеничников. 15 августа 1921 г. божественную литургию отслужил первосвященник И. Соверин. Исполняющим обязанности священника был С. Тихомиров.
Последняя запись в клировой ведомости церкви была о том, что 20 февраля 1922 г. псаломщик А.И. Петров женился на крестьянке М. Васильевой [9. Л. 1-6].
Церковь Божией Матери в Алатыре была построена в 1846 г., церковь Казанской Благочестивой Матери - в 1779 г. [10]. Последняя запись в клировой ведомости этой церкви была о том, что у дьякона О.А. Дроздова, женатого на А. Григорьевой, в 1922 г. родился сын Владислав [8. Л. 1-6].
Ликвидируя культовые учреждения, советская власть добивалась снижения авторитета церкви и ослабления распространения культовых идей на определённых территориях. Умелая советская пропаганда ослабляла религиозное чувство верующих и переводила верующих в атеизм.
Несмотря на гонения 1917-1930 гг., антирелигиозную пропаганду, закрытие и снос храмов вера всё ещё была жива среди довольно большого количества людей. Со времени крещения Руси в 988 г., постепенного распространения и утверждения религии среди населения и до 1917 г. - времени, которое можно считать отправной точкой начала антирелигиозной деятельности советской власти, прошло 929 лет. Советской власти невозможно было полностью разрушить за 20 лет то, что создавалось, распространялось и укреплялось веками. Но как в период крещения Руси и в последующее время христианство постепенно распространялось в русских землях, так и антирелигиозная пропаганда постепенно вытесняла религию из умов людей.
Алатырское духовное училище было широко известно за пределами Симбирской губернии. Его существование препятствовало реализации планов советской власти по навязыванию атеизма населению. Однако сразу полностью ликвидировать училище не удалось. Быть может, советская власть умышленно
полностью не закрывала училище. Проживание в нём части воспитанников решало проблемы с беспризорностью, концентрировало воспитанников в пределах училища, где их проще было контролировать. Однако, разобравшись в том, что местное население в целом было уже идеологически готово к ликвидации культовых зданий и училищ, советская власть всё-таки полностью ликвидировала училище.
Возможно, решение о закрытии Алатырского духовного училища было приято именно местной властью, которая не советовалась с центральной властью. Так было, например, при закрытии Покровского женского монастыря в 1920 г., располагавшегося в соседнем Курмышском уезде [5. Л. 5].
В любом случае было понятно, что судьба училища была предрешена уже с начала процесса закрытия. Ведь ни Покровский женский монастырь, ни Ала-тырское духовное училище возобновлены советской властью после их закрытия не были. Значит, любые решения о закрытии культовых объектов были выгодны верховной советской власти.
Следует обратить внимание, что процесс закрытия училища от юридического до фактического не затянулся на годы. Он фактически завершился в 1919 г. Это было время, когда советская власть чувствовала себя более уверенно на подчинённой территории, так как в это время на территории губернии уже победно завершились боевые действия РККА против частей Народной армии КОМУЧа.
Советская власть уделяла большое внимание распространению антирелигиозной пропаганды посредствам образования.
Советский партийный и государственный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики СССР Е.М. Ярославский считал, что школьные учителя должны были заниматься вопросами антирелигиозной пропаганды [16. Л. 1].
В связи с проведением советской властью политики ликвидации безграмотности в состав учащихся было введено большое количество взрослых крестьян.
Е.М. Ярославский отмечал, что роль учительства в жизни взрослого крестьянства будет всё более увеличиваться: не только дети, но и взрослые будут идти к учителю с теми или иными вопросами, и учителю нельзя будет сказать, что это его не касается или этот вопрос частный и что он может по этому вопросу иметь собственное мнение, не согласованное со всей общей линией просвещения [16. Л. 1]. Таким образом, советская антирелигиозная пропаганда вовлекала в свои дела учителей.
Е.М. Ярославскому, как председателю «Союза воинствующих безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК партии, было понятно, что чем больше методов и средств, а также сил будет вложено в антирелигиозную пропаганду, тем скорее она добьётся успехов и тем качественнее будут эти успехи.
Советская власть не могла допустить и возможного в последующее время ренессанса православного христианства. Граждане, уставшие от войн и голода, вполне могли вернуться к вере предков, ещё так недавно доминировавшей в российском обществе. Это не только не было в интересах советской власти, но и могло бы подорвать её авторитет в обществе. Ставя себя в противовес религии, советская власть понимала, что антисоветские силы будут пытаться воспользоваться религией как аргументом против неё. Теперь вовлечение новых лиц в религию воспринималось советской властью как антисоветская пропаганда.
Советская власть добилась больших успехов в антирелигиозной пропаганде. Отчасти этому способствовала усталость населения от царского режима, с которым отождествлялась Русская православная церковь.
Что же касается закрытия храмов на территории Алатырского уезда, то стоит обратить внимание, что закрыть их было проще, чем Алатырское духовное училище.
Закрытие этих старинных храмов и училища свидетельствовало о том, что население не готово было выступить против их ликвидации. Недовольство старым царским режимом, сила марксистско-ленинских идей, помноженных на успешную пропаганду советской власти, умело ослабляли авторитет церкви.
Всё же РПЦ в то время не нашла достаточной поддержки среди населения и не смогла сконцентрировать силы, чтобы бороться с советской властью.
Закрытие Алатырского духовного училища и ликвидация храмов на территории Алатырского уезда были частью программы советской власти по постепенному навязыванию атеизма населению и усилению собственного авторитета в глазах граждан.
Литература
1. Алатырское Духовное правление. Сметы на содержание правления и учащихся // Государственный архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. 226. Оп. 1. Д. 166. Л. 1-17, 25, 30-31.
2. Алексеев Б.Л., Арсентьева А.В., Никитин А.С., Низова И.Г. Алатырское духовное училище. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ин-та туризма и сервиса, 1998. 47 с.
3. Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. С приложением географических карт Симбирской епархии (приложение к Симбирским Епархиальным ведомостям 1903 год). Симбирск: Типолитогр. А.Т. Токарева, 1903. 408 с.
4. Дело по ликвидации епархиальных советов (есть список священнослужителей) // Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО). Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 11. Л. 9.
5. Дело по ликвидации приходских и домовых церквей и церковного имущества по Симбирской губернии // ГАУО. Ф. Р-134. Оп. 1. Д. 109. Л. 5-6.
6. Дневник по воспитательной части при Алатырском Духовном училище на 1917-1918 уч. год // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 164. Л. 1-4.
7. Журнал Экономического собрания Правления Алатырского Духовного училища // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 162. Л. б/н, 5.
8. Клировая ведомость Казанской церкви города Алатыря за 1922 год // ГИА ЧР. Ф. 317. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-6.
9. Клировая ведомость Успенской церкви города Алатыря Симбирской епархии за 1922 год // ГИА ЧР. Ф. 236. Оп. 1. Д. 39. Л. 1-6.
10. Клировая ведомость Церкви Божией Матери в городе Алатырь за 1922 год // ГИА ЧР. Ф. 240. Оп. 1. Д. 30. Л. б/н.
11. Книга для записи прихода и расхода сумм на содержание Алатырского Духовного Училища на 1918 год // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 165. Л. 1.
12. Ленин В.И. Набор тезисов 4(17) марта 1917 г. // Полное собрание сочинений: в 55 т. М.: Политиздат, 1969. Т. 31. С. 4.
13. По докладу смотрителя училища протоиерея Тихона Лаврова; эконома Палагина; смета прихода и расхода на содержание Алатырского духовного училища и др. // ГИА ЧР. Ф. 226. Оп. 1. Д. 163. Л. 31.
14. С. Полибино Порецкого р-на бывш. Алатырского уезда. Приходно-расходная книга // ГИА ЧР. Ф. 234. Оп. 1. Д. 16. Л. 1-18.
15. Чувашская энциклопедия. Образование. Духовные училища [Электронный ресурс]. 1^1.: Ь|Нр://епс.сар.ги/?1=риЫ&Ь|гу=15&!пк=2764.
16. Ярославский Е.М. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. Доклад на курсах переподготовки сельского учительства Московск. губ. 24 июля 1924 года. М.: Изд-во газеты «Безбожник», 1925. 35 с.
ЕГОРОВ ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, Гимназия № 67, Россия, Нижний Новгород (vve12345@mail.ru; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0002-6757-1938)._
Vadim V. EGOROV
ALATYR THEOLOGICAL SCHOOL AND ALATYR UYEZD CHURCHES IN 1917-1922
Key words: Alatyr theological school, Soviet power, atheism, clerical statement, estimate, income, expense.
This article examines closing of the Alatyr theological school and a number of churches in the Alatyr uyezd during the years of the Soviet rule in the Simbirsk province. The article focuses on the peculiarities of the structure and the significance of the religion and the operation of the Alatyr Theological School. It is noted that the Soviet government could not accept the existence of the school and churches, because it considered them to be an obstacle to spreading atheistic beliefs among the population and strengthening their own authority in the eyes of citizens. The population as a whole did not oppose the closure of these religious buildings, but the Soviet authorities could not immediately close down the religious school because of the struggle of the Red Army with units of the People's Army of KOMUCH that was taking place on the territory of the Simbirsk province at that time. Therefore, its liquidation stretched from 1918 to 1919. During that time, the school continued to operate, despite the official closure. The Soviet government paid great attention to the development of education of citizens. Education was an important means of propaganda, including anti-religious one. The councils wanted as many people as possible to be involved in education. The teachers had the responsibility of educating citizens, and there was not supposed to be a question the teacher could give an evasive answer to or leave it aside. The main ideologist of Soviet anti-religious propaganda was E.M. Yaroslavsky. He believed that the work of teachers had to be set on the path of anti-religious propaganda. The Soviet government created all the conditions for the population to renounce the Christianity. The existence of the Alatyr theological school, in which, from the point of view of the Soviet regime, representatives of the exploiting classes of the population studied, contradicted religious propaganda and questioned the success of this propaganda. The churches were gradually closed down by the Soviet regime, so fewer and fewer priests were required. In 1917-1922, the Soviet government managed to significantly weaken the position of the Russian orthodox church in the Alatyr district.
References
1. Alatyrskoe Dukhovnoe pravlenie. Smety na soderzhanie pravleniya i uchashchikhsya [Alatyr Spiritual Board. Estimates for the maintenance of the board and students]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 226. Op. 1. D. 166. L. 1-6 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 226. Anagraph 1. Document 166. P. 1-6].
2. Alekseev B.L., Arsent'eva A.V., Nikitin A.S., Nizova I.G. Alatyrskoe dukhovnoe uchilishche. [Alatyr Theological School]. Cheboksary, 1998, 47 p.
3. Bazhenov N. Statisticheskoe opisanie soborov, monastyrei, prikhodskikh i domovykh tserkvei Simbirskoi eparkhii po dannym 1900 goda. S prilozheniem geograficheskikh kart Simbirskoi eparkhii (prilozhenie k Simbirskim Eparkhial'nym vedomostyam 1903 god) [Statistical description of cathedrals, monasteries, parish and house churches of the Simbirsk diocese according to 1900 data. With the attachment of geographical maps of the Simbirsk diocese (supplement to the Simbirsk Diocesan Gazette 1903)]. Simbirsk, 1903, 408 p.
4. Delo po likvidatsii eparkhial'nykh sovetov (est' spisok svyashchennosluzhitelei) [The case for the liquidation of diocesan councils (there is a list of clergymen)]. In: Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti F. R-134. Op. 1. D. 11. L. 9. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive R-134. Anagraph 1. Document 11. P. 1-9].
5. Delo po likvidatsii prikhodskikh i domovykh tserkvei i tserkovnogo imushchestva po Simbirskoi gubernii [The case for the liquidation of parish and house churches and church property in the Simbirsk province]. In: Gosudarstvennyi arkhiv Ul'yanovskoi oblasti. F. R-134. Op. 1. D. 109. L. 6. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive R-134. Anagraph 1. Document 109. P. 6].
6. Dnevnik po vospitatel'noi chasti pri Alatyrskom Dukhovnom uchilishche na 1917-1918 uch. god [Diary on the educational part at the Alatyr Theological School for 1917-1918 academic year. year]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 226. Op. 1. D. 164. L. 1-4. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 226. Anagraph 1. Document 164. P. 1-4].
7. Zhurnal Ekonomicheskogo sobraniya Pravleniya Alatyrskogo Dukhovnogo uchilishcha [Journal of the Economic Meeting of the Board of the Alatyr Theological School]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 226. Op. 1. D. 162. L. b/n. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 226. Anagraph 1. Document 162].
8. Klirovaya vedomost' Kazanskoi tserkvi goroda Alatyrya za 1922 god [Clearing list of the Kazan Church of the city of Alatyr for 1922]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki.
F. 317. Op. 1. D. 28. L. 1, 5-6. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 317. Anagraph 1. Document 28. P. 1, 5-6].
9. Klirovaya vedomost' Uspenskoi tserkvi goroda Alatyrya Simbirskoi eparkhii za 1922 god [Clearing list of the Assumption Church of the city of Alatyr, Simbirsk diocese for 1922]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 236. Op. 1. D. 39. L. 1-6 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 236. Anagraph 1. Document 39. P. 1-6].
10. Klirovaya vedomost' Tserkvi Bozhiei Materi v gorode Alatyr' za 1922 god [Clearing list of the Church of the Mother of God in the city of Alatyr for 1922]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 240. Op. 1. D. 30. L. b/n. [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 240. Anagraph 1. Document 30].
11. Kniga dlya zapisi prikhoda i raskhoda summ na soderzhanie Alatyrskogo Dukhovnogo Uchilishcha na 1918 god [A book for recording the income and expenditure of amounts for the maintenance of the Alatyr Theological School for 1918]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 226. Op. 1. D. 165. L. 1 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 226. Anagraph 1. Document 165. P. 1].
12. Lenin V.I. Nabor tezisov 4(17) marta 1917 g. [Set of abstracts 4 (17) March 1917]. In: Polnoe sobranie sochinenii: v 55 t. [Complete works. 55 vols.]. Moscow, Politizdat Publ., 1969, vol. 31, p. 4.
13. Po dokladu smotritelya uchilishcha protoiereya Tikhona Lavrova; ekonoma Palagina; smeta prikhoda i raskhoda na soderzhanie Alatyrskogo dukhovnogo uchilishcha i dr. [According to the report of the school superintendent, Archpriest Tikhon Lavrov; housekeeper Palagin; estimate of the income and expenses for the maintenance of the Alatyr Theological School, etc.]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 226. Op. 1. D. 163. L. 31 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 226. Anagraph 1. Document 163. P. 31].
14. S. Polibino Poretskogo r-na byvsh. Alatyrskogo uezda. Prikhodno-raskhodnaya kniga [Polibino Village of the Poretsky district of the former. Alatyr district. Income and expense book]. In: Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Respubliki. F. 234. Op. 1. D. 16. L. 1-18 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 234. Anagraph 1. Document 16. P. 1-18].
15. Chuvashskaya entsiklopediya. Obrazovanie. Dukhovnye uchilishcha. [Chuvash encyclopedia. Education. Theological schools]. Available at: http://enc.cap.ru/?t=publ&hry=15&lnk=2764.
16. Yaroslavskii E.M. Zadachi i metody antireligioznoi propagandy. Doklad na kursakh perepodgotovki sel'skogo uchitel'stva Moskovsk. gub. 24 iyulya 1924 goda [Tasks and methods of anti-religious propaganda. Report on retraining courses for rural teachers Moscow Governorate. July 24, 1924]. Moscow, 1925, 35 p.
VADIM V. EGOROV - Teacher of History and Social Studies, Gymnasium No. 67, Russia, Nizhny Novgorod (vve12345@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6757-1938).
Формат цитирования: Егоров В.В. Алатырское духовное училище и храмы Алатырского уезда в 1917-1922 годах // Вестник Чувашского университета. - 2022. - № 2. - С. 21-28. ЭО!: 10.47026/1810-1909-2022-2-21-28.