Научная статья на тему '"Алабуга": особый опыт особой экономической зоны'

"Алабуга": особый опыт особой экономической зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЭЗ "АЛАБУГА" / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN / РЕЗИДЕНТЫ ОЭЗ / RESIDENTS OF SEZ / "ЕЛАЗ" / "ФОРД-СОЛЛЕРС" / SEZ ALABUGA / YELABUGA AUTOMOBILE PLANT (ELAZ) / SOLLERS FORD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселова Э.Ш.

Путь к сегодняшним достижениям особой экономической зоны «Алабуга» начался задолго до официальной даты ее открытия в 2005 г. Еще с 1980-х годов, через эпоху безвременья и болезненных экономических реформ руководство и население Республики Татарстан не оставляли попыток развития экономического потенциала этой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEZ Alabuga: Particular Experience of the Special Economic Zone

The Alabuga Special Economic Zone started its way to nowadays achievements long before its official date of opening in 2005. The administration and people of the Republic of Tatarstan have persevered in their attempts to develop the regional economic capacity since the 1980s through the epoch of hard times and painful economic reforms.

Текст научной работы на тему «"Алабуга": особый опыт особой экономической зоны»

«Алабуга»: особый опыт особой экономической зоны

Путь к сегодняшним достижениям особой экономической зоны «Алабуга» начался задолго до официальной даты ее открытия в 2005 г Еще с 1980-х годов, через эпоху безвременья и болезненных экономических реформ руководство и население Республики Татарстан не оставляли попыток развития экономического потенциала этой территории.

Ключевые слова: ОЭЗ «Алабуга», Республика Татарстан, резиденты ОЭЗ, «ЕлАЗ», «Форд-Соллерс»

Первая федеральная ОЭЗ России - татарстанская «Алабуга» - является одновременно наиболее успешной, представляя собой яркий пример развития территории через инструмент ОЭЗ. Она бесспорный лидер среди российских ОЭЗ по объему привлеченных инвестиций (79 млрд руб.) и эффективности бюджетных вложений (на каждые два рубля бюджетных инвестиций приходится 7 руб. частных средств), по размерам промышленного производства (33,8 млрд руб. в 2013 г), по эффекту для социально-экономического развития территории (2,4 млрд руб. поступлений по НДФЛ в 2013 г, активизация жилищного, дорожного, социального строительства в Елабужском муниципальном районе).

Секрет успеха - упорство и целеустремленность республиканских властей в развитии территории, грамотный подход к работе с инвесторами, предполагающий развитие не только промышленной, но и социальной, культурной среды.

Надо признать, что хотя формальный возраст ОЭЗ «Алабуга» не превышает восьми лет, путь к ее сегодняшним достижениям занял гораздо больше времени. История освоения перспективной площадки началась еще в советский период и изобилует весьма драматичными эпизодами проб и ошибок.

В России особые экономические зоны (ОЭЗ) стали развиваться с 2005 г. К настоящему времени в РФ созданы 24 ОЭЗ, в том числе четыре - промыш-ленно-производственного, четыре - технико-внедренческого типа, 13 - турист-ско-рекреационных и три портовых. На территории ОЭЗ действуют упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур, ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможны беспошлинные ввоз товаров, необходимых для предприятий, и экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.

ЭКО. - 2015. - №1 ВЕСЕЛОВА Э.Ш.

Ровный участок на границе промышленно развитых, густонаселенных Елабужского, Менделеевского и Нижнекамского районов Татарстана, в полукилометре от федеральной автотрассы М-7, в непосредственной близости к судоходной р. Кама, давно привлекал внимание республиканских и федеральных властей, воспринимаясь как одна из точек роста экономического потенциала. В 1970-е годы всего в 30 км от нынешней «Алабуги» был построен «КамАЗ», благодаря чему скромный 20-тысячный г Брежнев превратился в полумиллионные Набережные Челны -второй по численности населения город Татарстана.

Предтеча: несостоявшийся гигант

Еще в 1985 г. тут начали строить крупнейший в СССР Камский тракторно-технический завод «двойного назначения». По сути, проект представлял собой гигантский комплекс, обеспечивающий полный цикл производства пропашных тракторов для всей страны. Но до развала СССР, освоив порядка 1 млрд долл., успели построить лишь транспортную и инженерную инфраструктуру и шесть корпусов будущего гиганта, который по ходу строительства был перепрофилирован с производства тракторов на выпуск легковых автомобилей и получил наименование «Ела-бужский завод легковых автомобилей» («ЕлАЗ»).

По первоначальному проекту «ЕлАЗ» должен был производить в год до 900 тыс. малолитражек ВАЗ-1111 «Кама», что по масштабам сравнимо с «АвтоВАЗом», но и этот амбициозный проект не был реализован: предприятию, начавшему свою деятельность уже в рыночной экономике, пришлось ограничиться малосерийной сборкой автомобилей «Ока» и «Фиат Панда», а затем - все-таки - тракторов. Тем, что завод вообще пережил переходный период, он обязан в первую очередь республиканским властям, сделавшим все возможное, чтобы удержать его на плаву. В частности, в середине 1990-х завод был освобожден от всех налогов в республиканский и местный бюджеты.

А в 1998 г. для привлечения иностранных инвестиций и активизации бизнеса Республика Татарстан узаконила льготный режим, создав на площадке «ЕлАЗа» свободную экономическую зону (СЭЗ) «Алабуга». Появился и иностранный инвестор - корпорация «Дженерал моторс», ставшая одним из соучредителей СП «ЕлАЗ-ОМ» по сборке автомобилей «Шевроле Блейзер».

Кризис 1998 г. поставил крест на существовании и этого СП, и татарстанской СЭЗ, хотя республиканские власти еще на несколько лет продлили льготы для инвесторов СЭЗ - в части налогов, поступающей в республиканский бюджет.

В целом все попытки организации СЭЗ на территории России в 1990-х годах (с 1990 г по 1998 г их было создано более двух десятков в разных регионах РФ) оказались провальными: слишком мал был внутренний рынок для местных предприятий, слишком велики политические риски для иностранных инвесторов, да и налоговые льготы были, надо признать, символическими. А слабость правовой базы привела к тому, что вместо экономического развития территорий страна получила сеть практически неконтролируемых внутренних офшоров.

Тем не менее период налоговых каникул и поддержка республиканских властей позволили «ЕлАЗу» продержаться в трудные годы и найти свою нишу. Сегодня «ЕлАЗ» - вполне успешное, хотя и не слишком масштабное предприятие, специализирующееся на выпуске колесных тракторов по лицензии Минского тракторного завода, а также спецтехники на шасси «КамАЗа», «Урала» и др. В 2013 г. завод произвел продукции на 3,7 млрд руб., чистая прибыль составила 105 млн руб. (для сравнения: «АвтоВАЗ» в том же году продал 486 582 автомобиля на 177 млрд руб., чистый убыток составил 7,9 млрд руб.). В 2013 г. завод создал СП с турецкой компанией CUKUROVA и начал выпуск экскаваторов-погрузчиков Tarsus для ЖКХ. Однако, несмотря на то, что корпуса «ЕлАЗа» находятся рядом с территорией ОЭЗ «Алабуга», резидентом ОЭЗ завод не стал, поскольку одним из условий предоставления статуса резидента является открытие нового производства.

Сегодня задействовано не более 10-20% созданной инфраструктуры советского тракторного гиганта (ТЭЦ, магистральный газопровод и, собственно, производственные корпуса «ЕлАЗа»).

Начало. Ударные темпы строительства

В середине 2000-х Россия вновь вернулась к идее создания особых экономических зон. Очевидно, во многом - под впечатлением от успехов Китая, который благодаря зонам развития за несколько десятков лет сумел перейти от аграрного уклада к современному индустриальному. В 2005 г. был принят

федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который формулирует в качестве целей их создания «развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработку технологий и коммерциализацию их результатов, производство новых видов продукции». Помимо установления на территории ОЭЗ особого налогового и таможенного режима, новая концепция предусматривает участие государства в создании инженерной инфраструктуры.

Татарстан включился в процесс создания ОЭЗ одним из первых, благо подходящую для этого площадку не нужно было долго искать. Уже в 2005 г. на республиканском уровне приняли решение о начале строительства транспортной и инженерной инфраструктуры, не дожидаясь федеральных средств (первое финансирование из федерального бюджета пришло в регион только через полтора года после начала строительства). В период подготовительных работ проектировщики и руководители ОЭЗ объехали лучшие мировые площадки, изучая положительный и негативный опыт, постарались заранее просчитать, как будет заполняться зона, чтобы первые резиденты не испытывали дефицита в энергоресурсах. В частности, по воспоминаниям гендиректора ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева, при этом был удачно использован опыт стратегических компьютерных

игр1.

Уже к концу 2006 г., вложив 2 млрд руб. инвестиций2, республиканские власти построили первый комплекс ОЭЗ площадью 165 га. В нём располагались таможенный пост с терминалом, контейнерная площадка, административно-деловой центр и необходимая инфраструктура для приёма первых резидентов.

Параллельно велись переговоры с потенциальными резидентами. Первый из них - компания «Соллерс» - уже в 2008 г. начала выпуск автомобилей3 на территории ОЭЗ (правда, она

1 Индустриализация 2.0. На примере ОЭЗ «Алабуга». URL: http://alabuga. ru/upload/files/Book.pdf (дата обращения: 04.12.2014)

2 Тимур Шагивалеев: «Многие наши прогнозы и планы оправдались». URL: http://info.tatcenter.ru/article/44369/ (дата обращения: 04.12.2014)

3 На тот момент «Соллерс» выпускала по лицензии FIAT Ducato и грузовой автомобиль Isuzu, с 2011 г. в рамках СП «Форд-Соллерс» на этих мощностях производит автомобили марки «Форд».

получила готовый производственный корпус площадью 200 м2, что значительно ускорило дело).

Предоставление современной инфраструктуры в дополнение к налоговым и таможенным льготам эксперты считают одним из обязательных условий успеха современной модели российских ОЭЗ. «Мы принципиально не предлагаем инвесторам участки без инфраструктуры, - рассказывает начальник отдела маркетинга и РЯ ОЭЗ «Алабуга» Айдар Муртазин. - Инвесторы идут только туда, где уверены, что государство выполнит свои обязательства, а в России — туда, где государство уже их выполнило в той или иной степени. Сейчас, когда уже есть истории успеха, работать проще, а на первом этапе, в 2006—2007 гг., переговоры шли очень долго и сложно».

Вторым резидентом ОЭЗ стала компания «Полиматиз», которая в 2009 г. запустила здесь крупный завод нетканого полотна из нижнекамского полипропилена. Следующим стал датский концерн «Роквул», вложивший в строительство крупнейшего в Европе завода теплоизоляции 150 млн долл. (завод пущен в апреле 2012 г.).

«Готовая инфраструктура фактически позволяет начать проектные работы параллельно с получением статуса резидента. Это сильно сокращает время строительства. От начала земляных работ до выпуска первой продукции у нас проходит в среднем около двух лет, это очень быстро даже по мировым меркам. А наличие готовых сетей и бесплатное подключение к ним дают экономию от 10 до 25% стоимости проекта, - поясняет А. Муртазин. - Очень важно также, что нулевая ставка по налогам на землю, имущество и транспорт, которая дается на 10 лет, начинает действовать с момента появления налоговой базы, а не с даты регистрации юридического лица».

Для крупных капиталоемких проектов такой подход обеспечивает значительные преимущества. Так, завод класса «Роквул», занимающий 50 га земли, потребляющий 8 МВт электричества, с оборудованием на 50 млн долл., только на бесплатном подключении к электросетям смог сэкономить порядка 2,9 млн долл., 12,6 млн - на таможенных пошлинах, ежегодная экономия по налогу на имущество превысила 3 млн долл.

Развитие: кооперация и импортозамещение

Три первых инвестора относятся к трем основным отраслям специализации ОЭЗ «Алабуга»: машиностроение, нефтепереработку и строительные материалы. Такая специализация диктуется экономикой Татарстана, в которой представлены, с одной стороны, ресурсы (нефть, мономеры), с другой - крупные машиностроительные компании-потребители.

Машиностроение, можно сказать, развивается по кластерному принципу. В июне 2011 г. компания «Соллерс» создала совместное предприятие с автоконцерном «Форд», в который в числе других мощностей вошел ее завод на территории ОЭЗ «Алабуга»4. В 2013 г на этой площадке было изготовлено 20 тыс. автомобилей марки «Форд», за 9 месяцев 2014 г. - еще 55 тыс. автомобилей. В настоящее время СП «Форд-Соллерс» строит здесь же завод по производству двигателей (запуск намечен на декабрь 2015 г., это будет первое предприятие по производству двигателей для легковых автомобилей иностранной компании в России).

Постепенно в кооперационные связи включаются и другие производители как в «Алабуге», так и в Набережных Челнах, где с 2004 г. действует камский индустриальный парк «Мастер», специализирующийся на производстве автокомпонентов.

В августе 2014 г. на территории ОЭЗ запущен завод «Джош-куноз Алабуга» - дочернее предприятие турецкого холдинга. «Джошкуноз» будет производить для «Форда» штампованные детали кузова. ООО «НТЦ МСБ» выпускает на территории ОЭЗ системы очистки выхлопа для «КамАЗа». В стадии пуско-наладки находится завод по производству автомобильных стекол ЗАО «Аутомотив Гласс Альянс Рус».

Предприятия химической и нефтеперерабатывающей отраслей (производство мономеров, полимеров и изделий из них) привлекают в «Алабугу» близость к сырью и растущий внутренний рынок.

«Мы начали строить завод в 2008 г., в 2011-м получили первую нитку, а в 2012-м вышли на проектную мощность, 20 тыс. т, - рассказывает маркетолог ООО «Прайс-Даймлер Тат-

4 URL: http://www.ford.ru/AboutFord/News/Corporate/2011/Corp_110609 (дата обращения: 05.12.2014)

нефть-Алабуга Стекловолокно»5 Артем Сауэрмильх. - Сегодня производится порядка 24 тыс. т в год, и вполне вероятно, что наши собственники рано или поздно примут решение об увеличении мощностей, хотя пока мы ищем возможность увеличить коэффициент выхода на имеющемся оборудовании. Потребление растет, стеклопластик постепенно вытесняет металл из многих отраслей и изделий: при изготовлении строительной арматуры, автокомпонентов и др. Если при открытии завода мы планировали 80% нашей продукции поставлять на экспорт, 20% продавать на внутреннем рынке, то в этом году ситуация зеркальная: 20% идет на экспорт, 80% продается в России, и до насыщения спроса еще далеко».

К «якорным» компаниям подтягиваются смежники. Так, в 2008 г. в ОЭЗ пришла группа AirLiquide, построив завод по производству технических газов для промышленности. Учрежденное ею ООО «Эр Ликид Алабуга» начало поставлять газ для «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», а потом - большому числу предприятий промышленности и здравоохранения в Татарстане.

«На наше решение открыть производство в ОЭЗ "Алабуга " повлияла совокупность факторов,- рассказывает заместитель генерального директора ООО «Эр Ликид Алабуга» Дмитрий Кузнецов. - Во-первых, это промышленный потенциал Республики Татарстан. В соответствии с нашей стратегией компания осуществляет целевые инвестиции в динамично развивающиеся промышленные территории. Во-вторых, концепция ОЭЗ предполагает концентрацию производственных предприятий, что дает возможность осуществлять поставку технических газов с завода по сети трубопроводов, снижая наши издержки и совокупную стоимость нашей продукции для клиентов. Наконец, важную роль сыграли такие факторы, как инфраструктура ОЭЗ, система налоговых и таможенных льгот6, а также всесторонняя поддержка резидентов со стороны администрации ОЭЗ "Алабуга" и руководства республики».

5 Производит стекловолокно и продукцию на его основе: нити, ткани, нетканые материалы.

6 В частности, известно, что бесплатное подключение к сетям позволило компании сэкономить 4 млн евро инвестиций при общей стоимости проекта около 35 млн евро.

Для промышленности строительных материалов решающим фактором оказывается огромный потенциал местного рынка. В 2013 г. объем строительных работ в Татарстане составил 292,2 млрд руб., в Приволжском федеральном округе -1084 млрд руб. К тому же республиканские власти активно внедряют на своей территории инновационные строительные технологии и дают гарантии сбыта отдельным производителям. «У нас уже есть программа по применению в дорожном строительстве, при армировании мостов композитных материалов, которые будут производиться на новом заводе "Алабуга Волокно", - отмечает помощник президента РТ по экономическим вопросам Айрат Хайруллин. - Стеклопластиковая арматура и стеклопластиковые трубы будущего завода "Амитек " тоже будут использоваться в Татарстане, например, при строительстве объектов "Иннополиса"».

Помимо этого в ближайшей перспективе на территории ОЭЗ появится пищевой кластер, так называемый «фуд-таун». В него войдут уже действующий переработчик салатной продукции «Белая дача», а также заводы компаний «Хави-логистикс» (строится), «Хухтамаки Фудсервис» (строится) и ООО «Ист Болт Алабуга» (проектируется). Все эти предприятия являются поставщиками сети «МакДональдс» в России.

Есть также ряд предприятий, не вписывающихся в названные кластеры, ориентирующиеся на различные российские рынки. Так, ООО «РМА Рус» производит шаровые краны для нефтегазодобывающей промышленности, ЗАО «Интерскол Алабуга» - электроинструменты, ООО «Алабуга моторс» -надстройки для спецтехники. Строятся заводы по производству гигиенической продукции (ООО «Драйлок Текнолоджиз»), бумажной санитарной продукции (ООО «ХаятКимья»), тканых георешеток (ООО «КамГеоТекс») и др.

Всего по состоянию на 31 декабря 2014 г. в ОЭЗ зарегистрировано 42 резидента, из них 14 уже выпускают продукцию, семь заводов планируется запустить в 2015 г. Объем частных инвестиций превысил 79 млрд руб., всего законтрактовано 109 млрд руб. инвестиций.

«Соотношение российских и иностранных инвесторов у нас сегодня примерно 50:50, и в этом плане у нас нет никаких предпочтений. Главное, чтобы появлялись новые производства,

новые рабочие места. В любом случае, согласно закону об ОЭЗ, инвесторы регистрируют новое предприятие в Елабужском муниципальном районе, так что все резиденты ОЭЗ являются де-юре налоговыми резидентами России,- комментирует А. Муртазин. - Безусловно, все новые предприятия так или иначе оказываются интегрированы в экономику Татарстана, хотя обязательным критерием при предоставлении статуса резидента это не является (все же большинство из них ориентированы на рынки всей России и СНГ, многие — на европейские). При этом, конечно, при закупках для государственных нужд или для нужд местных компаний готовых изделий или комплектующих, материалов отдается предпочтение местной продукции».

Рост: вширь и вглубь

Уже в 2012 г. стало понятно, что земельный потенциал ОЭЗ близок к исчерпанию: 80% участков были либо уже выкуплены действующими резидентами, либо находились в аренде, либо по ним были заключены предварительные соглашения, велись переговоры. В сентябре 2014 г. акционеры ОЭЗ «Алабуга» подписали соглашение об увеличении ее площади в два раза -до 40 км2, рассчитывая вдвое увеличить количество резидентов (до 120 компаний) и объем инвестиций (около 10 млрд долл.). Работы по проектированию промышленной инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, сети электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, а также других инженерных сетей, планируется начать уже в 2015 г. Зная подходы и решительность республиканских властей, не приходится сомневаться, что эти планы будут выполнены.

Кроме того, администрация ОЭЗ решила немного раздвинуть рамки традиционной зоны промышленно-производственного типа и занять принципиально новую для себя нишу - индустриальных парков для малого и среднего бизнеса, которым не по плечу возведение собственного производства с нуля.

В конце 2014 г. на средства управляющей компании «ОЭЗ Алабуга» запущен индустриальный парк «Синергия», состоящий из 20 производственных модулей (всего 24 000 м2 производственных площадей), которые предполагается сдавать в аренду.

«Каждый такой модуль имеет собственный подъезд с дебаркадером, небольшой офис для руководителя, зону питания,- объясняет

А. Муртазин. - При строительстве учитывались международные стандарты, соответствующие техническим требованиям к параметрам производственных площадей, в том числе высота потолков, нагрузка на пол, грузоподъемность кран-балок и т.д. Подобных производственных площадок в России очень мало, в основном, как правило, под индустриальные парки используются пустующие здания старых заводов, спроектированные под совсем другие потребности, по другим нормативам. Татарстан — не исключение: наши крупнейшие индустриальные парки размещены в корпусах бывших советских гигантов. КИП "Мастер" — на территории "КамАЗа ", "Химград " — в помещениях бывшей фабрики "Тасма ". Конечно, все эти помещения переоборудованы и модернизированы, но так бывает далеко не всегда и не везде».

Второй индустриальный комплекс «А Плюс Парк Алабуга» строится на частные средства. Это будет гигантский производственный корпус площадью 200 тыс. м2, также спроектированный по международным стандартам, но с большей площадью и возможностью строительства согласно требованиям заказчика, так называемый «ЬиПМо^ике».

По данным администрации ОЭЗ, готовые производственные площади пользуются огромным спросом. К моменту открытия «Синергии» все помещения будут сданы. Примечательно, что одним из арендаторов индустриального парка стал уже действующий резидент ОЭЗ - компания «Интерскол», в «Синергии» она разместила исследовательскую лабораторию с целью разработки новых сплавов и покрытий для своих инструментов. То есть, де-факто, в «Алабуге» стали появляться элементы не только индустриальных парков, но и особых зон технико-внедренческого типа.

Будут ли новые индустриальные парки оттягивать на себя инвесторов из других индустриальных парков Татарстана? «Вряд ли, -полагает А. Муртазин. - В "Мастере " сидят в основном партнеры "КамАЗа", так называемые поставщики "первой руки", для успеха которых определяющей является непосредственная близость к клиенту. "Химград " специализируется на нефтехимии — там есть определенные требования по экологической, пожарной безопасности, которые были учтены при строительстве корпусов «Тасмы», в любом другом месте пришлось бы дополнительно вкладываться в сертификацию помещений... ».

Ограничения:есть или нет?

Дефицит квалифицированных специалистов представляется одним из наиболее вероятных ограничений развития ОЭЗ. Сегодня на действующих предприятиях в «Алабуге» занято 5 тыс. человек, в основном (на 95%) это жители близлежащих Елабуги и Набережных Челнов. Еще 5% - иностранные специалисты и работники тех специальностей, которых в районе никогда не было. Например, для стекольного завода «Тракья-Гласс-Рус» пригласили специалистов из Гусь-Хрустального.

В поисках и подготовке кадров резидентам помогает созданный ресурсный центр, который берет на себя эту задачу на основании заявки о востребованных специальностях - по классификатору профессий. «К моменту запуска производства уже подготовлены сотрудники, - рассказывает А. Муртазин. - 75% затрат на подготовку/переподготовку кадров берет на себя Республика Татарстан, 25% — резидент».

Тем не менее даже по первоначальному бизнес-плану, не учитывающему двукратный рост ОЭЗ, к 2020 г. количество рабочих мест на предприятиях-резидентах должно вырасти до 16 тыс., и это серьезный вызов 72-тысячной Елабуге и полумиллионным Челнам. Уже были прецеденты, когда резиденты, не в силах найти нужных специалистов, переманивали их друг у друга.

Для снятия этого ограничения республиканские власти разработали программу строительства арендного жилья (см. интервью А. Р. Хайруллина в этом номере «ЭКО»). В 5 км от ОЭЗ, под Елабугой, построен поселок арендного жилья с типовыми коттеджами и многоквартирным домом для работников предприятий-резидентов. Для детей иностранных специалистов в сентябре 2014 г. открыта специализированная школа с обучением на английском языке. Кроме того, в последние годы в Елабужском муниципальном районе заметно активизировалось жилищное и социальное строительство: к 2025 г. здесь прогнозируется рост населения с нынешних 84 тыс. до 116 тыс. человек7.

Не опасаются в «Алабуге» и возможных ограничений, связанных со снижением деловой активности, так, в кризис 2008-2009 гг. ряд инвестиционных проектов был заморожен. «Безусловно, мы принимаем в расчет колебания деловой

7 иЯ1_: http://www.elabuga-rt.ru/ru/the-news/item/651 -у1асЛт1г-1го1оу-о-dorogah-i-rekordah.html

активности. Но у нас до 2055 г., пока действует статус ОЭЗ, достаточно времени, чтобы рассчитывать на приток новых инвесторов, - рассуждает А. Муртазин. - К тому же наш клиентский сегмент по иностранным производителям не такой уж большой, в России всего около 1500 представительств подобных компаний, способных поднять масштабные проекты "Грин-филд " (с нуля). Мы с ними общаемся, следим за их активностью. Если они стратегически ориентированы на Россию, рано или поздно они сюда придут. Надо быть к этому готовыми».

Материал подготовила Э. Ш. ВЕСЕЛОВА, корр. «ЭКО»

«ЭКО»-информ

По данным Агентства стратегических инициатив, в РТ сформирован один из лучших в стране комплексов инвестиционного законодательства, предусматривающий широкий круг дополнительных гарантий инвесторам.

В частности, инвесторам, независимо от форм собственности, предоставляются гарантии защиты капитальных вложений; сохранения на срок реализации инвестиционного проекта налоговых льгот по уплате республиканских налогов; гарантия от неблагоприятного изменения законодательства РТ (нормы, ухудшающие положение инвестора, не применяются в течение срока окупаемости).

Иностранные инвесторы при прекращении инвестиционной деятельности имеют право на возврат вложенных инвестиционных средств и полученных в связи с ними доходов.

Кроме того, законом «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» установлено, что инвесторы, заключившие договор о реализации проекта с уполномоченным органом Кабинета министров РТ, освобождаются от уплаты республиканских налогов на срок его окупаемости (но не более семи лет с момента начала инвестиций; в машиностроении налоговые льготы могут предоставляться на срок до 13 лет с момента начала инвестиций). Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» определяет следующие меры стимулирования иностранных инвестиций за счет средств бюджета РТ в области налогообложения: льготные налоговые ставки, изменение срока уплаты налога и сбора в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и др., а также льготные займы (кредиты), поручительство (гарантии) займа, конверсию задолженности в акции, льготные условия пользования земельными участками, производственными помещениями, находящимися в собственности РТ.

Источник: URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/337519.html (дата обращения: 18.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.