10.01.03.АДАБИЁТИ МАРДУМИ КИШВАРХ,ОИ ХОРИ^Й 10.01.03.ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ 10.01.03.LITERATURE OF THE PEOPLE OF THE COUNTRY AND ABROAD
УДК 8И03 У.А.ГАФАРОВА
ББК 83,3Т
АЛЬ-ХАКИМ АТ-ТИРМИЗИ И ЕГО ВЗГЛЯДЫ О СВЯТЫХ В «ХАТМ АЛЬ-АВЛИЙА'»
Мухаммад ибн Али Абу Абдаллах аль-Хаким ат-Тирмизи является одним из крупнейших и величайших суфийских мыслителей, хадисоведов и правоведов Хорасана 1Х-Х века. Согласно источникам, ал-Хаким ат-Термизи родился в 205/820 и умер в 320/932 в Термезе и прожил 112 лет. Он родился в в семье известного знатока хадисов Али ибн Хасана, который первоначально обучал сына хадисоведению. Ат-Тирмизи получил традиционное образование, начиная с 8 лет. Он посвятил свою юность изучению хадисов, религиозных наук и ханафитского права. В возрасте двадцати семи лет он отправился в Мекку, чтобы исполнить обязательный для мусульманина обряд паломничества, по дороге совершенствуя свои знания в общении с теологами и суфийскими наставниками. По пути он останавливался в Куфе, Багдаде и Басре, где занимался собиранием хадисов. Во время своих путешествий ат-Тирмизи ознакомился с рядом мистических трактатов, в том числе с сочинением сирийского суфия Ахмада ибн Асима ал-Антаки. Согласно источникам, он обучался под руководством нескольких иракских суфиев, в частности, Кутайба бин Сайид аз-Сакафи ал-Балхи, Хаса бин Умар бин Шафик ал-Балхи, Суфян бин Ваки, Абу Тураба ан-Нахшаби, Иахйи ал-Джалла' и Ахмада ибн Хадравайхи. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды.
Среди учеников ат-Тирмизи стоит отметить Абу Бакра аль-Варрака, Абу Али Мансура ибн Абдулла ибн Халид ал-Зухли ал Хирави; Абу Али ал-Хасан ибн Али ал-Джурджани, Ахмада ибн Мухаммада ибн Иса, Мухаммада ибн Джафара ибн Мухаммада ибн ал-Хайсама, внёсших значительный вклад в продолжении его учения. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другим известным суфийским мыслителем Ибн Араби. Когда ат-Тирмизи наконец вернулся в Термез, он испытал полное духовное перерождение, которое подвигнуло его принять аскетический образ жизни и целиком и полностью предаться благочестивым размышлениям о своей участи в этом и будущем мире.
Примерно в 261/874 г. некоторые местные улама восприняли его рассуждения о любви к Богу и о «друзьях Божьих» (авлийа) как «ересь» и «подстрекательство к мятежу». Обвинители ат-Тирмизи - враждебно настроенные к нему ученые Термеза - сослались на несколько «еретических» цитат из двух его сочинений - «Печать друзей [Божьих]» (Хатм ал-аулийа) и «Изъяны богопочитания» ('Илал ал-убудиййа), в которых он рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о любви к Аллаху. Ат-Тирмизи был обвинен в подрыве устоев веры и морали и даже в притязаниях на пророчество. Правитель Балха вызвал его в свою резиденцию, дабы «испытать его веру».
Спасаясь от гонений, ат-Тирмизи вынужден был перебраться в Балх, затем в 285/898 г. он переехал в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Там он преподавал хадисы. Тем не менее ат-Тирмизи удалось полностью убедить правителя Балха в своем правоверии. Более того, последний начал судебное разбирательство против его обвинителей и в конечном счете приказал изгнать их из Термеза. После этого правитель разрешил ат-Тирмизи возвратиться из ссылки в родной город.
Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими учениками, среди которых были Абу Али аль-Джурджани и Абу Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался приверженцем мистического суфизма. Он умер около 320/932 г., хотя точная дата его смерти до сих пор остается предметом научных споров (4,980-981).
Ат-Тирмизи написал около 80 работ по хадисоведению, фикху и кораническим наукам, в которых рассматривается значение мистического опыта практикующих суфиев. Назовем
НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC \OTKS» № 4(49) 2016
некоторые из них: «Ал-амсал мин аль-китаби ва-с-суннати.», «Будувву-ш-ша'ни Аби Абдаллах Мухаммад аль-Хаким ат-Тирмизи», «Джаваб китаб ар-ра'й», «Джаваб аль-масаиль аллати са'алаху ахлу Сарахс анха», «Хатм аль-авлийа»» «Ас-салату ва макасидуха», «Байан ал-фарк байна-с-садр ва-л-калб ва-л-фуад ва-л-лубб», «Китабу исбат ал-илал», «Китаб ар-рийазати ва адаби-н-нафс», «Ал-калам ало ма'на ла илаха иллаллах», «Маназил ал-курбати», «Навадир ал-усулфимарифатиахбари-р-расул», «Китаб-ул-ихтийатат»и др.
Среди них наиболее известным стал «Хатм аль-аулийа'» («Печать святых»). Ат-Тирмизи первым детально разработал в этом произведении учение о друзьях божьих. Основу его теоретической концепции о святости (вилаяте) составляет понятие «хакк Аллах». Ат-Тирмизи делит друзей божьих на четыре группы: 1) авлийа'у хакк Аллах или садикущ 2) авлийа'у-ллах; 3) сиддикун(искреннейшие); 4) мунфарид (единственный).
Ат-Тирмизи делил авлия на тех, кто стремится неукоснительно соблюдать шариатские предписания и самосовершенствоваться (у ат-Тустари «стремящиеся», «ищущие»), и «истинных друзей бога» (авлия Аллах хаккан). Для группы авлийа'у-ллах хаккан предписаны 10 стоянок (маназил), которые они должны преодолеть: 1) джабарут (великолепие); 2) султан (царствование); 3) джалал (величие); 4) джамал (красота); 5) азамат (могущество); 6) хайбат (импозантность); 7) рахмат(милосердие); 8) баха' (блеск); 9) бахджат(ликование);10) фарданийат(единственность).
В качестве внешних признаков авлийа'у-ллах автор указывает на следующее:
1. Они заняты упоминанием Аллаха (зикр);
2. Они имеют право на правление, и никто не в силах противостоять им;
3. Они отличаются мудростью;
4. Они владеют вдохновением;
5. Обижая их, люди сами накликают на себя беду;
6. Исполнимость их мольбы и чудеса, как ходьба по воде, разговор с Хизром;
7. Все люди восхищаются ими, за исключением завистников (1,348).
Преодолевая каждую стоянку, авлийа'у-ллах хаккан достигает нового наиболее высшего статуса, приближающего его к самой последней стоянке фарданийат.
В дополнение к иерархии стадий мистического познания ат-Тирмизи разделил всех верующих на категории сообразно их близости к Богу. Обычные верующие попадают в категорию авлийа ат-таухид - «[истинных] приверженцев Божественной единственности». Несмотря на их высокий статус, в них все еще остаются остатки желаний, проистекающих из порочных стремлений их низменной души. Над авлийа ат-тавхид ат-Тирмизи помещал четыре разряда «друзей Божьих», которые заслужили особое расположение со стороны Бога. Первую категорию составляют так называемые «искренние» (садикун). Несмотря на свою любовь и преданность Богу, они все же не могут полностью отречься от мирских привязанностей. Поэтому каждый из них вовлечен в нескончаемую борьбу со своей низменной душой с целью избавиться от ее желаний и дьявольских наущений. «Искренние» стремятся добиться полного контроля над членами своего тела, которые являются орудиями низменной души. Они неукоснительно выполняют требования Божественного закона, однако сверхобязательные акты поклонения Богу они совершают лишь из страха перед своей низменной душой, которая стремится сбить их с Праведного пути. В конечном счете, они вынуждены просить Бога о милости в надежде на то, что это поможет им достичь большего совершенства. Их местонахождение предопределено в «Байт-ул-'изза», тогда как «свободные и благородные» (ахрар кирам) находятся на седьмом небе в «Байт-ул-ма'мур». Если «искренним» удается достичь следующей стадии и примкнуть к рангу «свободных и благородных» (ахрар кирам), то Бог ниспосылает им свет Своей близости и милости. Он поселяется между сердцем и низменной душой подвижника, помогая ему тем самым бороться с порывами и желаниями, исходящими от нафс. Однако даже на этой высокой стадии совершенства низменная душа не утрачивает способности воздействовать на верующего своими наущениями. Только тот, кто сможет ее одолеть раз и навсегда, сможет подняться до следующего ранга «друзей Божьих» (3,126).
В эту категорию входят сорок «искреннейших» (сиддикун).Сиддикун также не до конца освободились от влияния своей низменной души, однако они полностью охвачены любовью к Богу. От подвижников двух первых рангов они отличаются тем, что способны получать вдохновение непосредственно от Бога и видеть провидческие сны. Находясь на этой стадии совершенства, «сиддикун» постепенно усваивают десять добродетелей, которые соответствуют
НОМАИ ДОНИШГОХ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» 8С1Е^ШС ШТЕ8» № 4(49) 2016
десяти основным Божественным атрибутам. Каждую из этих десяти добродетелей «друг Божий» приобретает, исполнив условия, присущие тому или иному Божественному атрибуту.
Подвижник, достигший десятой добродетели - Божественной единственности, - обретает статус представителя Бога на земле. Такого «друга Божьего» ал-Хаким ат-Тирмизи называл «единственным [в своем роде]» (мунфарид). Его положение ставит его почти на один уровень с пророками и конечно же выше остальных сиддикун. Мунфарид обладает многими качествами, присущими пророкам, включая способность получать Божественные откровения через «провидческие сновидения» (1,333).
Из многочисленных идей ат-Тирмизи самой противоречивой было его учение о «печати святых» (хатм ал-аулийа), т.е. самом главном «друге Божьем», который завершает цикл святости. Некоторые исследователи, как А.Корбен, А.Д.Кныш и др. допускают, что Ат-Тирмизи вполне мог заимствовать эту идею у современных ему ши'итских мыслителей, приписывавших статус последнего «мессии» и «избавителя» своему «скрытому» имаму, которого они помимо всего прочего считали проводником Божественной милости в этот мир. Эта ши'итская концепция сформировалась в ответ на суннитское представление о Мухаммаде, как о «печати пророков» (т.е. в последнем звене в цикле пророчества, после кончины которого непосредственная связь между Богом и Его общиной напрочь прекращается) (3,127).
Он выделил праведников (сиддикун), которые борются с плотской душой (нафс), опасаясь ее превосходства; «благородные великодушные» (ахрар кирам) в силу света близости и милости успешно противостоят нафсу, однако также могут подвергаться ее наущениям; сорок праведников (сиддикун) полностью охвачены любовью к Богу и имеют непосредственное общение с Творцом через сны, но не полностью освободились от влияния нафса. Полностью преодолеть ее влияние способен только «единственный» (мунфарид), статус которого достигает статуса пророков (анбийа) и посланников (русул). Он стоит во главе иерархии святых, являясь «полюсом» (куб), «печатью святости» (хатм ал-аулийа'). Святые — гаранты мирового порядка и правители мира. Ат-Тирмизи ратовал за признание за святыми возможности совершать чудеса (2,159-160).После ат-Тирмизи в суфизме утвердилось представление об иерархии мистиков, признанных совершенными. В трактате «Печать святых» он подробно рассматривает возможность достижения состояния просветления и святости, предлагая два пути -неукоснительного соблюдения требований шари'а и тарика, или же через Божественную благодать.Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа). Также ученый характеризует в своем произведении внутренние и внешние признаки авлийа'у-ллах, с которыми Аллах общается непосредственно (тахдис). Для мухаддасов также имеются стоянки (маназил) и Бог дарует им от трети до половины дара пророчества (нубуввата). И лишь хатм ал-анбийа достойны наибольшего дара пророчества (7).В качестве внутренних атрибутов (батиниййа) авлийа'у-ллах ат-Тирмизи называет тахдис -Божественное откровение. При этом умиротворение сердец друзей Божьих указывает на божественность хадиса. Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление о буддийских, христианских и манихейских учениях, влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники, отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний, называли его «Аль-Хаким аль-Тирмизи» - «мудрец из Термеза».Таким образом, вилаят по теории ал-Хакима ат-Тирмизи, это восхождение подвижников (сулуки солик) по стоянкам, соответствующим атрибутам Аллаха, использование которых придает духовную силу и могущественное влияние в мире, а также приближает их к рангу посланников и пророков. В своих трудах ат-Тирмизи не ставит друзей Божьих (авлийа) выше пророков (анбийа), однако впервые среди суфийских мыслителей он подробно обосновал место святых подвижников, фактически уровняв их в правах с «посланниками» (русул) и пророками (анбийа). Он заявил: «Пророчество (ан-нубуввату) нуждается в доказательстве, а святость (аль-вилайату)- само доказательство». Это и явилось нововведением в суфизме того времени и вызвало бурю негодования и недовольства среди его современников. Он подчеркивает свое превосходство над своими оппонентами, в числе которых были му'тазилиты, философы и правоведы (факехи), и отвечает на их нападки резкими словами и выражениями, как например «глупец», «невежда», «безграмотный» и т.п. Более того ат-Тирмизи считает себя высшей личностью, прошедшей все стоянки святости и достойной титула «заместитель Пророка».
Таким образом, ал-Хаким ат-Тирмизи впервые в истории суфизма четко формулирует и описывает теорию о правдивости (сиддикийат)/вилайат и атрибутах «печати святых», которого
НОМАИ ДОНППП ОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES* № 4(49) 2016
он называет высшим заместителем Пророка.Ат-Тирмизи утверждал, что святость (вилайа) ограничена во времени, поскольку она, подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью, которая должна проявиться при конце света. Идеи ат-Тирмизи изложены на основе коранических аятов, хадисов и личном суфийском опыте.
Духовное и интеллектуальное наследие аль-Хакима ат-Тирмизи, сочетающее в себе не только элементы, присущие различным направлениям мусульманской мысли, но и следы неоплатонической и пифагорейской мысли, оставило глубокий след во всей последующей истории исламского мистицизма. Оно явилось началом систематизации исламского мистицизма. Влияние его учения ощущается в идейном наследии последующих мыслителей, в том числе выдающегося суфийского «святого» и проповедника 'Абд ал-Кадира ал-Джилани и великого суфийского поэта и философа Ибн ал-'Араби.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Аль-Хаким, ат-Тирмизи, Абу Абуллах Мухаммад ибн Али ибн Хасан. Хатм ал-авлийа/Х.Тирмизи. -Бейрут, б.г., 446 с.
2.Башарин П. В., Ю. А. Аверьянов. Суфизм среди таджиков/П.В.Башарин,Ю.А.Аверьянов//Таджики:история, культура, общество- Спб, 2014-С.158-190.
3 Кныш, А.Д. Мусульманский мистицизм/А.Д.Кныш.- М.-2014.- 464 с.
4.Ноджи, Мухаммадризо. Культура и исламская цивилизация в государстве Саманидов/М.Ножди.-Душанбе, 2011.- 1295 с.
REFERENCES:
1.Al-Hakim, of an at-Tirmizi, Abu Abullakh Mahomed ibn Ali ibn Hassan. The seal of the saints/H. Tirmizi. - Beirut, B., 446 р.
2.Basharin, P. V.Yu. A. Averyanov. Sufism among Tajiks/P.V.Basharin, Yu. A. Averyanov//Tajiks history,culture,society,Spb. ,-P.158-190
3 Knysh, A. D. Muslim mysticism/ A. D. Knysh.- M.,2014.- 464 p.
4.Nodzhi, Mukhammadrizo. Culture and an Islamic civilization in the state of Samanids/M. Nodzhi. -Dushanbe, 2011.-1295 p.
Аль-Хаким ат-Тирмизи и его взгляды о святых в «Хатм аль-авлийа'»
Ключевые слова: аль-Хаким ат-Тирмизи, хадисоведение, фикх, коранические науки, «Хатм аль-аулийа'»
В статье анализируется концепция выдающегося средневекового ученого и мыслителя аль-Хакима ат-Тирмизи о вилаяте (святости), иерархии друзей Божьих (авлийа), атрибутах «печати святых» (хатмаль-авлийа) на основе его произведения «Хатм аль-авлийа'». Оно явилось началом систематизации исламского мистицизма. Обосновывается мысль о том, что влияние учения аль-Хакима ат-Тирмизи ощущается в идейном наследии последующих мыслителей, в том числе выдающегося суфийского «святого» и проповедника Абд ал-Кадира ал-Джилани и великого суфийского поэта и философа Ибн ал- 'Араби.
Al-Hakim of an at-Tirmiza and his views about Saints in his "The seal of Saints"
Keywords: al-Hakeem at-Tirmizi, Hadith studies, Fiqh, Quranic sciences, "Hatm al-avliya'"("The seal of Saints").
This article analyzes the concept of the great medieval scientist and thinker al-Hakeem at-Tirmizi, about the sanctity, hierarchy of God's friends (an avliya) and attributes of "the seal of Saints " (khatm al-avliya) on the basis of his work " The seal of Saints". It was the beginning of systematization of Islamic mysticism. Influence of his doctrine is felt in ideological heritage of the subsequent thinkers, including Sufi "Saint" and preacher 'Abd al-Qadeer Jilani and the great Sufi poet and the philosopher Ibn al-Arabi Сведения об авторе:
Гафарова Умеда Абдуллаевна, доктор филологических наук, профессор, декан факультета восточных языков Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:
Gaforova Umeda Abdulloevna, doctor of philological sciences, professor, the dean of the Faculty of oriental languages of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]